Современниками роман был раскритикован за «бесформенность» и «хаотичность», из-за чего он долгое время считался художественной неудачей. Многие современные критики и исследователи же считают роман одним из величайших романов Достоевского и одним из его самых недооценённых произведений
.
Содержание
История создания
Замысел романа оформлялся в период редакторской работы писателя в журнале «Гражданин» и был связан как с опубликованными там публицистическими выступлениями
, как с предшествующими неосуществлёнными планами, так и с некоторыми ранними произведениями («
Двойник
», «
Маленький герой
», «
Записки из подполья
») и зрелыми романами («Идиот», «Бесы»).
Свой четвёртый роман «великого пятикнижия» по просьбе Н. А. Некрасова Достоевский предоставил для публикации журналу «Отечественные записки»
, где он выходил на протяжении 1875 года
.
Сюжет
Главный герой романа, девятнадцатилетний подросток Аркадий Макарович Долгорукий, переезжает в Петербург после окончания гимназии. Он сразу же оказывается вовлечён в череду интриг и сложных взаимоотношений с родным отцом Андреем Петровичем Версиловым, связанных с положением незаконнорожденного Долгорукого. Долгорукий пытается воплотить «идею
Ротшильда
»
— «цель не богатство материальное, а могущество». При этом главным в произведении Достоевский считал не проверку «идеи» Аркадия Долгорукого на прочность, а поиск им идеала. В романе писатель затрагивает проблему «отцов и детей», рассматривая её через взаимоотношения Долгорукого с Версиловым. Автор противопоставляет дворянина Версилова и дворового человека Макара Долгорукого — формального отца. Второй для автора становится символом понимания народной правды и идеи нравственного «благообразия», одной из основных идей романа.
Наряду с темой «отцов и детей»
, отражённой в «
Бесах
», на первый план выходит тема воспитания Подростка, поэтому литературоведы причисляют это произведение к роману воспитания
.
В конце «Записок» (своего рода покаянной исповеди) герой пишет о неузнаваемом изменении «идеи Ротшильда»: «Но эта новая жизнь, этот новый, открывшийся передо мною путь и есть моя же „идея“, та самая, что и прежде, но уже совершенно в ином виде, так что её уже и узнать нельзя».
Герой становится секретарём у князя Николая Ивановича Сокольского, которому нравится Аркадий. Но потом он отказывается от сотрудничества с ним, так как дочь Сокольского Катерина Ахмакова обвинила Аркадия в шпионаже.
У Аркадия Макаровича вдруг оказывается два письма. В первом письме повествуется о том, что выигранный процесс Андрея Петровича с князьями Сергеем и Николаем Сокольскими может перейти не в его пользу. А во втором повествуется о том, что Ахмакова считает своего отца слабоумным.
Проходит два месяца, а между Долгоруким и Версиловым устанавливаются доверительные отношения.
Аркадию удаётся встретиться с юридическим отцом, Макаром Ивановым Долгоруким, старец остановился у Софьи Андреевны, матери Аркадия и Лизы. Когда Макар Иванович умирает, у Версилова есть возможность вступить в брак с Софьей Андреевной, но в нём вспыхивают чувства к дочери Николая Сокольского, а юноша ненавидит Ахмакову и ревнует.
Аркадий идёт к другу Ламберту и придумать что-нибудь против Катерины Ахмаковой, позже раскаивается он в содеянном.
Позже Версилов остается с Софьей Андреевной, а родители убеждают Аркадию заниматься.
Основные персонажи
Аркадий Макарович Долгорукий
. Аркадию Долгорукому девятнадцать лет. Автор называет его Подростком. Так воспринимают его все действующие лица романа. В черновиках к роману Аркадий говорит: «Все считают меня подростком»
. Он возражает против этого: «Какой я подросток! Разве растут в девятнадцать лет?»
; и одновременно апеллирует к «сану юности незащищённого подростка»
. Аркадий становится в обстоятельства, которые делают проблему выбора возможной и неизбежной
. Возможность — в его юности, незавершённости процесса становления; неизбежность — в том состоянии уже начавшегося распада его личности, морального и психического, который отмечает критическая сторона сознания самого героя. Неизбежность и в авторской решённости. Девятнадцатилетний возраст Аркадия в период описываемых им событий подчёркивается Достоевским уже к первым наброскам к роману. Существенно при этом, что, соотнося понятие «подросток» с девятнадцатью годами героя, автор отмечает несоответствие между его возрастом и традиционным толкованием возрастных границ определения «подросток». «Я бы назвал его подростком, если бы не минуло ему 19-ти лет»
. Обосновывая для себя право называть героя «подростком», Достоевский продолжает: «В самом деле, растут ли после 19 лет?», как бы споря со своим героем, и отвечает: «Если не физически, так нравственно»
. Характерно и следующее замечание Достоевского: «То, что его так запросто выписали, выслав ему деньги из Москвы тётки, объясняется его 19-ю годами: и церемониться нечего, и разговаривать не стоит»
.
