Interested Article - Аркаим
- 2021-03-04
- 2
Аркаи́м — комплекс из городища , могильника и селищ рубежа XX/XVIII—XVIII/XVI веков до н. э. Принадлежит к синташтинской культуре и так называемой « Стране городов ».
Расположен в долинах рек Большая Караганка и Утяганка в Челябинской области России.
Комплекс был открыт в 1971 году. Исследования проводили в 1980—1990-е годы Г. Б. Зданович , С. Г. Боталов , С. А. Григорьев, Д. Г. Зданович.
В 1991 году был создан природно-ландшафтный и историко-археологический центр «Аркаим» .
История археологического памятника
Аркаим был обнаружен в июне 1987 года отрядом Урало-Казахстанской археологической экспедиции в составе двух археологов ( С. Г. Боталов и В. С. Мосин ), нескольких студентов археологической направленности и нескольких школьников из соответствующих кружков. Причиной начала археологического обследования территории послужила необходимость строить Больше-Караганское водохранилище для нужд Больше-Караганской межхозяйственной оросительной системы, для обеспечения водой сельскохозяйственных районов области. Специалисты не придали значимости исследованиям в этом районе — экспедиция отправлялась как на малоперспективную работу — предстояло обследовать неинтересный с точки зрения находок обширный степной район. Два школьника из археологического отряда, Александр Езриль и Александр Воронков, обнаружили необычный рельеф местности. Руководство экспедиции уже имело опыт работы на памятниках эпохи бронзы, в том числе на Синташтинском поселении , и это обстоятельство позволило оценить важность открытия .
После первичного осмотра и снятия плана городища Боталовым и Мосиным была установлена принадлежность памятника к синташтинскому типу эпохи бронзы. Это оказалось возможным благодаря тому, что уже хорошо были известны подобные материалы, полученные в период исследований Синташтинского комплекса, изучение которого началось экспедицией В. Ф. Генинга с 1974 году .
В соответствии с планом строительства все археологические объекты , расположенные в зоне строительства, должны были быть затоплены, но благодаря активной позиции директора Эрмитажа академика Б. Б. Пиотровского , председателя Президиума Уральского отделения АН СССР академика Г. А. Месяца и ряда специалистов-археологов удалось отсрочить затопление на два года, что не имело прецедентов в советской истории .
Борьба учёных с ведомством « » закончилась в апреле 1992 года, когда стройка плотины была закрыта и территория (3300 га) с находящимся на ней поселением была выделена Советом Министров РФ под организацию экспериментального природно-ландшафтного и историко-археологического заповедника — филиала Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина . Главной причиной, определившей данный исход событий, стал распад Советского Союза, ослабление ведомств, активизация общества, поиск новых парадигм .
17 мая 2005 года Аркаим посетил президент России Владимир Путин .
Этимология
Поселение было названо не Александровским (от соседнего посёлка), а по названию одной из сопок (не самой близкой) , которая располагается в 4 км к югу от поселения. Топоним «Аркаим» происходит от тюркского «хребет», «спина», «основа» .
Описание
Городище имеет два кольца валов диаметром 143—145 м и 85 м соответственно и четыре прохода, которые ориентированы по сторонам света. Главный проход обращён на запад. Жилища образуют ещё два кольца диаметр 39—40 м — внешнее и 27 м — внутреннее. Между кольцами жилищ имелась круговая улица с деревянной мостовой . Под мостовой находился ров ливневой канализации (глубина и ширина 1,5 м) с водосборными колодцами. В центре поселения была расположена незастроенная площадка диаметром около 25 м .
Внутри валов были расположены узкие коридоры, ниши и проходы в жилые помещения. Жилища были наземными, трапециевидными в плане, площадью 110—180 м². Они имели каркасную конструкцию и общие длинные стены. Выходы из жилищ были ориентированы к центру поселения. Внутри жилищ найдены следы очагов, печей, колодцев и погребов. Обнаружены следы металлургического производства .
Назначение комплекса спорно. По разным предположениям он мог быть крепостью, убежищем, металлургическим, торговым, сакральным центром и др.
В 1—1,5 км к северо-востоку от городища находится Большекараганский могильник . Он включает в себя насыпи, под которыми располагались площадки, огороженные рвом и отделённые друг от друга внутренними грунтовыми перемычками. На площадках находятся от 7 до 20 погребальных и жертвенных ям. Могильные ямы имели глубину до 3,5 м и включали в себя камеры до трёх этажей, перекрытые деревянными настилами. Нижняя камера включала захоронения, которые были одиночными, парными и групповыми. Тела располагались в скорченном положении. В верхней камере сохранились остатки жертвоприношений — костяки и черепа лошади, крупного и мелкого рогатого скота и собак. Погребённые имели европеоидный антропологический тип . Число женских захоронений вдвое превышает число мужских. Захоронения сопровождались инвентарём, представленным керамическими сосудами, деревянными чашами, медными и бронзовыми ножами, наконечниками копий и стрел и др. Рядом с этими насыпями бронзового века располагались курганные группы позднесарматской культуры .
