Interested Article - Провинившиеся народы
- 2021-11-10
- 1
« Провинившиеся народы » (также « наказанные народы » ) — официальная формулировка сталинского периода , применявшаяся по отношению к депортированным народам и народам подлежащим депортации. В отношении «провинившихся» народов без какого-либо суда и попыток его имитации (см. « Московские процессы ») карательными органами по указанию Сталина разворачивались « национальные операции » и насильственные переселения, в разное время называвшиеся различными эвфемизмами, которые по мнению некоторых современных историков и правоведов были призваны скрыть их преступную сущность, в предвоенный период — «добровольным переселением», во время войны и в послевоенный период — «депортациями возмездия». В годы войны употреблялась формулировка «особо провинившиеся народы». Из представителей «провинившихся» народов комплектовались трудармии . С правовой точки зрения определение того или иного народа «провинившимся» само по себе преступно, оно отражает преступный характер сталинского режима, полагает правовед С. С. Алексеев .
Предпосылки и история употребления
Впервые формулировка «провинившиеся» применительно к выселяемой этнокультурной общности была употреблена Сталиным в 1920 году, — комментируя решение о депортации терских казаков он заявил: « пришлось выселить провинившиеся станицы ». Сталин всерьёз мнил себя «Вождём трудящихся всего мира» и «Отцом народов» (12 апреля 1936 года в передовице « Правды », написанной, как обычно, под его собственную диктовку, Сталин впервые был назван отцом народов СССР , очевидно подражая Петру I , в 1712 году провозглашённому « Отцом Отечества » ) и сама формулировка подразумевала, что «вину» перед ним, как «Отцом народов», несут не отдельные лица, как это принято в мировой юриспруденции повсеместно (принцип индивидуализации ответственности и наказания), и даже не группы лиц, а целые народы вне зависимости от возраста, пола и статуса, — включая женщин, детей, стариков, и местных же коммунистов и комсомольцев, — «провинившиеся» перед Сталиным , который «дозволял» им искупить свою «вину» (« доказать свою преданность родине » и « искупить свою вину » — были формулировками официально употребляемыми применительно к переселенцам ), переселяя в глухие места вглубь Советского Союза, в азиатскую часть СССР , главным образом — советскую Среднюю Азию (историк А. Б. Зубов называет это « вавилонским смешением культур и народов» ).
«Искупление вины» было столь же недосягаемым, как и возможность возвращения на родину, поскольку практических механизмов для этого не предусматривалось, как и осязаемых критериев «искупления», напротив, создавались препятствия как для нормального обустройства на новом месте, так и для каких-либо попыток самовольно выбраться из ссылки (предварительно направленные в среднеазиатские советские республики сталинские эмиссары разъясняли местному населению, что к ним отправляют не простых «врагов народа», а потому и отношение к ним должно быть особое, как результат отношение к представителям «провинившихся» народов на новых местах нередко было недоброжелательным, по воспоминаниям местных старожилов, хоронили в те годы высланных и особенно их детей очень часто ), а хозяйство выселяемых вместе с их жилищами отдавались чужакам, — поскольку все эти карательные мероприятия осуществлялись во внесудебном и внезаконном порядке, по личному распоряжению Сталина (ни единого опубликованного, то есть несекретного нормативно-правового акта, который регламентировал бы правовые особенности депортаций и правовой статус депортируемых издано не было), обжаловать последствия депортации в законном порядке так же не представлялось возможным. Своеобразным легитимизирующим фактором, скрепившим сложившееся положение вещей, выступила Великая Отечественная война , которая в интерпретации советской пропаганды сакрализовала и предвоенные, и послевоенные репрессии, в свете которой даже массовые депортации «провинившихся» народов рассматривались как заслуженное наказание, а сами репрессированные народы, по выражению Л. В. Малиновского, «выпали из истории».
Разумеется, всё это в корне противоречило фундаментальным принципам марксизма-ленинизма , верным последователем которого провозглашал себя Сталин, что в дальнейшем и было использовано его преемниками для критики и отмены его курса по национальному вопросу . Впоследствии, сталинские меры, направленные против народов СССР, были признаны поздней советской властью, ООН , ПАСЕ , ЕП и другими органами международного сообщества геноцидом и преступлениями против человечности , однако современными ревизионистами и неосталинистами сталинские репрессии оцениваются как акты гуманизма по отношению к депортированным народам, проводившиеся Сталиным для их же блага и т. п., а сами пострадавшие народы выставляются действительно провинившимися (крупнейшим выразителем этой точки зрения являлся философ А. А. Зиновьев , сам участвовавший в годы войны в таких операциях по переселению на Дальнем Востоке и утверждавший, что среди депортируемых корейцев « японских шпионов было как собак нерезанных », — он и С. Г. Кара-Мурза полагали, что Сталин спас «предателей» от «всенародной расправы» в послевоенное время, последний в частности заявил, что депортацией 1944 года Сталин «совершил благодеяние чеченскому народу» ).
Реабилитация
Как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев, и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям?
