Interested Article - Славянское неоязычество в Белоруссии

Славянское неоязычество ( родноверие ) имеет распространение в Белоруссии ( белор. родная вера, роднавер’е ).

История

Большая часть белорусов в постсоветский период обратились к христианским деноминациям, но часть населения перешла к нетрадиционным религиозным течениям либо к неязыческим верованиям .

С начала 1990-х годов в систему государственных праздников вводятся имеющие языческое происхождение Дни памяти, или Дзяды . Учреждения культуры вместе с краеведами, этнографами реконструировали, создавали и вводили сценарии народных праздников, таких как «Гуканне вясны», «Купалле», «Дажынкi». Эти и другие мероприятия оказали влияние на мировоззрение части населения страны. При этом не создавались организации для отправления культа и считалось, что древние традиции живы и их нужно лишь осознать. На научных конференциях начала 1990-х года освещались, в частности, вопросы существования на белорусских землях дохристианский период рунической письменности , пережитков язычества в культуре, реконструкции языческой обрядности белорусов на основе фольклора, сравнительного индоевропейского материала. Эти работы были осмыслены в изданиях молодых исследователей, которые организовали творческую лабораторию Центр этнокосмологии «Крыўя» .

Сторонники национальной самобытности заняты поиском своеобразия белорусской традиции, тогда как последователи идеи интеграции славян ориентированы на формулирование единой системы космологии всех славян. И те, и другие стремятся реализовать свои идеи в языческих практиках, объединяя приверженцев вокруг своих представлений. С конца 1996 году в белорусскоязычном популярном журнале «Роднае слова» выпускался цикл серьёзных публикаций, посвящённых язычеству. Вступительная статья И. Ждановича обозначила ценность знания язычества для белорусов, необходимого в той же мере, как знание античной культуры и мифологии для понимания европейской цивилизации .

В Белоруссии действуют родноверские группы , хотя движение в стране возникло в 1990-е годы, значительно позднее, чем на Украине и в России .

Особенности

Неоязычество в Белорусси имеет характер преимущественно социальных и духовных поисков и часто связано с политическими движениями . Неоязыческое движение децентрализовано и представлено разнообразными группами и организациями, от объединений романтиков-интеллектуалов, популяризирующих неоязычество в СМИ, до сплочённых сильно политизированных общин и групп экстремистской направленности. Отдельные концепции носят расистский и ультранационалистический характер .

Неоязычество в Белоруссии стремится обосновать свою автохтонность, апеллируя к традициям . Оно представлено «белорусским» направлением, в рамках которого делается акцент на белорусской национальной самобытности и независимости, и «русским» направлением, выступающим за славянское единство, но включающим русский национализм , обычно радикальной направленности. Неоязычники в Белоруссии могут выступать антагонистами: одни рассматривают себя частью «русского пространства», а другие признают белорусов отдельным славянским народом . Родноверие популярно среди некоторых интеллектуалов пророссийских культурных фракций (например, Владимир Сацевич) . Некоторые белорусы, наоборот, рассматриваются язычество как средство противостояния экспансии России и Русской православной церкви , которые они считают чуждыми. Рост популярности неоязычества порождает беспокойство представителей православной церкви .

Сторонники направления, связанного с национальной идеей, объединены в культурно-исторические клубы и группы и стремятся к созданию мировоззренческой теории, способной объединить результаты научных исследований для обоснования самобытности белорусской культуры. Они выступают против кровавых жертвоприношений и любого насилия над человеком и природой. Языческое посвящение, по их мнению, может быть получено только при условии личного контакта с исконным носителем традиции. Утверждается, что простые магические техники и представления присутствуют даже в городских белорусских семьях. Последователями этого направления нагромождения валунов в Витебской области интерпретируются в качестве древнейшей обсерватории возрастом до нескольких тысячелетий, созданной для определения времени проведения языческих праздников солярных и лунарных культов. Мистически настроенные круги считают, что Белорусское Полесье — прародина славян, где уже в древневавилонскую эпоху существовала цивилизация .

Направление неоязыческой мысли, связанное с идеей синтеза общеславянской космологии, опирается на псевдонаучные идеи российских неоязыческих авторов , в частности, Владимира Данилова и Александра Асова , а также неоязыческого автора В. Разумова. Эти авторы привлекли часть интеллигенции, преимущественно технической. Созданная система мировоззрения включает идеи психотехник и методов воздействия на личность, а также иерархической структуры, основанной на степенях посвящения, наиболее подходящей моделью для чего стали клубы «славянских боевых искусств». На базе таких военно-спортивных организаций идея изучения славянского духовного наследия славян может трансформироваться в идеи национального превосходства .

В рамках неоязычества предпринимаются попытки создать новую белорусскую идентичность на основе белорусского неоязычества и представлений о литвинах , кривичах , ятвягах и др. Сторонники альтернативных белорусских идентичностей опираются на псевдонаучную идею, что белорусы являются не славянами, а славянизированными балтами . В частности, утверждается, что существенное духовное влияние на предков белорусов оказывало общебалтское культурное и религиозное пространство, имеющее своим центром прусскую Ромуву ; современную Белоруссию связывает с древними Пруссией не только схоже культурное и этническое происхождение, но и общая языческая религия, которую возглавлял первосвященник Криве-Кривайтис . Восприятие неоязычества в качестве национальной белорусской религии опирается на идею, что ментальность белорусов сложилась в дохристианскую эпоху. По мнению политолога О. Кравцова, основной национальной религией Белоруссии должна быть «Друва» — воссозданная дохристианская культурно-религиозная традиция. Предполагается, что организаторами новой идентичности выступят жрецы «крывайты». Белоруссия названа страной будущего « белой расы » .

