Interested Article - Георгиевский зал
- 2021-11-07
- 1
Гео́ргиевский зал — зал, расположенный в Большом Кремлёвском дворце . Построен в 1838—1849 годах по проекту архитектора Константина Тона при участии художника Фёдора Солнцева и архитекторов Фёдора Рихтера и Николая Чичагова . Является частью анфилады гербовых парадных помещений, назван в честь ордена Святого Георгия Победоносца , учреждённого в 1769-м .
История
В XVII веке на месте корпуса Большого Кремлёвского дворца, часть которого занимает Георгиевский зал, размещалась Шатёрная палата. Её использовали для хранения царских шатров и походного снаряжения. Рядом находилась Средняя золотая палата, богато украшенная золотом и иконописью с изображениями Страшного суда . Археолог Александр Вельтман указывает, что в здании проводили судебные заседания. Южнее располагалась Панихидная (Столовая) палата, где « патриарх и все власти» обедали во время царских панихид .
В 1838—1849 годах на территории Кремля по проекту архитектора Константина Тона возвели Большой Кремлёвский дворец, ставший главной резиденцией императорской семьи во время пребывания в Москве . В разработке внутреннего убранства комплекса принимали участие художник Фёдор Солнцев и архитекторы Фёдор Рихтер и Николай Чичагов. Строительство дворца началось одновременно с возведением храма Христа Спасителя и символизировало обновление образа Москвы, возрождения её столичных функций. По желанию императора Николая I парадную анфиладу комплекса оформили в соответствии с символикой военных орденов Российской империи . На тот момент, после победы в Отечественной войне 1812 года и роста национального самосознания, эта тематика была востребована. Георгиевский зал назван в честь высшего российского военного ордена Святого Георгия Победоносца . Награда была учреждена в 1769 году .
3 апреля 1849 года состоялось торжественное освящение Большого Кремлёвского дворца. Крестный ход возглавил московский митрополит Филарет с членами императорской семьи. На праздник были приглашены представители знатных семейств, также всем желающим раздали более двадцати тысяч билетов. Многочисленных гостей собрали в Георгиевском зале . В дальнейшем во время императорских мероприятий в помещении присутствовали гражданские чины и представители московского дворянства .
Изначально Георгиевский зал соединялся через переходы в торцевой части с Благовещенским собором . Кроме того, помещение связано с Владимирским залом стеклянными дверями с матовым орденским узором. Первоначально зал был обставлен скамьями и табуретами на позолоченных витых деревянных ножках . Известно, что в 1888 году паркет Георгиевского зала переложили, сохранив оригинальный рисунок .
Во время обстрела Кремля в ходе вооружённого восстания в октябре 1917 года Большой Кремлёвский дворец пострадал меньше других кремлёвских сооружений. После переезда советского правительства в 1918 году в Москву его помещения использовали для размещения государственных аппаратов. Тем не менее, Георгиевский зал дворца был передан в ведение Главнауки , и уже 26 января 1919 года в комплексе провели первую общедоступную экскурсию . К 1924-му Георгиевский зал перешёл в ведение ВЦИК , помещение стали использовать для проведения конгрессов Коминтерна , съездов и встреч на высшем уровне .
В апреле 1941 года интерьеры Георгиевского зала были подробно сфотографированы. После начала Великой Отечественной войны комендатура Кремля провела меры по усилению охраны дворца. Во время бомбардировок крепости в июле того же года один из снарядов весом 250 килограммов попал в Георгиевский зал, пробив потолок дворца между четвёртой и пятой люстрами. Дойдя до пола, бомба не разорвалась, а развалилась; поэтому пострадала только часть паркета, а также своды нижнего этажа. Исследователи отмечают, что снаряд был начинён аммоналом и от взрыва мог пострадать не только Георгиевский, но и соседние залы .
Во время московского парада Победы 1945 года в Георгиевском зале провели приём для участников торжеств. Фотографировать на мероприятии было запрещено, но сохранились зарисовки празднества . В дальнейшем в помещении регулярно проходили приёмы, вручения военных наград, орденов и премий деятелям науки и культуры, а также встречи партийных представителей с гражданами. Зал единовременно вмещал до трёх тысяч человек, поэтому в нём проводили новогодние праздники для пионеров . После первого полёта в космос в Георгиевском зале состоялся торжественный приём в честь космонавта Юрия Гагарина .
