Interested Article - Белые люди

Семья Фагога Ароскета, супружеская пара (англ.) (люди испанского происхождения, родившиеся в колониях) с десятью детьми. Неизвестный художник, около 1735 года, Мехико

«Белые» люди , «белая раса» — устаревшее понятие расовой классификации , люди европейского происхождения ; в другом значении неточный и устаревший синоним понятия европеоидная раса . Термин связан с ныне дискредитированными представлениями о расе как биологической категории . Определение может варьироваться в зависимости от контекста и взглядов.

В доколониальный период ни один европейский народ не определял себя как «белый». Описание населения как «белого» в смысле цвета кожи иногда встречается в греко-римской этнографии и в других древних или средневековых источниках, но в этих обществах не было понятия о «белой» или общеевропейской расе.

Ранее Нового времени не существовало идей расового превосходства . Термины «белые люди» или «белая раса» в отношении большой группы людей преимущественно или исключительно европейского населения, определяемые их светлой кожей в противоположность « чёрным » (понятие не полностью идентично понятию негроидная раса ), « (англ.) », « жёлтым », « красным » и другим « небелым », возникли в XVII веке. До конца XVIII века европейцы называли «белыми» также народы Восточной Азии . Термины «белые люди» и «белая раса» вошли в основные европейские языки в конце XVII века в контексте расового рабства и неравного социального статуса жителей европейских колоний. Акцент на расе отличает концепцию колониальной эпохи от более ранних представлений, в которых основное внимание уделялось цвету лица .

Концепция единой «белой расы» не получила всеобщего признания в Европе. Не существует общепринятого определения географического барьера между «белыми» и «небелыми» людьми. Современные антропологи и другие учёные, признавая реальность биологических различий между различными человеческими популяциями, рассматривают концепцию единой, отличимой «белой расы» как социально сконструированную . Как группа с различными потенциальными границами, «белая раса» является примером (англ.) .

В Соединённых Штатах этот термин иногда расширялся, охватывая лиц мексиканского , южноазиатского , западноазиатского, восточноазиатского и североафриканского происхождения, которых в США часто считают «небелыми» в других контекстах. В Соединённых Штатах также утверждалось, что евреи и лица южноевропейского или ирландского происхождения не входят в эту категорию, хотя эта идея оспаривалась .

Секвенирование геномов древних людей , проведённое лабораторией под руководством генетика Дэвида Райха в 2016 году, выявило, что «белые» европейцы не являются единой гомогенной группой, а происходят преимущественно от смеси четырёх западно-евразийских предковых групп: WHG (западные охотники-собиратели), EHG ( восточноевропейские охотники-собиратели ), неолитические земледельцы из Леванта / Анатолии, а также неолитические земледельцы с территории современного Ирана (часто обозначаемые как «EEF»; ранние европейские земледельцы ) — в разной степени, и большую часть своей родословной они ведут от древних ближневосточных групп .

История понятия

В Древней Греции и Римской империи население, жившее за пределами греко-римского мира, различалось по цвету кожи, но это не имело каких-либо социальных последствий, данные народы включались в единую социальную категорию « варваров » .

Карта цвета кожи коренного населения, демонстрирующая ошибочность принятой «цветовой» классификации рас

В XVI веке португальцы включали в число белых, помимо европейцев, также арабов, индийцев, и китайцев . Термин «белая раса» или «белые люди» вошёл в основные европейские языки в конце XVII века в связи с расиализацией рабства , в контексте трансатлантической работорговли и порабощения коренных народов в Испанской империи . Его неоднократно связывали со оттенками крови, происхождением и физическими признаками, и в конечном итоге он стал предметом ранних научных исследований, кульминацией чего стал « научный расизм », который позже был отвергнут научным сообществом. По словам историка Ирэн Сильверблатт, «расовое мышление… превратило социальные категории в расовые истины» . Брюс Дэвид Баум, цитируя работу (англ.) , отмечает: «История современного расистского доминирования связана с историей самоидентификации европейских народов (а иногда и идентификации некоторых других народов) как представителей высшей „белой расы“ » . Аластер Боннетт утверждает, что «белая идентичность», как она понимается в настоящее время, является американским наследием, отражающим американскую интерпретацию расы и истории .

В XVI и XVII веках «восточноазиатские народы почти всегда назывались белыми, а не жёлтыми» . Майкл Кивак пишет, что жители Восточной Азии были переименованы в желтокожих, потому что «жёлтый стал расовым обозначением», и что замена «белого» на «жёлтый» в качестве описания произошла в результате научного дискурса того периода .

Социальная категория колониальной эпохи

Цветовая схема из трёх цветов использовалась в Латинской Америке XVII века, находящейся под властью Испании . Ирэн Сильверблатт прослеживает «расовое мышление» в Южной Америке до социальных категорий колониализма и формирования государства : «Белые, чёрные и коричневые — это сокращенные, абстрактные термины для обозначения колонизаторов, рабов и колонизированных» . К середине XVII века новый термин español («испанец») в письменных документах приравнивался к blanco («белый») . В американских колониях Испании люди, имеющие африканское, индейское ( indios ), еврейское или морискское происхождение формально исключались из числа обладавших «чистотой крови» ( (англ.) ), которые имели право занимать любую государственную должность в соответствии с Королевской прагматикой 1501 года . Подобные ограничения применялись в вооруженных силах, некоторых религиозных орденах, колледжах и университетах, что привело к формированию почти полностью белого духовенства и профессионального слоя общества . Негры и indios облагались данью, им запрещалось носить оружие, а женщинам из их числа было запрещено носить драгоценности, шёлк или драгоценные металлы в ранней колониальной Мексике и Перу . Лица из категорий pardos (люди с темной кожей) и mulattos (люди смешанного африканского и европейского происхождения), обладавшие достаточными финансовыми ресурсами стремились обойти эти ограничения, выдав себя за белых . Королевское предложение купить эти привилегии за значительную сумму денег привлекло пятнадцать претендентов, прежде чем давление со стороны белых элит положило конец этой практике .

