Каламбур (тележурнал)
- 1 year ago
- 0
- 0
Кала́м ( араб. الكلام — слово , речь ) — в средневековой мусульманской литературе: всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам . Калам называют также рационалистической теологией и одним из основных направлений арабо-мусульманской философии , отмечая, что недопустимо считать калам мусульманской ортодоксией .
Обращение к разуму как к высшей инстанции — это то, что объединяло калам и фальсафа и отличало их представителей ( мутака́ллимов и фалясифа) от догматиков-салафитов , с одной стороны, и мистиков-суфиев — с другой. Различие же между мутакаллимами и представителями фальсафа в том, что для первых отправной точкой рассуждений были нормативные принципы ислама и проблематика, характерная для этой религии, а для вторых — нормативные принципы разума и античные модели философствования . Оформился в VIII веке .
Калам возник и начал развиваться в ходе дискуссий, зародившихся в исламе с появлением таких религиозно-политических группировок, как хариджиты , кадариты , джабриты и мурджииты , а также дискуссий с представителями немусульманских верований. В таких дискуссиях выработался присущий каламу метод рассуждения, основанный на символико-аллегорическом толковании Корана и исключающий ссылки на авторитетов при аргументации своей позиции , а также формировалась его проблематика: предметом обсуждения становились вопросы о единстве бога и соотношении сущности и атрибутов Всевышнего , об ответственности человека за свои деяния (о свободе воли и предопределении), о качествах, необходимых для халифа , для имама , о том, какой человек считается истинно верующим мусульманином , какой — неверующим, а какой — совершившим тяжкий грех , вопросы о сотворённости или несотворённости Корана во времени .
Свойственные каламу метод и проблематика впервые встречается в творчестве аль-Джада ибн Дирхама (казнён ок. 742 г.), который выдвинул требование опираться только на разум и подвергать противоречащие ему стихи Корана символико-аллегорическому толкованию ( тавиль ); ал-Джааду принадлежат мысли о невозможности приписывать богу вечные положительные атрибуты и о сотворенности Корана во времени . Его ученик Джахм ибн Сафван (казнён в 745 г.) развивал идеи учителя, говорил о способности разума независимо от откровения отличать добро от зла. Аль-Джад, Джахм ибн Сафван и ученик Джахма предваряли своими взглядами идеи первой крупной школы калама — школы мутазилизма .
Расцвет мутазилитского калама приходится на первую половину IX века. Начиная с правления аль-Мутаваккиля (847—861) мутазилизм стал подвергаться преследованию. В этих условиях попытка легализировать калам была предпринята Абу-ль-Хасаном аль-Ашари (873—935). Он стал основателем новой школы калама, которая получила название по его имени. Крупнейшими представителями ашаризма были аль-Бакиллани (ум. в 1013 г.), аль-Джувейни (ум. в 1085 г.), аш-Шахрастани и Фахруддин ар-Рази .
С XIII века начинается сближение калама и фальсафа . Со стороны мутакаллимов это сближение было подготовлено творчеством аш-Шахрастани и ар-Рази, а со стороны фалясифа — творчеством Насруддина ат-Туси .
Между ашаритами и матуридитами существуют непринципиальные отличия, касающиеся второстепенных вопросов религии .
Вопрос | Позиция ашаритов | Позиция матуридитов |
---|---|---|
1. Есть ли у Аллаха предвечный атрибут Таквин (способность творить)? | Таквин — это не отдельный атрибут Аллаха, а производная от атрибутов Воля и Могущество. | Таквин — это предвечный атрибут Аллаха. |
2. Можно ли услышать Речь Аллаха? | Можно | Нельзя |
3. Может ли Аллах описываться качеством «хикма»? | «Хикма» Аллаха относится к «знанию и мудрости» и не может быть отнесено к «совершенству в творении». | Может, независимо, означает ли оно «знание или мудрость» или «совершенство в творении». |
4. С чем связано «довольство» ( рида’ ) Аллаха? | Довольство Аллаха связано со всеми действиями творений (повиновением и неповиновением). | Повиновение происходит по довольству Аллаха, а неповиновение не по его довольству. |
5. Может ли Бог возложить на человека больше, чем он может выполнить? | Теоретически Аллах может возложить на человека больше, чем он может выполнить, но это невозможно, исходя из откровения. | Аллах не возлагает на человека больше его возможностей. |
6. Можно ли дойти разумом до возложенных на человека обязанностей (таклифа)? | Вопросы таклифа могут быть поняты только через откровение , а не через разум. | До некоторых обязанностей, возложенных на человека, можно дойти с помощью разума. |
7. В чём разница между счастьем и несчастьем? | Счастье ( рай ) и несчастье ( ад ) можно отнести к человеку только в момент смерти. | Несчастный человек может в конечном счёте оказаться счастливым и наоборот. |
8. Может ли неверие быть прощено? | Рационально допустимо для неверного получить прощение, но невозможно согласно текстам откровения. | С точки зрения разума и с точки зрения откровения, невозможно. |
9. Может ли оказаться, что верующие будут вечно в Аду и наоборот? | Теоретически (с точки зрения разума) это допустимо, но невозможно, исходя из откровения. | Вечный Ад для верующего и вечный Рай для неверного — это невозможно и с точки зрения разума и откровения. |
10. В чём разница между исм и мусамма ? | Имя ( исм ) и существо с таким именем ( мусамма ) могут отличаться. | Исм и мусамма — одно и то же. |
11. Может ли женщина быть пророком ? | Теоретически может. | Не может. |
12. Как может называться действие ( фи‘ль ) человека? | Фи‘ль (в истинном смысле) относится к действиям Аллаха, а действие, приобретённое лицом, может называться фи‘ль в переносном смысле. | Действие лица называется приобретением ( касб ), но не творением ( хальк ), а действие Аллаха называется творением, а не приобретением. |