Interested Article - ДК (группа)

«ДК» — московская рок-группа , созданная в 1980 году в СССР . Пионеры российской экспериментальной музыки и основоположники российского Lo-Fi звучания .

История

Группу «ДК» Сергей Жариков , её идеолог и руководитель, создал в 1980 году, после увольнения в запас из армии, куда его призвали служить в звании рядового после окончания МИЭМ .

Название группе дал Жариков, а первым партнёром по проекту стал его сокурсник по факультету прикладной математики МИЭМ Д. Яншин . Первый состав «ДК» : Д. Яншин — гитара, В. Виш — бас, С. Жариков — барабаны, И. Аджубей — флейта. Музыканты ориентировались исключительно на сложную инструментальную музыку, осваивали структурные законы музыки.

Сергей Жариков объясняет «концепцию»

Этот, «джаз-роковый» состав существовал недолго. В 1981 Жариков привёл «чистого рокера» С. Полянского (бас-гитара), а в 1982 Яншин — в качестве вокалиста — бывшего звукооператора группы «Млечный Путь» Е. Морозова , к тому времени увлёкшегося вокалом, манера и стиль которого были далеки как от джаза, так и от рока, но вписываются в концепцию эстрадного мюзикла .

Группа «ДК» на панк-фестивале в Зеленограде (крайний слева — А. «Свинья» Панов ), 1983

К концу 1982 года сформировался второй состав «ДК» : С. Полянский — бас, С. Жариков — барабаны, Д. Яншин — гитара, Е. Морозов — вокал, М. Генералов — блокфлейта . Репертуаром группы занимался Жариков, а репетиции записывались на магнитофон. Под влиянием своего идеолога группа дрейфовала в сторону концептуализма , к концу года звучание и стиль группы резко изменились. В 1983 первое же публичное выступление нашло отклик у аудитории, так как музыканты, составляющие ритм-секцию группы, имели хороший опыт: С. Полянский был специалистом по крымским танцплощадкам, а первую свою рок-группу Жариков создал еще в 1970 («Второе пришествие»), и к середине 70-х был уже известен как барабанщик и автор текстов группы « » и « Смещение » .

Ко второй половине 1983 года «ДК» приобрёл известность в чисто эстетских «контркультурных» кругах , в первую очередь, благодаря магнитоальбомам , которые Жариков оперативно составлял из репетиционных записей и распространял через сеть т. н. «писателей»-активистов и коллекционеров музыкального андеграунда , а также реакцией на них, расплодившихся к тому времени, подпольных рок-зинов . Альбомы «ДК» выходили под названиями «Шизгар» и «Голые ноги», оформление делал тоже Жариков. Однако в вынужденной ситуации отсутствия живых концертов популярность группы не выходила за пределы этого, достаточно узкого сообщества .

В конце 1983 Морозов покинул группу, а на его место пришёл В. Клемешов (труба, тенор-саксофон, вокал) — до того солист оркестра Ю. Мухина. Духовую секцию пополнили классический виртуоз из диксиленда Лебедева О. Опойцев (тенор-саксофон, баритон-саксофон) и Сергей Летов (флейта, альт-саксофон), а за клавишные сел А. Белоносов, известный также по записям с группами « Альянс », « 27 километр » и « Зодчие ». Музыка стала более сложной , звучание получило яркий психоделический окрас, однако на Жарикова в самом начале 1984 было заведено уголовное дело по статье 190-1 УК РСФСР («клеветнические измышления на советский строй»), сам он попадал под т. н. «прокурорский надзор», а группа автоматически лишилась публичных выступлений. Чтобы избежать заключения, Жариков соглашается сотрудничать с КГБ , при этом антисоветский характер творчества группы сохранился.

За 1984—1985 годы под названием «ДК» вышло около двух десятков альбомов, что не решило проблему творческих амбиций, и к концу 1986 появилась группа Д. Яншина « Весёлые картинки » — репертуар которой, поначалу, "состоял из переаранжированных в хард-рок песен советских композиторов" . В этом же году С. Жариков познакомил Яншина с руководителями фольклорного ансамбля «Край» П. Рец и Ю. Дружкиным (Жариков работал с ними в отделе Н. Злобина министерства культуры РСФСР, 1980—1981), в день взрыва Чернобыльского реактора прошёл совместный концерт «ДК» и ансамбля «Край» (магнитоальбом «Павидение в быту», 1986), а спустя несколько лет «Край» записал с «Весёлыми картинками» альбом «Символ веры» (1993).

