Interested Article - Аревахач
- 2021-07-22
- 1
Аревахач ( арм. արևախաչ , солнечный крест ) , также известный как армянский знак вечности ( арм. հավերժության հայկական նշան ) ( юникод « ֍ ») — древний символ армянской национальной идентичности . Имеет вид круглого, вихревого, винтообразного круга, похожего на солнце . Один из древнейших символов в армянской культуре .
В зависимости от количества элементов армянский знак вечности называется соответственно шестикрылым или восьмикрылым .
Крест в круге, а также щит, встречающийся на хачкарах обозначает замкнутый цикл бытия (жизнь — смерть — возрождение) . Встречается на армянских христианских памятниках с V века, потом этот знак перешёл и на хачкары . К VIII веку об использовании символа вечности в армянской архитектуре можно уже говорить как о давно устоявшей иконографической практике , причем символ сохранил свое значение с раннего средневековья до наших дней .
Составляет элементы символики на
хачкарах
, монастырей
и других архитектурных памятников
. Круг, как и вращающиеся линии, символизировали совершенство. Архитекторы таким образом выражали концепцию вечной, небесной жизни
.
Часто используется в государственной символике
, а также в символиках неправительственных организаций
.
В 2012 году консорциум
Юникода
, совместно с организацией
ISO
, официально добавили в блок «
Армянское письмо
» левосторонний и правосторонний знаки вечности под названием «Armenian Eternity sign», тем самым впервые произведя оцифровку данного символа.
-
Церковь Святой Рипсиме, Вагаршапат (VII век)
-
Знак вечности на куполе церкви Маштоц Айрапет (XII век)
-
Пятиарочный знак вечности на соборе Пресвятой Богородицы монастыря Аричаванк близ Артика (XIII век)
-
Макараванк (X век)
-
Ошкванк (X век)
-
Гандзасарский монастырь (XIII век)
-
Монастырь Гегард (XIII век)
-
Сагмосаванк (XIII век)
-
Монастырь Тегеняц (XI век)
-
Современный хачкар в Ереване
-
Хачкар в память о жертвах землетрясения 1988 года в Армении
-
Хачкар в Ангегакоте (XV-XVI века)
-
Хачкар из Старой Джуги (XVI век)
-
Современный хачкар в Ватиканском саду
-
Памятник, посвященный принятию христианства в качестве государственной религии в Армении
-
Кладбище погибших в Карабахской войне, Сисиан
-
Памятник армянскому алфавиту
-
Мемориальная доска у входа в музей Ованеса Туманяна, Дсех
-
Табличка, указывающая, что площадь у входа в Ахпатский монастырь была названа в честь Саят-Нова в 2010 году
-
"Возрожденная Армения"
См. также
Ссылки
Примечания
- Термин «Аревахач» часто употребляют также последователи армянских неоязыческих течений Объединение aрмянских арийцев, от 2 июля 2018 на Wayback Machine , 2012
- . www.sarm.am . Дата обращения: 27 июня 2023. 3 декабря 2013 года.
- Jacob G. Ghazarian. . — Bennett & Bloom, 2006. — 272 с. — ISBN 978-1-898948-70-4 .
-
Jacob G. Ghazarian (2006),
от 18 марта 2017 на
Wayback Machine
, Bennett & Bloom, pp. 263, P. 171
Quite a different version of the Celtic triskelion, and perhaps the most common pre-Christian symbolism found throughout Armenian cultural tradition, is the round clockwise (occasionally counter-clockwise) whirling sun-like spiral fixed at a centre — the Armenian symbol of eternity.
-
K. B. Mehr, M. Markow,
Mormon Missionaries enter Eastern Europe
, Brigham Young University Press, 2002, pp. 399, стр. 252
… It was engraved with sun stones, a typical symbol of eternity in ancient Armenian architecture.
- ↑ решение Национального Совета Западной Армении, от 21 июня 2017 на Wayback Machine , 2011
- Тер-Варданян Г. А. (1998), от 2 октября 2013 на Wayback Machine , Историко-филологический журнал НАН РА, № 3 . pp. 149—154. ISSN 0135-0536
- ↑ Нелли Саакян/ Армянское нагорье: ессе / Изд-во РАУ. 2006 г. — стр. 150 (349): «Крест, круг, крест в круге, щит на хачкарах (ваан) обозначали еще и замкнутый цикл бытия. Безостановочность бытия (жизнь — смерть — возрождение). Этот крест, заключенный в круг, встречается еще на стелах V века и на тимпанах главного церковного входа. Потом этот знак перешел и на хачкары. А изображение креста встречается уже в первых христианских памятниках армянского зодчества (IV век)».
-
Jacob G. Ghazarian (2006),
The Mediterranean legacy in early Celtic Christianity: a journey from Armenia to Ireland
, Bennett & Bloom, pp. 263, стр. 186
The eighth, or ninth, century date of this two examples of Irish stone crosses places them chronologically well after the carving of stone crosses in Armenia and the use of the Armenian symbol of eternity had become a long established national iconographical practice.
-
Зарян А. К. (1989),
от 6 октября 2013 на
Wayback Machine
, Историко-филологический журнал НАН РА, № 1 . pp. 202—219. ISSN 0135-0536
… Так, например, средневековый знак вечности — вращающееся колесо, до сих пор сохранил свое значение и используется с целью выражения того же смысла.
