Interested Article - Безбожник у станка
- 2020-02-09
- 1
« Безбожник у станка » — советский антирелигиозный сатирический журнал, выпускавшийся Московским комитетом ВКП (б) с декабря 1923 по 1931 (или 1932) годы.
История
Журнал начал выходить в декабре 1923 года под названием «Безбожник», но уже через два месяца получил уточнение «у станка» .
В 1924 году архиепископ Кентерберийский выступил в британской Палате лордов с протестом против распространения журнала в Англии. Он заявил, что большевики «посягают на высшее достижение человеческой культуры» — на религию. С весны 1925 года журнал был запрещён в Англии .
В 1925 году возник конфликт с газетой « Безбожник », выплеснувшийся в статьи в газете « Правда ». Ответственный редактор «Безбожника у станка» Мария Костеловская написала, что антирелигиозная работа газеты «Безбожник» выросла из административной практики и что к ней привлекались люди, ранее близкие к религии. В ответ главный редактор «Безбожника» Емельян Ярославский раскритиковал Костеловскую за «излишне вульгарный подход» .
В 1931 или 1932 журнал был закрыт, а его сотрудники перешли в газету «Безбожник» .
Описание
Изначально журнал был ежемесячным, с 1929 года выходил два раза в месяц. Тираж журнала составлял от 20 до 70 тысяч экземпляров. Печатался на 16-и страницах с цветными иллюстрациями .
Ответственный редактор — Мария Костеловская , с июля 1928 года — Иннокентий Стуков . Руководитель художественного отдела — Дмитрий Моор .
Иллюстрации рисовали, помимо Моора, Александр Дейнека , Мечислав Доброковский , Николай Купреянов , Иван Малютин , Алексей Радаков , Михаил Черемных и другие .
В качестве литераторов работали Николай Асеев , Демьян Бедный , Александр Безыменский , Пётр Замойский , Василий Лебедев-Кумач , Григорий Рыклин , Александр Серафимович , Морис Слободской и другие .
Содержание
Журнал был рассчитан на массового рабочего читателя . Критика журнала была направлена на христианство , иудаизм , ислам , буддизм и другие религии . Он имел смешанный характер, сочетания естественно-научные и сатирические материалы .
В журнале публиковались тексты учёных и литераторов на антирелигиозные и научно-атеистические темы, а также статьи, обращающиеся к естественным наукам и направленные на формирование у читателей научной картины мира . Такие статьи создавал специальный научный отдел, примеры статей — «Откуда произошла Земля», «Как установили, сколько лет земному шару», «Строение Вселенной», «Отчего мерцают звезды?», «Как произошёл человек» . Они не всегда носили абстрактный характер, например, встречались статьи, посвящённые правильному земледелию с точки зрения науки . С апреля 1926 года в журнале выходили главки из «Карманного философского словаря» философа-материалиста Поля Гольбаха .
С другой стороны, в журнале публиковались сатирические произведения различных жанров (памплеты, частушки и другие), которые сопровождались сатирическими рисунками . Журнал был изданием, наиболее радикально настроенным по отношению к религии . Он применял в своих текстах оскорбительный тон по отношению к ней, такой как карикатуры на Иисуса и похабные стихи . Этим журнал отличался от газеты « Безбожник », которая в 1920-х годах относилась к церкви более терпимо . Например, если на иллюстрациях в «Безбожнике» высмеивали в основном верующих, сектантов и служителей, то в «Безбожнике у станка» чаще фигурировали боги и святые .
Рубрики
Среди рубрик, встречавшихся в журнале :
- Классовая сущность религии,
- Религия и классовая борьба за границей,
- Религия на Востоке,
- В стане белых эмигрантов,
- Значение религии в СССР как тормоза материальной и духовной культуры,
- Реакционная роль религии в семейном быту,
- Религия и классовая борьба при царизме,
- Религия и революция,
- Пионерская страничка,
- Методы антирелигиозной пропаганды,
- Материализм и идеализм (религия) как две классовые системы понимания природы, человека и общественной жизни,
- Политграмота безбожия,
- Церковь и контрреволюция,
- Вести с мест,
- Крестьяне и религия,
- Как работает Иегова,
- Страничка работницы,
- Страничка красноармейца,
- Вопросы и ответы
и другие.
Галерея
-
«Безбожник у станка» (1929, №15). На титульной странице — изображение рабочих, вывозящих Иисуса Христа в тачке для мусора
-
«Безбожник у станка» (1929, №19). Антиалкогольный выпуск, на титульной странице — Иисус Христос, разливающий самогон
-
«Безбожник у станка» (1929, №22). Боги трёх религий (иудаизма, христианства, ислама) раздавлены первым пятилетним планом
-
«Куда приведёт такой вожатый?». СССР, начало 1930-х годов. Плакат-приложение к журналу «Безбожник у станка»
Примечания
- ↑ , с. 48.
- ↑ // Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — 1-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947.
- ↑ , с. 44.
- Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
- ↑ Жирков Г. В. // История массовых коммуникаций. — 2014. — № 4 .
- , с. 46.
- ↑ , с. 46.
- , с. 45.
- , с. 44—45.
Литература
- Кузнецов И., Шумаков А. Партийно-советская печать Москвы (1917-1945 гг.). — М. : Московский рабочий, 1980. — 448 с.
- Метель А. В. // Вестник Омского университета. — 2013. — № 1 (67) .
- Стыкалин С. И., Кременская И. К. Советская сатирическая печать: 1917-1963. — Гос. изд-во полит. лит-ры, 1963.
- 2020-02-09
- 1