С. Жариков , В. Клемешов и С. Летов : запись очередного альбома, 1985

Жариков продолжил экспериментировать со звукозаписью вместе с третьим составом «ДК» : Д. Яншин — гитара, С. Полянский и О. Андреев — бас, А. Белоносов — клавиши, В. Клемешов — вокал, труба, саксофон, С. Летов — флейта, саксофон, бас-кларнет, О. Опойцев — саксофон, С. Жариков — барабаны, И. Белов — вокал, гитара. На записи начали приглашаться и другие известные музыканты, в частности, А. Скляр и А. Никитин из группы « Ва-Банкъ », Ю. Орлов, О. Андреев и И. Лень из « Николая Коперника », Д. Кутергин и И. Соколовский из « Ночного Проспекта », осуществлялась запись целых альбомов с будущей родоначальницей русского панк-симфонизма Bret Diamond, она же Людмила «Терри» Колот и природным обладателем редкого по тембру и диапазону голоса ( контртенор ) Алексеем Вишней .

По аналогии с модальным джазом , базирующимся на модальном принципе организации музыкального материала, Жариков и его коллеги стали пионерами так называемого «модального рока» — сложной, насыщенной диссонансами музыки, не изменив концептуальной оптике более раннего периода творчества группы и, одновременно, сохранив традиции и особенности классического рок-высказывания. Группа постепенно превратилась в некий студийный продюсерский центр Сергея Жарикова. Его песни звучали на концертах «Весёлых картинок» и группы В. Клемешова и С. Полянского «ПроцеSS» (ещё одной легальной группы запрещённых «ДК»). Во второй половине 80-х Жариков выпустил также несколько сольных работ в жанре так называемого word music (или «радиотеатр»), в том числе альбом « Зеркало — души » (1988), целиком построенный на музыкальных коллажах из произведений Сергея Прокофьева и «Геенно-огненное» (1986), получивший на конкурсе «СиДи-Обложка 98» специальный диплом от издательства ИМА-Пресс за лучшее оформление в категории «Независимая музыка» . Последний магнитоальбом «ДК» — «Пожар в Мавзолее» вышел в самом начале 1990 года.

Спустя 10 лет — 15 апреля 2001 года в рамках презентации очередного номера журнала «КонтрКультУра» в московском клубе «Точка» группа «ДК» отметила 20 лет со дня своего создания.

В книге Александра Кушнира « 100 магнитоальбомов советского рока » были представлены три альбома «ДК» («Лирика», «ДМБ-85», «Непреступная забывчивость»).

Связи «ДК» с исторической и современной культурой

Уроки тьмы комплект

«ДК» оказали непосредственное влияние на группы « Ноль » , «Сионизм», « Сектор Газа » , «Dna Error», « Монгол Шуудан » , «ХЛАМ» . В свою очередь, из советских «влияний» на ДК (а именно, альбомы в жанре «радиотеатра») можно отметить, в первую очередь, хорошее знакомство её руководителя с передачами Третьей Программы Всесоюзного Радио , где постоянно транслировались многочасовые радиоспектакли, очевидно, повлиявшие также на «Золотой диск» (1982) концептуалистской группы « Мухоморы », использовавших тот же подход к материалу. Помимо этого в творчестве Жарикова наличествует широкий спектр самых различных смысловых ссылок: от классической академической и аутентичной музыки, коллекционером которой он является, до актуальных жанров и явлений тех лет: джаз-рок , Rock In Opposition (RIO), краут-рок , плеяда прото-панк -групп (например, « The Velvet Underground »), классический панк и постпанк , советские ВИА (в частности, « Весёлые ребята » и составы ВИА ранних 70-х, в которые массово перетекли в тот момент музыканты независимых рок-групп 60-х годов).

Музыка группы использовалась в фильме Алексея Балабанова « Груз 200 ». Один из администраторов «ДК» (Виктор Алисов) чуть позже стал продюсером фильма « ДМБ », саундтреком для которого и должны были стать песни из легендарного альбома «ДМБ-85» (вошла только одна «Идёт хороший Человек» (кавер от группы «Паровоз»)).

В рамках постмодернистского дискурса группа «ДК» любила использовать цитаты из музыкальных произведений самых различных жанров и, в качестве смысловых ссылок на общеупотребительные клише, подавать их в виде «русских кавер-версий». В свою очередь, многие группы делали и продолжают делать различные каверы на «ДК», уже известные в исполнении таких групп, как « Гражданская оборона », « Монгол Шуудан », «Ривущие струны», Alec Kopyt & Doolee Band , «Сугробы» и др., ростовский художник Юрий Бессмертный сделал серию флэш-клипов, в том числе, «Я географию учу» , получивший известность вместе с его клипами для ростовской группы «Зазеркалье», а днепропетровский аниматор Стас Сантимов представил свою видеоверсию песни «Молодёжный клуб».