В 1968 году проходила масштабная реконструкция внутреннего убранства помещения. Во время работ стены и свод расчистили от слоёв штукатурки и грунтовки , восстановив первоначальную окраску помещения. Также были восстановлены массивные двери в стиле барокко . Для укрепления лепных элементов свода на время ремонта их соединили с другими частями кровли дополнительными нержавеющими пластинами. Общее число таких стяжек превышало несколько тысяч. Специалисты воссоздали позолоченные элементы, частично применяя полимент . Провели фрагментарную реставрацию люстр и заменили отдельные участки паркета, восстановив оригинальную цветовую гамму и отшлифовав поверхность. В 1999-м пол зала снова обновили. В этот период провели исследование древесины , определив породы деревьев. Поверхность пола очистили от лака и воссоздали повреждённые элементы, подобрав идентичные по цвету и фактуре образцы .
Современность
По традиции в Георгиевском зале проводятся встречи президента России с иностранными делегациями. По сложившемуся церемониалу первым в помещение входит глава иностранного государства, которого ожидают сопровождающие и другие участники встречи. После выхода президента России и обмена рукопожатиями первыми располагаются представители российской стороны . В марте 2014 года в зале был подписан договор о вступлении Республики Крым в состав Российской Федерации, юридически оформивший вхождение Крыма в состав России . На церемонии присутствовали Владимир Путин и севастопольский депутат Алексей Чалый , а также председатель Совета министров Крыма Сергей Аксёнов и председатель Государственного совета Владимир Константинов . Зал используют для организации торжественных обедов и фестивалей. Так, в 2017-м в помещении проходил международный музыкальный детский фестиваль «Мелодика поколений» .
Внутреннее убранство
- Интерьер
Прямоугольный Георгиевский зал является первым и самым большим в парадной анфиладе дворца. Его длина составляет 61 метр, ширина 20,5 метра, высота — 17,5 метра . Помещение соединено с аванзалом массивными дверьми с позолоченным вензельным декором . Белую цветовую гамму зала разбавляют небольшие вкрапления позолоты . Бау-адъютант Михаил Фабрициус так описывал помещение:
Один из величайших (длина 85 1/2 арш ., ширина 29 арш. и вышина 24 3/4) в России; он производит на каждого входящего в него впечатление по своим размерам, характеру отделки и архитектурным формам. Его белый, снежный колер напоминает кружево благодаря чрезвычайно мелкой, прекрасной лепной работе орнаментов, почти сплошным вычурным узором покрывающих колоссальный сводчатый плафон, стены и колоннаду .
Полуцилиндрический кессонный свод зала опирается на восемнадцать треугольных пилонов . К ним приставлено идентичное количество цинковых пустотелых колонн, оформленных спиралевидным орнаментом дубовых листьев и увенчанных коринфскими капителями . Верхняя часть пилонов украшена аллегорическими статуями, выполненными Иваном Витали . Они облачены в античную одежду, держат в руках щиты, копья и венки . Монументы олицетворяют военные победы и присоединение разных областей Российской империи . Так, они изображают завоевания Перми 1472 года, присоединение Польши , Грузии , Финляндии и Армении , воссоединение Украины с Россией .
С южной стороны зал освещают шесть окон, с восточной — тринадцать двухъярусных окон и одна балконная дверь. В зале установлено шесть позолоченных люстр, изготовленных на фабрике Карла Тегельштейна в 1845 году . Паникадила были рассчитаны более чем на три тысячи свечей, вес каждого из них превышает одну тонну. Для дополнительного освещения установлены сорок бра .
Общая площадь паркета составляет 1200 м² , он выполнен из двадцати трёх пород деревьев контрастных цветов — берёзы , ясеня , индийского палисандра , платана и других. Рисунок пола выложили мастера Е. А. Миллер и Э. Блехшмидт по эскизам художника Фёдора Солнцева. Несмотря на частичные подновления, пол сохранил свой первоначальный облик .
