Interested Article - Большой дворец (Ораниенбаум)

Большой (Меншиковский) дворец — первый и наиболее крупный архитектурный памятник дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум в городе Ломоносов . Выстроен по заказу князя А. Д. Меншикова в 1710—1725 гг. Вместе с Нижним садом, Картинным домом, морским каналом и Нижними домами образует крупнейший ансамбль петровского барокко , сохранивший до настоящего времени композиционное единство, законченность и стилистическую целостность .

История создания

Заложенный в 1711 г. на вновь полученных землях, дворец строился поэтапно. Строительство велось под началом архитектора Д. М. Фонтаны , а в 1713 году его сменил И. Г. Шедель . К 1716 г. был возведен центральный корпус здания, а тремя годами позднее завершилось строительство боковых павильонов. То, что уже к 1717 г. существовал проект такого облика дворца, доказывает гравюра А. И. Ростовцева . На ней дворец протянулся по краю естественной возвышенности. Длина главного фасада , обращенного к Нижнему саду и Финскому заливу , составляет 210 метров . Центральная часть дворца двухэтажная, увенчана короной , к ней примыкают одноэтажные галереи , развернутые по дуге и заканчивающиеся павильонами . В работе над дворцом принимали участие И. Браунштейн , А. Шлютер , а также Н. Пино , которому, по-видимому, принадлежит идея скруглённых галерей, соединяющих дворец и боковые павильоны. К одному из них, западному, чуть позднее был пристроен длинный служебный кухонный флигель, протянувшийся на юг.

Современники отмечали роскошь загородной резиденции Светлейшего князя, по своему размаху в то время превосходившую Петергоф . Французский путешественник Абри де ла Мотрэ писал о нём так:

Ораниенбаум — великолепный увеселительный дворец... Ничто не может идти с ним в сравнение, ни по великолепию, ни в других отношениях

А. И. Ростовцев . Ораниенбаум. 1717 г.

Ансамбль дворца дополнялся Нижним садом с тремя фонтанами; к северной границе Нижнего сада подходил морской канал, связывающий дворец с Финским заливом . Канал сохранился до настоящего времени.

Отделка комнат дворца продолжалась вплоть до опалы А. Д. Меншикова. 3 сентября 1727 г. во имя св. Пантелеимона была освящена дворцовая церковь, располагавшаяся в западном павильоне. Для неё в мастерской И. Зарудного был выполнен великолепный резной иконостас . На освящении церкви должен был присутствовать император Пётр II , однако он не приехал. В «Записках о России» генерала К. Г. Манштейна излагается версия, согласно которой одним из поводов к опале А. Д. Меншикова стали события, разыгравшиеся во время церемонии освящения церкви:

...Он поехал в Ораниенбаум, загородный дворец свой, в восьми верстах от Петергофа. У него тут строилась церковь, которую он хотел освятить. На эту церемонию приглашены были император и весь двор. Но так как врагам Меншикова недаром грозила месть его в случае примирения его с государем, то они научили последнего отказаться от приглашения под предлогом нездоровья, что он и сделал. Меншиков, однако, ещё не видел в этом доказательства совершенной немилости; он снова поступил неосторожно, заняв во время церемонии место в виде трона, предназначенное для императора. И это обстоятельство выставили на вид его враги и тем довершили его погибель .

8 сентября 1727 г., то есть 5 дней спустя, А. Д. Меншиков был арестован. После конфискации всего его имущества из дворца была вывезена вся мебель и живопись, а само здание перешло в ведение Канцелярии от строений . В правление императрицы Анны Иоанновны (в 1737 году ) дворец передали Адмиралтейств-коллегии для устройства госпиталя. Приспособление под госпиталь было произведено М. Г. Земцовым и П. М. Еропкиным, работы были завершены к 1740 году .

В 1743 году Ораниенбаум стал резиденцией великого князя Петра Федоровича , для него Б. Ф. Растрелли был построен восточный служебный флигель дворца, симметричный западному. Таким образом, с середины XVIII в. до настоящего времени в планировке дворец представляет собой букву «П» . Служебные флигели являются границей внутреннего южного двора ( курдонёра ).

Большой дворец на рисунке М.И. Махаева , 1755-1761 гг.

В 50-х годах XVIII века была закончена отделка парадного двора с южной стороны дворца, а в начале правления Екатерины II зодчий А. Ринальди перестроил террасы перед дворцом, создав систему фигурных лестниц, спускающихся в Нижний сад.

В 1792 году было решено разместить во дворце Морской кадетский корпус, из-за чего здание лишилось значительной части убранства . В 1796 году Павел I подарил дворец Александру, в 1817 году состоялся ремонт под руководством Л. Руска, некоторые помещения были заново отделаны К. И. России и В. П. Стасовым в 1818—1825 годах .

