Серге́й Серге́евич Хору́жий
(
5 октября
1941
,
Скопин
,
Рязанская область
—
22 сентября
2020
,
Москва
) — советский и российский
физик-теоретик
, математик,
философ
,
богослов
, переводчик, известен переводом на русский язык произведений
Джеймса Джойса
, в том числе знаменитого романа «
Улисс
», а также
философскими
и
богословскими
исследованиями аскетической практики
исихазма
. Автор термина «
философский пароход
» (в 1990 году опубликовал в двух номерах «
Литературной газеты
» статью с таким названием).
Биография
Родился в г. Скопине. Отец — Сергей Гаврилович Корнилов, военный полярный лётчик, затем военный и партийный работник в
Пинске
, погиб в бою в 1941 году, в первые дни
Великой Отечественной войны
. Мать —
Вера Захаровна Хоружая
, деятель Коммунистической партий Западной Белоруссии, Польши и СССР, одна из руководителей
партизанского подполья
в Витебске, Герой Советского Союза, погибла в 1942 году. Воспитывался родственниками матери.
В 1958 году, после окончания средней школы в Москве, поступил на
физический факультет МГУ
. В 1964 году окончил его на кафедре квантовой теории и статистической физики, руководимой академиком
Н. Н. Боголюбовым
. В 1967 году окончил аспирантуру
Математического института им. В. А. Стеклова
(МИАН) под руководством
М. К. Поливанова
. Тема кандидатской диссертации — «Проблемы аксиоматической теории рассеяния». Сотрудник МИАН (с 1967 года). Доктор физико-математических наук (1976). Тема докторской диссертации — «Алгебраическая квантовая теория поля с правилами суперотбора».
С
1993 года
— действительный член
РАЕН
. Профессор философии
Института философии РАН
. Профессор
Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого
. Профессор кафедры сравнительных исследований религиозных традиций при
ЮНЕСКО
. Основатель и директор
(2005).
Входил в состав
Синодальной библейско-богословской комиссии
Русской православной церкви
.
Жена — Кэтлин Кук-Хоружий (
англ.
Kathleen Cook-Horujy
), переводчица с русского языка на английский (среди переводов — «
Собачье сердце
» Михаила Булгакова). Дочь София.
Умер 22 сентября 2020 года. 25 сентября прошло отпевание в
Храме Троицы Живоначальной
, после которого Хоружий был похоронен на
Пятницком кладбище
.
Научная деятельность
Математическая физика
Философская система
Хоружий является автором синергийной антропологии. Основной областью интересов является
аскетическое учение
восточной церкви:
исихазм
и
умное делание
, которое причудливо соединяется с идеями
экзистенциализма
. Хоружий критикует метафизический и
эссенциальный
взгляд на человека. Взамен предлагает «энергийную» модель («человек как
совокупность
энергий»). Человеческое существование истолковывается как
синергия
, то есть совмещение природного и сверхприродного. Целью этого существования является
теозис
как «онтологическая трансформация», ведущий к преодолению «антропологической границы» и слиянию человека с миром божественного. Оптимальной «антропологической стратегией» (стилем жизни) признается
аскеза
, основанная на «духовных практиках» и «лествице восхождения». Особое место в философии Хоружего занимает тема
виртуальной реальности
, которая воспринимается как образ реальности, выдаваемый за саму реальность, но при этом обладающую «недовоплощенным состоянием», аналогичным алкогольному или наркотическому трансу и галлюцинациям.
Литературная и издательская деятельность
Известен как переводчик и комментатор многих произведений ирландского писателя
Джеймса Джойса
. Совместно с
В. А. Хинкисом
перевёл 1000-страничный роман «
Улисс
». Кроме «Улисса» перевёл «Эпифании», повесть «
Герой Стивен
», первый роман Джойса «
Портрет художника в юности
» и сборник новелл «
Дублинцы
».
Редактор изданий трудов
П. Флоренского
,
С. Булгакова
,
Л. Карсавина
; председатель Комиссии по распространению философского наследия П. Флоренского, Л. Карсавина,
А. Лосева
; член редколлегии журнала «Богословские труды» (теоретические работы).
Член редакционной коллегии научно-богословского альманаха «
Богословские труды
», журнала «Визуальная теология».
