(англ.)
(
. Эта наиболее близкая к
младоземельному креационизму
концепция использует библейский текст «
В начале сотворил Бог небо и землю
. Земля же была безвидна и пуста…
» (
Быт.
1:1-2) как основу для утверждения о том, что
Земля
была сотворена задолго до первого дня творения и либо пребывала в «безвидном и пустом» виде те самые 4,6 млрд лет, о которых говорят научные данные, либо была опустошена Богом для нового сотворения. Только после этого хронологического разрыва (
англ.
gap
) творение было возобновлено — Бог придал Земле современный вид и создал жизнь. Как и в
младоземельном креационизме
, шесть библейских дней творения считаются шестью буквальными 24-часовыми днями. Эта концепция была популяризована американским протестантским богословом
Сайрусом Скоуфилдом
, автором
диспенсационалистской
«
(англ.)
(
» (1909). В XX веке подобные взгляды, кроме самого Скоуфилда, разделяли и пропагандировали богословы
(англ.)
(
,
(англ.)
(
,
Кларенс Ларкин
,
Артур Пинк
, американский телепроповедник-евангелист
Джимми Сваггерт
.
(англ.)
(
. Группа взглядов, которые допускают существование и развитие жизни на протяжении миллионов лет, но утверждают, что Бог в ключевые моменты истории либо создаёт новые виды в дополнение к уже существующим, либо напрямую вмешивается в естественные процессы
мутаций
и
естественного отбора
, опять-таки порождая новые виды — таким образом творение происходит постепенно, в течение миллионов лет.
Шесть дней
творения воспринимаются метафорически, как соответствующие геологическим эпохам. Классическим примером креационизма постепенного творения является
катастрофическая теория
Жоржа Кювье
, утверждавшего, что Бог неоднократно создавал новые виды на замену уничтоженным катастрофами. Взгляды о постепенном творении в
XIX веке
в том или ином виде отстаивали
Уильям Баклэнд
,
Альсид д’Орбиньи
,
(англ.)
(
. В
XX веке
проводником идей постепенного творения являлось
(англ.)
(
, одному из членов которого, богослову
(англ.)
(
, принадлежит программная статья «Христианский взгляд на науку и Писание» (1954). В настоящее время концепцию постепенного творения защищают астрофизик-креационист
(англ.)
(
, турецкий публицист
Аднан Октар
и другие.