В 2017 году Сергей Жариков опубликовал трилогию Leçons des ténèbres — коллекция художественных эссе в жанре underground philosophy, где «способом производства мысли является авторское письмо, демонстрирующее само становление смыслов и продолжает процесс разрыва становления в ткани расчисленного механического времени и пространства, совершая то самое действие „временения современности“, которое маркирует время ощущением первостатейной новизны и превращает его в самостоятельный художественный артефакт» .

Цитаты

«Рок-музыка — искусство очень честное по своей сути. То же, что нам предлагают люди из ДеКа говоря простыми словами, халтура. Спекуляция на модной нынче теме. Мы имели халтуру, так сказать, справа — все официальные команды с песенками типа „улыбнитесь, каскадеры“. Теперь мы получили халтуру слева — группу трезвенников, любителей классики, которые поют про портвейн, которого, похоже, и не пробовали. Кроме того, фальшь исполнения просто колет глаза».

  • У советского критика Т. Диденко в энциклопедии «Рок в СССР» (М.:1990) несколько иной взгляд:

«Альбомы Жарикова и его коллег сродни картинам Григория Брускина : каждый из фрагментов их мозаичной структуры раскрывает одну из мифологем современного общественного сознания и в то же время отражает его целостную модель. Отсюда и почти полный отказ в песнях ДК от авторства — их, выступающие „авторами“, герои анонимны — персонаж, изливающий душу после прихода из армии, орущий свои откровения под блатные аккорды гитары („ДМБ-85“) или некий „закрытый гражданин“, у которого и жена, и магазин, и вино — „закрытые“… Такое развенчание имиджа социалистического преуспевания советской эпохи, дегероизация розовых персонажей „садово-парковой культуры“ наблюдалось лишь в литературе, правда, неиздававшейся, и кинофильмах, долгое время лежавших на полке».

  • Ей, по сути, вторит Андрей Горохов (ведущий музыкальный эксперт русской службы радиостанции «Немецкая волна»):

Творцом тотально полистилистического рока следует признать группу «ДК», созданную в начале 80-х Сергеем Жариковым . Альтернативный рок группы «ДК» стал революцией текста, энергичного образа и парадоксальной мысли против вялого, ватного и бессмысленного в общем массе советского рока до 80-х. Качество записей отвратительное, слова часто едва различимы, звук «плывёт», но это не мешает оценить радикально новаторский и в то же время традиционный до реакционности подход «ДК» к своей музыкальной продукции. Деятельность «ДК» вполне можно назвать антикультурной и антимузыкальной. Ведь она погружает любую музыкальную форму в состояние холодного и пластмассового китча и отрицает её самостоятельное существование. Таким образом, «ДК» ясно показала, что рок, начатый Элвисом Пресли и «Битлз», выродился и умер, оставив после себя гниющий труп, последовательно и с энтузиазмом вскрытый и разъятый группой Жарикова. После «ДК» искренний и наивный рок-н-ролл, любые его производные, по крайней мере, на советской почве неизбежно свидетельствуют о недоразвитости или реакционности. Жариков утверждал, что «советский рок должен выйти из подворотни». И советский рок не только вышел, но и затащил в подворотню всё, что нашёл вне её, всему дав цену и всё поставив на место. Песни Жарикова — это явные стилизаторские фейки, глумление и сарказм: «выражаемые чувства» не могут быть искренними, лирические герои — объекты антисоветской насмешки. Но одновременно и музыка, и тексты, и лирические герои обладают невероятной притягательностью, с ними тут же идентифицируешься как и с героями ранних рассказов Мамлеева . ДК выдали ту прибавочную стоимость, которой не хватало Хилю , Лещенко , Толкуновой , чтобы стать тем, кем они являлись лишь номинально — соул-вентилями «народной души». Вентилями, сквозь который эта «душа» выходила в виде контента, который можно потрогать руками или ушами. ДК дотянули кучу жанров до психояда… Будучи экспрессионистской карикатурой на разнообразные виды советской музыки, ДК пробурили дырки в разных местах некоторой стены и дотянулись до чего-то скрытого. Точнее, это скрытое всячески выставлялось напоказ КСП и всякими «уходит бригантина от причала», а ДК развернули перспективу и обнаружили соул там, где не было ни причала, ни бригантины.

