Interested Article - Новые правые (учение)

Новые правые ( фр. Nouvelle Droite , англ. New Right ) ― направление политической мысли, которое появилось во Франции в конце 1960-х годов. Ключевыми его чертами являются антилиберализм , антиглобализм , критика бесконтрольной иммиграции и практики « плавильного котла » наций, а также призывы к новому возрождению европейской культуры.

Также данный термин употребляется по отношению к ряду политических течений и партий правого толка .

История новых правых берет своё начало с учреждения в Ницце в 1968 году « Группы по изучению и исследованию европейской цивилизации » ( фр. Groupement de recherche et d'études pour la civilisation européenne , GRECE), основным деятелем которой был французский философ Ален де Бенуа . Де Бенуа и другие члены группы имели большой опыт участия в правых движениях и находились под влиянием идей более старых правых течений, и в первую очередь ― течения консервативных революционеров . Новые правые также вдохновлялись многими аспектами политической тактики, выработанной новыми левыми и некоторыми другими марксистами . В частности, они восприняли идеи итальянского марксиста Антонио Грамши , и по этой причине иногда называют себя «грамшисты справа». Идеология новых правых достигла большого признания в 1970-е годы, хотя позднее их популярность снизилась. Представители движения стали членами ряда политических партий, особенно сильно повлияв на программу Национального фронта во Франции.

Новые правые выступают против мультикультурализма и смешения различных культур в одном обществе. Также они выступают против либеральной демократии и капитализма , предлагая вместо них то, что они называют «органической демократией», которая могла бы противостоять контролю общества со стороны кругов олигархии . Новые правые призывают к возрождению европейской культуры и идентичности через « археофутуризм » или консервативную революцию (но не реакцию ).

История

После окончания Второй мировой войны и краха режима Виши многие крайние правые во Франции были вынуждены перейти в подполье. Тем не менее уже в середине 1950-х многие активисты вернулись в общественную жизнь и начали принимать участие в выборах. В основном они присоединялись к движению пужадизма . В течение следующих двух десятилетий представители ультраправых движений сплотились вокруг защиты дела сохранения французской колониальной империи , которую потрясали национально-освободительные движения в Индокитае и Алжире . В это время многие правые приняли участие в формировании нескольких вооружённых группировок, самыми известными из которых были Секретная вооружённая организация ( Organisation armée secrète , OAS) и Революционная армия ( Armée Révolutionnaire , AR) . Вместе с тем многие ультраправые интеллектуалы решили пойти другим путём и попытаться сформулировать свои идеи таким образом, который был бы более приемлем для широких кругов общественности. С этой целью и была учреждена « Группа изучения и исследования европейской цивилизации » (GRECE) . Таким образом, идеология новых правых зародилась незадолго до начала событий мая 1968 года во Франции .

Учреждение GRECE: 1968―1974

Группа GRECE была основана в Ницце в январе 1968 года . Изначально в неё входили сорок человек . Наиболее известными её фигурами были Ален де Бенуа , Пьер Виаль , , Доминик Веннер , и Жан-Жак Морро. По утверждениям политолога Тамира Бар-Он, «интеллектуальная эволюции членов GRECE и ведущих интеллектуалов движения новых правых, в целом, несомненно, происходила в обстановке революционных настроений со стороны правых». GRECE рассматривалась как «логическая альтернатива» для «молодых французских боевиков-националистов», к которой они могли бы присоединиться, учитывая роспуск в 1958 году , крах OAS в 1962 году, а также поражение Rassemblement Européen de la Liberté на парламентских выборах 1967 года . Будучи радикальными националистами и антикоммунистами , они начали выступать в защиту традиционной культуры западного общества . Некоторые из них также выдвигали теории расизма и евгеники . Также они выступали против миграции небелых народов из бывших французских колоний во Францию, и это впоследствии подвело их к принятию антиколониальных и антиимпериалистических воззрений .