Георгиевский зал украшен двумя каминами каррарского мрамора , выполненными Сантино Кампиони по эскизам Константина Тона. На них установлены бронзовые позолоченные часы « Георгий Победоносец » и «Минин и Пожарский» . Они были изготовлены по рисункам скульптора Александра Логановского и отлиты на фабрике Тегельштейна . В помещении установлены позолоченные банкетки, обтянутые муаром в цвет георгиевской ленты .
- Списки кавалеров
С 1849 года по указу императора стены комнаты украшают белые мраморные доски, на которых высечены наименования 545 полков , экипажей и батарей , получивших Георгиевские знамёна. Также указаны даты создания частей и их прежние названия. Кроме того, на стенах выгравированы имена всех кавалеров ордена (свыше 11 тысяч фамилий офицеров, награждённых с 1769 по 1885 г.), новые надписи до революции продолжали создавать до 1885 года . Первым в списке указан светлейший князь Михаил Кутузов , последним — генерал-лейтенант Максуд Алиханов-Аварский . Эти же имена изображены на мраморном поясе двусветных окон, выходящих на Соборную площадь . Полные списки кавалеров ордена с 1769 по 1885 год хранятся также в золочёных ларцах, расположенных в торцевых частях зала . Их декорировали Георгиевскими крестами и эмалированными надписями: «За службу и храбрость». Эти ларцы были изготовлены по эскизу К.А. Тона мастером Полтавцевым из Москвы . Над сундучками находятся изображения святого, поражающего дракона. Они были выполнены русским мастером Петром Клодтом .
Награда была упразднена после Октябрьской революции и восстановлена только в 2000 году. Через восемь лет после этого возобновили традицию нанесения имён кавалеров на стены помещения. Первым среди нового списка стал генерал-полковник Сергей Макаров . Историк Сергей Девятов подчеркнул, что такое оформление Георгиевского зала превратило помещение в памятник военным достижениям страны .
Примечания
- , с. 40—41.
- ↑ , с. 34.
- ↑ , с. 45.
- ↑ Александр Гамов, Игорь Девятов. . Комсомольская правда (6 ноября 2016). Дата обращения: 12 сентября 2018. 14 января 2018 года.
- , с. 40—4141.
- , с. 52—53.
- , с. 17.
- , с. 40.
- , с. 224.
- , с. 39—40.
- ↑ , с. 339.
- ↑ , с. 115.
- Татьяна Тутова. . Известия (9 марта 2009). Дата обращения: 5 октября 2018. 13 августа 2020 года.
- ↑ .
- , с. 82, 93-94.
- ↑ . ВВП (2018). Дата обращения: 23 сентября 2018. 19 октября 2018 года.
- , с. 39.
- ↑ Ева Меркачева. . Московский комсомолец (24 мая 2015). Дата обращения: 4 октября 2018. 10 февраля 2018 года.
- , с. 165.
- Юрий Дризе. . Поиск (2013). Дата обращения: 13 октября 2018. Архивировано из 14 октября 2018 года.
- . Городской портал Москвы (28 мая 2017). Дата обращения: 4 октября 2018. 18 октября 2018 года.
- . Комсомольская правда (15 апреля 1961). Дата обращения: 4 октября 2018. 9 октября 2018 года.
- , с. 80, 110—115.
- , с. 56—58.
- .
- . Администрация Президента России (18 марта 2014). Дата обращения: 13 октября 2018. 5 марта 2021 года.
- . ИА REGNUM (18 марта 2018). Дата обращения: 13 октября 2018. 6 декабря 2018 года.
- . ТАСС (28 мая 2017). Дата обращения: 3 октября 2018.
- , с. 132.
- , с. 14.
- , с. 33.
- , с. 36.
- , с. 205.
- ↑ .
- ↑ , с. 354.
- ↑ , с. 109.
- , с. 37.
- ↑ , с. 206.
- , с. 36—37.
- , с. 144.
- ↑ . ВВП (2018). Дата обращения: 23 сентября 2018. 18 сентября 2020 года.
- ↑ , с. 38.
- ↑ , с. 355.
- , с. 90.
- ↑ , с. 15.
- , с. 58.
- , с. 151.
- , с. 39.
- Дата обращения: 15 октября 2022. 15 октября 2022 года.
