Interested Article - Миланский эдикт

Мила́нский эди́кт ( лат. Edictum Mediolanense ) — соглашение ( ), достигнутое в июне 313 года римскими императорами Константином и Лицинием при встрече в Медиолане ( Милане ). Провозглашало религиозную терпимость на территории Римской империи . Считается переломным моментом на пути превращения христианства в официальную религию империи.

Предыстория

К началу IV века христианскую религию исповедовал каждый десятый житель Римской империи, то есть в общей сложности не менее 6 млн человек .

Миланский эдикт стал логическим продолжением , выпущенного императором Галерием 30 апреля 311 года. Никомедийский эдикт легализовал христианство и разрешал отправление обрядов при условии, что христиане будут молиться о благополучии государства и императора . При этом эдикт 311 года не давал христианам того, что они просили, в целом не сыграв той роли, которую ему на словах приписывал Галерий. В частности, христианам не были возвращены изъятые при Диоклетиане культовые сооружения (храмы, кладбища, памятники) и иное имущество. Не были также оговорены компенсации за уничтоженные памятники, храмы, драгоценности и др.

Миланский эдикт пошёл намного дальше. Он был направлен всем главам провинциальных администраций империи. Евсевий Кесарийский пишет: « …Константин и с ним Лициний, ещё не впавший в безумие, впоследствии им овладевшее, почитая Бога дарователем всех ниспосланных им благ, единодушно издали закон, для христиан совершенно превосходный. Они послали его Максимину, который ещё правил на Востоке и заискивал перед ними » .

Содержание

Собственно сам эдикт до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде « О смертях гонителей ». Кроме текста на латинском, который приводит Лактанций, сохранился перевод на древнегреческом, сделанный с латинского до 325 года. Этот перевод Миланского эдикта приводит Евсевий Памфил в своей книге . Данные два текста, на латинском и на древнегреческом, отличаются тем, что в латинском тексте отсутствует вступительная часть:

В соответствии с Миланским эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии . Эдикт особенно выделял христиан и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривал компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам .

Традиционно считалось, что Миланский эдикт провозгласил христианство единственной религией империи. По более современному мнению, эта точка зрения не находит подтверждения как в сохранившихся пересказах эдикта, так и в обстоятельствах его составления . Так, В. В. Болотов отмечает, что «эдикт дал свободу всему населению империи держаться своей религии, при этом не стеснил привилегии язычников и открыл возможность перехода не только в христианство, но и в другие, языческие культы» .

Примечания

  1. // Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — 1-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947.
  2. Миланский эдикт // Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. С. И. Вавилов . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1949—1958.
  3. . Дата обращения: 17 июня 2022. 8 июня 2022 года.
  4. Евсевий Памфил от 3 июля 2023 на Wayback Machine
  5. Евсевий Памфил от 4 марта 2018 на Wayback Machine
  6. Поснов М. Э. от 4 августа 2016 на Wayback Machine .
  7. Воробьева Н.Н. Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX - начала XX в. Омск, 2005. С. 110. ISBN 5-7779-0585-4

Ссылки

  • (англ.)
  • Павел Кузенков
Источник —

Same as Миланский эдикт