Арчвадзе, Тенгиз Григорьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Тенги́з Евге́ньевич Абула́дзе ( груз. თენგიზ ევგენის ძე აბულაძე ; 31 января 1924 , Кутаиси — 6 марта 1994 , Тбилиси ) — советский, грузинский кинорежиссёр , педагог . Народный артист СССР (1980) .
Тенгиз Абуладзе родился 31 января (по другим источникам — 1 января ) 1924 года в Кутаиси .
Окончил железнодорожный техникум, затем Тбилисский театральный институт ( 1943 — 1946 ), где его преподавателями были Г. А. Товстоногов и Д. А. Алексидзе . В 1953 году окончил ВГИК (мастерская С. И. Юткевича и М. И. Ромма ). Во ВГИКе занимался также у С. М. Эйзенштейна , Л. В. Кулешова , А. С. Хохловой , А. П. Довженко . Дипломной работой стал короткометражный документальный фильм о дирижёре Дмитрии Аракишвили .
С 1953 года — режиссёр киностудии « Грузия-фильм ».
В 1955 году совместно с Резо Чхеидзе сняли фильм « Лурджа Магданы » по рассказу Екатерины Габашвили . Фильм рассказывает об осле, которого бросил умирать богатый и жестокий владелец и выходили дети бедной вдовы. Для фильма режиссёр изменил конец рассказа: если в рассказе после того, как богач заявляет претензии на осла, судья выносит справедливое решение в пользу вдовы, то в фильме подкупленный судья присуждает осла богачу. Режиссёр объяснял, что ему было необходимо показать драму, а не святочную историю . В 1956 году фильм был удостоен Специального упоминания на конкурсе короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля как «Лучший фильм с вымышленным сюжетом», став первой за долгое время советской картиной, получившей признание на крупном западном кинофестивале >.
Вторая работа режиссёра — бытовая драма « Чужие дети » — была создана в 1958 году под впечатлением от газетного очерка Н. Александровой, опубликованного в « Комсомольской правде », при этом режиссёр перенёс события в Грузию. Советские критики упрекали фильм в подражании итальянскому неореализму . Современные биографы режиссёр отмечают влияние неореалистов, а также наследовавших им кинорежиссёров М. Антониони и Ф. Феллини , но одновременно говорят и о собственном поэтическом языке режиссёра . Фильм также был удостоен почётных наград на международных кинофестивалях .
В 1962 году снял «грустную комедию» « Я, бабушка, Илико и Илларион » — экранизацию одноимённого романа Нодара Думбадзе . Фильм вышел в широкий прокат и принёс режиссёру всесоюзную популярность . Михаил Ромм высоко оценил фильм, отметив одновременное сочетание в картине юмора и философии грузинского народа .
В 1960 -х режиссёр замыслил фильм о грузинском художнике Нико Пиросмани . В главной роли он видел Серго Закариадзе . Режиссёр обращался за санкцией на съёмки фильма в Госкино , но не получил разрешения .
В 1967 году закончил фильм « Мольба » по произведениям Важи-Пшавела (поэмы «Алуда Кетелаури» и «Гость и хозяин»). В нём он соединил сюжеты о кровной вражде хевсуров и кистинов , притчу о столкновении Добра (Девы) и Зла , олицетворяемого духом Мацилом , и философские интермедии. Режиссёр считал «Мольбу» своим главным творением, обобщившим на философском уровне и содержание двух последующих фильмов трилогии — «Древа желания» и «Покаяния» . «Мольба» почти не демонстрировалась в кинотеатрах в СССР, но в 1973 году получила Гран-при МКФ авторского фильма в Сан-Ремо ( Италия ) .
В фильме « Ожерелье для моей любимой » ( 1971 ) по повести Ахмедхана Абу-Бакара режиссёр продолжил поиски новой поэтики, попытавшись соединить эксцентрику народного дагестанского сказа и философскую притчу. В совершенной форме эта поэтика воплотилась в фильме.
С 1974 года преподавал в Тбилисском театральном институте. Он был одним из инициаторов создания в институте кинофакультета, где вёл курс кинорежиссуры. Среди его учеников Темур Баблуани , Н. Джанелидзе . С этого же года он — первый художественный руководитель творческого объединения киностудии «Грузия-фильм».