Отзывы
Профессор религии и макгрегорский профессор гуманитарных наук
Батлеровского университета
Пол Вальер отмечает, что Хоружий «интегрирует
(англ.)
(
Лосского
,
Мейендорфа
и др. в высоко оригинальную интеллектуальную схему», которая в той же степени имеет связь с современной философией и континентальной феноменологией, как с
традицией
Отцов Церкви
. Вальер указывает, что целью Хоружего является создание «дискурса синергии», с помощью которого возникнет возможность говорить об «арене сотрудничества и диалога человека и Бога», каковой выступает «жизнь мира»
.
Профессор истории
(англ.)
(
Гэри Гамбург
и
ассоциированный профессор
истории
(англ.)
(
Рэндалл Пули отмечают, что в своей книге «После перерыва», которую они считают «вехой», Хоружий «ставит в повестку дня постсоветской философии задачу обретения, при посредничестве
русской эмиграции
, философского наследия, отброшенного
большевистской революцией
, и введения в секуляризованный философский
дискурс
1990-х обильных источников православного богословия»
.
Ассистент-профессор кафедры социологии
Инсбрукского университета имени Леопольда и Франца
Кристина Штёкль отмечает, что оценивает антропологию Хоружего, как
философскую антропологию
открытую для «реальности аскетического опыта», и при этом ею не ограниченную, так и философскую антропологию, которая не являясь по своей сути религиозной, тем не менее находит «место религиозному опыту». Кроме того, Штёкль указывает, что «решающий элемент оригинальности и обновления в философской позиции Хоружего — это его прямое обращение к практике православного
исихазма
, в которой он быстро распознал источник новой антропологии». А также обращает внимание на то, что развитие его антропологии происходит «на основе
рефлексии
восточно-христианской исихастской традиции», которая, однако, в определённое время «покидает эту традицию и становится универсальной антропологической моделью»
.
Публикации
-
на сайте Института синергийной антропологии.
Научные труды
Монографии
-
Введение в алгебраическую квантовую теорию поля. — М.:
Наука
. Глав. ред. физ-мат. лит-ры, 1986. — 304 с.
-
Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. (Написан в 1978.) — М.: Центр психологии и психотерапии, 1991. — 136 с.
-
После перерыва. Пути русской философии. — СПб.:
Алетейя
, 1994. — 448 с. —
ISBN 586050067Х
(ошибоч.)
.
-
«Улисс» в русском зеркале. //
Джойс Дж.
Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3. — М.: ЗнаК, 1994. — С. 363—605. —
ISBN 5-8350-0036-7
.
-
Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. — М., 1995. — 368 с. —
ISBN 5-87583-015-8
-
К феноменологии аскезы. — М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. — 352 с. —
ISBN 5-87121-016-3
.
-
Философия и аскеза. — Нью-Йорк, 1999.
-
Миросозерцание Флоренского. — Томск:
Водолей
, 1999. — 160 с. —
ISBN 5-7137-0117-4
.
-
О старом и новом. — СПб.:
Алетейя
, 2000. — 480 с. —
ISBN 5-89329-234-0
.
-
Исихазм. Аннотированная библиография. / Под общ. и науч. ред. С. С. Хоружего. — М.:
Издательский Совет Русской Православной Церкви
, 2004. —
ISBN 5-94625-090-6
.
-
Очерки синергийной антропологии. — М.:
Институт философии, теологии и истории св. Фомы
, 2005. — 408 с.
-
Опыты из русской духовной традиции. — М.: Изд-во Парад, 2005. — 448 с. —
ISBN 5-7734-0042-1
.
-
Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. Серия: «Bibliotheca Ignatiana. Богословие, Духовность, Наука». — М.: Институт Св. Фомы, 2010.
-
Orthodox Spiritual Tradition and Russian World. Ed. by Orthodox Brotherhood Of Apostles Saints Peter And Paul. Hong Kong. 2010. — 135 р.
-
Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте / Ред. Хоружий С. С.- М. Изд-во «Прогресс-Тради-ция». 2010. — 960 c.
-
Лев Платонович Карсавин. — М.: РОССПЭН. 2012. — 527 с.