Происхождение
Согласно исследованиям в области палеогенетики , люди из синташтинской культуры имеют значительное генетическое сходство с представителями культуры шнуровой керамики . Миграция популяций из культуры шнуровой керамики на восток, вероятно, привела к формированию синташтинской культуры . При исследовании ископаемой ДНК у представителей синташтинской культуры были обнаружены Y-хромосомная гаплогруппа R1a и митохондриальные гаплогруппы J1 , J2, N1 и U2 .
В настоящее время недостаточно данных, чтобы однозначно утверждать, являлись ли «синташтинцы» индоиранцами или уже иранцами . Наиболее общепринято мнение, что поселение принадлежало носителям праиндоиранского языка .
В эзотерике и псевдонауке
Образ Аркаима получил популярность в среде эзотериков , экстрасенсов , уфологов , националистов, неоязычников и в работах, признанных научным сообществом псевдоисторическими . К идее спасения Аркаима привлекались разнообразные общественные силы и организации. На фоне общего кризиса социализма , породившего идеологический вакуум, люди искали «пищу» для формирования новых воззрений. На этом фоне, высказываемые учёными яркие гипотезы стали источником фантазий и домыслов, породивших эзотерические и неоязыческие идеи и питающие индустрию псевдонауки. Поддержку сохранения Аркаима оказали эзотерики и сторонники « арийской » идеи, представившие Аркаим столицей древней «арийской» (славянской) цивилизации. Эта поддержка была одобрена частью научного сообщества, и мифологизация Аркаима приобрела большие масштабы, не встречая противодействия. В этом процессе участвовали также некоторые местные учёные и представители местных властей .
В эзотерической и псевдонаучной интерпретации Аркаима выделяются две основных идеи: славянская («арийская») этническая принадлежность «синташтинцев» («славяно-арии», русы, русские) и феноменальный уровень технологического, социального и «духовного» развития «аркаимцев». Даже в тех случаях, когда в псевдонаучной теории нет прямой националистической направленности, «древние арии» представляются хранителями «энергий» и «сакрального, тайного знания», ныне забытых и для большинства непостижимых. Эти идеи не согласуются с научными данными . Аркаим считается « местом силы » , «прародиной» славян, « ариев » (речь идёт не об исторических ариях, предках только индоиранцев , а о псевдонаучном синониме праиндоевропейцев , «арийцах» ) или индоевропейцев , «колыбелью мира» , название города связывается с именем Йимы , вследствие чего поселение объявляется родиной Заратустры . Уровень развития аркаимской «цивилизации» в подобных публикациях обычно предстаёт значительно завышенным по сравнению с реальными данными. Утверждается, что Аркаим использовался как обсерватория . По мнению уфологов, города Страны городов были построены инопланетянами . По мнению экстрасенсов, в районе Аркаима проходит мощный поток энергии, поэтому они совершают туда поездки с целью «подзаряжаться». В результате эзотерического «освоения» Аркаима возникли инсталляции типа спиралеобразного сада камней .
В рамках арийского мифа, популярного в эзотерике и славянском неоязычестве (родноверии) , часто считается, что культура Аркаима и родственных ему памятников Южного Урала является «арийской цивилизацией» и отождествляется со славянами. Многие авторы увязывают Аркаим с мифической северной страной Гипербореей , якобы прародиной «арийцев» (вариант: «ариев», не следует путать с историческими ариями) или « белых людей ». Утверждается, что похолодание и наступление ледников заставили «арийцев» переселяться южнее. Пройдя через Урал, они остановились в благодатном крае, который связывается с Семиречьем, упоминаемым в Авесте , или с « Беловодьем » русских сказаний. В обоих случаях речь идёт о Южном Урале, где помещается «вторая прародина арийцев», из которой последние расселились по просторам Евразии от Карпат до Китая . Сторонники этих взглядов считают Южный Урал источником ведических верований и местом древнейшей в мире государственности, столицей которой был священный Аркаим .