В британских колониях в Северной Америке и Карибском бассейне первоначально использовалось обозначение англичанин или христианин для различения с коренными американцами и африканцами. Первые упоминания о «белой расе» или белых людях в Оксфордском словаре английского языка относятся к XVII веку . Историк Уинтроп Джордан отмечает, что в XVII веке «во всех [тринадцати] колониях термины „ христианин “, „ свободный “, „ англичанин “ и „ белый “… использовались без разбора» как синонимы . В 1680 году Морган Годвин «счёл необходимым объяснить» английским читателям, что «на Барбадосе „белый“ был „общим названием европейцев“» . Некоторые историки пишут о сдвиге в сторону более широкого использования термина « белый » в качестве правовой категории наряду с ужесточением ограничений для свободных чёрных или чёрных христиан . По словам (англ.) , термин « белый » оставался более привычным в американских колониях, чем в Великобритании, вплоть до 1700-х годов .

Понятие «чёрной расы» в качестве социальной категории также сформировалось сравнительно поздно. Вплоть до последней четверти XVII века на плантациях Виргинии белые были наёмными работниками наравне с африканцами и индейцами. С 1670-х годов рабский труд был законодательно однозначно навязан исключительно африканцам, и все завезённые в Америку африканцы вне зависимости от этнической принадлежности стали считаться «неграми-рабами», относящимися к единой «чёрной расе». Белые американцы в качестве «аристократов кожи» были отнесены к категории «белой расы» .

В Вест-Индии расовая классификация была значительно более сложной, выделялись различные категории смешанного происхождения, такие как «белые», «красные», «коричневые», «светло-чёрные», «чёрные», «тёмно-чёрные». Расовая категория влияла на социальное положение. Так, категория « тринидадские белые» означала не столько людей определённой физической «белой расы», сколько престижный социальный слой, который обычно ассоциировался с «белой расой». В эту категорию входили преимущественно потомки смешанных браков, но также белые поселенцы. Вместе они именовались « креолами » .

Понятие расовых теорий

Западные исследования рас и этнической принадлежности в XVII и XIX веках вылились в направление, которое позже было названо « научным расизмом ». Выдающиеся европейские учёные, писавшие о человеческих природных различиях, включали белую или западно-евразийскую расу в небольшой спектр человеческих рас и приписывали этой категории физическое, умственное или эстетическое превосходство над другими расами. Эти идеи были опровергнуты учёными XX века .

Начало XVIII века

В 1758 году Карл Линней предложил понятия, которые он считал естественными таксономическими категориями человеческого вида. Он различал Homo sapiens и Homo sapiens europaeus , а позже добавил четыре географических подразделения людей: «белые» европейцы , «красные» американцы , «жëлтые» азиаты и «чёрные» африканцы. Хотя Линней рассматривал их как объективную классификацию, его описания этих групп включали культурные модели и уничижительные стереотипы .

Череп, обнаруженный немецким антропологом Иоганном Блуменбахом в 1795 году в Грузии, который он использовал для построения гипотезы о происхождении европейцев с Кавказа

В 1775 году немецкий натуралист Иоганн Фридрих Блюменбах утверждал, что «Белый цвет занимает первое место, как и у большинства европейских народов. Краснота щек у этой разновидности почти свойственна ей; во всяком случае, у остальных она встречается редко» .

В различных изданиях своего труда « О естественном разнообразии человечества » Блюменбах разделил людей на четыре или пять рас, в значительной степени основываясь на классификации Линнея. В издании 1775 года он объединил в свою «первую и самую важную» расу «Европу, Азию по эту сторону Ганга и всю страну, расположенную к северу от Амура, вместе с той частью Северной Америки, которая ближе всего как по положению, так и по характеру жителей», однако он несколько сужает свою «кавказскую разновидность» в третьем издании своего сочинения 1795 года: «К этой первой разновидности принадлежат жители Европы (кроме лопарей и остальных потомков финны) и Восточной Азии, вплоть до реки Оби, Каспийского моря и Ганга, и, наконец, Северной Африки» . Блюменбах цитирует различные концепции своих современников, выделявших от двух до семи рас, которые были авторитетами своего времени, в том числе, помимо Линнея, Жоржа-Луи Леклерка де Бюффона , (англ.) и Иммануила Канта .

По вопросу о цвете кожи Блюменбах провёл подробное исследование, учитывая также факторы питания и здоровья , но в конечном итоге пришёл к выводу, что «наибольшее влияние имеют климат, почва и температура, а также образ жизни» . Согласно Блюменбаху, все расы принадлежат к одному человеческому виду. Блюменбах утверждал, что физические характеристики, такие как цвет кожи, профиль черепа и др., зависят от факторов окружающей среды, таких как соляризация и диета. Как и другие (англ.) , Блюменбах придерживался « дегенеративной гипотезы » расового происхождения. Он утверждал, что Адам и Ева были представителями « кавказской расы » и жили в Азии , а другие расы возникли в результате вырождения под воздействием факторов окружающей среды, таких как солнце и плохое питание. Он последовательно утверждал, что вырождение можно обратить вспять при надлежащем контроле окружающей среды и все современные формы человека могут вернуться к первоначальной « кавказской расе » . Название «кавказская раса» связано с мнением Блуменбаха, что Кавказ являлся первым местопребыванием белого человека, а народы Кавказа он считал наиболее чистым и несмешанным типом этой расы .

XIX и XX века: «кавказская раса»

Иллюстрация Генри Стрикленда Констебла (1899), демонстрирующая идею предполагаемой близости между «ирландскими иберийцами» и «неграми» в отличие от стоящих выше в «расовой иерархии» «англо-тевтонов»

Кристиан Майнерс (1747—1840) обозначал известные ему две расы как «прекрасную», или «белую», и «отвратительную», или «чёрную» .