В 1977 году закончил работу над фильмом « Древо желания » по мотивам рассказов Георгия Леонидзе . Фильм повествует о судьбе двух влюблённых в грузинской деревне начала XX века, юноши Гедиа и девушки Мариты. Деревенские старейшины хотят выдать Мариту за богача, и когда они застигают влюблённых вместе, то подвергают Мариту поношению, провезя её через деревню на осле и забросав грязью. И Гедиа, и Марита гибнут. Фильм принёс ему успех и в СССР, и за рубежом, был показан на многих кинофестивалях, где завоевал почётные награды. Иностранные обозреватели отмечали богатую цветовую гамму, мастерское переплетение сюжетных линий и шекспировский пафос истории Гедиа и Мариты .
В 1978 году , возвращаясь из Еревана с показа «Древа желания», попал в автокатастрофу. Его шофёр погиб, а он сам получил тяжёлые травмы и несколько месяцев лечился.
Самым значительным его произведением стал фильм « Покаяние ». Фильм был снят еще в 1984 году , но лёг «на полку». В конце 1986 года , во многом благодаря личным усилиям первого секретаря Союза кинематографистов СССР Элема Климова , состоялся закрытый показ «Покаяния» в Доме кино , в начале следующего года картина вышла в широкий прокат . Демонстрация «Покаяния» стала знаковым явлением Перестройки в СССР .
В центре повествования история вымышленного диктатора Варлама Аравидзе и художника Сандро Баратели. Режиссёр придал Варламу узнаваемые черты А. Гитлера , Б. Муссолини и Л. Берии . После смерти Аравидзе Кетеван, дочь Сандро Баратели, расстрелянного в застенках, выкапывает тело диктатора и не позволяет похоронить, чтобы напомнить о его злодеяниях.
Стремился не только показать ужас тирании и в иносказательной форме рассказать о сталинских репрессиях , но в первую очередь об опасности затишья и застоя, которые сменяют диктатуру . В фильме их олицетворяет фигура Авеля Аравидзе — сына Варлама, который оберегает прошлое. По замыслу режиссёра, чтобы преодолеть свою историю и страх перед прошлым, народ должен пройти через покаяние. Такое покаяние переживает молодой сын Авеля Торнике, который кончает с собой, узнав правду о своём деде .
Фильм также был показан на кинофестивалях в СССР и за рубежом, где завоевал множество почётных наград, в том числе и Гран-при Каннского кинофестиваля .
С 1976 года — секретарь правления Союза кинематографистов Грузии.
Член КПСС с 1978 года . Народный депутат СССР ( 1989 — 1991 ).
В последние годы жизни не снимал кино.
Умер 6 марта 1994 года в Тбилиси . Похоронен в Дидубийском пантеоне .
Отец — Евгений Моисеевич Абуладзе, врач. Мать — Александра Яковлевна Абуладзе, экономист, но занималась домашним хозяйством.
Жена — Мзия Махвиладзе, актриса. Сыновья: Гия (Георгий), архитектор; Каха, архитектор; Иракли, юрист. Внуки: Георгий, Мариам, Тамара.
Работы режиссёра отличало сочетание общефилософской проблематики и национальных грузинских мотивов (многие его фильмы — экранизация грузинской литературы). За яркость и выразительность образов его картины сравнивались с произведениями Нико Пиросмани и Питера Брейгеля .
Маргарита Кваснецкая отмечает две переходящих черты фильмов режиссёра. Первая — это женский образ, олицетворяющий абсолютное добро и гибнущий, но при этом одерживающий нравственную победу. Это Марита в «Древе желания», Нино Баратели в «Покаянии» и Дева в «Мольбе». Вторая — образ дороги как символа жизни, пути к познанию. В «Ожерелье для моей любимой» главный герой странствует, в «Лурдже Магданы» дорога неразрывно связана с судьбой ослика, в «Древе желания» Марита держит свой крестный путь по разбитой непогодой дороге. В «Покаянии» почти всё действие проходит в закрытом пространстве, однако в эпилоге героиня Верико Анджапаридзе задаёт знаменитый вопрос «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?» .
Сочетание интеллектуального пути с интуитивными озарениями, изобразительной культуры с актёрскими открытиями, которые могут быть запечатлены только средствами кино, — основа режиссуры Абуладзе.