Interested Article - Духинский, Франциск
- 2020-07-29
- 1
Франци́шек ( Франциск ) Ге́нрик Духи́нский ( польск. Franciszek Henryk Duchiński ) ( 1816 — 13 июля 1893 ) — польский этнограф и историк, вице-президент парижского этнографического общества , член Société d’anthropologie de Paris и Société de géographie , один из основателей и секретарь Società per l’alleanza Italo-Slava (Турин, 1849) . Автор собственной версии туранской теории , признанной псевдонаучной — гипотезы о неславянском происхождении русских .
Биография
Родился Францишек Генрик Духинский в 1816 году в обедневшей польской шляхетской семье на Правобережной Украине .
Он посещал Кармелитскую школу в Бердичеве и школу Базилиан в Умани .
В 1834 году поселился в Киеве , где следующие двенадцать лет зарабатывал на жизнь, работая учителем в польских аристократических семьях.
Первые его работы на польском и русском языках относились к вопросу о первоначальных отношениях между Россией и Польшей . В 1846 году Духинский эмигрировал во Францию , был профессором польской школы в Париже , позднее хранителем польского музея в Рапперсвилле, в Швейцарии . Похоронен в Монморанси ( Валь-д'Уаз , Франция).
Жена — Северина Духинская (1815—1905), польская писательница , член Société d’anthropologie de Paris и Société de géographie .
Взгляды
Его попытки создать новую теорию славянской этнографии доставили ему весьма широкую известность; самая теория эта одно время принималась как нечто твёрдо установленное значительной частью западноевропейской литературы (например, Анри Мартеном ). О тезисах Духинского в одном из писем одобрительно высказался Карл Маркс ; позже он всегда называл мнение Духинского ошибочным. Но «хотел бы, чтобы Духинский оказался прав и чтобы по крайней мере этот взгляд стал господствовать среди славян» . В действительности, однако, теория Духинского представляла собою лишь стремление облечь в форму научной системы политические мечтания и чувства польской эмиграции. Основанием теории служит мысль, что великоруссы или, как называет их Духинский, «москали», не принадлежат к славянскому и даже к « арийскому племени », а составляют отрасль племени туранского наравне с монголами и напрасно присваивают себе имя русских, которое принадлежит по справедливости только малороссам и белоруссам , близким к полякам по своему происхождению. Самый язык, которым в настоящее время говорят «москали», есть искусственно заимствованный и испорченный ими язык церковнославянский, вытеснивший существовавший прежде какой-то народный туранский язык. В доказательство «туранства» великоруссов Духинский приводит автократическую форму правительства («царат»), несвойственную будто бы «арийским» племенам, существование у них «коммунизма», тогда как «арийцев» отличает индивидуальная собственность, склонность к кочеванию, будто бы существующую у великоруссов наравне со всеми туранцами, наконец, малое развитие среди великорусского племени городов и городской жизни. Естественная, по Духинскому, граница туранского племени — Днепр, Двина и «речки Финляндии».
Интерес «арийской» Европы требует восстановления славянского польского государства, которое охватило бы родственные племена малоруссов и белоруссов и послужило бы для Западной Европы оплотом от туранского могущества москалей. Учение Духинского, соответствовавшее укоренившейся тогда среди поляков идее об «избранничестве» польского народа, было принято большинством польской интеллигенции с восторгом, а люди, более сознательно относившиеся к вопросу, не всегда имели возможность высказать своё настоящее мнение.
В русской литературе теория Духинского встретила наиболее серьёзную критику в статьях Н. И. Костомарова , в частности в « » . Постепенно авторитет теории стал падать, и в самом польском обществе громче становились голоса критиков. В 1886 г. профессор Дерптского университета Бодуэн де Куртене издал в Кракове брошюру («Z роwodu jubileuszu profesora Duchińskiego»), в которой отрицал за теорией Духинского всякое научное значение и признавал «празднование народом юбилея г. Духинского юбилеем хронического патриотического заблуждения». Русский пересказ этой брошюры с несколькими добавочными замечаниями сделал А. Н. Пыпин в статье «Тенденциозная этнография» .
