Interested Article - Индогерманцы
- 2021-03-02
- 1
Индогерманцы ( нем. Indogermanen ) — в немецкой националистической традиции и в других странах Центральной Европы индоевропейские народы , понимаемые в качестве расовой группы ; в другом значении синоним понятия индоевропейцы .
Термин был предложен К. Мальте-Бруном в 1810 году и воспринят Юлиусом фон Клапротом в 1823 году . Использовался Фридрихом Шлегелем Начинает бытовать с 1823 года . Имел распространение в среде немецких учёных в XIX веке .
В первой половине XIX века был распространена идея противопоставления Зороастра Моисею и представление, что семиты заимствовали свои философию и религиозные представления у индогерманцев, что, в частности, утверждал немецкий индолог Христиан Лассен , ученик братьев Шлегель . В 1858 году французский революционер Пьер-Жозеф Прудон утверждал, что монотеизм не мог быть создан «коммерческой расой» — евреями, а является творением «индогерманского ума» . Организатор и первый лидер Движения германской веры, бывший миссионер Якоб Вильгельм Хауэр, объяснявший различия религий через расовый фактор, противопоставлял «индогерманскую религиозность» и «ближневосточную семитскую». Он заявлял, что первая определяла место человека рядом с богами, тогда как вторая изображала его как жалкого, убогого, греховного существа, спасение для которого могло дать лишь посредничество третьих лиц. «Индогерманская религиозность» вела к развитию инициативы, «семитской» же прививался фатализм. Первая содержит призыв к активной борьбе за справедливость, второй человек обрекается на вечное подчинение по отношению к богу-деспоту. Первую он характеризовал как толерантную, вторую как стремящуюся к доминированию. Индогерманцам требовался не спаситель, а вождь. По этим причинам, согласно Хауэру, чтобы не навлечь беду, следовало поступать согласно своему «расовому характера» .
Хьюстон Чемберлен , один из ключевых авторов идеи превосходства « арийской » или «германской расы», использовал понятия «индогерманцы», «индоевропейцы», «арийцы» и «тевтонцы» в качестве синонимов. К этой категории он относил германцев, кельтов и славян и считал, что германцам удалось сохранить «арийскую кровь» в наибольшей чистоте .
В 1920-х — 1930-х годах немецкий национализм использовал археологические построения Густафа Коссинны и его школы с целью утверждения исторического приоритета германцев и индогерманцев .
По мнению Мирчи Элиаде и Йоана Кулиано , понятие имеет не больше смысла, чем «индославяне» или «индогреки» .
Примечания
- ↑ .
- ↑ , том 1, с. 8.
- .
- , том 1, с. 18.
- ↑ .
- , том 1, с. 19.
- , том 1, с. 40—41.
- , том 1, с. 46.
- , том 1, с. 35.
- , том 1, с. 375.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. т. II (1890): Араго — Аутка, с. 104—105.
- Михельсон А. Д. Индогерманские народы // Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней / Составил по словарям: Гейзе , Бешереля, Брокгауза , Александра, Рейфа и других. — М. : Издание книгопродавца А. И. Манухина, 1865. — 718 с. (1-е изд., М., 1861, 12-е, М., 1898).
- Шнирельман В. А. / Российская академия наук , Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Новое литературное обозрение , 2015. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »). — ISBN 978-5-4448-0279-3 .
- Элиаде М. , Кулиано И. // Словарь религиозных обрядов и верований. — М.: Рудомино», СПб.: Университетская книга, 1997.
Ссылки
- Клейн Л. С. . . Антропогенез.ру . от 2 ноября 2020 на Wayback Machine
- 2021-03-02
- 1