В период с середины XIX по середину XX века расоведы , включая большинство физических антропологов , классифицировали население мира на три, четыре или пять рас , которые далее делились на различные подрасы. В этот период понятие « кавказская раса », распространённое на всех европейцев, обозначало одну из этих рас и в качестве формальной категории использовалось как в научных исследованиях, так и в социальной классификации стран, в том числе в США .

Учёные никогда не имели единого мнения о разграничении европеоидной расы, включающей население Европы, и монголоидной, включающей население Восточной Азии. Так, Карлтон Кун (1939) включил коренные популяции всей Центральной и Северной Азии в число «кавказских», Томас Хаксли (1870) классифицировал те же популяции как монголоидные, Лотроп Стоддард (1920) классифицировал как «коричневые» большую часть населения Ближнего Востока , Северной Африки и Средней Азии, а к «белым» причислял только европейские народы и их потомков, а также ряд популяций в некоторых частях Анатолии и северных районах Марокко, Алжира и Туниса . Некоторые авторитеты вслед за Хаксли различали Xanthochroi , или «светлых белых» Северной Европы с Melanochroi , или «тёмных белых» Средиземноморья .

Хотя неонацисты часто ссылаются на нацистскую идеологию для обоснования белого национализма , расовая теория нацизма отвергала идею единой «белой расы», вместо этого продвигая нордизм . В нацистской пропаганде восточноевропейских славян часто называли « недочеловеками », а экономическое отставание восточноевропейских стран, таких как Польша и СССР, объяснялся расовой неполноценностью их жителей .

Социальная категория постколониальных стран

Народы Европы, охраняйте свои священные блага . Рисунок Германа Кнакфуса по эскизу кайзера Вильгельма II , 1895. Гравюра, предупреждающая об « азиатской угрозе »
Меркурий обращается к европейским державам . Кладдерадатч, Берлин, июнь 1895 года. Художник: Брандт

Отцы-основатели США , провозглашая в Конституции права и свободы народа Соединённых Штатов американской нации — ограничивали её определённым этническим сообществом — белыми англосаксонскими протестантами . Не была исключена и возможность вхождения в американскую нацию представителей некоторых других народов Европы, например, германских протестантов — немцев и голландцев. Однако отношение к романским этносам — испанцам и французам, и, тем более, к латиноамериканцам , было значительно хуже: согласно отцам-основателям, данные этносы находились за пределами американской нации. По расовому признаку членами американской нации не считались чернокожие американцы вплоть до 1875 года и американские индейцы — вплоть до 1924 года. До середины XIX века в США действовало « правило одной капли крови », согласно которому «небелыми» считались те, кто имел чёрных или индейских предков вплоть до седьмого поколения. Первоначально американская нация понималась как расово-этническая, а не как гражданская общность . Согласно историку А. И. Уткину , американская национальная идентичность сохраняла расово-этническую основу вплоть до начала Второй мировой войны, когда США приняли большое число иммигрантов из стран Восточной и Южной Европы (поляки, евреи, итальянцы и др.) .

В США в XIX века ирландцы и итальянцы не считались «белыми», тогда как в английской литературе рубежа XIX—XX веков к «белой расе» могли относиться такие народы, как арабы, абиссинцы, берберы, туареги, масаи и сомали .

Понятие «белые люди» стало ассоциироваться с европейцами и их потомками только в XX веке. В 1920-е годы индийские деятели пытались доказать американским властям, что они наравне с белыми американцами принадлежат к «белой арийской расе », что не имело успеха. Евреи были причислены к категории «белых» только после Второй мировой войны. Согласно понятиям современной американской бюрократии, граница между «белыми» и «азиатами» примерно соответствует границе Пакистана и Индии .

В Бразилии различаются около 500 типов, основанных на оттенках кожи, формах носа и губ, особенностях волос и др. В 85 % случаев использовались десять терминов, наиболее популярными, около 50 % случаев, были три: «морено» (мулаты), «бланко» (белые) и «сарара» (веснушчатые). В штате Баия различались 25 оттенков цвета, которые были сгруппированы в три основные категории: «бланкос» (белые), «моренос, пардос» (мулаты), «претос, негрос, эскурос» (чёрные). Расовые термины в Бразилии ситуативны и со временем меняются, тогда как власти поощряют межрасовое смешение и ставит целью создание особой «бразильской расы» .

Университет Портленда и «Коалиция цветных сообществ» ( США ) в 2014 году опубликовали исследование, в котором славяне и славянские эмигранты в США отнесены к « цветным », или к категории угнетаемых меньшинств. Из числа «белых» авторы исследования исключили славянских эмигрантов по причине того, что они подвергаются дискриминации при получении школьного и высшего образования, медицинской страховки и при трудоустройстве .

Численность

Процентное распределение людей европейского происхождения

Определения белых людей менялись с течением времени, включая официальные определения, используемые во многих странах, таких как США и Бразилия . С середины до конца XX века во многих странах существовали формальные правовые стандарты или процедуры, определяющие расовые категории.