-
Исследования по исихастской традиции. Т. 1. К феноменологии аскезы. С.-Петербург: Издательство Русской христианской гуманитарной академии. 2012. — 239 с.
-
Исследования по исихастской традиции. Т. 2. Многогранный мир исихазма. С.-Петербург: Издательство Русской христианской гуманитарной академии. 2012. — 446 с.
-
Practices of the Self and Spiritual Practices. Michel Foucault and the Eastern Christian Discourse. Ed. with an introduction by Christina Stoeckl. Transl. by Boris Jakim. W. B.Eerdmans — Publ. Co. Grand Rapids, Michigan / Cambridge, UK. 2015. — 207 p.
-
«Улисс» в русском зеркале. — СПб.: Азбука, 2015. — 384 с.
-
Социум и синергия: колонизация интерфейса. — Казань: Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016. — 452 с.
-
Spiritual Practice as the Base of New Anthropology [Духовная практика как основа новой антропологии] / Trans. by Baichun Zhang. Sydney (Australia): Russo-Chinese Orthodox Mission of ROCOR in Australia. 2017. — 154 с.
Статьи
-
Владимир Соловьёв и мистико-аскетическая традиция Православия // Богословские труды. М., 1997. — № 33. — С. 234—245.
-
Исихазм в Византии и России: Исторические связи и антропологические проблемы // Страницы. М., 1997. Т. 2. — № 1. — С. 48-61.
-
Исихазм в Византии и России: Исторические связи и антропологические проблемы // Страницы. М., 1997. Т. 2. — № 2. — С. 189—203.
-
Наследие Владимира Соловьёва сто лет спустя // Журнал Московской Патриархии. М., 2000. — № 11. — С. 69-84.
-
// Богословская конференция Русской православной церкви «Учение церкви о человеке» Москва, г/к «Даниловский» 5-8 ноября 2001 г.
-
Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Богословская конференция Русской православной церкви «Учение церкви о человеке» Москва, г/к «Даниловский» 5-8 ноября 2001 г.
-
Алексей Хомяков: учение о соборности и церкви // Богословские труды. М., 2002. — № 37. — С. 153—179.
-
В. Н. Лосский и его исследование о Мейстере Экхарте // Богословские труды. М., 2003. — № 38. — С. 147—149.
-
Метафизика совершенства в трактате христианина-узника [предисловие к работе Л. П. Карсавина «О совершенстве»] // Богословские труды. М., 2004. — № 39. — С. 269—272.
-
Философия Л. П. Карсавина в судьбах европейской мысли о личности // Историко-философский альманах. Вып. 3. М., Современные тетради. 2010. — С. 169—186.
-
Се-тон-жень сюе-юй-ер-ло си-чже-сюе. Ed. by Orthodox Brotherhood Of Apostles Saints Peter And Paul. Hong Kong. 2010. 305 p. (Синергийная антропология и русская философия. На кит. яз.).
-
Естественная теология в свете исихастского Боговидения // Консультативная психология и психотерапия. 2010. — № 3(66). — С. 44-60.
-
Аналитика размыкания человека как методология диагностики антропологических трендов // Человек. RU. Гуманитарный альманах. 2010. — № 6. — С. 13-36.
-
Неопатристический синтез и философия личности // Традиции России и Китая в глобализирующемся мире. Саратов, 2012. — С. 44 — 50.
-
Эмигрантский период в творчестве Л. П. Карсавина // Русская философия в изгнании. Исследования и публикации. М., 2012. — С. 367—396.
-
Страсти // Богословская антропология. Русско-православный / римско-католический словарь. М., 2013. — С. 593—599
-
Совершенство // Богословская антропология. Русско-православный / римско- католический словарь. М., 2013. — С. 518—523.
-
Обожение // Богословская антропология. Русско-православный / римско-католический словарь. М., 2013. — С. 317—324.
-
Исихия // Богословская антропология. Русско-православный / римско-католический словарь. М., 2013. — С. 257—262.
-
Бесстрастие // Богословская антропология. Русско-православный / римско-католический словарь. М., 2013. — С. 134—140.
-
Свет Плотинов и Свет Фавора: мистика Света в неоплатонизме и исихазме // Иеротопия Огня и Света в культуре византийского мира / Ред А. М. Лидов. Москва: «Феория», 2013. — 558 с.