В 1835—1836 годах во дворце жили Михаил Павлович и его деятельная вдова Елена Павловна , потом их дочь Екатерина Михайловна , а перед Октябрьской революцией — внуки, Георгий и Михаил Мекленбург-Стрелицкие . Новые хозяева внесли заметные изменения в оформление интерьеров под руководством А. И. Штакеншнейдера, Л. Л. Боншедта и Г. А. Босса, позднее — Е. А. Прейс и О. Г. Паульсен .

Посетив Ораниенбаум в 1839 году, маркиз де Кюстин записал :

Несмотря на безрассудную роскошь своего строителя и пышность великих людей, обитавших в нём впоследствии, дворец не поражает своими размерами. Террасы, лестницы и пологие спуски, утопающие в цветах, соединяют дворец с парком и чрезвычайно его украшают. Архитектура его сама по себе довольно скромная. Великая княгиня Елена со свойственным ей вкусом превратила Ораниенбаум в прелестный уголок наперекор унылой местности и воспоминаниям о происшедшей с Меншиковым трагедии.

В советское время дворец занимали различные государственные учреждения — госпиталь, техникум, военно-морское ведомство. В отличие от других дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Петербурга, Ораниенбаум не был разорён во время Великой Отечественной войны , но долгие годы находился в полузапустении. Частично уцелела первоначальная отделка парадного вестибюля, сохранились также парадная лестница и покои Елизаветы Воронцовой на нижнем этаже. Меньше всего повезло дворцовой капелле: редкостный иконостас был уничтожен, внутреннее пространство в 1934 году исказили межэтажные перекрытия.

Внешний вид

Дворец стоит над обрывом, обработанным террасами с двумя уступами. Центральный корпус двухэтажный, кровля с переломом, башенка над ней украшена княжеской короной. В средней части корпуса сделан выступающий ризалит с коринфскими пилястрами, треугольным фронтоном, балконом на всю ширину, окнами с полукруглым завершением и полуэтажом с полуовальными окнами, освещающими парадный зал. На втором этаже окна украшены наличниками с изогнутыми сандриками .

По сторонам симметрично стоят западный (Церковный) и восточный (Японский) павильоны, они соединены с дворцом одноэтажными галереями. У павильонов центричная схема, в их основе — восьмиугольник с выступами одноэтажных «кабинетов», над которыми сделаны открытые балконы с перилами из балясин. Фапсады павильонов украшены парными тосканскими колоннами, выступы — пилястрами; над колоннами сделаны предназначенные для статуй кубические постаменты. Окна второго этажа широкие, полуциркульные, украшенные коринфскими пилястрами. Над карнизом проходит аттик-парапет из тумб и фигурных балясин. Над аттиком сделан восьмигранный купол с барабаном, кровля у которого имеет форму колокола .

К югу от павильонов построены служебные флигеля, обрамляющие двор, в котором ранее был пруд. Дворовые фасады украшены пилястрами. Арки въездных ворот украшены парными тосканскими колоннами .

Реставрация

Консервация сохранившейся отделки прошла в 1946—1950 годах под наблюдением К. Д. Халтурина. Фасады прошли реставрацию в 1953—1956 годах. С 1975 года шло исследование по устройству во дворце музея .

Дворец был передан в распоряжение музейщиков только в 1995 году. Начались ремонтно-реставрационные работы по проекту Д. А. Бутырина . Первым делом был открыт для посещения Японский павильон (верхний зал и лестница оформлены О. Паульсеном в 1902 году). В 2010 году завершилась реставрация фасадов . Десять залов главного корпуса были открыты после реставрации в сентябре 2011 года, когда праздновалось 300-летие Ораниенбаума (Ломоносова). Большой кабинет, спальня, камер-юнгферская и проходная комнаты женской половины открыты для посещения с августа 2012 года.

Дворец после реставрации

Примечания

  1. от 15 октября 2013 на Wayback Machine
  2. Ломоносов — статья из Энциклопедии туризма Кирилла и Мефодия
  3. Раскин А.Г. Город Ломоносов. Дворцово-парковые ансамбли XVIII века. — Л. , 1981.
  4. Раскин А. Г. Город Ломоносов. Дворцово-парковые ансамбли XVIII века. — Л. , 1981.
  5. Мудров Ю. Ораниенбаум. — СПб. , 2005. — ISBN 5-900959-93-7 . .
  6. Записки Манштейна о России. 1727 - 1744. — СПб. , 1875. .
  7. , с. 486.
  8. , с. 488.
  9. , с. 490.
  10. Цитируется по книге « Россия в 1839 году », глава 13.
  11. , с. 494.
  12. от 27 мая 2014 на Wayback Machine

Ссылки

Литература

  • Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. — Л. : Стройиздат, 1985. — 616 с. — 50 000 экз.
  • Дегтярёв В. А. Моя жизнь / Лит. запись Г. Д. Нагаева, предисл. А. А. Благонравова. — М. — Л. : Детгиз, 1951. — 144 с.
Источник —

Same as Большой дворец (Ораниенбаум)