Родился
13 марта
1939 года
в селе Новосёлки Киевской области.
Родителей потерял во время
Великой Отечественной войны
. Мать — Мария Александровна была расстреляна нацистами во время карательной операции в 1943 году. Отец — Григорий Парфентьевич, командир партизанского отряда погиб в 1944 году при
освобождении Киева
. Вместе с сестрами был определён в
детский дом
.
В
1969 году
окончил аспирантуру философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и под научным руководством
В. И. Гараджи
защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Особенности идеологии и деятельности католической церкви в Польской Народной Республике».
В
1988 году
защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Критический анализ теоретических основ социальной доктрины католицизма».
Автор более 100 научных работ общим объёмом более 170 п.л., в том числе 4 монографий.
Подготовил более 30 кандидатов и 5 докторов наук.
Владел несколькими европейскими языками.
Научная деятельность
Ф. Г. Овсиенко в своих трудах исследовал современную католическую философия (
онтология
,
гносеология
и
антропология
неотомизма
и
тейярдизма
), а также новые течения в теологии. При этом им был дан критический анализ этики и социологии современного католичества. Он выдвинул и обосновал положение о том, что современная католическая социальная доктрина, представляющая собой совокупность особых политических, экономических, социально-этических и культурологических концепций, во многих пунктах входит в противоречие со светскими представлениями о природе добра и зла, о достоинстве человека и социальной справедливости. В то же время он высказал мысль, что эти расхождения тем не менее не являются препятствием для непосредственного сотрудничества верующих и неверующих людей, как и для их совместной борьбы с различной социальной и политической несправедливостью.
Начиная со второй половины
1990-х годов
занимался разработкой вопросов государственно-церковных отношений в России и за рубежом.
Научные труды
Монографии
Овсиенко Ф. Г.
Новые тенденции в католической философии и теологии. М., 1977;
Овсиенко Ф. Г.
Личность и социальное развитие в католической антропологизированной теологии. М., 1980;
Овсиенко Ф. Г.
Эволюция католического учения о роли женщины в обществе, семье и браке. М., 1980;
Овсиенко Ф. Г.
Критический анализ католической «теологии труда». — М.:
Знание
, 1984. — 62 с.
Овсиенко Ф. Г.
Проблема человека и гуманизма в современном католицизме. М., 1985;
Овсиенко Ф. Г.
Проблема человека в философии католицизма. Киев, 1986. — 64 с.;
Овсиенко Ф. Г.
Эволюция католической социальной теологии. [В соавт.]. М., 1986;
Овсиенко Ф. Г.
Эволюция социального учения католицизма: философский критический анализ. М. :
Изд-во МГУ
, 1987. — 256 с.
ISBN 5-1639219
(ошибоч.)
;
Овсиенко Ф. Г.
Социально-этическое учение современного католицизма (критический анализ). М..:
Знание
, 1987.— 63 с.;
Овсиенко Ф. Г.
Католическая философия и теология. М., 1987;
Овсиенко Ф. Г.
Социальная этика католицизма: методологический аспект. М., 1990;
Овсиенко Ф. Г.
Религия, национальное согласие и возрождение России. М., 1993;
Овсиенко Ф. Г.
Государственно-церковные отношения в России. В 2 т. [В соавт.]. М., 1995;
Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г.
Мировые религии. — М. : Приор, 1998 . — 475 с. —
ISBN 5-7990-0166-4
.
Овсиенко Ф. Г.
Новые религиозные культы, движения и организации в России. [В соавт.]. М.,1998.
Овсиенко Ф. Г.
Католицизм. — М.: РАГС, 2005. — 314 с.
Овсиенко Ф. Г.
Эволюция католического учения о роли женщины в обществе, семье и браке //
Вопросы научного атеизма
. — Вып. 28. — М., 1981. — С. 163—182.
Овсиенко Ф. Г.
Критика методологических основ социального учения католицизма
//
Вопросы научного атеизма
. Вып. 33. Религия и политика / Редкол.
В. И. Гараджа
(отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. —
М.
:
Мысль
, 1985. — С. 50—71. — 303 с. —
22 700 экз.
Овсиенко Ф. Г.
