Список академиков Академии наук СССР
- 1 year ago
- 0
- 0
Макси́м Фаде́евич Ры́льский ( укр. Максим Тадейович Рильський ; 7 [19] марта 1895 , Киев , Российская империя — 24 июля 1964 , Киев , Украинская ССР , СССР ) — советский украинский поэт, переводчик, публицист, общественный и политический деятель, лингвист , литературовед . Лауреат Ленинской премии (1960) и двух Сталинских премий (1943, 1950). Председатель Союза писателей УССР (1943—1946).
Академик Академии наук СССР (1958). Академик Академии наук УССР (1943). Депутат Верховного Совета СССР II—VI созывов.
Отец Максима — Фадей Розеславович Рыльский , этнограф , общественный деятель, экономист и публицист, сын богатого польского дворянина и княжны Дарьи (Дануты) Трубецкой , выпускник Киевского университета. Один из предков Рыльских в XVII веке был киевским городским писарем. Прапрадед Ромуальд был учеником Уманской базилианской школы и во время Колиивщины в 1768 году чудом избежал смерти. Мать Максима, Мелания Фёдоровна, была простой крестьянкой из села Романовка (ныне — Попельнянский район , Житомирская область ).
В 1902 году умер отец Максима, и семья переехала из Киева в Романовку. Максим вначале обучался в домашних условиях, с осени 1908 года — в частной гимназии Науменко в Киеве .
Ещё в детстве познакомился с композитором Н. В. Лысенко , этнографом Д. Н. Ревуцким , актёром и театральным режиссёром Панасом Саксаганским , этнографом и фольклористом Русовым Александром , которые оказали на него большое влияние. Некоторое время жил и воспитывался в семьях Лысенко и Русова. Первый поэтический сборник вышел в 1910 г.
После окончания частной гимназии Науменко в 1915—1918 годах обучался на медицинском факультете Киевского университета Св. Владимира , затем — на историко-филологическом факультете Народного университета в Киеве, основанного при гетмане П. П. Скоропадском , однако из-за гражданской войны и революции ни одного из них не окончил. Занимался самообразованием, изучением языков и музыки.
С 1919 по 1929 год работал учителем в селе, в частности в Романовке, затем в киевской железнодорожной школе, на рабфаке Киевского университета и в Украинском институте лингвистического образования.
Рыльский начал писать рано, первое его стихотворение было опубликовано в 1907 году, а первый юношеский сборник «На белых островах» вышел в 1910 году. Первым зрелым сборником считается «Под осенними звёздами» (1918, переиздан в новом составе в 1926 году).
В 1920-х годах входил в объединение неоклассиков , которое подверглось преследованиям официальной критики за оторванность от проблем социализма. В течение десятилетия вышло 10 поэтических сборников, в частности «Синяя даль» (1922), «Поэмы» (1925), «Сквозь бурю и снег» (1925), «Тринадцатая весна» (1926), «Звук и отзвук», «Где сходятся дороги» (оба в 1929 году), а также несколько книг с поэтическими переводами, среди которых следует выделить перевод поэмы Адама Мицкевича « Пан Тадеуш » (1927). Рыльский свободно владел 13 языками, мог переводить с 30 языков мира .
Как и остальные неоклассики, Рыльский в своём творчестве не реагировал на политические события и на протяжении 1920-х годов совершенно изолировался от советской действительности, лишь изредка в открытой форме высказывая возмущение идейно-политической и литературной атмосферой (особенно в статье «Моя апология, или самооборона» // Большевик (Киев). № 216. 1923, 23 сент.). Такое поведение вызвало острые нападки официальной критики и, в конце концов, привело к аресту Рыльского в 1931 году, после чего он почти год провёл в Лукьяновской тюрьме . После освобождения юморист Остап Вишня на несколько дней взял его к себе в гости в Харьков . Его друзья-неоклассики М. Драй-Хмара , П. Филипович , Н. К. Зеров были репрессированы и погибли в лагерях.
После тюремного заключения направление творчества Рыльского изменилось, и в сборнике «Знак весов» (1932) он продемонстрировал активное принятие советской действительности, благодаря чему пережил годы Большого террора и даже был причислен к официальным советским поэтам. Творчество Рыльского разделилось на два самостоятельных направления — официальное и лирическое, в рамках последнего ему удалось создать независимые от политики произведения, которые до сих пор считаются классикой украинской литературы. Однако это не мешало подвергать его «профилактическим» нападкам; в частности, в начале октября 1947 года «Советская Украина» опубликовала статью «О националистических ошибках М. Рыльского», где поэта обвиняли в «буржуазном объективизме, отсутствии большевистской партийности» и т. п.
С начала 1930-х годов выпустил тридцать пять поэтических сборников, среди которых лучшими считаются «Знак весов» ( 1932 ), «Лето» ( 1936 ), «Украина», «Сбор винограда» ( 1940 ), «Слово о родной матери», «Розы и виноград» ( 1957 ), «Голосеевская осень», «Зимние записи» ( 1964 ), а также четыре книги лирико-эпических поэм, множество переводов славянских и западноевропейских литературных произведений, научные труды по филологии и литературоведению.
В 1943 году избран академиком АН УССР , в 1958 году — академиком АН СССР . В 1943—1946 годах был председателем Союза писателей Украинской ССР . В 1944 — 1964 годах был директором Института искусствоведения, фольклора и этнографии АН Украины.
Член ВКП(б) с 1943 года . Депутат ВС СССР с 1946 года .
Владел украинским , русским , польским , французским и немецким языками, с которых в основном и переводил сочинения . Перевёл на украинский язык более двухсот тысяч поэтических строк, переводил также повести, романы, пьесы . Первым, кто начал учить юного Рыльского иностранным языкам, был его старший брат Иван .
М. Ф. Рыльский умер от рака 24 июля 1964 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище .
Могила Рыльского находится на киевском Байковом кладбище , где захоронены писатели Леся Украинка , Ванда Василевская и Олесь Гончар . Автор надгробия — скульптор Пётр Остапенко — в 2003 году открыл памятник поэту у центрального входа в Голосеевский парк , названный в честь Максима Фадеевича. На данный момент у писателя есть единственный правнук, Даниил Дмитриевич Рыльский , рождённый в городе Ромны .