Interested Article - Жарникова, Светлана Васильевна

Светла́на Васи́льевна Жа́рникова ( 27 декабря 1945 , Владивосток 26 ноября 2015 , Санкт-Петербург ) — советский и российский этнограф и искусствовед . Кандидат исторических наук. Действительный член Русского географического общества . Сторонница псевдонаучной арктической гипотезы происхождения индоевропейцев арийцев ») и «индоевропейской цивилизации» .

Биография

Внешние изображения

Родилась в семье военнослужащего. В 1970 году окончила факультет теории и истории изобразительного искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде . После окончания института работала в Анапе и Краснодаре . [ источник не указан 438 дней ]

В 1978—2002 годах жила и работала в Вологде . В 1978—1990 годах — научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника . В 1990—2002 годах — научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского научно-методического центра культуры. Преподавала в Вологодском областном институте повышения квалификации педагогических кадров и в Вологодском государственном педагогическом институте . [ источник не указан 438 дней ]

С 1984 по 1988 годы обучалась в аспирантуре Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР , где защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях)» (специальность 07.00.07 — этнография) .

В 2001 году стала членом Международного клуба учёных (неакадемическая организация с нестрогими условиями приёма).

В 2003 году переехала из Вологды в Санкт-Петербург , где работала в Комиссии по туризму Русского географического общества .

Скончалась утром 26 ноября 2015 года в кардиологическом центре Алмазова города Санкт-Петербург . Похоронена в Шексне , рядом с супругом — архитектором Германом Ивановичем Виноградовым .

Идеи

Основной круг интересов C. В. Жарниковой описывался как арктическая прародина индоевропейцев, « ведические истоки » северорусской народной культуры, архаические корни северорусского орнамента, санскритские корни в топо- и гидронимии Русского Севера , обряды и обрядовый фольклор , семантика народного костюма.

Жарникова являлась сторонником арктической гипотезы , не признаваемой наукой . Эта гипотеза была выдвинута в начале XX века индийским мыслителем и радикальным деятелем индийского национального движения Б. Г. Тилаком ; имеет своих последователей среди индийских интеллектуалов, теософов и зороастрийцев . Вслед за Н. Р. Гусевой Жарникова развивала идею о близком родстве славянских языков и санскрита и утверждала, что прародина «ариев» лежала на Русском Севере , где, по её мнению, располагалась легендарная гора Меру . Под «ариями» она понимала не только исторических ариев , но индоевропейцев вообще — « арийцев » . Подтверждением этой гипотезы Жарникова считала якобы имеющееся особое сходство санскрита с севернорусскими говорами. Она пыталась доказать, что как индоиранцы, так и славяне унаследовали от триполья или ещё от поздне палеолитических предков символ свастики . При помощи санскрита Жарникова объясняла топонимию Русского Севера. Она положительно оценивала популярные любительские экспедиции на север по поиску гиперборейской «арийской» прародины, называя их «научным подвигом» .

Сторонник подлинности « Велесовой книги » .

Критика

Историк Д. С. Логинов отмечает, что утверждения Жарниковой игнорируют развитие языковых систем и противоречат всей совокупности данных современной науки . «Санскритские корни» Жарникова находила даже у названий, имеющих вполне прозрачную прибалтийско-финскую или саамскую этимологию , например Гангозеро ( карел. hoanga «развилка» или hanhi «гусь»), ручей Сагарев ( карел. и вепс. sagaru «выдра»). Топонимист , критикуя трактовку Жарниковой этимологии гидронимов, происхождение которых ещё не установлено, писал: «…может быть, признание „тёмных“ названий принципиально неопределимыми всё же лучше, чем объявление их санскритскими, как это делается с иными гидронимами Русского Севера — Двина, Сухона, Кубена, Стрига» .

Жарникова пользовалась поддержкой академика Б. А. Рыбакова , дававшего положительные рецензии на её работы о приполярной прародине «ариев». Рыбаков ближе к концу жизни начал открыто пользоваться термином «арийцы» .

Влияние

С 1990-х годов работы Жарниковой получили некоторый резонанс и популярность в псевдонаучных кругах . Идеи Жарниковой, наряду с гипотезой Тилака о приходе индоевропейцев с приполярных территорий, получили распространение в средствах массовой информации, включая такие популярные, как газета « Известия » (1996) и всероссийский телеканал НТВ (программа «Новости» от 9 сентября 1996 года). Гипотеза Жарниковой печаталась в московском академическом журнале « Этнографическое обозрение » (2000). И позднее она регулярно выступала в качестве «эксперта» в телепередачах, посвящённых «Арктической прародине». Жарникова совместно с псевдонаучным деятелем Андреем Тюняевым выступала главным консультантом фильма «Гунны. Русский след» (2012, из документального сериала «Странное дело»), показанного по федеральному телеканалу « РЕН ТВ », в котором говорилось об арктической прародине «великих арийцев» — прямых «предков русских», заселивших Русский Север 70 тысяч лет назад, говоривших на «древнем санскрите» и развивших высокую цивилизацию .

