Interested Article - Белов, Александр Константинович

Александр Константинович Белов ( волхв Селидор ; род. 29 марта 1957 , Москва ) — писатель, один из идеологов славянского неоязычества , создатель наиболее известной славянской неоязыческой боевой практики славяно-горицкая борьба и связанного с ней направления славянского неоязыческого учения. Член Московской организации Союза писателей России .

Распространение школы ратоборства Белова в России было фактическим распространением и неоязычества, благодаря чему оно стало фактом общественно-религиозной жизни страны . Идеи Белова оказали существенное влиянию на формирование славянского неоязыческого сознания .

Биография

В 1970-х годах Белов занимался в секции каратэ , в 1982 году получил чёрный пояс . В этом же году он окончил библиотечно-библиографический факультет Московского государственного института культуры , по специальности — филолог . В 1986 году — факультет психологии МГУ . В 1970-х — 1980-х годов работал в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы , позднее — в Институте патентной информации и в отделе научно-технической информации Проект НИИ «Спецхиммаш». По его словам, в те годы он познакомился с известным психиатром Н. П. Бехтеревой , которая обучила его некоторым «нетрадиционным подходам к пониманию психики человека» .

Белов создал систему славяно-горицкой борьбы с помощью этнографа Б. В. Горбунова, специалиста по обрядовой народной борьбе, снабжавшего его сведениями о сохранившихся обычаях. Первые публикации об этой системе появились в 1985—1986 годах в журнале «Клуб». В то же время Белов организовал национальный клуб древнерусских ратоборств, который до середины 1990-х годов являлся единственным центром славяно-горицкой борьбы .

В 1989 году Клуб славяно-горицкой борьбы Белова совместно с Валерия Емельянова сформировал « Московскую языческую общину », первую неоязыческую общину в Москве. В 1989–1990 годах Белов входил в «Память» Емельянова. В 1990 году Белов исключил Емельянова и его сторонников, включая Алексея Добровольского (Доброслава) , из своей «Московской языческой общины» за политический радикализм. Руководимая Беловым община, взяла имя « Московская славянская языческая община » (МСЯО), заявила о своей аполитичности и ориентированности лишь на «древнюю славянскую духовность» и отмежёвывалась от фашизма . В ней был принят запрет на членство в политических партиях, однако Белов в 1994 году вошёл в политсовет партии «Русский стиль», созданной при концерне «Гермес», и стал членом редколлегии одноимённого журнала. Также он писал повести и романы, являясь членом Московской организации Союза писателей России . Был главным редактором журнала «Кулачный боец» .

«Московская языческая община» под руководством Белова выпускала журнал «Сокол». Изначально в общине наметился раскол, который отражал борьбу между двумя тенденциями во всём неоязыческом движении, более умеренными и более националистически настроенными .

В начале 1990-х годов Белов создал «Орден берсерков», затем преобразовал свой борцовский клуб в Национальный клуб древнерусских ратиборств («Община триверов-сварожичей»). В 1997 году он был зарегистрирован в Управлении юстиции Москвы как «Русское воинское сословие». Эта организация выпускала газету «Народная воля» . В 1995 году Белов выходит из МСЯО .

В 1990-х годах в ряде городов России при участии Белова была создана Федерация славяно-горицкой борьбы, включающая не менее 50 секций для возрождения «русского воинского сословия». Религиозной основой движения стал культ Перуна , бога воинов. В те годы Белов стал одним из самых влиятельных лидеров неоязычников .

В 1996 году Белов издал книгу «Молот Радогоры» в виде манифеста, направленного на сплочение воинского сословия, которое, по его мысли, должно было подчинить себе власть в стране .

Согласно опросам, к 1996 году славяно-горицкой борьбой занимались около 40 тысяч человек , но далеко не все из них были неоязычниками. В 1997—1998 годах Белов осуществил раскол движения, основав Всемирную лигу славяно-горицкой борьбы, сузив круг её участников, по его словам, до 200 человек . Остальные участники движения образовали большое число автономных групп. Сам Белов руководил московским Клубом «Сварог» (Центральная школа Федерации славяно-горицкой борьбы) .