-
решение Правительства Армении
от 27 сентября 2013 на
Wayback Machine
, 2010, стр. 15
…основным элементом ( хачкаров ) является крест. Вокруг креста часто изображаются геометрические узоры, знаки вечности, изображения растений и животных, а также людей — особенно святых. … В искусстве хачкаров особое место занимают уникальные армянские отделки. Они представляют целую систему символик.
-
Károly Gink, Károly Gombos,
Armenia: landscape and architecture
, Corvina Press, 1974, pp. 63, стр. 42, 49
… On sunny days it is possible to see the stonework in the chapel, which is invisible, when the weather is cloudy and the light is not good. The sign of eternity, two combined wheels, is cut on the east wall, together with a number of pictures of sirens.
-
Рачья Карташян,
от 28 сентября 2013 на
Wayback Machine
, Լրաբեր Հասարակական Գիտությունների, № 1, 1984, стр. 65
…проходит ряд скульптур с изображениями быка, птиц, древа жизни в виде гранатового дерева, корзин, розеток и знаков вечности, который имеет определённый идеологический смысл.
- Манучарян А., от 28 сентября 2013 на Wayback Machine , Պատմա-բանասիրական հանդես, № 4, 1979, стр. 268
- Асратян М., от 4 марта 2016 на Wayback Machine , Պատմա-բանասիրական հանդես, № 2, 1980, стр. 50
- ↑ Г. Караханян (1975), от 4 марта 2016 на Wayback Machine , Вестник общественных наук НАН РА № 8, стр. 31—47
-
Hayden Herrera (2005),
Arshile Gorky: His Life and Work
, Macmillan, pp. 784, стр. 290
.. one tip of the boot/butter churn, may be derived from the Armenian symbol of eternity carved into the facades of many eleventh-century Armenian churches, …
- Р. Карташян (1986), от 2 октября 2013 на Wayback Machine , Вестник общественных наук НАН РА № 4, стр. 42—52
- Г. Саргсян, У. Мелконян, от 28 июня 2021 на Wayback Machine , Պատմա-բանասիրական հանդես, № 3, 2012, стр. 101
- Nicolas Holding (2011), Armenia , Bradt Travel Guides, pp 312, стр, 130, 148
- Р. Л. Хачатрян, Российская академия художеств, Рудольф Хачатрян: многомерные объекты , Галарт, 2002, стр. 13
- Armenia Today , vol. 5-6, Ереван, 1982, стр. 4
-
Elisabeth Bauer-Manndorff (1981),
Armenia: Past and Present
, Reich Verlag, pp. 180, стр. 89
… The circle, as a line returning upon itself, represented perfection. Having neither beginning, nor end, it was the symbol of eternity. The architects expressed the concept of everlasting, celestial life in the knowledge of the presence and effect of the divine power by sphere.
-
Центральный Банк Армении,
от 3 октября 2013 на
Wayback Machine
, 2012,
от 22 апреля 2014 на
Wayback Machine
… На передней стороне на фоне знака вечности изображён Собор Святого Христа Всеспасителя Шуши. …
-
Мэрия Ервана,
от 27 сентября 2013 на
Wayback Machine
, 2010,
15 октября 2013 года.
… На груди льва, на фоне знака вечности, изображение Арарата. …
- Министерство юстиции РА, от 27 сентября 2013 на Wayback Machine , 2007
- Правительство Армении, от 27 сентября 2013 на Wayback Machine , 2012
-
Министерство чрезвычайных ситуаций РА,
от 4 октября 2013 на
Wayback Machine
, 2011,
от 22 апреля 2014 на
Wayback Machine
… Золотой щит в центральной части медали окружён символом вечности, золотые крылья которого …
-
Правительство Армении,
от 4 октября 2013 на
Wayback Machine
, 2013,
22 апреля 2014 года.
… изображён золотой лев со знаком вечности и птичьими крыльями, с золотым ключом в руке.
-
Центральный Банк Армении,
от 4 октября 2013 на
Wayback Machine
, 2007,
от 22 апреля 2014 на
Wayback Machine
… Во внутренней окружности изображён символ вечности и летающий орёл, …
- . Дата обращения: 31 июля 2013. 28 сентября 2013 года.
- . Дата обращения: 14 сентября 2013. 22 сентября 2013 года.
Литература
- Айк Демоян . Армянские национальные символы = Հայկական ազգային խորհրդանշաններ. — Ереван: «Пюник», 2013. — 476 с. — ISBN 978-9939-0-0282-8 .
- Шагинян А. H. Армянские хачкары (крестные камни) и их надписи (IX—XIII вв.). Автореф. канд. дис. Ереван, 1970.
- Рубен Егиазарян. Кельтский символ и армянская традиция. — Ереван: «Ясон», 2005. — С. 256. — ISBN 99930-934-2-4 .
- . Армения в третьем тысячелетии до Христа (согласно письменным источникам) = Հայաստանը Քրիստոսից առաջ Երրորդ հազարամյակում (ըստ գրավոր աղբյուրների) / Е. В. Даниэлян. — Ереван: Издательство ЕГУ , 2005. — 176 с. — ISBN 5-8084-0643-9 .
- // Румыния — Сен-Жан-де-Люз [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 508. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8 .
- 2021-07-22
- 1