Андрей Петрович Версилов
, дворянин-помещик, настоящий отец Аркадия и Лизы. Один из центральных персонажей романа.
Софья Андреевна Долгорукая
, мать Аркадия и Лизы. Бывшая дворовая Версилова. Выдана замуж за дворового Макара Долгорукого, «выкуплена» у мужа Версиловым.
Макар Иванович Долгорукий
, бывший дворовый садовник Версилова, муж Софьи Андреевны, юридический отец Аркадия и Лизы. Странник, праведник, воплощает лучшие черты русского народа.
Лиза Долгорукая
, сестра Аркадия, невеста князя Сергея Сокольского.
Татьяна Павловна Пруткова
, помещица, дальняя родственница Версилова, «тетушка» Аркадия.
Князь Сокольский Николай Иванович
, отец Катерины Ахмаковой. Аркадий одно время исполняет обязанности секретаря в доме князя, становится близким ему человеком. Князь является ключевой фигурой в истории с письмом, написанным его дочерью.
Катерина Николаевна Ахмакова
, дочь князя Сокольского, молодая вдова генерала Ахмакова. Позже невеста барона Бьоринга. Одна из центральных фигур романа.
Князь Сергей Сокольский
, однофамилец князя Николая Сокольского. Представитель князей с которыми судится из-за наследства Версилов. Жених Лизы Долгорукой.
Анна Андреевна Версилова
, дочь Версилова от брака с Фанариотовой.
Андрей Андреевич Версилов
, сын Версилова от брака с Фанариотовой.
Тушар
, хозяин пансиона в Москве, в котором учился Аркадий.
Ламберт
, «товарищ» Аркадия по пансиону Тушара, «открытый подлец и разбойник». Активный участник финальных сцен.
Дарья Онисимовна
(Настасья Егоровна)
, мать девушки-самоубийцы Оли. В третьей части романа ошибочно именуется Настасьей Егоровной, возможно по недосмотру автора и издателей
.
Крафт
, участник кружка Дергачева, идейный самоубийца.
Лидия Ахмакова
, дочь Катерины Николаевной Ахмаковой.
Оля
, дочь Дарьи Онисимовны, девушка-самоубийца.
Марья Ивановна
, хозяйка квартиры, в которой проживал сам Аркадий Долгорукий в Москве.
Прототип пансиона Тушара
По окончании домашнего обучения старшие братья
Михаил
и Фёдор Достоевские в течение года посещали полупансион учителя
Екатерининского
и
Александровского
училищ Н. И. Драшусова
на
ул. Селезнёвской
(дом не сохранился
). Н. И. Драшусов преподавал Достоевским французский язык
, его сын
А. Н. Драшусов
давал братьям уроки математики
, а другой сын В. Н. Драшусов
обучал их словесности
.
Н. И. Драшусов до 1826 года носил фамилию Сушард. Полупансион Сушарда\Драшусова стал прототипом пансиона Тушара
в романе Ф. М. Достоевского «Подросток»
. Вместе с Достоевскими учился мальчик, история которого будет использована писателем для создания сюжета романа: незаконнорождённый Аркадий Долгорукий становится предметом насмешек и унижений со стороны учителя и детей. И сам Тушар нарисован Достоевским в романе весьма неприглядно и комично: «маленьким, плотненьким», с происхождением из «парижских сапожников», «глубоко необразованным человеком». Сходство книжного Тушара и «настоящего» владельца пансиона подчёркивает даже одинаковый возраст обоих — 45 лет. Именно столько было Сушарду, когда в 1833 году он учил юного Достоевского
.
(неопр.)
. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 28 декабря 2015.
21 января 2016 года.
, с. 100—107.
Литература
Долинин А. С.
Последние романы Достоевского: Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». —
М.
—
Л.
: Советский писатель, 1963. — 344 с. —
10 000 экз.
Забродина Е. А.
Москва литературная. 100 адресов, которые необходимо увидеть. —
М.
: Зебра-Е, 2015. — 334 с. —
ISBN 9785906339096
.
Фёдоров Г. А.
Московский мир Достоевского. Из истории русской художественной культуры XX века / Предисловие
С. Г. Бочарова
, В. Н. Топорова. —
М.
: Языки славянской культуры, 2004. — С. 100—107. — 459 с. —
ISBN 5944571527
.
Фридлендер Г. М.
// История русской литературы. — АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: АН СССР, 1956. — Т. 9. — С. 7—118.
Фридлендер Г. М.
// История русской литературы. — АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). —
Л.
: Наука., 1982. — Т. 3. — С. 695—760.