  • Ретроспективно описывая основные советские русскоязычные группы 80-х, ссылаясь на отчёты RAND Corporation (Profiles of the Current Major Soviet Rock Groups, стр. 26), американка Sabrina Petra Ramet пишет:

Unofficial-underground. DK has refused to register with any Soviet club and rejects Gorbachev' s conciliatory line. DK prides itself on «subversive» and «outrageous» music and has a national cult following. Widely credited with being musically innovative, DK sings of sexual deviance, broken homes, corruption, and alcoholism.

  • Американский журнал Rolling Stone так описывает группу ДК:

«ДК» уверенно оставляет след там, куда еще не ступала нога ни одного русского рокера. В своих текстах лидер группы Сергей Жариков проводит вас по обшарпанным домам, где родители-алкоголики избивают друг друга; по кроватям, помнящим разного рода сексуальные извращения; по коридорам иностранных посольств, где коррумпированные дипломаты подсчитывают наличные за очередное темное дело — а потом вернет вас туда, откуда взял: в Петрозаводск или Уфу, где после тяжелого трудового дня чей-то отец снова избил до полусмерти мать.

  • Директор Института демографического анализа и мировой статистики Сергей Рютин обобщает:

«Своим творчеством Жариков доказывает необходимость свободы воли и свободы самовыражения во всех её проявлениях. Он против диктата, против подчинения всех аспектов бытия какому-либо одному. Ведь это и есть тоталитаризм в самой отвратительной коммунистической форме. Жариков последовательный противник коммунистической эстетики, и актуально его противление именно по причине продолжающегося диктата. Смысловые ребусы в проекте „ДК“ стали частью его стиля. Мы слышим, а теперь и видим многогранную композицию с зашифрованными посланиями к широкой публике».

Участники сессий

Вокалисты «ДК»

Дискография группы

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 января 2014. 6 января 2014 года.
  2. Дата обращения: 1 января 2013. Архивировано из 9 февраля 2021 года.
  3. . Дата обращения: 15 февраля 2019. 15 февраля 2019 года.
  4. . Дата обращения: 8 мая 2013. Архивировано из 29 мая 2013 года.
  5. Дата обращения: 22 марта 2015. Архивировано из 16 июня 2016 года.
  6. от 3 апреля 2014 на Wayback Machine
  7. . Дата обращения: 25 февраля 2011. 19 июня 2015 года.
  8. Жариков С. от 19 июня 2015 на Wayback Machine // . — 1987. — № 20.
  9. Дата обращения: 17 августа 2019. 11 августа 2019 года.
  10. от 8 декабря 2017 на Wayback Machine ISBN 5-9900566-1-3
  11. . Дата обращения: 12 декабря 2017. 12 мая 2021 года.
  12. . Дата обращения: 11 апреля 2017. 11 апреля 2017 года.
  13. . Дата обращения: 29 января 2018. 15 октября 2018 года.
  14. . Дата обращения: 15 октября 2018. 27 июля 2018 года.
  15. . Дата обращения: 12 октября 2018. 13 октября 2018 года.
  16. от 22 ноября 2022 на Wayback Machine Jazz-квадрат, Г. Дурново – А. Соловьёв, 25.06.13 г.
  17. . Дата обращения: 14 декабря 2022. 15 ноября 2019 года.
  18. РУССКИЙ РОК (энциклопедия), А.Т. PUBLISHING, Москва, 2003 г. Стр. 66
  19. . Дата обращения: 21 июня 2020. 15 сентября 2016 года.
  20. от 21 августа 2011 на Wayback Machine // Старик_Козлодоев, 18 августа 2011.
  21. РУССКИЙ РОК (энциклопедия), А.Т. PUBLISHING, Москва, 2003 г. Стр. 107
  22. . Дата обращения: 11 апреля 2017. 14 марта 2017 года.
  23. . Дата обращения: 11 апреля 2017. 11 апреля 2017 года.
  24. . Дата обращения: 21 июня 2020. 5 сентября 2017 года.
  25. . Дата обращения: 11 апреля 2017. 22 апреля 2022 года.
  26. . Дата обращения: 30 декабря 2012. Архивировано из 15 июля 2017 года.
  27. . Дата обращения: 8 мая 2013. Архивировано из 29 мая 2013 года.
  28. . Дата обращения: 7 июня 2020. 15 ноября 2019 года.
  29. . Дата обращения: 7 июня 2020. 13 июля 2020 года.
  30. Из аннотации к изданию.
  31. Зандер А. от 22 августа 2013 на Wayback Machine // Рокси. — 1983. — № 6.
  32. 19 декабря 2010 года. (сост. А. Троицкий) . — М.: Книга, 1990. — 384 с. ил. — ISBN 5-212-00240-0
  33. // Детектив и Политика. — 1990. — № 5.
  34. . Дата обращения: 11 января 2016. 8 августа 2019 года.
  35. . Дата обращения: 7 июня 2020. 7 июня 2020 года.
  36. . Дата обращения: 15 июня 2020. 3 июня 2020 года.
  37. . Дата обращения: 28 сентября 2021. 28 сентября 2021 года.
  38. . Дата обращения: 13 декабря 2017. Архивировано из 13 декабря 2017 года.