Идеи Жарниковой пользуются популярностью в среде русских националистов и неоязычников . Издание сборника «Древность: арьи, славяне» (1994), содержащего статьи Жарниковой и других идейно близких авторов, финансировал художник Илья Глазунов , поддерживавший «арийскую» идею. Гипотеза Жарниковой пропагандировались фашистской газетой «Русский реванш» (1996, № 1), нацистской газетой «Земщина» (1995, No 101), расистским журналом «Наследие предков» (1995, № 1) и почвенническим журналом « Наш современник » (1996, № 5) . Под влиянием Жарниковой известный неоязыческий писатель Сергей Алексеев выпустил романы «Сокровища Валькирии». Сама Жарникова представлена в романах в качестве женщины, которая нашла на Белом море « Велесову книгу » .

Библиография

  • Восточнославянское языческое верховное божество и следы его культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980—1981 гг. Тезисы докладов: город Нальчик 1982 г., стр. 147—148
  • О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа (по поводу статьи Г. П. Дурасова). // Советская этнография 1983 г., № 1, стр. 87—94
  • Archaic motifs in Nort Russian folk embroidery and parallels in ancient ornamental designs of the eurasian steppe peoples // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1984.
  • О некоторых архаических мотивах вышивки Сольвычегодских кокошников северодвинского типа // Советская этнография 1985 г., № 1 стр. 107—115
  • Архаические мотивы северорусской вышивки и браного ткачества и их параллели в древнейшем искусстве народов Евразии// Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО) М.: Наука , 1985., в 6−8 стр. 12—31
  • Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов. (На материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях Л. ГМИРиА 1986 г., стр. 96—107
  • On the possible location of the Holy Hara and in Indo-Iranian (Aryan) mythology // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1986.
  • К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М. 1986 г., т. 11 стр. 31—44
  • Фаллическая символика северорусской прялки как реликт праславянско-индоиранской близости // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. М: Наука 1987 г., стр. 330—146
  • О возможных истоках образов птиц в русской народной обрядовой поэзии и прикладном искусстве // Всесоюзная научно-практическая конференция. Фольклор. Проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов. Часть первая. М. 1988 г., стр. 112—114
  • О возможных истоках образа коня-оленя в индоиранской мифологии, скифо-сакской и северорусской орнаментальных традициях // Семиотика культуры. Тезисы докладов Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры 18-28 сентября 1989 года. Архангельск 1989 г., стр. 72—75
  • Где же Вы, горы Меру? // Вокруг света , № 3 1989 г., стр. 38—41
  • Задачи этнографического изучения Вологодской области // Вторая краеведческая научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Вологда 1989 г.
  • Possible origins of horse-goose and horse-deer images in Indo-Iranian (Aryan) mythology // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1989.
  • «Ригведа» о северной прародине арьев // Третья краеведческая научно- практическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. Вологда 23—24 мая 1990 года
  • Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М : Наука 1990 г., т. 16 стр. 84—103
  • Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов (на материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях. Ленинград. 1990 г. стр.94—108.
  • Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда 1991 г. 45 стр.
  • Узоры ведут по древним тропам // Слово 1992 г., № 10 стр. 14—15
  • Исторические корни северорусской народной культуры // Информационно- практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры Северо- Западного региона России. Тезисы докладов и сообщений. Вологда 20-22 октября 1993 г. стр. 10—12
  • Загадка Вологодских узоров // Древность: Арьи. Славяне. Выпуск 1. M: Витязь 1994 г., стр. 40—52
  • Древние тайны русского Севера // Древность: Арьи Славяне В. 2 М.: Витязь 1994 г., стр. 59—73
  • Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции (истоки и генезис)// Культура Русского Севера. Вологда. Издание ВГПИ 1994 г., стр. 108—119
  • Нечерноземье — житница России?: Беседа с канд. ист. наук, этнографом С. В. Жарниковой. Записал А.Ехалов// Русский Север-Пятница. 20 января 1995 г.
  • Узоры ведут в древность // Радонеж 1995 г., № 6 стр. 40—41
  • Ехалов А. Жарникова С. Нечерноземье — земля будущего. О перспективах развития сел. хоз-ва Вологод. области. 1995 г.
  • Филиппов В. Куда исчезли древляне и кривичи, или Почему вологодский говор в переводе на санскрит не нуждается. Об исследовании этнографа С. В. Жарниковой // Известия. 18 апреля 1996 г.
  • Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. Изд.2 М: Палея 1996 г., стр. 93—125
  • Русский Север — священная прародина арьев!: Беседа с С. В. Жарниковой. Записал П.Солдатов // Русский Север-Пятница. 22 ноября 1996 г.
  • Мы кто в этой старой Европе // Наука и жизнь . № 5. 1997 г.
  • Древние тайны Русского Севера // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев М. РАН. Ин-т этнологии и антропололгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.1998 г., стр. 101—129
  • Гидронимы Русского Севера: (Опыт расшифровки через санскрит) // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев — М. РАН. Ин-т этнологии и антропололгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1998 г., стр. 209—220
