Interested Article - Откровение

Открове́ние , в религии и теологии — разнообразное открытие Богом себя самого и своей воли людям. Откровение может исходить как непосредственно от Бога , так и через посредников. В некоторых религиях существуют священные тексты , которые рассматриваются в качестве богооткровенных. Обычно к религиям откровения относят три авраамические религии иудаизм , христианство и ислам . Однако близкое понятие откровения присутствует и в других религиях (в частности, в зороастризме и индуизме ).

Типы откровений

Сверхъестественное (божественное) откровение

В богословии различают сверхъестественное (божественное) откровение ( Supernatural / Special Revelation ) и естественное откровение ( Natural / General Revelation ). К первому относят Священное Писание ( Библия ) и (в исторических церквях ) Священное Предание . Под вторым понимается открытие Богом себя через своё творение, материальный мир. Таким образом предполагается, что для постижения существования Бога, а также установленных им нравственных законов не требуется прямого божественного вмешательства, а достаточно человеческого разума. Считается, что впервые понятия божественного и естественного откровения были сформулированы Фомой Аквинским .

Позиция Православной церкви в отношении божественного и естественного откровения резко отличается от позиции Протестантской и Католической церквей, которые подчёркивают различие между этими двумя видами откровения и склонны утверждать, что естественного откровения для спасения недостаточно. В православном христианстве не делается сущностного различия между божественным и естественным откровением: божественное откровение лишь указывает на проявления естественного откровения в исторических событиях и лицах .

Естественное откровение

В христианской традиции существует понятие естественного откровения ( Natural revelation ), называемого также повсеместным, общим (в значении всеобщего обладания) ( ). Под этим понятием понимается открытие Богом самого себя посредством сотворённого мира, природы, и открытие Богом нравственных законов людям внутри их совести . Отличительная особенность этого типа откровения заключается в том, что для постижения его не требуется никакого сверхъестественного вмешательства, но достаточно способностей разума человека .

Священные писания вне христианства

В иудаизме сверхъестественное откровение признаётся особенным образом в Торе , а затем — в других книгах Танах . Иудеи считают, что откровение закона — Тора, содержащая 613 заповедей , дана еврейскому народу, но в числе этих заповедей содержатся Семь заповедей Ноя , которые даны для всего человечества .

В исламе откровение посредством священной книги признаётся за Кораном .

В зороастризме священной книгой, передающей откровение, является Авеста .

В индуизме также имеются книги, почитаемые священными и богооткровенными . Некоторые из них содержат идеи монотеизма . Самые известные из них — четыре Веды и Бхагавадгита.

Частное откровение

В религиозных традициях присутствуют предания и свидетельства о сверхъестественных переживаниях и явлениях верующим, чаще всего — признанным святыми . Такие переживания и явления, ниспосланные определённым лицам, в христианском богословии называют частными откровениями ( ). Частные откровения помогают верующим в их духовной жизни, однако, в христианстве вера в них не рассматривается необходимой для спасения .

Продолжающееся откровение

В некоторых религиозных традициях и конфессиях существует вера в непрерывно продолжающееся откровение Бога ( ), которое не ограничено религиозной традицией . К числу таких традиций относятся, к примеру, квакеры , пятидесятники и харизматы , мормоны , бахаи .

Экзистенциональная теология

Некоторые теологи предприняли попытки переосмыслить традиционные представления об откровении при помощи философии экзистенциализма . Они отошли от богословских концепций, в которых центром откровения представлено послание священных текстов, которые люди обязаны принять и исполнять. Так, Мартин Бубер понимает откровение как диалог между человеком и Богом. В его концепции откровение — это не просто принятие книг и заповедей Бога, но встреча человека с Божественным присутствием, которая стимулирует ответ со стороны человека . Франц Розенцвейг в той же концепции откровения как диалога подчёркивает зависимость откровения от воли Бога, который открывается по своему усмотрению в различные эпохи и различным людям. Через откровение Бог устанавливает отношения Завета с людьми, которые отвечают на это конкретными поступками . Пауль Тиллих утверждает, что Бога нельзя искать как некую «небесную личность». Бог — это подлинные основы существования. Грех есть не просто нарушение внешних законов и заповедей, а потеря самого себя. Иисус Христос преодолевает социальное и личное отчуждение .

См. также

Примечания

  1. Stuart. (нз. англ.) . Thinking Matters (25 сентября 2009). Дата обращения: 29 августа 2020. 18 сентября 2020 года.
  2. . www.pravenc.ru . Дата обращения: 29 августа 2020. 15 июля 2020 года.
  3. Думитру Станилоэ. Православное догматическое богословие. — 1978.
  4. Протоиерей Серафим Слободской . от 23 мая 2009 на Wayback Machine
  5. Зеэв Гейзель. Еврейская традиция. от 3 апреля 2015 на Wayback Machine
  6. от 11 октября 2011 на Wayback Machine // Catholic Encyclopedia .
  7. B. A. Robinson от 28 июня 2011 на Wayback Machine // Ontario consultants of religious tolerance
  8. Hodge, Charles . Systematic Theology. Vol. 1.Peabody: Hendrickson Publishers, 2003. — P. 446 . ISBN 1-56563-459-4
  9. Бубер М . Я и Ты
  10. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  11. Розенцвейг Ф . Звезда спасения
  12. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  13. Тиллих, П . Систематическое богословие, т. 1

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Откровение