Литература

  • Суровый П. Концептуальный авангард // Ухо. — 1983. — № 6.
  • Алекс Зандер. (Старцев А.) от 22 августа 2013 на Wayback Machine // Рокси. — 1983. — № 6.
  • Комарова Н. Девочка Катя — убийца // Зомби. — 1984. — № 1.
  • Лев Барашков. Фольклор, этнография и рок-музыка // УРЛАЙТ. — 1985. — № 1.
  • Комарова Н. Бога нет, Бога нет… // Зомби. — 1985. — № 4.
  • Слуянов Ю., Комаров Б., Истратова Е. Звуки музыки или «Звуки Му»? // Молодость Сибири — 7 декабря 1985. — № 145—147 (8393-95).
  • Лев Барашков. НОВАЯ ВОЛНА // . — 1986. — № 10.
  • Летов С. ДК`dance // . — 1986. — № 50.
  • Benson M. // Rolling Stone . — 1986.
  • Barron, Jack. Rock in Russia: Licensed to Ill // New Musical Express . — 1987. — September 26.
  • Смирнов И. Операция «СИЛЕН» // УрЛайт. — 1987. — № 17-18. // . — 1987. — № 19-20. от 23 января 2014 на Wayback Machine // от 19 июня 2015 на Wayback Machine
  • Горохов А. от 9 мая 2017 на Wayback Machine // Детектив и Политика. — 1990. — № 5.
  • Любимов С. Рок «ДК» (Интервью: Жариков и Морозов) // Труд и Время (Челябинск) — 1990. — № 9.
  • Посиделов В., Пилипенко Г. Фирсология // Ура-Бум-Бум! — 1990. — № 6.
  • Мамонтова С. Звезда ДК // Советский Патриот — 1990. — № 26.
  • Гурьев С. Bedtime For Democracy — Опыт тезисного егороцентризма // КонтрКультУра. — 1990. — № 2.
  • Марочкин В. «ДК» — Двигатель Культуры // День — 1992. — № 20.
  • Ильич С. ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ: «Мы плывём около самого дна» // Ура Бум-Бум! . — 1992. — № 9.
  • Кушнир А. Золотое подполье. 1967—1994: Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата. — Н. Н.: Деком, 1994. — 368 с. ил. — ISBN 5-8005-0031-2 .
  • Давыдов Д. М. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сборник научных трудов. Выпуск 4. Тверь, 2000.
  • Никитин Р. Волки сухого оврага — от 22 февраля 2014 на Wayback Machine // КонтрКультУра. — 2001. — № 4 (12).
  • Кушнир А. 100 магнитоальбомов советского рока. 1977—1991: 15 лет подпольной звукозаписи . — М.: Аграф, Крафт+, 2003. — 400 с. — ISBN 5-7784-0251-1 .
  • Межуев Б. от 30 сентября 2008 на Wayback Machine
  • Д. Иоффе от 26 августа 2009 на Wayback Machine
  • Д. Иоффе от 4 августа 2009 на Wayback Machine
  • Д. Иоффе от 5 августа 2009 на Wayback Machine
  • Марочкин В. [www.libfox.ru/428556-vladimir-marochkin-povsednevnaya-zhizn-rossiyskogo-rok-muzykanta.html/ Повседневная жизнь российского рок-музыканта] от 11 августа 2020 на Wayback Machine . — М.: Мол. гвардия, 2003. — 403[13] с. ил. — (Живая история: Повседневная жизнь человечества)
  • Mark Yoffe от 2 декабря 2021 на Wayback Machine — International Counterculture Archive The George Washington University — Washington, DC, 2005.
  • Mark Yoffe
  • Билютин Л. А. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сборник научных трудов. Выпуск 10. Тверь, 2008.
  • Bastenaire Joёl. от 20 сентября 2020 на Wayback Machine . — Marseille (France).: Le Mot et le reste, 2012. — ISBN 978-2-36054-050-1
  • James Greene Jr. от 7 августа 2020 на Wayback Machine . — Rowman & Littlefield Publishers (UK), 2017. — ISBN 978-1-4422-6984-2

Ссылки

Источник —

Same as ДК (группа)