Ален де Бенуа, один из ведущих мыслителей движения новых правых

«Неоспоримым лидером» и «наиболее авторитетным представителем» новых правых стал Ален де Бенуа . В молодости философ был членом ультра-националистической Федерацией студентов-националистов ( Fédération des étudiants nationalistes ) и был редактором журнала «Европа ― действие» ( Europe-Action ). Обе организации, как отмечали исследователи, выражали идеи новых правых в их «зачаточной форме» . GRECE унаследовала ряд ключевых тем и вопросов, затронутых в журнале « Европейское действие» : это «антихристианская позиция, выраженной элитарности, идея объединения Европы, отход от биологического к культурному акценту "различий" между народами, а также сложные инверсии традиционных терминов, как то расизм и антирасизм ». Де Бенуа также находился под влиянием представителей консервативно-революционного движения в межвоенной Германии: Эрнста Юнгера , Артур Мёллера Ван ден Брука и Освальда Шпенглера . В 1970-е новые правые способствовали возрождению общественного интереса к этим консервативным революционерам .

Для членов GRECE была написана инструкция, которая призывала их отказаться от использования «устаревшего языка», который мог бы породнить группу со старыми объединениями фашистов . В ней также говорилось о необходимости заводить знакомства с влиятельными лицами Франции и Европы в целом, чтобы лучше подготовить почву для своих целей. GRECE не была однородной школой политической мысли, а её представители придерживались разных, порой противоречивых точек зрения. Новые правые усвоили опыт участников волнений 1968 года и движения новых левых , приняв идею о том, что продвижение в обществе определённой культурной повестки является предпосылкой для политических перемен . Де Бенуа отмечал, что хотя французские левые не получали успехов на выборах со времён конца Второй мировой войны, их идеи получили значительный вес во французском обществе, особенно в среде интеллигенции. Поэтому новые правые стремились изменить ценностную ориентацию французского общества путём смещения господствующей идеологии без каких-либо побед на выборах .

GRECE за время своего существования провела множество семинаров и коллоквиумов . Также члены группы начали издавать полу-академические публикации, посредством которых могли продвигать свои взгляды. Их журнал «Новая школа» ( Nouvelle Ecole ) , изначально распространяемый среди членов группы участников, с 1969 года начал издаваться для широкой аудитории . В течение 1975 и 1976 годах группа выпускала свои бюллетени, которые предназначались для распространения в медицинских, образовательных и военных кругах. В 1976 году GRECE учредила своё собственное издательство под названием «Коперник» .

Рост популярности и появление оппозиции: 1975―1979

Термин «новые правые» изначально не был самоназванием . Впервые данный термин был употреблён в серии статей о GRECE, написанных Жильбером Комтом и опубликованных в газете Le Monde в марте 1978 года, которые получили название «Новые правые?» (« Une nouvelle droite? ») . В те годы прилагательное «новый» часто употреблялось по отношению к явления французской интеллектуальной и культурной жизни: это были « » ( nouveaux philosophes ), «новые историки» ( nouveaux historiens ), «новые экономисты» ( nouveaux économistes ), а также « новая кухня » ( nouvelle cuisine ).

К концу 1970-х годов новые правые полностью усвоили сопутствующий дух времени и достигли своего расцвета и пика популярности в СМИ . В эти годы интеллектуалы из новых правых публиковали статьи в ведущем издании Франции, журнале Le Figaro . В 1978 году работа де Бенуа «Взгляд справа» ( Vu de droite ) получила премию от Французской академии . Рост популярности новых правых вызвал опасения со стороны многих либеральных и левых интеллектуалов во Франции, которые считали новых правых расистским, фашистским и вишистским движением, которое также стремилось подорвать устои либеральной демократии, идей эгалитаризма и наследия французской революции 1789 года в целом . Кампания, призывающая к травле членов движения была развёрнута в Le Monde , L’Obs , L'Express и La Croix , в результате чего Le Figaro также должен был отказаться от покровительства движению . Представители движения впоследствии утверждали, что преследования были сродни тем, что происходили во времена маккартизма в США . Оказавшись лишены популярной платформы, новые правые ускорили свою эволюцию от биологического расизма и окончательно пришли к идее о том, что разные этно-культурные группы должны проживать отдельно во имя сохранения исторических и культурных различий .

