Interested Article - Падение Берлина

« Паде́ние Берли́на » — советский двухсерийный художественный фильм; киноэпопея, поставленная в 1949 году Михаилом Чиаурели по сценарию Петра Павленко . Съёмки проходили в СССР, Праге и на бывшей киностудии UFA в Бабельсберге . Яркий образец сталинианы в кино. Вышел на экраны 21 января , в лидерах проката 1950 года (3 место — 38,4 млн зрителей).
После ХХ съезда КПСС картина надолго исчезла с экранов.

Сюжет

В. Савельев Адольф Гитлер ,
М. Новакова — Ева Браун

Киноэпопея главным образом охватывает события Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Действие начинается непосредственно перед войной. В исторический контекст вплетена сюжетная линия сталевара Алексея Иванова ( Б. Андреев ). В знак оценки трудовых заслуг главный герой попадает на приём к Сталину ( М. Геловани ) и в приватной беседе говорит ему о девушке, которая ему нравится. Продолжению отношений молодых людей не суждено состояться — начинается война. Алексей Иванов уходит добровольцем на фронт, а его невесту Наташу ( М. Ковалёва ) угоняют в немецкий плен. Важнейшие события войны, отражённые в фильме, показаны через личное участие в них Алексея: от военного парада в ноябре 1941 года у стен Кремля, Битвы за Москву , Сталинградской и Курской битв до взятия Берлина и водружения Знамени Победы над Рейхстагом .

На протяжении фильма Сталин руководит действиями советских войск, а Иванов в составе своей части с боями продвигается к Победе. В момент, когда советские войска штурмуют столицу Германии, Гитлер в своём бункере, сразу после бракосочетания с Евой Браун , кончает жизнь самоубийством. Алексей Иванов, теряя в последнем бою старых товарищей, своим огнём прикрывает Егорова и Кантарию , водружающих Знамя Победы .

В финальной сцене самолёт со Сталиным прилетает в Берлин и садится на площадь перед Рейхстагом. Кругом развеваются флаги. Сталин выходит из самолёта и идёт вдоль рядов бывших пленных. Его восторженно приветствуют люди разных национальностей — представители освобождённых народов Европы, в их числе и Алексей со своей подругой Наташей, повстречавшиеся в День Победы .

В ролях

Съёмочная группа

Критика и рецензии

М. Геловани Сталин , прилетевший в Берлин

Фильм — большое кинополотно об Отечественной войне — обесценен заметным влиянием культа личности.

«Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог», 1961

Кинокартина является примером мифологизации образа Сталина на экране: например, грандиозное и сказочное зрелище прибытия в Берлин на самолёте ( тогда как в реальности, единственный полёт Сталина на самолёте был на Тегеранскую конференцию в 1943 году [ источник не указан 597 дней ] ). Особенность фильма и в том, что лица из партийно-правительственного окружения Сталина прямо не называются, все эти роли по сценарию безымянные .

…фильм состоит из чисто информативных, лишённых психологизма и плохо связанных с собой эпизодов.<…> особенно настойчиво авторы фильма пытаются раскрыть так называемый «полководческий гений» Сталина, якобы усвоившего традиции Суворова и Кутузова. Беседуя с Жуковым, он единолично ставит перед ним боевые задачи накануне штурма Берлина, показывает на карте направления главных ударов, определяет количество боевой техники.

Арон Бернштейн, «Михаил Геловани» 1991

Картина заложила штампы изображения противника на советском экране: карикатурно, в позорных ситуациях, нравственно посрамлёнными, он одновременно бесноват и оперетточен .

После смерти Сталина фильм получил негативную оценку советского руководства. В частности, он упомянут в докладе Н. С. Хрущёва XX съезду КПСС :

«Падение Берлина» в Королевском кинотеатре Амстердама.
Декабрь 1950. Фото: Joop van Bilsen / Anefo

Возьмём, например, наши исторические и военные фильмы, а также некоторые литературные произведения; от них становится тошно. Их истинной целью является развитие темы восхваления Сталина, как военного гения. Вспомним фильм «Падение Берлина». В нём действует только Сталин; он отдает приказы в зале, где много пустых стульев и только один человек подходит к нему и что-то докладывает — это Поскрёбышев , его верный оруженосец. (Смех в зале).
Где же военное командование? Где Политбюро? Где правительство? Что они делают и чем они занимаются? Об этом в фильме ничего нет. Сталин действует за всех; он не считается ни с кем, не спрашивает совета ни у кого. Все представлено народу в этом фальшивом свете. Почему? Для того, чтобы окружить Сталина славой, вопреки фактам и исторической правде.

Н. С. Хрущёв «Доклад на закрытом заседании ХХ съезда КПСС» 25 февраля 1956

Премии и награды

Примечания

  1. , с. 24—25.
  2. , с. 425.
  3. Маневич И. Народный артист СССР Михаил Чиаурели. — М.: Госкинопечать, 1950, с. 180.
  4. Бернштейн А. Я. . — М. : Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1991. — 48 с. — ISBN 5-7240-0013-X . 22 июня 2009 года.
  5. , с. 427.
  6. . Телегид АКАДО . Дата обращения: 7 июля 2022. 29 ноября 2019 года. (Дата обращения: 16 июня 2009)
  7. Мильдон Валерий. // Киноведческие записки : журнал. — 1999. — № 43 . — С. 338—349 . — ISSN . 21 октября 2020 года.
  8. (Дата обращения: 15 июня 2009)
  9. . 100(0) ключевых документов по российской и советской истории (1917—1991) . Дата обращения: 27 ноября 2022. 5 февраля 2022 года.
  10. , с. 426.
  11. от 7 июля 2019 на Wayback Machine (англ.)
  12. Семёнов Н. // Культура и жизнь : газета. — 1950. — 12 март. — С. 4 . 19 октября 2019 года.

Литература

  • Анджапаридзе М. , Циргиладзе В. // Искусство кино. — 1950. — № 4 . — С. 22—26 .
  • Павленко П. А. , Чиаурели М. Е. // Избранные сценарии советского кино. — М. : Госкиноиздат, 1951. — Т. 6. — С. 5—70. — 596 с.
  • Погожева Л. // Искусство кино. — 1950. — № 1 . — С. 10—14 .
  • . — М. : Госкиноиздат, 1951. — Т. 6. — С. 5—70. — 596 с. — 15 000 экз.
  • Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет , Л. А. Парфёнов , В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — М. : Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — 784 с. — 3000 экз.

Ссылки

  • . Мосфильм . Дата обращения: 20 мая 2020.
  • Майоров Николай. . Первые в кино (3 мая 2020). Дата обращения: 9 июня 2020.
Источник —

Same as Падение Берлина