Регион % от всего населения
Численность
(тысяч)
Год Источник
Европа н/д н/д -
Ирландия 92.4 % 4,330 перепись 2016
Великобритания 87.2 % 55,000 перепись 2011
Северная Америка н/д 258,9 млн
Канада 72.9 % 25,112 перепись 2016
Куба 64.1 % 7,200 перепись 2012
США 61.6 % 204,300 перепись 2020
Бермудские Острова (Великобритания) 30.52 % 19.47 перепись 2016
Пуэрто-Рико (США) 17.1 % 2,800 перепись 2020
Никарагуа 17.0 % 1,000 WFB
Доминиканская Республика 13.6 % — 16,0 % 2,000 перепись 1960, 2006
Виргинские Острова (США) 15.6 % 16.65 перепись 2010
Мексика 9.0 % — 47,0 % 10.8 — 56.0 WFB , Lizcano 2010
Сальвадор 12.7 % 700 перепись 2007
Теркс и Кайкос (Великобритания) 7.9 % 1.56 перепись 2001
Панама 6.7 % est. 28 2010 WFB
Виргинские Острова (Великобритания) 5.4 % 1.51 перепись 2010
Багамские Острова 5.0 % 16.60 перепись 2010
Ангилья (Великобритания) 3.2 % 0.43 перепись 2011
Барбадос 2.7 % 6.14 перепись 2010
Сент-Винсент и Гренадины 1.4 % 1.48 перепись 2001
Тринидад и Тобаго 0.7 % - перепись 2011
Южная Америка н/д н/д -
Уругвай 87.7 % 2,800 перепись 2011
Колумбия 62.5 % 31,250 2015 Public Library of Science
Чили 52.7 % 9,100 Lizcano
Бразилия 47.7 % 91,000 перепись 2010
Венесуэла 43.6 % 11,900 перепись 2011
Парагвай 20.0 % 1,300 Lizcano
Эквадор 6.1 % 1,300 перепись 2010
Перу 5.9 % 1,300 перепись 2017
Боливия 3.0 % - 2014 (Ipsos)
Австралия and Океания н/д 23,6 млн
Австралия 76 % 17,500 перепись 2016
Новая Зеландия 71.76 % 3,370 перепись 2018
Новая Каледония ( Франция ) 24.1 % 65.49 перепись 2019
Гуам (США) 7.1 % 11.32 перепись 2010
Северные Марианские Острова (США) 2.4 % 1.12 перепись 2010
Африка н/д 4,6 млн -
ЮАР 8.9 % 4,500 перепись 2011
Намибия 4.0 — 7,0 % 75—100 оценка
Зимбабве 0.22 % 28.73 перепись 2012
Всемирная книга фактов ЦРУ .
Étnica de las Tres Áreas Culturales del Continente Americano

Белое население в странах мира

Америка
Африка
Европа

Превосходство белых

«Союз, как он был», Harper's Weekly, 10 октября 1874 года (название отсылает к лозунгу кампании « медноголовых » около 1862 года «Союз, как он был, Конституция, как она есть»). На щите изображены чёрная семья с убитым ребёнком. По сторонам стоят члены Белой лиги и Ку-клукс-клана

Превосходство «белых», белый супремасизм ( англ. white supremacism ) включает представления и идеи о естественном превосходстве «белых» людей над другими расовыми группами , представляя собой расистскую концепцию, опирающуюся на построения расовых теоретиков , согласно которой «белые» превосходят других людей по расовым особенностям . Белый супремасизм восходит к псевдонаучной доктрине « научного расизма » и ранее составлял основу идеологии, оправдывавшей европейский колониализм .

Как политическая идеология белый супремасизм поддерживает культурное , (англ.) , политическое , историческое и/или институциональное господство «белых» людей. В прошлом эта идеология претворялась в жизнь посредством социально-экономических и правовых институтов, таких как трансатлантическая работорговля , законы Джима Кроу в Соединённых Штатах, политика Белой Австралии с 1890-х до середины 1970-х годов и апартеид в Южной Африке .

Белый супремасизм лежит в основе ряда современных движений, таких как белый национализм , белый сепаратизм , неонацизм и движение за христианскую идентичность . В Соединённых Штатах белый супремасизм разделяется Ку-клукс-кланом (ККК), арийскими нациями и движением (англ.) . Организация « Proud Boys », несмотря на собственные заявления, что они не связаны с белым супремасизмом, описываются как таковые исследователями . Такие веб-сайты, как Twitter , Reddit и Stormfront , а также президентская кампания Дональда Трампа способствовали повышению активности белого супремасизма и интереса к нему .

Различные направления белого супремасизма имеют разные представления, кто принадлежит к числу «белых» и кого считать главными «врагами» «белых». Различные группы сторонников превосходства «белой расы» называют расовых, этнических, религиозных и других «врагов» «белых» , чаще всего причисляя к таковым выходцев из Африки к югу от Сахары , коренные народы Америки и Океании, азиатов , метисов , жителей Ближнего Востока, евреев , мусульман и представителей ЛГБТК+ .

Многие сторонники ультраправых и других маргинальных идеологий не признают в качестве «белых» ряд этносов, обычно относящихся к европеоидной расе , и фактически также классифицируемых как «белые» (евреи, персы, большинство арабов и этнических групп Ближнего Востока и Северной Африки, испаноговорящие/латиноамериканцы с европеоидной внешностью) на основании культурных и религиозных критериев, противопоставляя им антропологические . В ряде идеологий «белая раса» отождествляется с « арийской расой » .

В академическом дискурсе, особенно в рамках критической расовой теории или интерсекциональности , термин «превосходство белых» может также относиться к социальной системе, в которой «белые» люди пользуются социальными преимуществами ( привилегиями ) над другими этническими группами как на коллективном, так и на индивидуальном уровне, несмотря на формальное юридическое равенство .

«Геноцид белой расы»

(англ.) протестующие в Кале держат плакат на французском языке с надписью « Разнообразие — кодовое слово для обозначения геноцида белых» над транспарантом, призывающим к (англ.) , 8 ноября 2015

«Геноцид белой расы», «геноцид белых», «вымирание белых» или «замещение белых» представляет собой теорию заговора , разделяемую сторонниками превосходства «белой расы» , согласно которой существует заговор с целью уничтожения белых . Утверждается, что в странах с белым большинством тайные силы поощряют смешение рас , массовую иммиграцию небелых, (англ.) , низкий уровень рождаемости , аборты, государственную конфискацию земли у белых, организованное насилие и (англ.) с целью вызвать вымирание белых посредством (англ.) , массовой иммиграции или прямого геноцида . В организации «геноцида белых» сторонники теории заговора часто обвиняют евреев .