Члены GRECE ― Жан-Ив Ле Галло, Иван Бло и Анри де Лесквен в 1974 году учредили объединение под названием « Клуб часов », которое должно было стать аналитическим центром и ещё одной платформой для продвижения идей новых правых. Все трое были недовольны долгосрочной стратегией GRECE, направленной на борьбу в сфере , и стремились ускорить изменения во французском обществе. Члены Клуба присоединялись к таким политическим партиям, как Объединение в поддержку Республики (RFR) и Союз за французскую демократию (UDF) . К концу 1970-х Клуб значительно отошёл от идейного направления GRECE: его представители стали выступать за неолиберализм в экономике, а также признали католицизм в качестве фундаментальной основы французской национальной идентичности, что также противоречило антихристианскому уклону GRECE .

Политическое влияние: 1980―настоящий день

В начале 1980-х годов ряд интеллектуалов, связанных с движением новых правых — Жан Одри, Жан Варенн, Пьер Виаль , Жан-Клод Барде и Пьер де Мёз выступили в поддержку политической партии Национальный фронт , которая в то время переживала рост популярности. Её руководителем в то время был Жан-Мари Ле Пен . Партия испытала идейное влияние новых правых, и в частности усвоила тезис о необходимости существования этно-культурных различий. Члены «Клуба», в свою очередь, призывали руководство Объединения в поддержку Республики (RFR) и Союза за французскую демократию (UDF) объединить свои силы с Национальным фронтом, чтобы вместе выступить против социалистического правительства Франсуа Миттерана , хотя их планы так и не были воплощены в жизнь . В 1994 году в политбюро НФ состояли четверо представителей от новых правых: таким образом они стали второй по своему влиянию фракцией внутри партии . Внутри НФ в то время имели место трения между сторонниками новых правых и другими группами, в первую очередь ― между верующими католиками, для которых были неприемлемы симпатии к язычеству со стороны первых . Помимо этого также существовали разногласия между новыми правыми из НФ и новыми правыми за пределами партии, в частности, тем крылом движения, который представлял де Бенуа . Философ открыто критиковал партию Ле Пена, осуждая его популизм , который находился в противоречии с приверженностью GRECE к элитизму . Также де Бенуа выступал против того, чтобы рассматривать иммигрантов в качестве козлов отпущения , виновных в проблемах французов, каковыми их видели члены НФ . И тем не менее он признавал, что два объединения имеют схожую точку зрения по многим вопросам .

В 1993 году группа из 40 французских интеллектуалов подписала «Призыв к бдительности», который был опубликован в Le Monde . В нём они предупреждали о «возрождении антидемократических ультраправых течений в интеллектуальной жизни Франции и Европы» и призывали к бойкоту лиц, связанным с движением новых правых. В 1994 году воззвание было опубликовано вновь, и в этот раз его уже подписали 1500 общественных деятелей со всей Европы .

С GRECE за всё время её существования успели поработать Артур Кёстлер , Ганс Юрген Айзенк , Конрад Лоренц , Мирча Элиаде , Раймон Абеллио , Тьерри Мольнер, Энтони Бёрджесс и .

Идеология

Влияние фашизма и левых идеологий

Новые правые занимают крайнюю правую нишу политического спектра .

