Нежный полицейский (фильм, 1978)
- 1 year ago
- 0
- 0
Полицейский роман ( англ. police novel , также англ. police procedural , полицейский детектив , в СССР и некоторых странах бывшего соцлагеря — милицейский детектив ) — жанр литературного произведения , лежащий на стыке детектива и производственного романа .
В полицейских романах, как правило, отсутствует многоуровневая дедукция , в отличие от классического детектива герой которого (независимо от профессии) — одиночка, оружие которого — наблюдательность, аналитические способности и жизненный опыт («маленькие серые клеточки» Эркюля Пуаро ), сыщик из «полицейского детектива» — часть системы правоохранительных органов .
Герой полицейского романа как правило достаточно зауряден, он обычный работник розыска и не претендует на гениальность. В отличие от классического детектива , здесь часто изображается его личная жизнь (нередко — не лучшие её стороны, такие как алкоголизм, измены супруге и развод, и т. д.), при этом какие-то её эпизоды могут так или иначе пересекаться с криминальным сюжетом книги .
Отдельная разновидность полицейского романа — ( англ. forensic pathologist procedural ). В этом поджанре работают, в частности, Патрисия Корнуэлл и Кэти Райх . Сохраняя характерную для производственного романа реалистичность полицейской процедуры, благодаря смещению фокуса на работу судмедэкспертов (и, в более широкой трактовке жанра — экспертов - криминалистов вообще) произведения этого жанра во многом возрождают традиции классического детектива : раскрытие преступления в исполнении учёных-экспертов, а не полицейских, снова становится прежде всего решением интеллектуальной задачи .
В числе предшественников полицейского романа можно назвать ещё « Лунный камень » (1868) — знаменитый роман Уилки Коллинза , в котором сыщик из Скотленд-Ярда расследует пропажу ценного бриллианта . Прототипом сыщика Каффа послужил реальный полицейский — сержант .
Во Франции , параллельно с Коллинзом, Эмиль Габорио пишет свои романы об агенте сыскной полиции . Прототипом Лекока послужил Эжен Франсуа Видок — создатель французской уголовной полиции и уголовного розыска как такового, оставивший после себя автобиографические « ». Именно Габорио, а вслед за ним — Жоржа Сименона — автора серии романов о комиссаре Мегрэ , начатой на рубеже 1920—1930 годов, критики считают авторами, заложившими фундамент жанра полицейского романа .
Сам термин «полицейский роман» пришёл в английский и русский языки из французского . Хотя французский термин (фр.) в современной французской литературе понимается достаточно широко, являясь, фактически, синонимом криминального романа вообще, романы о Мегрэ по большей части вполне вписываются в устоявшиеся за пределами Франции современные рамки «полицейского» жанра , хотя, в сравнении с современным «процедуралом» Сименон зачастую больше концентрируется на личности Мегрэ, чем на коллективной полицейской работе .
Что до англоамериканского криминального жанра, то в отличие от Франции, в романах написанных до Второй мировой войны , полицейские играют второстепенную роль. Изредка главные герои довоенных детективов служили в полиции, но при этом они оставались не слишком скованными буквой закона одиночками и от частных сыщиков поведением почти не отличались .
Как отмечают критики, первым по настоящему полицейским романом в Соединённых Штатах стала книга 1945 года V as in Victim . Нередко цитируют ведущего книжного обозрения The New York Times Энтони Бучера , именно так определившего это произведение.
Герои этого романа — двое нью-йоркских полицейских Митч Тейлор и Джуб Фримен. Джуб «унаследовал» свою фамилию от умершего в 1943 году британского писателя-детективщика и ведёт себя подобно сыщикам-интеллектуалам из классических детективов , однако его напарник Митч — представляет уже другой, куда более реалистичный типаж полицейского .
Хотя Митч Тейлор для автора был скорее экспериментом в рамках традиций довоенного детектива, закончившаяся Вторая мировая война меняет отношение американского общества к насилию и полиции . Начиная с полицейский детектив в США начинает вытеснять крутой детектив (который, в свою очередь, подвинул в со своих позиций детектив классический). Так в 1952 году написал роман « » (с англ. — «В последний раз она носила»), который он уже сознательно позиционирует как реалистичное произведение о полицейском расследовании . Переход от классического детектива к крутому, а от крутого — к полицейскому являются вехами эволюции криминально-детективного жанра от романтизма к реализму .
Одним из самых популярных авторов полицейского романа стал Эд Макбейн (1926—2005), создавший серию романов о 87-м полицейском участке . Первый роман этой серии, озаглавленный « Ненавидящий полицейских » (Cop Hater), появился в 1956 году . Именно эта серия сделала полицейский роман по настоящему популярным в Соединённых Штатах жанром .
«Советский детектив» всегда тяготел скорее к производственному полицейскому (точнее «милицейскому») роману, чем к собственно детективу , унаследовав многие особенности французского полицейского романа . К этому жанру относится и такие классические для советского детектива произведения, как « Дело „пёстрых“ » Аркадия Адамова (1956), « Петровка, 38 » Юлиана Семёнова (1963) (и его экранизация ), « » Виля Липатова (1968) и поставленные по нему фильмы об Анискине , « Эра милосердия » братьев Вайнеров (1975) , фильм « Золотая мина » (1977), телесериал « Следствие ведут ЗнаТоКи » (1971—1989) и др.
Производственным романом о милиции в чистом виде являются и произведения Андрея Кивинова , положившие начало телесериалу «Менты» . К этому же жанру по большей части относится и цикл Александры Марининой о следователе Каменской и многие другие произведения детективного жанра, написанные в постсоветской России. .
Если детективный роман, часто, больше концентрируется на личности преступника, а сыщик -детектив представляется персоной полностью сформировавшейся, статически-идеальной, сыщик из полицейского романа — живой человек, работающий в коллективе коллег. В лучших образцах советского милицейского романа молодой следователь в ходе своей работы зачастую проходил проверку как на профессионализм, так и на свои человеческие качества, в них показан не только его профессиональный, но и личностный рост .
Скандинавский полицейский роман получил мировую известность благодаря серии из десяти книг о Мартине Беке , которые написали в 1965—1975 годах супруги Май Шёвалль и Пер Валё . Профессиональные журналисты, имевшие левые убеждения, вдохновлённые примером Эда Макбейна, они рассматривали романы о полицейских не просто как развлекательное чтение, но и как повод начать разговор о наболевших проблемах общества, считая преступление прежде всего следствием социальной напряжённости. Их книги стали не только блестящим образцом полицейского детектива, но и своего рода портретом Швеции 1960-х годов .
Традиции Шёвалль и Валё продолжил, в частности, Хеннинг Манкель своей серией романов об инспекторе . Современный шведский детектив, получивший начиная со второй половины XX века признание во всём мире, отличается интересом к социальным проблемам, нередко показывает работу полиции изнутри, и, как отметила в 2016 году Елена Топильская , как и в России, в Швеции детективный жанр тяготеет к производственному роману , рассказывающему о буднях следствия .
Всеми признаками полицейского романа нередко обладает «криминальная» составляющая фантастического детектива . Ярким примером такого произведения является роман Айзека Азимова « Стальные пещеры ». Однако, как показывает в том числе этот пример, фантастика может вносить в детективный сюжет нехарактерную для криминального романа эпическую составляющую: вопросы, далеко выходящие за пределы, характерные для детективной беллетристики . Подобный выход за пределы жанра полицейского романа, при сохранении большинства его внешних признаков, нарочито обыгрывают братья Стругацкие в своём « Отеле „У погибшего альпиниста“ » .