- . Проект «РУНИВЕРС» (2018). Дата обращения: 13 октября 2018. 20 ноября 2017 года.
- . Культурный ландшафт (2018). Дата обращения: 13 октября 2018. 18 сентября 2014 года.
- ↑ . Аргументы и Факты (2 декабря 2013). Дата обращения: 12 сентября 2018. 25 сентября 2018 года.
- Дата обращения: 25 октября 2018. 18 сентября 2020 года.
- . РИА Новости (2008-20-09). Дата обращения: 4 октября 2018.
- Тюстин А. В. . Пензенские хроники. Дата обращения: 27 сентября 2018. 5 октября 2018 года.
Литература
- Бартенев С. П., Фредерикс В. Б. . — Москва: Синодальная типография, 1916. — 169 с.
- Болтунова Е. М. Тема войны в декоре Российских императорских дворцов XVIII — первой половины XIX века // Военно-исторический журнал. — 2010. — Вып. 12 . — С. 44—49 .
- Бродский Б. И. Сердце Родины — Кремль. — Москва: Изобразительное искусство, 1996. — 152 с. — ISBN 5-85200-036-1 .
- Веденин А. Я. Годы и люди: воспоминания. — Москва: Издательство политической литературы, 1965. — 205 с.
- Вельтман А. Ф. Достопамятности Московского Кремля. — В типографии Н. Степанова. — 1843. — 79 с.
- Девятов С. Глядит величаво на город и реку // Родина. — 2011. — Вып. 8 . — С. 8—17 .
- Девятов С. В. Московский Кремль из глубины веков. — Москва: РООССА, 2014. — 333 с. — ISBN 978-5-91926-180-3 .
- Девятов С. В., Жиляев В. И., Кайкова О. К. Московский Кремль в годы Великой Отечественной войны. — Москва: Кучково поле, 2010. — 332 с. — ISBN 978-5-9950-0075-4 .
- Евдокимов Д. В. Кремль и Красная площадь. — Москва: ИТРК, 2003. — 272 с. — ISBN 5-88010-160-6 .
- Климов П. Ю. Русский художественный паркет XVIII — начала XX века: энциклопедия / Белашова Е. Л . — Москва: Паркет-Холл, 2003. — 363 с. — ISBN 5902098017 .
- Колодный Л. . — Москва: Голос, 1997. — 718 с.
- Либсон В. Я. Возрождённые сокровища Москвы. — Москва: Московский рабочий, 1983. — 256 с.
- Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и другие. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — Москва: Искусство, 1983. — 504 с. — (Памятники архитектуры Москвы).
- Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. — Москва: Московский рабочий, 1992. — 256 с. — ISBN 5-239-01340-3 .
- Маркова Г. А. Большой Кремлёвский дворец. — Москва: Московский рабочий, 1975. — 143 с.
- Родимцева И., Калмыкова С., Загородняя И. и другие. Московский Кремль. Путеводитель. — Москва: Московский рабочий, 1990. — 288 с.
- Романюк С. К. . — Москва: Центрполиграф, 2013. — 908 с. — (Москва и Подмосковье. История. Памятники. Судьбы). — ISBN 978-5-227-04778-6 .
- Романюк С. К. Кремль и Красная площадь: Путеводитель. — Москва: АНО ИЦ «Москвоведение», 2004. — 384 с.
- «Русские праздники»: о торжествах, устроенных в 1849 году в Москве по случаю освящения только что построенного Большого Кремлёвского дворца // Московский журнал. История государства Российского / Аксенова Г. В.. — 2008. — Вып. 5 (209) . — С. 10—19 .
- Сычёв И. Русская бронза. — Москва: Энциклопедия русского антиквариата, 2003. — 232 с. — ISBN 5-89480-038-2 .
- Фабрициус М. П. . — Москва: издание Т. И. Гагенъ, 1883. — 336 с.
- Фабрициус М. П. История Московского Кремля. — Москва: АСТ, 2007. — 410 с.
- Москва: Энциклопедия / Шмид С. О.. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — ISBN 5-85270-277-3 .
- Повседневная жизнь Кремля при президентах. — Москва: Молодая гвардия, 2005. — 336 с. — ISBN 5-235-02845-7 .
- 2021-11-07
- 1