Ряд либеральных и левых критиков называют данное движение «фашистским» . Политолог Роджер Гриффин соглашается с данным утверждением, утверждая, что новые правые разделяют в своей идеологии то, что сам он рассматривает как два важнейших аспекта фашизма: популистский ультра-национализм и призыв к национальному возрождению . Политолог Том Маккаллох также считает, что движение новых правых имело «отчётливый характер возродителей фашизма», отчасти оттого, что те испытывали большое влияние своих правых предшественников ― немецких консервативных революционеров и французских фашистов, таких как Робер Бразийак , Жорж Валуа , Пьер Дриё ла Рошель и Тьерри Мольнер . Маккалох также отмечает схожесть идей новых правых с фашизмом в части их стремления к сохранению этнически и культурно однородных обществ европейских народов, враждебностью к эгалитаризму и универсализму современности и призывов культурному возрождению . При этом сами новые правые отвергают навешиваемые на них ярлыки «фашистов» и «ультраправых» . Сам де Бенуа также был назван неофашистом . Однако сам философ отвергал эти заявления, утверждая, что его специально пытаются опорочить его критики «с единственной целью делегитимизации или дискредитации» его идей . Новые правые обычно стараются подчёркивать, что их критика капитализма и либеральной демократии отличается от той критики, которая ранее имело место со стороны идеологов нацизма , фашизма и старых ультраправых мыслителей .

Новые правые также отличаются и от традиционных правых , придерживаясь антикапиталистических , антизападных, антинационалистических позиций, выступая в поддержку народов третьего мира , за федерализм европейских наций, а также солидаризуясь с экологическими движениями . Всё это сближает новых правых с позициями, которые традиционно поддерживаются левыми . Такое смешение традиционно левых и правых идей осложняет определение идеологической позиции движения, создавая путаницу для исследователей, а также различного рода интеллектуалов и политических активистов . Сами новые правые по этому поводу заявляют, что они находятся выше левых и правых . Подобное сочетание традиционных правых и левых идей в течение долгого времени было признано исследователями в качестве одной из черт фашизма . Де Бенуа утверждал, что его движение «имеет определённое количество черт левых и определённое количество черт правых идеологий» . Он также выразил мнение о том, что традиционное разделение на левых и правых «потеряло какое-либо оперативное значение для анализа сферы идеологического или политического дискурса», поскольку «новых водоразделы, которые возникли в последние несколько десятилетий ныне не совпадают со старыми понятиями о разделении левых и правых» .

Новые правые находились под влиянием таких марксистских мыслителей, как Антонио Грамши

Политолог Альберто Спекторовский поддерживает мнение о том, что новые правые «действительно серьёзно отклонились от идейной линии старых правых с их национализмом и расизмом, и пришли к левым идеям регионализма и этноплюрализма » . Критики движения часто называют его правым по своей сущности ; данное утверждение поддерживает и политолог Тамир Бар-Он , который выразил мнение о том, что «идеологи новых правых никогда полностью не уходили от своих изначальных право-революционных корней» . Он также утверждал, что движение используют левые идеи только в рамках своей программы «стратегии выживания», также отметив, что этот факт представляет из себя «хитроумную попытку возрождения некоторых идеалов правых революционеров» . Роджер Гриффин считает, что утверждения новых правых о том, что они преодолели раздел между левыми и правыми представляют собой «впечатляющий трюк, призванный замаскировать их ультраправую сущность» .

Новые правые позаимствовали многие идеи новых левых , и в частности ― Антонио Грамши . Поэтому иногда они называют себя «грамшисты справа». Среди прочих новых левых, которые повлияли на идейное развитие новых правых, также выделяют мыслителей Франкфуртской школы , таких как Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер , а также ряда неомарксистов , как то Герберт Маркузе и Луи Альтюссер . Некоторые новые правые также иногда говорят о том, что на них оказали влияние ряд левых деятелей: так, бывший генеральный секретарь GRECE Пьер Виаль говорил, что он восхищается личностью Че Гевары , а также бойцами итальянских Красных бригад и немецкой Фракцией Красной Армии , которые сражались и умирали в своей борьбе с режимом либеральной демократии . Во время выборов в Европейский парламент во Франции в 1984 году де Бенуа заявил о своём намерении голосовать за Французскую коммунистическую партию , которая, по мнению философа, выступала на тот момент в качестве единственной антикапиталистической , антилиберальной и антиамериканской политической силы . В 1997 году де Бенуа отзывался о Зелёных как о единственной партии в стране, которая противостояла материалистическим ценностям Запада .