«Геноцид белых» представляет собой политический миф , основанный на псевдонаучных , включая псевдоисторические , взглядах и на (англ.) , вызванный психологической паникой, которую часто называют « страхом вымирания белых » . По мнению учёных, белые не вымирают и не находятся под угрозой истребления .

Примечания

  1. . electronic magazine Imágenes of the Institute of Aesthetic Research of the National Autonomous University of Mexico . Дата обращения: 20 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  2. «только в XX веке понятие „белые“ стало ассоциироваться с европейцами и их потомками» ( , с. 41—65).
  3. «Белая раса, неточное и устаревшее название европеоидной расы» ( ).
  4. Templeton, A. Evolution and Notions of Human Race // How Evolution Shapes Our Lives: Essays on Biology and Society / Losos, J. ; Lenski, R.. — Princeton University Press, 2016. — P. 346–361. — doi : .
  5. , с. 41—65.
  6. , pp. 26–27.
  7. Keevak, Michael. . South China Morning Post (3 февраля 2019). Дата обращения: 17 декабря 2021. 20 сентября 2022 года.
  8. (англ.) . AP NEWS (20 апреля 2021). Дата обращения: 31 октября 2021. 31 октября 2021 года.
  9. , pp. 232–264.
  10. (англ.) . census.gov (февраль 2006). Дата обращения: 27 декабря 2021. 9 ноября 2021 года.
  11. .
  12. , pp. 61–79.
  13. , p. 175.
  14. Brent Staples (2019-10-12). . The New York Times . из оригинала 14 октября 2019 . Дата обращения: 18 апреля 2021 .
  15. David Bernstein (2017-03-22). . The Washington Post . из оригинала 22 сентября 2022 . Дата обращения: 18 апреля 2021 .
  16. , pp. 419–424.
  17. , pp. 157–167.
  18. , p. 139.
  19. , p. 247.
  20. .
  21. .
  22. , pp. 113–116.
  23. .
  24. , pp. 249–272.
  25. .
  26. , pp. 162 ff. .
  27. , p. 97.
  28. , p. 351.
  29. , p. 48.
  30. , p. 52.
  31. .
  32. , pp. 385–415.
  33. .
  34. .
  35. , pp. 79–90.
  36. , pp. 99, 265 ff.
  37. , pp. 27–37.
  38. , p. 107.
  39. , p. 72.
  40. .
  41. , pp. 84 ff.
  42. , p. 203f.
  43. .
  44. , p. 120 — диапазон с 1840 по 1935 год.
  45. .
  46. .
  47. .
  48. , pp. 161—162.
  49. .
  50. , с. 327—337.
  51. Curry-Stevens, A. & Coalition of Communities of Color (2014). от 6 января 2023 на Wayback Machine . Portland, OR: Portland State University .
  52. .
  53. . Дата обращения: 28 апреля 2017. 14 апреля 2017 года.
  54. от 23 января 2016 на Wayback Machine , Retrieved 21 October 2013
  55. . US Census Bureau (март 2011). Архивировано из 5 мая 2011 года.
  56. . Bermuda Department of Statistics (декабрь 2016). Дата обращения: 22 марта 2020. 15 июля 2020 года.
  57. Bureau, US Census . Census.gov . Дата обращения: 1 февраля 2022. 21 октября 2021 года.
  58. . CIA World Factbook . Дата обращения: 26 ноября 2007. 20 марта 2021 года.
  59. . CIA World Factbook . Дата обращения: 26 ноября 2007. 30 июля 2021 года.
  60. Bureau, U.S. Census . factfinder2.census.gov . Дата обращения: 8 октября 2017. Архивировано из 12 февраля 2020 года.
  61. Lizcano Fernández, Francisco (August 2005). [Ethnic Composition of the Three Cultural Areas of the American Continent at the Beginning of the XXI Century]. Convergencia (исп.) . 12 (38): 185—232. из оригинала 22 сентября 2022 . Дата обращения: 16 сентября 2022 .
  62. от 25 мая 2017 на Wayback Machine , Conapred , Mexico, 21 March. Retrieved on 28 April 2017.
  63. от 8 ноября 2012 на Wayback Machine , «Conapred», Mexico DF, June 2011. Retrieved on 28 April 2017.
  64. (исп.) 13. digestyc.gob.sv (2008). Дата обращения: 20 декабря 2015. 23 сентября 2015 года.
  65. 5 февраля 2018 года. (Page: 22)
  66. . CIA World Factbook . Дата обращения: 26 ноября 2007. 23 января 2021 года.
  67. The BVI Beacon «Portrait of a population: 2010 Census published» p. 57, 20 November 2014
  68. от 1 сентября 2022 на Wayback Machine «In 1722 when the first official census of The Bahamas was taken, 74 % of the population was white and 26 % black. Three centuries later, and according to the 99 % response rate obtained from the race question on the 2010 Census questionnaire, 91 % of the population identified themselves as being black, five percent (5 %) white and two percent (2 %) of a mixed race (black and white) and (1 %) other races and (1 %) not stated.» (Page: 10 and 82)
  69. 21 мая 2015 года. Who are we? — Ethnic Composition and Religious Affiliation.
  70. 18 января 2017 года. Table 02.03: Population by Sex, Age Group and Ethnic Origin (Page: 51-54)
  71. 11 сентября 2018 года. Population by ethnic groups (Page: 16-17) 1,4 % white (608 «Portuguese» and 870 other «white»).
  72. 19 октября 2017 года. Ethnic Composition: «Caucasian 0.59 % , Portuguese 0.06 % », Total: 0,65 % (Page: 15)
  73. (исп.) . National Institute of Statistics. Дата обращения: 16 сентября 2022. 24 сентября 2015 года.
  74. Homburger, J. R.; Moreno-Estrada, A.; Gignoux, C. R.; Nelson, D.; Sanchez, E.; Ortiz-Tello, P.; Pons-Estel, B. A.; Acevedo-Vasquez, E.; Miranda, P.; Langefeld, C. D.; Gravel, S.; Alarcón-Riquelme, M. E.; Bustamante, C. D. (2015). . PLOS Genetics . 11 (12): e1005602. doi : . PMC . PMID . {{ cite journal }} : Википедия:Обслуживание CS1 (не помеченный открытым DOI) ( ссылка )
  75. (порт.) . ibge.gov.br (2011). Дата обращения: 19 декабря 2015. 17 февраля 2012 года.
  76. от 5 августа 2019 на Wayback Machine , (p. 14).