// Социальная теория и современность. Вып. II:
Фридрих Ницше
. «
Воля к власти
». — М., 1993. — С. 115—124.
Овсиенко Ф. Г.
Экзистенциализм религиозный и атеистический? // Социальная теория и современность. — 1994. — № 14: Человек и его мир в философской мысли А. Камю и Ж.-П. Сартра. — С. 162—169.
Овсиенко Ф. Г.
Проблема «человек—природа» в современной католической философии // Экология и религия. — Ч. I. — М., 1994. — С. 75-112.
Овсиенко Ф. Г.
Гуманизм и религия // Наука, религия, гуманизм: Сб. статей. — М., 1996. — С. 39-53.
Овсиенко Ф. Г.
Взаимоотношения государства и Церкви в Восточной Европе // Мировой опыт государственно-церковных отношений: Уч. пособ. 2-е изд. — М., 1999. — С. 154—190.
Овсиенко Ф. Г.
Особенности формирования социальных доктрин православия и католицизма //
Религиоведение
. — 2001. — № 2.
Овсиенко Ф. Г.
Политизация конфессий и клерикализация политики: тенденции развития и риски в современном российском обществе //
Религиоведение
. — 2002. — № 2.
Овсиенко Ф. Г.
Сферы изысканий религиоведения и теологии и специфика постижения ими рассматриваемых объектов //
Религиоведение
. — 2004. — № 2. — С. 116—130.
Зуев Ю. П.
, Кудрина Т. А.,
, Овсиенко Ф. Г.,
Трофимчук Н. А.
(недоступная ссылка)
// Журнал «
Государство, религия, Церковь в России и за рубежом
» Вып. 1: Антология отечественного религиоведения Ч.4: Кафедра государственно — конфессиональных отношений РАГС, 2009. — С. 131—177 (также в сборнике — Религия и образование : Сб . обзоров и реф . / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. Философии; Рос. Акад. гос службы при Президенте РФ. Каф. Религиоведения / Отв . Ред . Скворцов Л . В .; Сост . Девина И . В . — М .: 2002. — 208 с. — С. 5-72.- (Сер.: Религиоведение).
ISBN 5-248-00119-6
Кандидат философских наук, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений
РАНХиГС
религиовед
Ю. П. Зуев
считает Ф. Г. Овисенко это «
один из ведущих российских учёных-религиоведов
».
Он вспоминает, что Ф. Г. Овсиенко «
отличался широкой научной эрудицией, глубоким профессионализмом в философско-методологических проблемах религиоведения и истории религии
» и «
в последнее десятилетие оставался практически единственным в нашей стране специалистом в области католицизма
». Зуев отмечает, что у Ф. Г. Овсиенко был большой педагогический опыт, а его лекции и семинары вызвали живой интерес у студентов и аспирантов. Ф. Г. Овсиенко «
в совершенстве владел искусством формирования личности молодого учёного, прививая ему вкус к научному поиску и профессиональную честность
», был искренен и открыт в общении с людьми, выступал с готовностью «поделиться своим опытом и знаниями». Зуев отмечает, что Ф. Г. Овсиенко имел «
исключительно толерантное отношение к людям разных мировоззренческих позиций и, вместе с тем, — твёрдость в отстаивании собственных убеждений, собственной позиции учёного
».
Кандидат философских наук, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений
РАНХиГС
религиовед
считает, что Ф. Г. Овсиенко «
был человеком обширных знаний, культурных интересов и исключительного трудолюбия, являл собой тот тип учёного, который постоянно связывает свои научные изыскания и преподавательскую деятельность с судьбой родной страны
». Он отмечает, что по мировоззрению Ф. Г. Овсиенко «
был убеждённым
атеистом
(отнюдь не вульгарным и не „
воинствующим
“), не изменял своим взглядам, но при этом проявлял уважение к убеждениям других людей, в том числе религиозным
». Лопаткин указывает на то, что «
среди тех, кто под его руководством защитил диссертации и дипломы, были люди самых разных мировоззренческих позиций, в том числе верующие разных религий и конфессий, среди них несколько православных священнослужителей, которым атеистические убеждения их учителя не мешали видеть в нём мудрого и глубоко уважаемого наставника
».