  • Мир образов русской прялки, Вологда 2000 г.
  • Славяне и арьи в Вологодской, Олонецкой (Карелия), Архангельской и Новгородской губерниях // Экономическая газета . № 1, 2, 3, 2000 г.
  • Дорогами мифов (А. С. Пушкин и русская народная сказка) // Этнографическое обозрение . № 2. 2000 г., стр. 128—140
  • Откуда пришел наш Дед Мороз // Мир детского театра № 2, 2000 г. стр. 94—96
  • Филиппов Виктор. Рогулька, тетеря и выгонец: Пиццу ели на берегу Ледовитого океана пять тысяч лет назад. По материалам сценария «Праздник круглого пирога» и монографии этнографа С.Жарниковой // Русский Север-Пятница. Вологда. 14 апреля 2000 г.
  • Концепция программы «Великий Устюг — Родина Деда Мороза» Вологда 2000 г.
  • И первой об этом сказала «Авеста»: Беседа с этнологом С. Жарниковой, автором концепции программы «Великий Устюг — родина Деда Мороза»// Записала А.Горина // . 2-9 ноября 2000 г.
  • Так ли прост наш Дед Мороз // Вокруг Света . № 1. 2001 г., стр. 7—8
  • Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности // На пути к возрождению. Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда 2001 г., стр. 36—43
  • Сохранились даже названия рек (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб — Новый Петербург № 18, 2001 г.
  • Где же ты Гиперборея? (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб — Новый Петербург № 22, 2001 г.
  • Восточная Европа как прародина индоевропейцев. (в соавт. С А. Г. Виноградовым) // Реальность и субъект № 3, том 6 — СПб 2002 г., стр. 119—121
  • О Локализации священных гор Меру и Хары // Гиперборейские корни Калокагатии. — СПб, 2002 г., стр. 65—84
  • Золотая нить (Древнейшие истоки народной культуры Русского Севера) (Ред и рец д.и.н., Лауреат премии им. Дж. Неру. Н. Р. Гусева). Вологда. 2003 г. 247 стр.
  • Архаические корни традиционной культуры Русского Севера: сборник научных статей. Вологда 2003 г. 96 стр.
  • Исторические корни календарных обрядов. ОНМЦКиПК. Граффити. Вологда 2003 г. 83 стр.
  • Ферапонтовская Мадонна // Пятницкий бульвар № 7(11), Вологда 2003 г., стр. 6—9.
  • Реки — хранилища памяти (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // Русский Север — прародина индо-славов. — М.: Вече 2003 г., стр. 253—257.
  • Древние танцы Русского Севера // Русский Север — прародина индо-славов. — М.; Вече 2003 г., стр. 258—289.
  • Веды и восточнославянская календарная обрядность // Русский Север — прародина индо-славов. М.; Вече 2003 г., стр. 290—299.
  • А. С. Пушкин и древнейшие образы русских сказок // Русский Север — прародина индо-славов. М.: Вече 2003 г., стр. 300—310.
  • Наше время где-то на подходе: Беседа с этнографом, проф. С. Жарниковой. Беседовала Н. Серова // Красный Север (Зеркало). 7 января 2004 года.
  • Phallic cult in the perception of ancient slavs and aryans // International association for the study of the cultures of Central Asia.. 2004 г.
  • Опыт расшифровки через санскрит названий некоторых рек Русского Севера // Русские сквозь тысячелетия. 2007. С.134—139
  • Северная прародина индославов, Гусли — инструмент гармонизации Вселенной // Материалы первого Всероссийского конгресса ведической культуры Ариев-индославов. Санкт-петербург. 2009 г. стр. 14—18, 29—32.
  • Александр Шебунин // Скульптура: альбом, сост.: А. М. Шебунин; послесл.: С. В. Жарникова. РМП. Рыбинск. 128 стр.
  • Гаранина Т. «Стоим у источника и ходим черпать воду бог знает куда»: (Заметки с конф. «Духовность — энергия поколений», проведенной в Вологде светской общиной «РОД») // по материалам выступления этнографа С.Жарниковой о Русском Севере как прародине. 2010 г.
  • Арьяна-Гиперборея — Русь. (в соавт. с А. Г. Виноградовым).
  • . США. 2013 г. 92 стр.
  • США. 2013 г. 234 стр.
  • . США. 2013 г. 327 стр.
  • . США. 2013 г. 132 стр.
  • . США. 2013 г. 192 стр.
  • . США. 2014 г. 182 стр.
  • I . США. 2014 г. 399 стр.
  • . США. 2014 г. 316 стр.
  • . США. 2014 г. 474 стр.
  • . США. 2014 г. 236 стр.
  • Феномен древнерусской иконописи // США. 2014 г.
  • Где же ты, Гиперборея?, Чудь // от 19 марта 2017 на Wayback Machine . США. 2015 г. с. 2—17, 41—63.
  • След ведической Руси. М., 2015 г. 288 стр. ISBN 978-5-906756-23-7
  • Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности. Русские и Германцы: Северная Прародина // . США. 2016 г. стр. 30-46, 150—165.
  • Обратная перспектива, как художественный метод изображения пространства в византийской и древнерусской живописи // от 19 марта 2017 на Wayback Machine США. 2016 г. с. 3—12.
  • Сборник статей. Выпуск 1. Издательский сервис Ridero. 2016 г.
  • Сборник статей. Выпуск 2. Издательский сервис Ridero. 2016 г.
  • от 19 марта 2017 на Wayback Machine США. 2016 г. 475 стр.
  • США. 2017 г. 368 стр.
  • Происхождение индоевропейцев. В 4-х томах. Прародина индоевропейцев. Происхождение индоевропейцев. Часть 1. Т. 1 / С. В. Жарникова. — М.: Белые альвы, 2020. — 244 с. : илл.: 32 с. цв. вклейки
  • Происхождение индоевропейцев. В 4-х томах. Археология прародины индоевропейцев. Часть 2. Восточная Европа как прародина индоевропейцев. Часть 3. Т. 2 / С. В. Жарникова. — М.: Белые альвы, 2020. — 342 с. : илл., цв. вклейка, 30 с.
  • Происхождение индоевропейцев. В 4-х томах. Орнаментальные комплексы индоевропейцев и их аналоги в культурах Евразии. Часть 4. Архаические образы северорусского фольклора. Часть 5. Т. 3 / С. В. Жарникова. — М.: Белые альвы, 2020. — 508 с. : илл., 2 цв. вклейки.
  • Происхождение индоевропейцев. В 4-х томах. Загадки арийской цивилизации. Часть 6. Т. 4 / С. В. Жарникова. — М.: Белые альвы, 2020. — 308 с. : илл., цв. вклейка

