Сергеев, Юрий Анатольевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Юрий Васильевич Сергеев (2 октября 1948, станица Скуришенская , Кумылженский район , Сталинградская область , РСФСР , СССР — 18 февраля 2021, Москва , Россия ) — советский и российский писатель , заслуженный геолог-буровик. Член Союза писателей СССР , затем член Правления Союза писателей России . Развивал идеи русского неоязычества , в том числе идею « арийского » происхождения славян .
Родился в семье колхозного пчеловода и учительницы. Уже в школьные годы начал писать стихи. В 1964—1968 годах учился в Новочеркасске ( Ростовская область ): окончил Новочеркасский геолого-разведочный техникум , учился в литературной группе НПИ, художественной студии. Служил в Советской армии; именно в армии начал писать прозу. В начале 1970-х годов занимался геологоразведкой в Волгоградской области, работал буровым мастером в Якутии. Был главным инженером крупных геологоразведочных партий, три года добывал золото, будучи начальником старательного участка артели «Прогресс» на Алдане , где собрал богатейший материал для будущих книг.
Свою первую награду — орден « Знак Почёта » получил в возрасте 23 лет — за рекордное увеличение производительности труда на буровых установках приисков Якутии. Следующие награды в геологоразведке чередовались уже с наградами за писательский труд.
В 1977 году в журнале «Полярная звезда» вышел первый рассказ Сергеева «Двое». Первая книга «Королевская охота» принесла ему звание лауреата премии ЦК ВЛКСМ «За лучшую первую книгу столицы». Вторая — «Самородок» — была отмечена премией ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ как «лучшая книга о рабочем классе».
К приёму в Союз писателей СССР был рекомендован Совещанием молодых писателей, проходившим в 1979 году в Москве, после обсуждения рукописи повести «Королевская охота». Это был беспрецедентный случай в истории Союза писателей, так как по существовавшим правилам вступление в Союз было возможно лишь после издания не менее двух книг. В 1987 году окончил Высшие литературные курсы.
В начале 1990-х годов был активистом Русского национального собора . С 1994 года был членом Правления Союза писателей России, получил звание «Заслуженный работник культуры Республики Якутия-Саха» (1995). Избирался депутатом райсовета в Якутии. Участвовал в мероприятиях, посвящённых русской и казачьей, традиционной культуре, искусству, творчеству, сам был организатором многих из них. В последние годы активно занимался воспитанием молодежи, был основателем спортивного лагеря на Хопре «Золотой щит — Казачий Спас».
С 1990-х годов был членом Думы Русского национального собора .
Скончался в московской больнице на 73-м году жизни после продолжительной болезни.
С 1998 года Кумылженская районная библиотека носит имя Юрия Сергеева .
Автор развивал идеи русского неоязычества , в том числе о происхождении русских от «древних ариев » («арийцев»). Многие идеи Сергеева близки к идеям другого неоязыческого писателя Сергея Алексеева .
В романе «Становой хребет» (1987) Сергеев отождествляет православных староверов с язычниками и в соответствии с неоязыческими идеями объявляет христианство «рабской религией», погубившей «истинные верования вольнолюбивых россов». Он считал, что в глубинах России, в Сибири, ещё сохраняются скиты с «берестяными грамотами» («дощечками») или «пергаментными свитками», рассказывающими о Прави и Яви , Перуне и Свароге . Сергеев писал, что «бесценные древние рукописи» следует скрывать от учёных, которые якобы действовали по указке НКВД и стремились к полному уничтожению оставшихся древних рукописей. Сергеев выводил казаков от «пращуров-арийцев» и приписывал им победы над войском персидского царя Дария .
Сергеев выдвинул предложение издать текст « Велесовой книги » в СССР, что вызвало публичную дискуссию об этом тексте осенью — зимой 1987—1988 годов на страницах еженедельника « Книжное обозрение » . В 1980-е годы Сергеев выступал против тяжелого рока , считая его «наркотиком для молодежи», распространение которого, по утверждению писателя, финансировалось Орденом иллюминатов .
В 1991—1992 годах «Велесова книга» популяризировалась ориентированной на военных газетой «Истоки», главным редактором которой был Сергеев .