«Эзотерическое освоение» Аркаима началось в 1991 году с визита астролога и к началу XXI века имеет всеобъемлющий характер . По состоянию на 2005 год на одном из соседних холмов огромными белыми линиями была вычерчена свастика , в Аркаиме действовал «Национальный арийский союз», занимавшийся литьём свастик на заказ . Популяризацию этой идеи осуществлял сатирик Михаил Задорнов , который отождествлял «праславян» с «арийцами», при этом заявляя, что «арийцы в золотой век своей истории даже не воевали, пока оледенение Сибири их не заставило переселяться в Европу и на юг материка». А в 2008 году Задорнов в соавторстве с неоязыческим писателем Сергеем Алексеевым и режиссёром Александром Волковым выпустил фильм «Аркаим. Стоящий у солнца». Согласно фильму, между Западом и Востоком якобы всегда располагалась «третья (особая) цивилизация, ныне называемая Россией», культуру которой Алексеев называет «арийской». Заявляется о мудрости «предков-арийцев» и их «высокой духовности», а также о сокрытии учёными этой «правды» от народа . «Арийская» версия также рассматривается в литературно-телевизионном проекте « Хребет России ». Близкой точки зрения придерживается биохимик Анатолий Клёсов , создатель учения «ДНК-генеалогия», признаваемого научным сообществом псевдонаучным . В рамках этого учения Клёсов утверждает древность и « арийское » происхождение славян , при этом речь идёт об «ариях» как псевдонаучном синониме праиндоевропейцев , «арийцах», а не об исторических ариях .
Превращение Аркаима в «святое место» стало причиной того, что в настоящее время научные работы там практически прекращены .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 225.
- ↑ .
- , с. 30—42.
- ↑ , с. 7.
- ↑ , с. 124.
- ↑ .
- .
- ↑ , p. 167—172.
- , p. 164—165.
- A. Epimakhov, F. Petrov. // Samara State University of Social Sciences and Education. — 2020. — doi : .
- Зданович Д. Г., Куприянова Е. В. Лошади и Близнецы: к археологии ритуала Центральной Евразии эпохи бронзы // Аркаим — Синташта: древнее наследие Южного Урала, ч. 1 (сбор. под. ред. Г. Б. Здановича). Челябинск. 2010 г..
- (рус.) . Дата обращения: 13 июня 2023. 12 апреля 2023 года.
- .
- .
- ↑ .
- ↑ .
- , с. 64—66.
- , с. 29—49.
- .
Литература
- / С. В. Кузьминых // Анкилоз — Банка [Электронный ресурс]. — 2005. — С. 225. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
- Аркаим: некрополь (по материалам кургана 25 Большекараганского могильника). — Кн. 1. Сост. Д. Г. Зданович. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2002.
- Аркаим: Некрополь. — Челябинск, 2003. — Кн. 1.
- Аркаим. 1987—1997: Библиографический указатель. — Челябинск, 1999.
- Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала. Челябинск: Крокус, 2004. — 348 с.
- Аркаим — Синташта: древнее наследие Южного Урала: к 70-летию Г. Б. Здановича ; сб. науч. тр.: в 2 ч. / отв. ред. Д. Г. Зданович; редкол.: Н. Б. Виноградов, С. А. Григорьев, А. В. Епимахов ; Челяб. гос. ун-т ; Ист.-культур. заповедник обл. значения «Аркаим». — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010. — 4.1.214 с.
- / М. Р. Макурова, Ф. Н. Петров ; Заповедник «Аркаим». — Челябинск : АБРИС, 2017. — 55 с.
- Археологический атлас Челябинской области. Вып. 1. Степь-лесостепь. Кизильский район / Зданович Г. Б. и др. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2003.
- Балановская Е. В., , Бужилова А. П. , Дубова Н. А. , Дыбо А. В. , Клейн Л. С. , Шнирельман В. А. и др. // Троицкий вариант . — 2015. — № 170 .
- Балановский О. П. // Генофонд Европы. — М. : Т-во научных изданий КМК, 2015. — С. 64—66. — 354 с. — ISBN 9785990715707 .
- Боталов С. Г. Номады. — Челябинск, 2009.
- Виноградов Н. Б. Могильник бронзового века Кривое Озеро в Южном Зауралье. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2003.
- Виноградов Н. Б. Культурно-исторические процессы в степях Южного Урала и Казахстана в начале II тыс. до н. э. (памятники синташтинского и петровского типа): Автореф. дисс. докт. ист. наук. — М., 2007.
- Виноградов Н. Б. Степи Южного Урала и Казахстана в первые века II тыс. до н. э. (памятники синташтинского и петровского типа). — Челябинск: Абрис, 2011.
- Генинг В. Ф. , Зданович Г. Б., Генинг В. В. Синташта. Археологический памятник арийских племен Урало-Казахстанских степей. — Т. 1. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1992.
- Григорьев С. А. Бронзовый век. Древняя история Южного Зауралья. — Т. 1: Каменный век. Эпоха бронзы. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.
- Дегтярева А. Д. История металлопроизводства в эпоху бронзы. — Новосибирск: Наука , 2010.