  77. El Universo. . El Universo (2 сентября 2011). Дата обращения: 17 июня 2015. 24 сентября 2014 года.
  78. . Instituto Nacional de Estadística e Informática 214. Дата обращения: 16 сентября 2022. 11 февраля 2020 года.
  79. от 20 сентября 2022 на Wayback Machine Encusta (Ipsos) 2014: «INE: el 69 % de los bolivianos no pertenece a ningún pueblo indígena. Estudio. Según la encuesta Ipsos, el 25 % se autodefine aymara, el 11 % quechua, el 3 % blanco y el 1 % guaraní y afroboliviano. Los indígenas aseguran que están visibilizados.»
  80. . www.humanrights.gov.au . Дата обращения: 18 апреля 2021. 24 марта 2021 года.
  81. . Stats NZ (23 сентября 2019). Дата обращения: 12 декабря 2019. Архивировано из 23 сентября 2019 года.
  82. . isee.nc . Дата обращения: 29 октября 2020. 13 ноября 2019 года.
  83. от 26 января 2021 на Wayback Machine CIA Factbook — based on the 2010 official Census statistics
  84. 11 сентября 2018 года. 2010 Census
  85. . — Pretoria : Statistics South Africa, 2012. — ISBN 978-0-621-41388-5 . . Дата обращения: 16 сентября 2022. Архивировано 13 мая 2015 года.
  86. 1 октября 2017 года. — retrieved 3 February 2016
  87. 10 января 2017 года. — Population census 2012 — retrieved November 2017
  88. Jenkins J. P. // Britannica . 8 мая 2016 года.
  89. Kim A. Case, Rachel Hensley, Amber Anderson (2014–12). . Journal of Social Issues . 70 (4): 722—740. doi : . ISSN . {{ cite journal }} : Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) ( ссылка )
  90. Wildman, Stephanie M. (1996). . NYU Press. p. 87. ISBN 978-0-8147-9303-9
  91. (англ.) . . American Association of Physical Anthropologists (27 марта 2019). — «Instead, the Western concept of race must be understood as a classification system that emerged from, and in support of, European colonialism, oppression, and discrimination». Дата обращения: 19 июня 2020. 25 января 2022 года.
  92. Helms, Janet (2016). (PDF) . Latina/o Psychology Today . 3 (2): 6—7. Архивировано из (PDF) 14 мая 2017 . Дата обращения: 28 сентября 2022 .
  93. Kutner, Samantha (2020). (PDF) . International Centre for Counter-Terrorism : 1.
  94. Daniel, Jessie. . CUNY Academic Works (19 октября 2017). Дата обращения: 9 декабря 2018. 6 апреля 2022 года.
  95. (амер. англ.) . National Review (11 апреля 2016). Дата обращения: 17 июля 2022. 17 июля 2022 года.
  96. Smith, Candace. (англ.) . ABC News . Дата обращения: 17 июля 2022. 17 июля 2022 года.
  97. (англ.) . HuffPost (7 марта 2016). Дата обращения: 17 июля 2022. 17 июля 2022 года.
  98. Pollock, Nicolas; Myszkowski, Sophia. . The Atlantic . Дата обращения: 28 апреля 2018. 21 сентября 2022 года.
  99. Flint, Colin (2004). Spaces of Hate: Geographies of Discrimination and Intolerance in the U.S.A. Routledge. p. 53. ISBN 0-415-93586-5 . — «Although white racist activists must adopt a political identity of whiteness, the flimsy definition of whiteness in modern culture poses special challenges for them. In both mainstream and white supremacist discourse, to be white is to be distinct from those marked as nonwhite, yet the placement of the distinguishing line has varied significantly in different times and places».
  100. . The Washington Post . Дата обращения: 14 августа 2017. 13 июля 2022 года.
  101. . National Public Radio . Дата обращения: 30 октября 2018. 13 июля 2022 года.
  102. . The Daily Beast . Дата обращения: 19 января 2022. 13 июля 2022 года.
  103. National Broadcasting Company . Дата обращения: 21 августа 2017. 13 июля 2022 года.
  104. National Public Radio . Дата обращения: 19 июня 2022. 13 июля 2022 года.
  105. . Cable News Network . Дата обращения: 15 июня 2022. 13 июля 2022 года.
  106. . Knoxnews . Дата обращения: 13 июня 2018. 13 июля 2022 года.
  107. от 23 октября 2022 на Wayback Machine Adventures in Jewish Studies Masthead.
  108. Hansi Lo Wang (сorrespondent, Washington Desk). от 23 октября 2022 на Wayback Machine . npr.org. February 17, 2022.
  109. .
  110. Ansley, Frances Lee (1989). "Stirring the Ashes: Race, Class and the Future of Civil Rights Scholarship". Cornell Law Review . 74 : 993ff.
  111. Ansley, Frances Lee (June 29, 1997). "White supremacy (and what we should do about it)". In Richard Delgado; Jean Stefancic (eds.). Critical white studies: Looking behind the mirror . Temple University Press. p. 592. ISBN 978-1-56639-532-8
  112. (англ.) [in английский] (2003). "White supremacy as sociopolitical system: A philosophical perspective". White Out: The Continuing Significance of Racism : 35—48. {{ cite journal }} : Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) ( ссылка )
  113. Hooks, Bell (2000). Feminist theory: From margin to center . Pluto Press. ISBN 978-0-7453-1663-5
  114. Gillborn, David (September 1, 2006). . Ethnicities . 6 (3): 318—40. doi : . ISSN . из оригинала 22 сентября 2022 . Дата обращения: 28 сентября 2022 .
    • Huetlin, Josephine (2019-06-19). . The Daily Beast . из оригинала 8 ноября 2020 . Дата обращения: 17 мая 2022 . Andre S. (Hannibal) has views that echo the white extinction conspiracy that the Christchurch shooter propagated: when officials went to his barracks in 2017 to question him, he told them that "Islam will be the No. 1 state religion in the Netherlands in 10 years time."
