Interested Article - Гусева, Наталья Романовна

Ната́лья Рома́новна Гу́сева (урождённая Четыркина ; 8 [21] марта 1914 , Михайловка-Рубежовка , Киевская губерния , Российская империя 21 апреля 2010 , Москва ) — советская и российская индолог , историк , этнограф , писательница и драматург ; доктор исторических наук (1978) ; представитель этнографического и культурологического направления российской индологии . Автор более 160 научных трудов по культуре и древним формам религии индийцев . С 1976 года член Союза писателей СССР , позднее член Союза писателей России .

В последние годы стала сторонником псевдонаучной арктической гипотезы происхождения индоевропейцев арийцев », или «индо-славов») .

Биография

Правнучка известного представителя смоленского рода Четыркиных — Романа Сергеевича (1797—1865), генерала-штаб-доктора русской армии, крупного инфекциониста .

Наталья Романовна Четыркина родилась 8 (21) марта 1914 года в селе Рубежовка Киевской губернии. Рано осталась сиротой, и в 17 лет по окончании школы начала работать на шинном заводе « Красный треугольник » в Ленинграде. Одновременно проходила учёбу в техникуме резиновой промышленности, который закончила с отличием в 1934 году. В то же время начала увлекаться Востоком, в том числе Индией. В 1935 году поступила на филологический факультет Ленинградского университета . Окончив его в 1940 году и получив специальность индолога, работала по договорам в Институте востоковедения Академии наук СССР .

Во время Великой Отечественная война вместе с первым мужем инженером В. Н. Гусевым и маленькой дочкой уехала в эвакуацию в Пермь, где работала вначале в Институте микробиологии , а затем в артели Молгорторга. В 1944 году с большим трудом добралась до Москвы и стала сначала сотрудником, а с 1946 года аспиранткой Института этнографии Академии наук СССР . Одновременно в Военном институте иностранных языков Советской Армии читала лекции по истории и культуре Индии. Там познакомилась со вторым мужем Святославом Игоревичем Потабенко, индологом и художником, с которым прожила в браке более 60 лет .

В 1950 году с мужем уехала в Ташкент, где в 1950—1952 годах она работала научным сотрудником Института востоковедения Академии наук Узбекской ССР . В 1951 году в Москве защитила кандидатскую диссертацию на тему «Этнический состав населения Южной Индии». В 1952 году с мужем вернулась в Москву и вернулась к работе в Института этнографии. В 1978 году защитила докторскую диссертацию на тему «Индуизм: История формирования. Культовая практика» .

Неоднократно посещала Индию. В 1963—1964 году с мужем в течение двух лет работала в Дели в Доме советской культуры, где занимала должность старшего методиста русского языка. Правительство Индии за развитие российско-индийских связей удостоило её премией Джавахарлала Неру .

Умерла в Москве 21 апреля 2010 года в возрасте 96 лет. По просьбе Гусевой она была похоронена согласно обычаям Индии, её тело было кремировано, прах погружён членами семьи в священные воды реки Ганга .

Научная деятельность

Научные труды Гусевой затрагивают разные проблемы: искусство народов Индии («Современное декоративно-прикладное искусство Индии», 1958; «Художественные ремёсла Индии», 1982), исследования индийских народов («Раджастханцы. Народ и проблемы», 1989), религии и мифология народов Индии («Джайнизм», 1968; «Индуизм», 1977; «Мифы древней Индии», 1999; «Легенды и мифы древней Индии», 2008; «Великий эпос Индии. Рамаяна. Махабхарата», 2002 и др.). Работа «Джайнизм» переведена на английский язык и опубликована в Индии в 1970 году .

Также она является автором научно-популярных работ: «Индия: тысячелетия и современность» (1971), «Многоликая Индия» (1987), «Эти поразительные индийцы» (2007), «Познакомимся с индуизмом» (1999). Книга «Индия: тысячелетия и современность» опубликована на немецком языке в Лейпцигском издательстве «Киппенгейер» (Германия) тремя изданиями в 1978—1989 годах .

К 40-летию научной деятельности Гусевой журнал « Советская этнография » (1990, № 1) опубликовал список основных её научных работ .

Художественная и иная деятельность

В 1960—1980 году на сцене Центрального детского театра Москвы шла пьеса «Рамаяна», которая была написана Гусевой по мотивам этого древнеиндийского эпоса . Ряд других её пьес, написанных по мотивам других индийских эпических произведений, шли в театрах Уфы, Иванова, Томска и Душанбе. Во время очередного визита в Москву Джавахарлал Неру посетил спектакль «Рамаяна» и дал ему высокую оценку, с чего началось личное знакомство Гусевой с этим индийским политическим деятелем .

Гусева осуществляла переводы англоязычной индологической литературы, вела телепередачи « Клуба кинопутешествий », читала ряд лекций по линии Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами и общества « Знание », писала стихи .