В Клуб славяно-горицкой борьбы и Совет координаторов «Московской славянской языческой общины» входил Владимир Авдеев , который с конца 1990-х годов развивал собственное учение «расология» (о превосходстве «нордической расы» над другими) .

Связи с Беловым поддерживал создатель неоязыческого учения инглиизм Александр Хиневич .

Взгляды

В начале 1980-х годов начал заниматься магией и стал разделять представления о реинкарнации . Своими предками называет варягов , понимая последних в качестве балтийских славян . Также, по его мнению, происходит от рыцарей Ливонского ордена , сражавшихся на Чудском озере. Заявлял, что посвящён в рыцари потомком польского короля .

В ряде книг Белов касается тем «идеологии варваров», национального самосознания и пантеистического мировоззрения. Он разделяет идею жесткой связи между культурой, языком, темпераментом и расой . Белов писал, что славянам нужна «религия господ», которых он пытался формировать в своих секциях. По его мнению, в славяно-русском мире особым почитанием пользовались воины-ниспровергатели. Суть язычества он видит в активном действии, далеком от «морализации» и «книжной мудрости» .

В своих книгах Белов писал об « арийцах », «ариях», пришедших с Северного полюса, которые обладали высокими знаниями задолго до возникновения иудаизма и христианства. Последние завладели этими знаниями, украли их у «арийцев». Белов осуждает христианство, исказившее или погубившее «древнее арийское наследие» . Отождествлял «русов» с различными народами, в том числе с этрусками . По его мнению, все они выросли из мощного праславянского суперэтноса, причём русь он считал более ранним образованием, чем славяне .

Белов считает, что необходимо создание иерархического, корпоративного и милитаризованного общества , хотя по его утверждениям, он пытается дистанцироваться от фашизма. Он предлагает сословное устройство общества и «природосообразный» принцип организации российского государства — «милитариат», воинство. Пытаясь реконструировать из имеющихся фольклорных, археологических, этнокультурных исследований и собственных идей «славянское языческое мировоззрение», Белов ставит своей целью воспитание воинства как носителя новой традиции, с целью не революционного, а постепенного изменения политического устройства России. Он утверждает, что государство должно управляться особой кастой воинов, милитариев, которым не свойственно обогащение за счёт народа. Он допускает использование всеми восточнославянскими народами « знака Святослава », ставшего государственным символом Украины .

Издал «Календарь наиболее почитаемых собственно славянских праздников» в 1998 году .

Рассказы Белова «Аркона», «Гривна Святовита», а также другие его произведения, отражающие представления о славянской мифологии, по выражению А. А. Бескова , наполнены героикой битв, воинского долга и чести .

Славяно-горицкая борьба

Белов является автором славяно-горицкой борьбы (в переводе на английский — Gorits Fightin g ), получившей своё название от ритуальных поединков во время тризны на сопке, кургане . «Горицей» он называет сам курган . Борьба сочетает славянский стиль рукопашного боя с элементами английского кэтча , приёмов восточных единоборств и др. На основе этнографических экспедиций Белова и отзывов на его публикации он выработал главный принцип борьбы — активное передвижение одновременно с активным использованием коленных и локтевых суставов . Имеется несколько основных разновидностей стилей славяно-горицкой борьбы: Влесова боротьба (Велесова борьба), своеобразный аналог греко-римской борьбы ; стеношная борьба (стенка-на-стенку); охотницкий бой — активное передвижение вокруг противника, атака наскоком; подсайдашный бой — с использованием холодного оружия . К 2010-м годах включает как ударную, так и борцовскую технику-«позем», ножевой и огнестрельный бой .