Примечания

  1. Куклина И. В. Этногеография Скифии по античным источникам. Л. : Наука , 1985. С. 162—175, 180—185.
  2. Williams, Stephen. Fantastic archaeology. The wild side of North American prehistory. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1991. P. 140—144.
  3. Godwin, Joscelyn. Arktos. The Polar myth in scientific symbolism, and Nazi survival. London: Thames and Hudson, 1993.
  4. Figueira, Dorothy M. Aryans, Jews, Brahmins: theorizing authority through mythsof identity. Albany: State University of New York Press, 2002. P. 131—133.
  5. , том 1, с. 501.
    • Жарникова, Светлана Васильевна. Архаические мотивы северорусской орнаментики: К вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях : дисс. … канд. ист. наук : 07.00.07 / Ин-т этнографии. — М., 1988. — 233 с. + Прил. (с. 234—334: ил.).
    • Жарникова, Светлана Васильевна. Архаические мотивы северорусской орнаментики: К вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях : автореф. дис. … канд. ист. наук : 07.00.07 / Ин-т этнографии. — М., 1988. — 27 с.
  6. , том 1, с. 199.
  7. от 30 апреля 2021 на Wayback Machine // NEWSVO, 27.11.2015
  8. , том 1, с. 200.
  9. , том 1, с. 504.
  10. , том 1, с. 494.
  11. [Аннотация] // Велесова книга со словарём / пер. и коммент. В. С. Гнатюк и Ю. В. Гнатюк . — М. : Свет, 2018—608 с.: ил. — С. 5.
  12. Логинов Д. С. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитаные науки. 2017. № 05. С. 22—26.
  13. от 24 сентября 2019 на Wayback Machine // Вопросы языкознания . 1999. № 6 (ноябрь-декабрь).
  14. , том 1, с. 203—204.
  15. .
  16. , том 1, с. 248.

Литература

Ссылки

Аудиовизуальный материал
Источник —

Same as Жарникова, Светлана Васильевна