    • Campbell, Andy (2019-05-15). . HuffPost . из оригинала 21 ноября 2021 . Дата обращения: 17 мая 2022 . Many white supremacists subscribe to the bogus conspiracy theory that white people are going extinct due to immigration and falling birthrates among white women.
    • . Canadian Broadcasting Corporation . 2017-08-16. из оригинала 10 ноября 2021 . Дата обращения: 17 мая 2022 . The words under 'Soros' in the graffiti are 'white extinction,' and this refers to a conspiracy theory that is common on the far right. One might even say on the alt-right, and among white supremacists and neo-Nazis, that George Soros is the frontman for some sort of Jewish plot to exterminate the white race.
    • . . 2019-03-27. из оригинала 25 февраля 2021 . Дата обращения: 17 мая 2022 . The Trump administration – supported by many adherents to the white supremacist conspiracy theory that whites are threatened with extinction due to an assault by inferior people of colour through immigration, affirmative action and demographic changes
    • . Canadian Broadcasting Corporation . 2017-08-17. из оригинала 10 ноября 2021 . Дата обращения: 17 мая 2022 . One of the graffiti here mentions Soros and then spoke about white extinction, and that's a very interesting trope which is being used by a number of far-right groups these days, to claim that there is a so-called white genocide that is being orchestrated by the government through immigration policies, by anti-racists, human rights activists and so on.
  115. Herndon, Astead W. (2019-06-20). . New York Times . из оригинала 4 августа 2019 . Дата обращения: 17 мая 2022 . But for others, the changes have fueled talk about 'white replacement,' a racist conspiracy theory tied to the declining birthrates of white Americans that has spread in far-right circles and online chat rooms and is now surfacing in some communities.
  116. . . 2019-04-20. из оригинала 30 июля 2019 . Дата обращения: 17 мая 2022 . 'White replacement' does not just refer to a demographic change. It is a conspiracy theory spread by white supremacists who believe international governments are intentionally 'replacing' white people with non-white immigrants through liberal immigration policies.
  117. . GQ . 2019-06-21. из оригинала 24 июля 2019 . Дата обращения: 17 мая 2022 . The "great replacement," also known as "white genocide," is summed up by its name: a secretive cabal of elites, often Jewish, is trying to deliberately destroy the white race through demographic change in importing immigrants and refugees.
  118. Wilson, Andrew Fergus (February 16, 2018). . Secrecy and Society . 1 (2). doi : . : .
  119. Kelly, Annie (August 15, 2017). "The alt-right: reactionary rehabilitation for white masculinity". Soundings . 66 (66): 68—78. doi : .
  120. Thompson, Kevin C. (April 2001). "Watching the Stormfront: White Nationalists and the Building of Community in Cyberspace". Social Analysis: The International Journal of Social and Cultural Practice . 45 (1): 32—52. JSTOR .
  121. Nathan, Julie (англ.) . ABC Religion & Ethics (29 октября 2018). Дата обращения: 8 мая 2019. 2 июня 2019 года.
  122. Futrelle, David . NBC News (1 апреля 2019). Дата обращения: 17 мая 2022. 24 ноября 2019 года.
  123. . The Sydney Morning Herald . 2018-08-12. из оригинала 12 июля 2019 . Дата обращения: 17 мая 2022 .
  124. Kaplan, Jeffrey. . — AltaMira Press, 2000. — P. 539. — ISBN 9780742503403 . . Дата обращения: 28 сентября 2022. Архивировано 4 августа 2020 года.
  125. . NBC News . Дата обращения: 1 мая 2015. 4 ноября 2021 года.
  126. Eager, Paige Whaley. From Freedom Fighters to Terrorists: Women and Political Violence. — Ashgate Publishing, Ltd., 2013. — P. . — ISBN 9781409498575 .
  127. Kivisto, Peter. / Peter Kivisto, Georganne Rundblad. — SAGE Knowledge, 2000. — P. 57–60. — ISBN 978-0-7619-8648-5 . . Дата обращения: 28 сентября 2022. Архивировано 3 августа 2020 года.
  128. Perry, Barbara. 'White Genocide': White Supremacists and the Politics of Reproduction // Home-grown hate: gender and organized racism. — Routledge, November 2003. — P. 75–95. — ISBN 978-0-203-64405-8 . — doi : .
  129. . Southern Poverty Law Center . 2018-08-23. из оригинала 11 июля 2019 . Дата обращения: 17 мая 2022 .
  130. Pogue, James (2019-03-28). . Harper's Magazine . из оригинала 2 ноября 2021 . Дата обращения: 3 ноября 2019 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  131. Saslow, Eli. . — Penguin Random House, September 2018. — ISBN 978-0385542876 . . Дата обращения: 28 сентября 2022. Архивировано 5 августа 2019 года.
  132. . Reason (26 июня 2018). Дата обращения: 17 мая 2022. 12 июля 2019 года.
  133. Stern, Alexandra Minna (2019-07-14). . Salon (англ.) . из оригинала 4 августа 2019 . Дата обращения: 3 ноября 2019 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  134. Marcotte, Amanda (2018-08-27). . Salon (англ.) . из оригинала 4 августа 2019 . Дата обращения: 17 мая 2022 .
  135. Walsh, Joe (2018-05-22). . . из оригинала 4 ноября 2021 . Дата обращения: 30 сентября 2021 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  136. DeVega, Chauncey (2018-09-05). . Salon (англ.) . из оригинала 4 августа 2019 . Дата обращения: 17 мая 2022 .
  137. Moses, A. Dirk (2019-03-29). " 'White Genocide' and the Ethics of Public Analysis". Journal of Genocide Research . 21 (2): 201—213. doi : .