Также большое влияние на философию новых правых оказал итальянский мыслитель Юлиус Эвола .

В целом, по утверждениям некоторых исследователей, в GRECE входили различные «европейские империалисты », традиционалисты , находившиеся под влиянием Юлиуса Эволы и Рене Генона , коммунитаристы , постмодернисты ; ностальгирующие по временам фёлькише ; неоязычники , с враждой относящиеся к христианству и иудаизму » . Однако несмотря на столь сильный разброс течений внутри движения, всех новых правых объединяли по меньшей мере две вещи: стремление к защите коллективной идентичности (любого рода) и неприятие эгалитаризма .

Стратегия новых правых. Метаполитика

GRECE выдвинула идею о медленном культурном преобразовании общества посредством использования определённой риторики и продвижения соответствующих идей в надежде на достижение культурной гегемонии, которая позволила бы, в свою очередь, получить политическую власть . Так, Пьер Виаль говорил: «GRECE не занимается политикой. Её деятельность лежит в другой, более фундаментальной плоскости. Члены группы работают на уровне ... там, где находится коллективная ментальность и где формируется общественный консенсус» .

Ален де Бенуа призывал к низвержению идей либеральной демократии посредством долгосрочной стратегии на уровне метаполитики . Однако несмотря на то, что новые правые выступают против либеральной демократии, они не отвергают демократию совсем и предлагают свой собственный вариант, который называют «органической демократией» . Философ подчёркивал, что его движение в целом никогда не оказывало поддержки какой-либо конкретной политической партии, и цель его заключается в том, чтобы «занимать позицию наблюдателя...»: «мы анализируем общественную обстановку и подаём идеи, предоставляем теоретическую базу... но ничего сверх того» .

Новые правые отвергают и эпоху модерна , и эпоху постмодерна . Также они считают неприемлемым капитализм в его глобальном виде и являются противниками либерализма . Вместо этого новые правые поддерживают регионализм , федерализм , социализм и демократию в местном масштабе . Они отвергают принцип равенства всех людей, заявляя, что люди не рождаются свободными и равными друг другу, общество же, по своей сущности, иерархично и должно оставаться таковым ; также они подчёркивают значимость элит и их потребностей, удовлетворение которых, по мнению новых правых, является ключом к построению гармоничного общества, где каждый человек будет знать своё место и свою цель .

Этноплюрализм

Новые правые подвергают критике идею о правах человека в её либеральной трактовке, и вместо этого выставляют на передний план права сообществ . Также новые правые враждебно относятся к мультикультурализму и смешению человеческих культур , а в мультикультурных обществах, по мнению представителей движения, осуществляется одна из форм политики « этноцида » . Что же касается представителей национальных меньшинств, укоренившихся во Франции, то новые правые не требуют их массовой эмиграции из страны : вместо этого они предлагают их сепарацию внутри Франции, которая бы позволила им сохранить свою идентичность, не растворяясь в общей массе населения . Критики движения утверждают, что данный подход со стороны новых правых схож с идеологией фашистов и их стремлениями к расовой и культурной чистоте . Альберто Спекторовский утверждает, что взгляды новых правых относительно необходимости сохранения культурных различий и проведения сегрегации имеют собой цель препятствовать усилению позиций стран Третьего мира на мировой арене, призывая их к сохранению аграрного типа общества и отказу от индустриализации и в то же время позволяя европейским государствам сохранять своё более технологически продвинутое положение .