Разделяя неоязыческие идеи, Сергеев одновременно гордился православным воспитанием, полученным в детстве от бабушки . С 1990-х годов называл себя защитником русского православия от «провокаторов» и « масонов » .
Книга «Княжий остров» (1995) в целом посвящена событиям Великой Отечественной войны, но военные сюжеты предстают фоном основной — «арийской» темы. Автор пишет о величии дохристианской Руси, языческой мудрости, «арийских» предках и их северной прародине. Утверждается, что Гитлер злонамеренно извратил светлые «арийские» традиции и символы. Причина мировой войны якобы заключалась в борьбе за древние книги, которые стремились сжечь посланцы Зла. Само обнаружение языческих книг, имеющих мистические свойства, способно кардинально изменить мир. Автор пишет, что в индийских Ведах «зашифрована вся цивилизация человечества, все прошлое и будущее, планетарный разум». Главной священной книгой он называет «Влесову книгу», которую называет «Блеск-Книга», и активно использует её сюжеты. Так, в соответствии с ней он пишет, что древние русичи не практиковали человеческих жертвоприношений. Тот, кто это оспаривает, по его словам — «дурак и невежда, норманист и последователь злобного Шлёцера , старавшегося извратить нашу историю». Сергеев пишет, что древние славяне верили в единого Русского Бога, и задолго до христианства в числе их символов имелись Троица и крест. Православное мышление автор относит к числу давних традиций в дохристианской Руси, что, по его мнению, способствовало лёгкому усвоению христианства «русичами»; «православие в нашем нынешнем понимании имеет на нашей Земле историю более семи тысяч лет, столько же лет нашим пещерным церквам и каменным». Утверждается, что Иисус учился у славянских волхвов ; пророк Моисей происходил из славянского рода. Евреев Сергеев именовал эвфемизмом «зиады» (от « жиды »). Они, как пишет Сергеев, совершили ритуальное убийство Иисуса и поныне оскверняют православные храмы и жаждут славянской крови . Не имея собственного творческого начала, они используют в искаженной форме древнеславянскими языческими достижениями, включая письменность, идею «храма Яви» ( Иерусалимский храм ) на «Сиян-горе» ( Сионе ), различные символы — звезда и крест и др. Эти идеи были заимствованы из книги « Десионизация » одного из основателей русского неоязычества Валерия Емельянова . Атрибутируя «русичам» исконный монотеизм, Сергеев писал, что иудеи, напротив, всегда были и остаются язычниками. В рамках хазарского мифа он писал, что иудеев в настоящее время нет, за них выдаются потомки разбитых и рассеянных князем Святославом хазар, сохранившие свою вероломную сущность и борющиеся с христианством и стремящиеся к мировому господству. «Истинная русская история», согласно Сергееву, намеренно скрывается от народа некими злоумышленниками. Познание «истинной истории» должно разбудить «спящую Русь» .
В 1980-е годы Сергеев запомнился своими постоянными поисками «врагов»: литературный критик С. И. Чупринин (1987) отмечал его агрессивную позицию, характеризовавшуюся стремлением отделить «наших» от «ненаших» и лишить последних доступа к печати, в чём Сергеев был солидарен с писателем Сергеем Алексеевым .
Историк Владлен Сироткин охарактеризовал исторический роман Сергеева «Берегиня» (1992) как « развестистую клюкву » .
Историк М. Я. Геллер охарактеризовал роман Сергеева «Наследница» (1993) как «казачью утопию». Книга, по его мнению, проводит идею, выраженную в афоризме Сталина «Чужой земли мы не хотим, но и своей земли ни одной пяди не отдадим» .
Историк В. А. Шнирельман писал, что ещё до середины 1990-х годов Сергеев был одним из немногих авторов, которые излагали « арийскую » идею без купюр, не прибегая к эвфемизмам, рискуя быть обвинёнными в антисемитизме и расизме .
По мнению автора псевдонаучных теорий в области древнерусской истории и лингвистики В. А. Чудинова , всё творчество Сергеева наполнено духом русского патриотизма .