Арктическая гипотеза

В последние годы Гусева стала сторонником арктической гипотезы , не признаваемой наукой . Эта гипотеза была выдвинута в начале XX века индийским мыслителем и радикальным деятелем индийского национального движения Б. Г. Тилаком ; имеет своих последователей среди индийских интеллектуалов, теософов и зороастрийцев . На Гусеву оказал значительное влияние фантаст Иван Ефремов .

Исследования, проведённые Гусевой в Индии , помогли ей ознакомиться с индуизмом , поэтому она сделала попытку выявить общие черты индуистской и славянской мифологий. Гусева создала словарь « русско - санскритских схождений» (450 слов), который дважды был опубликован в её книгах: «Русские сквозь тысячелетия» (1998) и «Славяне и Арьи. Путь богов и слов» (2001). В книге «Индия в зеркале веков» (2002) словарь был размещён в качестве приложения под названием «Краткая сводка совпадающих и сходных слов русского языка и санскрита». В этой же книге в виде сводной таблицы опубликованы результаты дилетантской «расшифровки» через санскрит этнографом С. В. Жарниковой названий рек и водоёмов Русского Севера , по созвучию напоминающих санскритские слова (например, Гангозеро Ганг ). С индоевропейцами Гусева связывала свастику , упоминая и её восьмилучевую неоязыческую разновидность (« коловрат »), но она отмечала также её популярность у доарийского населения Индской цивилизации .

В рамках арктической гипотезы опубликовала ряд работ, в том числе «Русские сквозь тысячелетия» (1998), «Славяне и Арьи. Путь богов и слов» (2001), «Русский Север – прародина индославов» (2003, 2-е изд. — 2010), «Арии и древнеиндийские традиции» (2010) .

Награды

Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и Международной премией имени Джавахарлала Неру .

Критика

Ряд выводов Гусевой подвергся критике со стороны других учёных, прежде всего идеи, выходившие за рамки её компетенции — этнографии. В частности, Гусева подвергалась критике за пропаганду не признаваемой наукой арктической гипотезы прародины индоевропейцев ариев », «индо-славов») . Её построения в отношении «славяно-арийских» параллелей в языке и культуре не принимаются наукой. Гусева, будучи специалистом по этнографии и религии народов Индии, не была компетентна в лингвистике, индоевропеистике и славяноведении.

С. А. Токарев в своём дневнике отмечал, что взгляд Гусевой на джайнизм как на древнейшую (и даже доведийскую) религию Индии, сомнителен . Защиту докторской диссертации Н. Р. Гусевой он оценил как «блестящую», однако саму диссертацию назвал дилетантской . В то же время он положительно оценил самодеятельную постановку под руководством Гусевой .

Согласно историку В. А. Шнирельману , Гусева стала единственным советским учёным, оживившим миф о « Северной прародине » .

Влияние

Идеи Гусевой пользуются популярностью в среде русских националистов и неоязычников . Издание сборника «Древность: арьи, славяне» (1994), содержащего статьи Гусевой и других идейно близких авторов, финансировал художник Илья Глазунов , поддерживавший «арийскую» идею. Гипотезы Гусевой пропагандировались фашистской газетой «Русский реванш» (1996, № 1), нацистской газетой «Земщина» (1995, № 101), расистским журналом «Наследие предков» (1995, № 1) и почвенническим журналом « Наш современник » (1996, № 5) .