-
Среды и срезы нефилософии // Синий диван. Философско-теоретический журнал. 2013. — № 18. — С. 48-64.
-
Ранний Джойс, или Стивениада до Одиссеи // Дж. Джойс. Дублинцы. Перевод, статья, комментарии С. С. Хоружего. Москва: Иностранка, 2014. — 735 с. — С. 716—735.
-
Философское наследие Владимира Вениаминовича Бибихина (обзор международной научной конференции) [соав. Ахутин А. В., Магун А. В.] // Вопросы философии. 2014. — № 9. — С. 175—181.
-
Постсекуляризм и ситуация человека // Светское и религиозное. Этика взаимодействия в условиях социального многообразия. Ред. М. О. Орлов. ИЦ «Наука» (Саратов). 2014. — 112 с. — С. 3-9.
-
Персоналистские измерения неопатристического синтеза и современный поиск новых модусов субъективности // Георгий Васильевич Флоровский / под ред. А. В. Черняева. — М.: Политическая энциклопедия, 2014. — С. 230—251.
-
Исихазм и культура // Elpis. Czasopismo teologiczne katedry teologiiprawoslawnej Uniwersytetu w Bialymstoku. 2014. — № 16. — С. 143—149.
-
Православная мысль и современная философия // Elpis. Czasopismoteologiczne katedry teologii prawoslawnej Uniwersytetu w Bialymstoku. 2014. — № 16. — С. 137—142.
-
Неожиданное родство: духовная практика и экзистенциальная аналитика // Elpis. Czasopismo teologiczne katedry teologii prawoslawnej Uniwersytetu wBialymstoku. 2014. — № 16. — С. 127—136.
-
Созерцание и общение: две парадигмы духовной практики // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. Томск. 2015. — № 3. — С. 11-27.
-
На путях к новой конституции антропологического дискурса: синергийная антропология // А. Нилогов. Кто сегодня делает философию в России. Т.3. — М., 2015
-
// Культура и искусство. 2016. — № 1 (31). — С. 25-40.
-
Практика Дзэн с позиций синергийной антропологии // Философская антропология. 2015. — Т. 1. — № 2. — С. 184—199.
-
// Studies in East European Thought (Springer Publishers, Dordrecht, Netherlands). 2016. - V. 68. — No 2-3 (September 2016). — P. 1-8.
-
Античная забота о себе и практика исихазма: компаративный анализ (заметки на полях «Герменевтики субъекта» Фуко) // Вопросы философии. 2016. — № 8. — C. 89-102.
-
Protecting human being: Challenges and responses // Realizing oneself and realizing others: Jointly constructing a civilization of All-under- Heaven (Songshan Forum — Dialogue between Chinese and Other World Civilizations). Dengfeng (China): Songshan Forum, 2017. — P. 90-98.
-
«Bracia Karamazow» zperspektiwy antropologii hezychastycznej // Wokol Fiodora Dostojewskiego: Almanach mysli rosyiskiej / Red. J. Dobieszewski. — Warsawa: Uniwersytet Warszawski (Wydzial Filozofiii Socjologii), 2017. — P. 135—178.
-
Heidegger, synergic anthropology and the problem of anthropological pluralism // Heidegger in Russia and Eastern Europe / Ed. by Jeff Love. London; New York:Rowman and Littlefield, 2017. — P. 325—353.
-
Антропология терроризма под лучом исихазма // Русь — Святая Гора Афон: Тысяча лет духовного и культурного единства. Международная научная конференция в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон / Вып. ред. Е. Орлова. М.: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви; Данилов мужской монастырь, 2017. — 544 с. — С. 283—297.
-
Злоключения традиции или Почему нужно защищать традицию от традиционалистов // Вопросы философии. 2017. — № 9. — С. 104—120.
-
The Patristic Idea of Cosmic Liturgy as the Basis of the Relationship between Orthodox Theology and Science // Orthodox Christianity and Modern Science. Tensions, Ambiguities, Potential. Ed. by V.N. Makrides, G.E. Woloschak. Turnhout: Brepols Publishers, 2019. — P. 83-95.
-
The concept of neopatristic synthesis at a new stage // Russian Social Science Review. 2019. Vol. 60. — No 3. — P. 230—252. URL:
.