Главные труды Духинского
- «Zasady dziejów Polski i innych krajów słowiańskich» (П., 1858—61);
- «Polacy w Turcyi» (Л., 1858),
- «Treść lekcyi historyi polskiéj wykładanych w Paryży» (П., 1860);
- «Pologne et Ruthénie. Origines slaves» (П., 1861);
- «Dopełnienie do trzech cześći zasad dziejów etc.» (П., 1863);
- «Nécessité des réformes dans l’exposition de l’histoire des peuples Aryâs-Européens et Tourans» (П., 1864);
- «Peuples Aryâs et Tourans, agriculteurs et nomades» (1864).
Примечания
- Согласно правилам польско-русской практической транскрипции , точной передачей на русский язык является вариант Францишек Хенрик Духиньский .
- ↑ Julian Bartoszewicz . от 22 октября 2016 на Wayback Machine . Wyd. 2., powiększone. Nakł. K. Bartoszewicza, 1877. 418 s. // S. 295
- . Дата обращения: 30 сентября 2010. 9 марта 2016 года.
- ↑ . The New York Times . 1893-08-01 . Дата обращения: 23 ноября 2011 . (недоступная ссылка)
- Su iniziativa dello stesso Valerio il 7 marzo 1849 è creata a Torino la «Società per l’alleanza Italo-Slava» // on p. 33 in: Franco Botta, Italo Garzia, Pasquale Guaragnella. от 1 января 2019 на Wayback Machine . Milano: Franco Angeli, . 192 p.
- в некоторых источниках указан 1817 год рождения
- Иван Лысяк-Рудницкий . // . — Harvard Ukrainian Research Institute , 1979. — Т. 3/4 . — С. 690—705 . — ISSN . 25 июня 2016 года.
- Stefan Vrtel-Wierczyński. . — Lwów, 1907. — P. 16.
- . Дата обращения: 30 сентября 2010. 8 сентября 2018 года.
- Маркс — Энгельсу, 24 июня 1865, 7 августа 1866; Маркс — Людвигу Кугельману, 17 февраля 1870 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — М. : Издательство политической литературы, 1963. — Т. 31, 32. — С. 31/106, 107, 209, 127, 32/541. (недоступная ссылка)
- Костомаров Н. И. // Основа. — СПб. , 1861. — № 2 . — С. 124—135 .
- Костомаров Н. И. // Основа. — СПб. , 1861. — № 10 . — С. 100—112 . 31 января 2012 года.
- Пыпин А. Н. // Вестник Европы. — СРб., 1887. — № 1 . — С. 303—328 .
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1893. — Т. XI. — С. 251.
- // Отечественные записки : журнал учёно-литературный и политический / А. Краевский и С. Дудышкин . — СПб. , 1864. — Т. CLV . — С. 426—448 .
- Леонид Соколов. . Единая Русь (21 декабря 2005). Дата обращения: 23 ноября 2011. Архивировано из 10 декабря 2007 года.
- (польск.) J. Baudouin de Courtenay . . — Kraków, 1886.
- (польск.) A. G. O życiu i pracach F. H. Duchińskiego Kijowianina. — Lwów, 1885. ( (недоступная ссылка) , , )
- (укр.) Лисяк-Рудницький, Іван. Францішек Духінський та його вплив на українську політичну думку // . — Т. 1.
- Иван Лысяк-Рудницкий . // . — Harvard Ukrainian Research Institute , 1979. — Т. 3/4 . — С. 690—705 . — ISSN .
- Шнирельман В. А. . — М. : Новое литературное обозрение , 2015. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »).
- Таньшина Н. П. Страшные сказки о России. — СПб.: Питер, 2023. — 256 с. (глава «Русофобия с расовым душком: польский историк-расист Франтишек Духинский и идеи расовой неполноценности русских», с. 149—156).
- 2020-07-29
- 1