Литература

  • Белая раса // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Малахов В. С. // Знамя. — 2000. — № 6 .
  • Николаев С. Г. , Атнашев В. Р. // Россия в глобальном мире. — 2016. — № 9 (32) . — С. 327—337 .
  • Шнирельман В. А. // Pro et Contra, сентябрь-октябрь / Под ред. М. А. Липман. — М. : Гендальф, 2005. — Т. 9 , вып. Национализм и расизм в России , № 2 . — С. 41—65 .
  • Шнирельман В. А. . — М. : Новое литературное обозрение , 2015. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »).
  • Adams, J. Q.; Strother-Adams, Pearlie (2001). Dealing with Diversity . Chicago: Kendall/Hunt Publishing. ISBN 978-0-7872-8145-8
  • (англ.) (1994). . London: Verso. ISBN 978-0-86091-660-4 ( ).
  • Ancheta, Angelo N. (2006). (2 ed.). Rutgers University Press. ISBN 978-0-8135-3978-2 . JSTOR j.ctt5hj4xs.
  • Baum, Bruce David (2006). The rise and fall of the Caucasian race: A political history of racial identity . NYU Press. ISBN 978-0-8147-9892-8
  • Bendersky, Joseph W. 2007 A concise history of Nazi Germany Plymouth, UK: Rowman & Littlefield.
  • Bhopal, R. (September 1998). "White, European, Western, Caucasian, or what? Inappropriate labeling in research on race, ethnicity, and health". American Journal of Public Health . 88 (9). doi : . PMID . Until recently, persons from India were considered White in the US census
  • Johann Friedrich Blumenbach: The Institutions of physiology , translated by John Elliotson. Bensley, London 1817.
  • Blumenbach, Johann Friedrich : The Anthropological Treatises . Longman Green, London 1865.
  • Blumenbach, Johann Friedrich . The Idea of Race. — Indianapolis, IN : Hackett Publishing, 2000. — P. 27–37. — ISBN 978-0-87220-458-4 .
  • Bonnett, Alastair. . Routledge, London 1999, ISBN 0-582-35627-X / ISBN 978-0-582-35627-6
  • . [Cambridge] University Press (30 мая 2018).
  • Dee, James H. (2004). "Black Odysseus, White Caesar: When Did 'White People' Become 'White'?". The Classical Journal . 99 (December 2003 — January 2004) (2): 157—167.
  • Duenas, Alcira. . — University Press of Colorado, 2010. — ISBN 978-1-60732-019-7 .
  • Gillispie, Charles Coulston. Dictionary of Scientific Biography , 1970: 203f s.v. «Johann Friederich Blumenbach».
  • Harris, Marvin (2001). . Rowman Altamira. ISBN 978-0-7591-0133-3
  • Hirschman, Charlesdoi=10.1111/j.1728-4457.2004.00021.x (2004). . Population and Development Review . 30 (3): 385—415. ISSN . {{ cite journal }} : Шаблон цитирования имеет пустые неизвестные параметры: |1= ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) ( ссылка )
  • (англ.) . White Over Black: American Attitudes Towards the Negro . 1974.
  • Keevak, Michael. Becoming Yellow: A Short History of Racial Thinking. — Princeton University Press, 2011.
  • Lazaridis, Iosif (August 2016). . Nature (англ.) . 536 (7617): 419—424. doi : . ISSN . PMID .
  • McAuliffe, Garrett (30 May 2018). . SAGE. ISBN 978-1-4129-1006-4
  • Morning, Ann (January 2001). "The racial self-identification of South Asians in the United States". Journal of Ethnic and Migration Studies . 27 (1): 61—79. doi : .
  • Twinam, Ann. New World Orders: Violence, Sanction, and Authority in the Colonial Americas. — University of Pennsylvania Press, 2005. — P. . — ISBN 978-0-8122-3895-2 .
  • "On both sides of the chronological divide between the modern and the pre-modern (wherever it may lie), there is today a remarkable consensus that the earlier vocabularies of difference are innocent of race." (англ.) (2009). " ". In Eliav-Feldon, Miriam; Isaac, Benjamin H.; Ziegler, Joseph (eds.). The Origins of Racism in the West. Cambridge, UK: Cambridge University Press. pp. 232–264.
  • Painter, Nell Irvin. Yale University. «Why White People are Called Caucasian?» 2003. 27 September 2007. . Дата обращения: 9 октября 2006. Архивировано из 20 октября 2013 года.
  • Painter, Nell Irvin. . — New York, NY : W. W. Norton & Company, 2010. — P. . — ISBN 978-0-393-04934-3 .
  • Regal, Brian: Human Evolution. A guide to the debates . ABC-CLIO, Santa Barbara/CA 2004.
  • Rosenthal J. T. (2002). "Batson revisited in America's «New Era» of multiracial persons". Seton Hall Law Review (33).
  • Silverblatt, Irene. . — Duke University Press, 2004. — ISBN 978-0-8223-8623-0 .
  • Tishkoff, Sarah A. et Kidd, Kenneth K. (2004): ( 14 июля 2016 года. ), Nature Genetics .
  • Zecker, Robert M. . — Bloomsbury Publishing USA, 30 June 2011. — ISBN 978-1-4411-6199-4 .
Источник —

Same as Белые люди