Сразу после смерти Сталина начался подспудный процесс возвращения «провинившихся» на свои исторические места проживания, с приходом Никиты Хрущёва к власти принявший массовый, полуофициальный характер. Придя к власти, Хрущёв тут же подверг практику массовых переселений, как и вообще всю сталинскую политику по национальному вопросу, острой критике за нарушение ленинских норм и принципов демократии в национальной политике . Однако ввиду того, что все решения Хрущёва в национальной политике по отмене сталинских «преобразований» носили большей частью закрытый характер и не выходили за пределы партийных съездов, а публикация текстов его обличительных выступлений полностью в советской печати состоялась только в 1989 году, в разгар « перестройки » (в том же году депортация целого ряда народов была признана Верховным Советом СССР незаконной и преступной), а сам начатый им процесс реабилитации репрессированных народов был приторможен после его отстранения от власти в 1964 году, вопрос о возвращении репрессированных народов на родные земли остался открытым вплоть до краха советской системы и местами является актуальным до сих пор уже на постсоветском пространстве .
См. также
Примечания
- ↑ Полян П. М. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine . // Мир России . — 1999. — Т. 8. — № 4. — С. 106.
- Некрич А. М. Наказанные народы. // Родина . — 1990. — № 6. — С. 32.
- На официальном уровне термин был употреблён 11 февраля 1943 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) в ходе рассмотрения вопроса о новых депортациях. См.: Наумова Е. Н. Роль войск НКВД в депортации народов Северного Кавказа (на материалах Чечено-Ингушской АССР). // Проблемы отечественной истории . — 2005. — Вып. 1 (9). — С. 212—213. ; Сидоренко В. П. «Для выселения чеченцев и ингушей направить части НКВД». Документы о проведении спецоперации по депортации народов ЧИ АССР. 1943—1944 гг. // Исторический архив . — 2000. — № 3. — С. 67.
- Бешанов В. В. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine . — Мн.: Харвест, 2004. — С. 337.
- ↑ Чернова Т. Н. от 20 февраля 2020 на Wayback Machine . // Наказанный народ : Материалы конференции «Репрессии против российских немцев в Советском Союзе в контексте советской национальной политики». — М.: Звенья, 1999. — С. 261—278.
- Герман А. А. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine . // Немцы Сибири: история и культура : материалы V Международной научно-практической конференции. / Под ред. Т. Б. Смирновой, Н. А. Томилова. — Омск: Наука, 2006. — С. 37.
- Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. — М.: Статут, 1999. — С. 513.
- Соловьева Н. Г. К вопросу о политике репрессий: истоки и современность. // Репрессированные народы — история и современность : материалы республиканской научной конференции. — Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет, 2003. — С. 97.
- Громов Е. С. от 22 апреля 2021 на Wayback Machine . — М.: Эксмо, 2003. — С. 468.
- Костырченко Г. В. от 22 апреля 2021 на Wayback Machine . // Родина . — 2003. — № 2. — С. 8—13.
- Гойченко Д. Д. Сквозь раскулачивание и голодомор. Свидетельство очевидца. — М.: Русский путь, 2006. — С. 337.
- ↑ Шаститко П. М. Обреченные догмы: большевизм и национальный вопрос. — М.: Восточная литература, 2002. — С. 231—232.
- Толстой Н. Д. Жертвы Ялты. — М.: Русский путь, 1996. — С. 137.
- Бердинских В. А. Спецпоселенцы: политическая ссылка народов Советской России. — М.: Новое Литературное Обозрение, 2005. — С. 23, 203.
- Зубов А. Б. История России. XX век: 1894—1939. — М.: АСТ, 2009. — С. 979.
- Подольская И. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine . // Дош : журнал. — 2014. — № 1 (45).
- Бибарсова Н. В. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine . // Великая Отечественная война: уроки и проблемы : научно-практическая конференция, тезисы докладов. — Пермь: Пермский государственный университет, 1995. — С. 38.
- Кузнецов И. Н. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine (электронный ресурс). // Белорусская интернет-библиотека — Белорусское историческое общество : официальный сайт.
- от 22 апреля 2021 на Wayback Machine . / Под ред. Л. Кюнхардта и А. О. Чубарьяна . — М.: Институт всеобщей истории РАН, 2000. — С. 126.
- Малиновский Л. В. История советских немцев в историографии ФРГ. // Вопросы истории . — 1991. — № 2. — С. 240.
- Сусуев З. А. от 22 апреля 2021 на Wayback Machine . — М.: Litres, 2018. — (без постраничной нумерации).
- от 23 апреля 2021 на Wayback Machine . Око Планеты . 27 января 2013.
- Кара-Мурза С. Г. от 22 апреля 2021 на Wayback Machine // Коммунизм, еврокоммунизм, советский строй. — М.: ИТРК, 2000. — С. 131.
- Доклад Н. С. Хрущева о культе личности Сталина на XX съезде КПСС — документы. — М.: РОССПЭН, 2002. — С. 94.
Литература
- Сталинские депортации 1928—1953. / Сост.: Н. Л. Поболь, П. М. Полян. — М.: МДФ, Материк, 2005. — 904 с.
- 2021-11-10
- 1