-
The ethical catastrophe of Russia and the mission of registration // Вестник Свято-Филаретовского Института. 2019. — Вып. 31. — С. 75-94.
-
О нравственной катастрофе и миссии регистратора // Вестник Свято-Филаретовского института. 2019. — Вып. 31. — С. 54-94.
-
// Вопросы философии. 2019. — № 4. — С. 94-107.
-
The Posthuman and the Virtual Man in their modes of socialization // Russian Studies in Philosophy. 2019. — Vol. 57. — No 1. — P. 97-115.
-
How to do without being, or the mechanics of the Lathon // Russian Studies in Philosophy. 2019. — Vol. 57. — No 1. — P. 70-96.
-
The two sorts of hesychast ethics // Russian Studies in Philosophy. 2019. — Vol. 57. — No 1. — P. 40-69.
-
The concept of neopatristic synthesis at a new stage // Russian Studies in Philosophy. 2019. — Vol. 57. — No 1. — P. 17-39.
-
О плюрализме исторических логик // VOX. Философский журнал. 2019. — № 27.
-
Космос христианской надежды // Cierkiewny Wiestnik Warszawska Metropolia Prawoslawna. 2018. — № 4. — С. 18-27.
-
Другой — Чужой — Враг: антропология замыкания и ненависти // Фонарь Диогена. Человек в многообразии практик. Международный антропологический журнал. 2018. — № 3-4. — С. 11-39.
-
От редакции // Фонарь Диогена. Человек в многообразии практик. Международный антропологический журнал. 2018. — № 3-4. — С. 7-10.
-
// Философский полилог. Журнал Международного Центра Изучения Русской Философии. 2018. — Вып. 2 (4). — С. 29-40.
-
Risks to the human future rooted in certain trends of cultural / religious identities. Dialogue among Civilizations and the Human Future. Dengfeng: Songshan Forum, 2019. — P. 54-57.
-
Новейшие тенденции в изучении исихазма // Богословские труды. 2019. Вып. 49. — С. 191—217.
-
Personalistic dimensions of neo-patristic synthesis and modern search for new subjectivities // Theologia (Athens). 2010. 81(4). — С. 407—424.
Участие в телевизионных передачах, док. фильмах
Примечания
-
↑
Choružij, Sergej Sergejevič //
-
-
(неопр.)
Дата обращения: 27 декабря 2020.
8 сентября 2021 года.
-
от 9 декабря 2013 на
Wayback Machine
// Официальный сайт Синодальной библейско-богословской комиссии Русской православной церкви
-
(неопр.)
.
philnecropolis.ru
. Дата обращения: 28 февраля 2023.
28 февраля 2023 года.
-
Valliere P. Modern Russian Theology: Bukharev, Soloviev, Bulgakov. Orthodox Theology in a New Key. Grand Rapids:
(англ.)
(
, 2000. — P. 403.
-
Hamburg G. M., Poole R. M. Introduction // A History of Russian Philosophy 1830—1930. Faith, Reason and the Defense of Human Dignity. / Ed. by G. M. Hamburg, R. M. Poole. — Cambridge:
Cambridge University Press
, 2010. — P. 22.
-
Stoeckl K. New Frontiers in Russian Religious Philosophy: The Philosophical Anthropology of Sergey S. Horujy // Russian Studies in Philosophy. — Vol. 57. — № 1. — 2019. — P. 13.
Литература
Ссылки
-
// Homo ludens. 4 октября 2011. («
Гордон
». 18.12.2003. Участник — Сергей Сергеевич Хоружий)
-
// Homo ludens. 23 сентября 2013.
-
// Homo ludens. 23 сентября 2013.
-
// Homo ludens. 23 сентября 2013.
-
// Православный портал Sobor.by. 3 мая 2015. (25 апреля 2015 в Институте теологии (Минск) состоялась лекция академика С. С. Хоружия «Синергийная антропология: цели, основание, результаты»)
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
Генеалогия и некрополистика
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
|
Романы
|
|
Рассказы
|
|
Пьеса
|
|
Поэзия
|
|
Персонажи
|
|
Исследователи,
переводчики
|
|
Связанные
статьи
|
|