Новые правые отвергают глобальную капиталистическую систему и неограниченную свободу рынка , предлагая вместо них коммунитарную форму капитализма .

Также представителя движения утверждают, что христианское наследие, воспринято европейским обществом, породило дух эгалитаризма, позднее представший в секулярной форме в виде идеологий либерализма , социал-демократии и социализма . Христианский монотеизм , по их мнению, является носителем тоталитарного этоса , который находит своё выражение в стремлении западного общества к навязыванию своей ценностной системы прочим мировым культурам . Пьер Виаль писал: «тоталитаризм зародился четыре тысячи лет назад... произошло это в тот день, когда появился монотеизм. Идея о монотеизме подразумевает подчинение человека воле единого, вечного Бога » . GRECE открыто придерживалась языческих симпатий и усматривала дохристианскую Европу в позитивном свете, считая её примером здорового общества, сохранявшего своё многообразие и веру во множество богов . Неприятие христианства со стороны новых правых породило также и их отказ от идей старых правых, ориентированных на католичество , а также идей англо-американских правых и их неолиберализма . Тем не менее новые правые с уважением относятся к вере прочих народов и считают, что они должны быть свободны в своей вере в единого Бога: « иудаизм является настоящей религией евреев , а ислам ― настоящей религией арабов ; навязывать свои собственные культурные модели другим народом ― один из видов расистской практики, которую мы безусловно осуждаем» .

Хотя новые правые и выступают в защиту Западной цивилизации , но в то же время выступают против практики вестернизации . Они негативно относились как к Советском Союзу , так и к США . Являются крайними антиамериканистами и подвергают критике в США то, что называют «гиперкапиталистическим духом» .

Новые правые не являются антисемитами . В начале 1990-х Жорж Шарбонно объявил о том, что члены GRECE официально осуждают отрицание Холокоста . Однако один из учредителей группы, Жан-Код Валла, однажды заявил, что он лично доверяет исследованиям ревизионистов .

За пределами Франции

В конце 1980-х идеи новых правых были обрели популярность в различных европейских странах: в первую очередь это были Бельгия , Германия , Испания и Италия . Работы Алена де Бенуа и Гийома Фая также были переведены на множество европейских языков, включая русский .

Объединения новых правых за пределами Франции существовали и существуют по сей день в виде различных политических партий и движений, как то Neue Rechte в Германии, New Right в Великобритании , Nieuw Rechts в Нидерландах , Forza Nuova в Италии , Imperium Europa на Мальте , Nova Hrvatska Desnica в Хорватии , Noua Dreapta в Румынии , а также Free Congress Foundation под руководством Пауля Вейриха в США .

Критика

Новые правые обрели множество идеологических противников, хотя вместе с этим нашли для себя и союзников, подчас неожиданных . Многие либералы и социалисты заявляют, что новые правые недалеко ушли от своих предшественников, классических правых, и что также они должны быть подвергнуты остракизму . Однако вместе с тем, например, левый американский журнал с энтузиазмом воспринял способность новых правых преодолеть сложившуюся парадигму деления на левых и правых . Движение часто критикуется как левыми, так и правыми. Для англо-американских правых неприемлемы их антизападные и антикапиталистические взгляды, а правые католики Франции критикуют представителей движения за их позитивное отношение к язычеству и неприятие христианства.