- / Е. Н. Черных , С. В. Кузьминых // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 514—516. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2 .
- Епимахов А. В. Южное Зауралье в эпоху средней бронзы. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.
- Епимахов А. В. Ранние комплексные общества севера центральной Евразии (по материалам могильника «Каменный Амбар-5»). — Кн. 1. — Челябинск: Челябинский дом печати, 2005.
- Епимахов А. В. Относительная и абсолютная хронология синташтинских памятников в свете радиокарбонных датировок. Проблемы истории, филологии, культуры. — Вып. XVII. — М.–Магнитогорск–Новосибирск, 2007.
- Зданович, Г. Б. // Вокруг света . — 1989. — № 3.
- Зданович, Г. Б. Аркаим // / Под ред. Р. З. Шакурова. — Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. — С. 124. — 672 с. — ISBN 5-88185-001-7 . (недоступная ссылка)
- Зданович, Г. Б. Аркаим — культурный комплекс эпохи средней бронзы Южного Зауралья // Российская археология . — 1997. — № 2. — С. 47—62.
- Зданович, Г. Б. // Родина . — 2001. — № 11.
- Зданович, Г. Б. Урало-казахстанские степи в эпоху средней бронзы: Автореф. дисс. докт. ист. наук. — Челябинск, 2002.
- Зданович, Г. Б. , Батанина И. М. Аркаим — Страна городов: пространство и образы (Аркаим: горизонты исследований). — Челябинск: Крокус; Южно-Уральское кн. изд-во, 2007. — 260 с.: ил.
- Зданович Д. Г. и др. Аркаим: некрополь (по материалам кургана 25 Большекараганского могильника). Кн. 1 / Сост. Д. Г. Зданович. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2002. — 216 с., ил.
- Зданович Д. Г. Жертвоприношения животных в погребальном обряде населения степного Зауралья эпохи средней бронзы: Автореф. дисс. канд. ист. наук. — Екатеринбург, 2005.
- Китов Е. П. Палеоантропология населения Южного Урала эпохи бронзы: Автореф. дисс. канд. ист. наук. — М., 2011.
- Клейн Л. С. // В защиту науки . Бюллетень № 15 / Отв. ред. Е. Б. Александров ; сост. Е. Б. Александров, Ю. Н. Ефремов ; Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований . — М. : Наука , 2015. — С. 29—49. — 96 с. — ISBN 978-5-02-039148-2 .
- Кореняко В. А., Кузьминых С. В. Наука и паранаука в современной отечественной археологии (по следам обсуждения «проблемы Аркаима») // Российская археология . — 2007. — № 2 . — С. 173—191 .
- Андрей Колесников. ] // Коммерсантъ , 17.05.2005. — 2005. — № 87 . — С. 7 .
- Ларюэль, Марлен . // Вокруг света . — 2010.
- Смирнов К. Ф. , Кузьмина Е. Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий. — М.: Наука, 1977.
- Ткачев В. В. Степи Южного Приуралья и Западного Казахстана на рубеже эпох средней и поздней бронзы. — Актобе: Актюбинский областной центр истории, этнографии и археологии, 2007.
- Ткачев В. В., Хаванский А. И. Керамика синташтинской культуры. Орск — Самара: Изд-во ОГТИ, 2006.
- Хохлов А. А. О происхождении и дальнейшем развитии физического типа носителей синташтинско-потаповского круга культур. Аркаим — Синташта: древнее наследие Южного Урала. — Ч. 1. — Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2010.
- Шнирельман В. А. // Язык и этнический конфликт. — М.: Гендальф, 2001. — С. 58—85.
- Шнирельман В. А. // Антропологический форум. — 2011. — № 14 . — С. 133—167 .
- Шнирельман В. А. // Этнографическое обозрение . — 2014. — № 5 . — С. 19—40 .
- Шнирельман В. А. . — М. : Новое литературное обозрение , 2015. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »).
- от 19 мая 2009 на Wayback Machine //
- // Энциклопедия «Челябинск»
- // Челябинский рабочий . 27 августа 2005.
- Morten E. Allentoft et al. Population genomics of Bronze Age Eurasia // Nature . — 2015. — Vol. 522. — С. 167—172. — doi : .
- John Novembre. Human evolution: Ancient DNA steps into the language debate // Nature . — 2015. — Vol. 522. — С. 164—165. — doi : .
Ссылки
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка)
- Епимахов А. В. , Семьян И. . Антропогенез.ру (26 февраля 2017).
- Иван Семьян. . Антропогенез.ру (25 августа 2016).
- Иван Семьян. . Учёные против мифов 3-2. (7 февраля 2017).
- Шнирельман В. А. . skeptik.net (22 марта 1999).
- 2021-03-04
- 2