Список трудов

Книги
  • Современное декоративно-прикладное искусство Индии: очерк . — М. : Искусство , 1958. — 54 с., ил. 44 с. — 5,000 экз.
  • Махабхарата, или Сказание о великой битве потомков Бхараты / Пересказала для детей Наталия Гусева. — М. : Детская литература , 1964. — 214 с. — (Школьная библиотека).
    • Махабхарата, или Сказание о великой битве потомков Бхараты . — 2-е изд. — М. : Детская литература , 1984. — 221, [3] с. — (Библиотечная серия). — 100,000 экз.
  • Джайнизм . — М. : Наука , 1968. — 124 с. — 6,400 экз.
  • Многоликая Индия . — М. : Молодая гвардия , 1971. — 280 с. — (Бригантина). — 100,000 экз.
    • Многоликая Индия . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Наука , 1980. — 272 с. — (Рассказы о странах Востока). — 50,000 экз.
  • Индия: тысячелетия и современность . — М. : Наука , 1971. — 140 с. — (Народы мира). — 38,000 экз.
  • Индуизм: История формирования. Культовая практика . — М. : Наука , 1977. — 327 с. — 10,000 экз.
  • Художественные ремёсла Индии . — М. : Наука , 1982. — 239 с. — 10,000 экз.
  • Раджастханцы: народ и проблемы . — М. : Наука , 1989. — 230 с. — 2,550 экз. ISBN 5-02-016499-2 .
  • Индия: общество и традиции . — М. : Знание , 1990. — 63 с. — (Новое в жизни, науке, технике. У полит. карты мира; 6/1990). — 38,000 экз.
  • Русские сквозь тысячелетия: Арктическая теория . — М. : Белые альвы, 1998. — 157 с. — 2,000 экз. ISBN 5-7619-0066-1 .
    • Русские сквозь тысячелетия: арктическая теория, краткий очерк . — 2-е изд., расш. — М. : Белые альвы, 2007. — 240 с. — 2,000 экз. ISBN 5-7619-0254-0 .
  • Познакомимся с индуизмом: Популяр. очерки . — М. : Форум, 1999. — 104 с. — 3,000 экз.
  • Мифы Древней Индии: популярное изложение . — М. : Белые альвы, 1999. — 191 с. — ISBN 5-7619-0063-7 .
  • Великий эпос Индии: Рамаяна, Махабхарата . — М. : Алетейа, 2002. — 262 с. — ISBN 5-89321-104-9 .
  • Славяне и арьи: Путь богов и слов . — М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 336 с. — 7,000 экз. ISBN 5-8183-0395-0 .
  • Индия в зеркале веков . — М. : Вече, 2002. — 446 с. — (Тайны древних цивилизаций). — ISBN 5-94538-098-9 .
  • Русский север — прародина индо-славов: Исход предков арьев и славян . — М. : Вече, 2003. — 416 с. — (Тайны Земли Русской). — ISBN 5-9533-0132-4 .
    • Русский Север - прародина индославов . — 2-е изд. — М. : Вече, 2010. — 302 с. — (Славянский мир). — ISBN 978-5-9533-2951-4 .
  • Индуизм и мифы древней Индии . — М. : Вече, 2005. — 480 с. — (Тайны древних цивилизаций). — ISBN 5-9533-0526-5 .
  • Эти поразительные индийцы . — М. : АСТ, Астрель, 2007. — 478 с. — (Культурный шок!). — ISBN 978-5-17-046542-2 .
  • Совм. с Потабенко С. И. Индия. Гоа. Древние храмы и золото пляжей . — М. : Вече, 2007. — 384 с. — (Исторический путеводитель). — ISBN 5-9533-0104-8 .
  • Легенды и мифы Древней Индии . — М. : Вече, 2008. — 320 с. — 3,000 экз. ISBN 978-5-9533-2952-1 .
  • Арии и древнеарийские традиции . — М. : Белые альвы, 2010. — 206 с. — ISBN 978-5-91464-035-1 .
Словарные статьи
  • Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков . — М. : Большая российская энциклопедия , 1999. — 928 с. — 100,000 экз. ISBN 5-85270-155-6 .
    • Балти . — С. 76.
    • Гуджаратцы . — С. 150—151.
    • Джат . — С. 160.
    • Совм. с О. Н. Бобылёвой. Друкпа . — С. 164.
    • Ирула . — С. 197.
    • Каннара . — С. 220—221.
    • Кашмирцы . — С. 231.
    • Кодагу . — С. 248.
    • Кота . — С. 262.
    • Курумба . — С. 275.
    • Малаяли . — С. 317—318.
    • Маратхи . — С. 329—330.
    • Панджабцы . — С. 408—409.
    • Раджастханцы . — С. 431.
    • Тода . — С. 534.
    • Тулу . — С. 548.
    • Урали . — С. 573—574.
Переводы

Примечания

  1. от 28 октября 2021 на Wayback Machine . Институт восточных рукописей РАН .
  2. Редакционный коллектив «ЭФГ».
  3. Арутюнов С. А., Жуковская Н. Л. . Институт этнологии и антропологии РАН .
  4. от 27 октября 2021 на Wayback Machine . Отечественные этнографы и антропологи. XX век / Русское географическое общество , Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН .
  5. .
  6. Куклина И. В. Этногеография Скифии по античным источникам. Л. : Наука , 1985. С. 162—175, 180—185.
  7. Williams, Stephen. Fantastic archaeology. The wild side of North American prehistory. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1991. P. 140—144.
  8. Godwin, Joscelyn. Arktos. The Polar myth in scientific symbolism, and Nazi survival. London: Thames and Hudson, 1993.
  9. Figueira, Dorothy M. Aryans, Jews, Brahmins: theorizing authority through mythsof identity. Albany: State University of New York Press, 2002. P. 131—133.
  10. , том 1, с. 273.
  11. Жарникова «расшифровала через санскрит» гидронимы не только неясного происхождения, но и вполне прозрачные, прибалтийско-финская или саамская этимология которых уже давно была установлена специалистами: Шилов А. Л. от 17 февраля 2009 на Wayback Machine // Вопросы языкознания . 1999. № 6. Современный уровень знаний об этнической истории Русского Севера не предполагает наличия там индоариев в принципе.
  12. , с. 130.
  13. , с. 142.
  14. , с. 131.
  15. .
  16. Шнирельман В. А. (недоступная ссылка)

Литература

Ссылки

  • // (некролог)
  • Удалова С. Н. // За Русское Дело (некролог)
Источник —

Same as Гусева, Наталья Романовна