Примечания

  1. , p. 215.
  2. , p. 218.
  3. , p. 219.
  4. , p. 333.
  5. , p. 339.
  6. , p. 116.
  7. , p. 35.
  8. , p. 160.
  9. , p. 340.
  10. , p. 336.
  11. , pp. 238–239.
  12. , p. 235.
  13. , pp. 235–236.
  14. , p. 236.
  15. , p. 163.
  16. , p. 44.
  17. , p. 159.
  18. , pp. 164–165.
  19. , p. 334.
  20. , p. 165.
  21. , p. 242.
  22. , p. 163.
  23. , p. 164.
  24. , p. 167.
  25. , p. 158.
  26. , p. 169.
  27. , pp. 171–172.
  28. , p. 173.
  29. , p. 172.
  30. Bar-On, Tamir. Where Have All The Fascists Gone? (неопр.) . — Ashgate Publishing, Ltd. , 2007. — С. 7.
  31. , p. 345.
  32. , pp. 36–37.
  33. , p. 162.
  34. , pp. 162–163.
  35. , p. 337.
  36. , p. 46.
  37. , p. 80.
  38. , p. 341.
  39. , p. 47.
  40. , p. 48.
  41. , p. 145.
  42. , p. 146–147.
  43. , p. 112.
  44. , p. 348.
  45. , p. 290.
  46. , p. 342.
  47. , p. 343.
  48. , p. 292.
  49. , p. 161.
  50. , p. 346.
  51. , pp. 143–144.
  52. , pp. 343–344.
  53. , p. 344.
  54. , p. 239.
  55. , p. 118.
  56. , p. 347.
  57. , p. 119.
  58. , p. 117.
  59. , p. 174.
  60. , p. 336-337.
  61. , p. 335.
  62. Minkenberg, Michael. The Renewal of the Radical Right: Between Modernity and Anti-modernity (англ.) // (англ.) : journal. — 2000. — Vol. 35 , no. 2 . — P. 170—188 . — doi : .
  63. , p. 338.

Литература

  • [in английский] (2001), "The Ambiguities of the Nouvelle Droite, 1968-1999", The European Legacy. , 6 (3): 333—351, doi :
  • (2013), "Au Revoir to "Sacred Cows"? Assessing the Impact of the Nouvelle Droite in Britain", Democracy and Security , 9 (3): 287—303, doi :
  • De Benoist, Alain (2014), "Translated by Christine Rhone. "Alain de Benoist answers Tamar Bar-On" ", Journal for the Study of Radicalism , 8 (1): 141—161
  • Griffin, Roger (2000), "Between Metapolitics and Apoliteia: the Nouvelle Droite's Strategy for Conserving the Fascist Vision in the 'Interregnum", Modern & Contemporary France , 8 (1): 35—53
  • (1995), "The New Right in France". In Luciano Cheles, Ronnie Ferguson, and Michalina Vaughan (eds.) , London and New York: Longman Group, ISBN 9780582238817
  • Macklin, Graham D. (2005), "Co-opting the Counter Culture: Troy Southgate and the National Revolutionary Faction", Patterns of Prejudice , 39 (3): 301–326, doi :
  • Spektorowski, Alberto (2003), "The New Right: Ethno-Regionalism, Ethnopluralism and the Emergence of a Neo-fascist 'Third Way' ", Journal of Political Ideologies , 8 (1): 111—130, doi :
  • McCulloch, Tom (2006), "The Nouvelle Droite in the 1980s and 1990s: Ideology and Entryism, the Relationship with the Front National", French Politics , 4 : 158—178, doi :
  • Sheehan, Thomas (1981), "Myth and Violence: The Fascism of Julius Evola and Alain de Benoist", Social Research , 48 (1): 45—73, JSTOR
  • Vaughan, Michalina (1995), "The Extreme Right in France: 'Lepénisme' or the Politics of Fear", The Far Right in Western and Eastern Europe (second ed.), London and New York: Longman Group, pp. 215—233, ISBN 9780582238817 {{ citation }} : Неизвестный параметр |editors= игнорируется ( |editor= предлагается) ( справка )
  • Verluis, Arthur (2014), "A Conversation with Alain de Benoist", Journal for the Study of Radicalism , 8 (2): 79—106
  • Кёпеци, Бела (1986) Неоконсерватизм и «новые правые». — Пер. с венг. — М.: Политиздат. 144 с.
Источник —

Same as Новые правые (учение)