В 2015 году была зарегистрирована Ассоциация бойцов славяно-горицкой борьбы, религиозная составляющая которой проявляется в культе Перуна , рассматриваемого как бог воинов и громовержец, а также в культе воинских тотемов. Обрядность существенно упрощена, поскольку упрощённая обрядовая составляющая, как утверждается, была в походах древнерусских дружинников. В узком кругу Беловым практикуется «внутренний» энергетический стиль борьбы с использованием народной магии. По состоянию на 2016 год отделения Ассоциации бойцов славяно-горицкой борьбы и независимые клубы этого направления действовали во многих городах и сельских населённых пунктах России, а также в Белоруссии, на Украине, в Болгарии, а в качестве спорта (штурмового боя) и в других странах .

Влияние

Круги, близкие к Белову, формировали первые славянские неоязыческие общины в российской провинции. Распространение школы ратоборства в России было фактическим распространением и неоязычества, благодаря чему оно стало фактом общественно-религиозной жизни страны. Многие, заинтересовавшиеся новым видом боевых искусств, постепенно переходили в неоязычество . По охвату территории и численности последователи славяно-горицкой борьбы составляют крупную группу неоязычников .

По оценке религиоведа A. B. Гайдукова , книга «Славяно-горицкая борьба» Белова занимает второе место после « Велесовой книги » по влиянию на формирование славянского неоязыческого сознания в конце 1990-х годов .

Славяно-горицкая борьба привлекает радикально настроенных последователей , в том числе неоязычников-фашистов .

Влияние Белова испытал писатель-фантаст Василий Головачёв , положительными героями которого выступают волхвы, являющиеся бывшими сотрудниками спецназа ГРУ и органов безопасности, а его любимым героем оказывается мастер боевых искусств, который обладает паранормальными способностями и в одиночку выступает против инфернальных сил из параллельной реальности . Такая направленность появилась у писателя в первой половине 1990-х годов в рамках его увлечения «русским боем» спортивного движения «Радогора», созданного Беловым . В одном из произведений Головачёва говорится о боевых приёмах, которыми владел легендарный славянский богатырь Радогор. Комплекс боевых приёмов назван «Сечей Радогора», что отсылает к спортивному движению Белова .

Некоторые публикации

  • Притяжение чести // Русский вестник . 1991. № 2. С. 7.
  • Русская здрава // Русский вестник. 1991. № 3. С. 15.
  • Притяжение чести (продолжение) // Русский вестник. 1991. № 4. С. 10.
  • Станьте частью окружающего вас мира // Наука и религия . 1992. № 6—7. С. 48—49.
  • Поклонение Перуну // Наука и религия. 1992. № 11. С. 16—17.
  • Современное славянское язычество : пути национального возрождения // П. В. Тулаев (ред.). Россия и Европа – опыт соборного анализа. М. : Наследие, 1992. С. 385—392
  • Славяно-горицкая борьба. Ч. 1: Изначалие. — М. : ОНИЦ «Здоровье народа», 1992. — 135 с. — (Тайны воинских искусств). — ISBN 5-88531-003-3 .
  • Славяно-горицкая борьба. Ч. 2: Искусство атаки. — М. : ОНИЦ «Здоровье народа», 1994. — (Тайны воинских искусств). — ISBN 5-88531-014-9 .
  • Триглав // Атака. 1995. № 72: С. 31—33.
  • Молот Радогоры. 1996.
  • Великий поход : арийская мифология. М.: Современный писатель, 2000.
  • Искусство партизанской войны. М. : ФАИР-Пресс, 2003.
  • Удар из ниоткуда : азбука боевой магии. М.: Русская панорама, 2007.
  • Русь арийская. Наследие предков. Забытые боги славян. — М. : Амрита, 2014. — ISBN 978-5-00053-130-3

Примечания

  1. .
  2. .
  3. , с. 108.
  4. .
  5. , с. 170—171.
  6. , гл. 4.5. Славянская народная религия (родноверие).
  7. .
  8. , том 1, с. 405—406.
  9. , с. 13.
  10. , том 1, с. 253—261.
  11. , том 1, с. 254—256.
  12. , том 1, с. 254.
  13. , том 1, с. 255.

Литература

Источник —

Same as Белов, Александр Константинович