« Коловрат » на празднике Купалье в Белоруссии, 2019

Религиоведы Р. В. Шиженский и О. С. Тютина отмечают, что количество почитаемых богов у адептов славянского неоязыческого движения в России и Белоруссии колеблется от 15 до 29 ( Велес , Перун и др.), в число которых входят и божества неславянского происхождения, например — Один . Центральное место во многих направлениях белорусского родноверия занимает поклонение Святогору .

Белорусским неоязычниками отмечается масленица , когда пекутся на открытом воздухе блины, проходят гулянья, совершается обряд «зова весны», когда молодёжь поёт песни и сжигает соломенное языческого божества Морены , символически изгоняя зиму. Празднуется Купалье — в ночь с 6 на 7 июня в полях жгут костры, прыгают через костёр и водят хороводы вокруг горящего колеса, символизирующего солнце. В праздновании этих и других традиционных праздников принимают участие и представители христианских конфессий, которые, однако, не придают этому сакрального значения. Напротив, для белорусских неоязычников такие обряды и празднества сакрализуются. Представители неоязычества проводят и другие ритуалы, например, Волколачество, или символическое обращение в зверя, которое совершается для того, чтобы дух животного, обычно волка или медведя, проник в сердце для придания человеку силы .

Демография

Историк и этнолог В. А. Шнирельман выделяет в мировом неоязычестве два потока — умозрительное неоязычество, распространённое среди городской интеллигенции, потерявшей всякую связь с традицией и подлинно народной культурой, и возрождение народной религии в селе, где нередко можно проследить непрерывную линию преемственности, идущую из прошлого. По его мнению «первое, безусловно, господствует у русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей и армян, где можно смело говорить об „изобретении традиции“» .

Неоязыческие общины действуют в ряде белорусских городов, но масштабы этого движения оценить сложно , поскольку общины часто не зарегистрированы или регистрируются в качестве общественных объединений . Белорусский культуролог Зоя Шумко считает, что число неоязычников в Белоруссии может достигать нескольких тысяч человек . По данным В. А. Мартиновича (2015), неоязыческие организации составляют 1,7 % от всех неокультов страны .

Организации

Часть групп выступают в качестве светских организаций, в явной форме не связанных с религиозной практикой, а основная их активность проходит в рамках политических или общественных акций . Основная масса неоязычников действует в «полулегальном» формате, подавая свои мероприятия в качестве фестивалей «народной культуры». В ряде случаев они получают содействие муниципальных органов в проведении этих фестивалей. Также они могут предпочитать вовсе не вступать в связи с государством .

Наиболее заметными организациями неоязычников Белорусии названы ориентирующаяся на «балтскую традицию» «Radzimas» и на «славянскую» — «Наследие. Содружество родовичей», ни одна из которых на (по состоянию на 2019 год) не получила официальной регистрации . Действует Центр этнокосмологии «Крыўя» ( белор. Цэнтр Этнакасмалогіі «Крыўя» ) Сергея Санько. Фактически отделением белорусского Центра «Крыўя» является Тверское этнокультурное объединение «Твержа» — славянское неоязыческое объединение, созданное в Твери в 2010 году и находящееся в оппозиции к движению русских родноверов, поскольку объединение ориентируется на идеи возрождения сугубо «балто-кривичских традиций» .

А. В. Гурко писал, что идеи российского неоязыческого автора Владимира Данилова оказали влияние на общество единства духовных культур «Возрождение», зарегистрированное в Минюсте Беларуси как организация, ставящая целью «объединение усилий отдельных граждан, трудовых коллективов, общественных, государственных и иных организаций, направленных на взаимодействие восточных и западных, древних и современных культур…». Руководителем «Возрождения» является бывший кришнаит , представитель международного общества ведической культуры, «Славянского круга», «венед» Олег Макаев .

В качестве общественных организаций зарегистрированы Общество возрождения культуры древних славян «Славянин» и молодежный центр славянской культуры «РУС», которые основываются на неоязыческой идеологии, В. Разумовым в книге «Аулихастр. Неофитальная и звездная лоция или Путь разума» (Минск, 1995). Участники культовых действий, называемые «космические братья», утверждают, что способны прожить до 500 лет и избежать гибели в период катаклизмов, которые ожидают планету. Теоретической базой служит расовая оккультно-мистическая теория создания « богочеловека шестой корневой расы », близкая к нацистской, а методы воздействия на последователей используют изменённые формы сознания. По этим причинам эксперты Госкомитета по делам религий и национальностей признали эти две организации деструктивными .

В качестве славянского культурно-спортивного общества «Коловрат», имеющего регистрацию в официальных структурах, предположительно действует отделение РНЕ .

Попытки синтеза неоязычества и христианства предприняты в рамках преподаваемой в Белорусском государственном педагогическом университете «Традыцыйнай беларускай барацьбы», автор которой, в прошлом — тренер вьетнамских боевых искусств Геннадий Адамович, дал белорусские названия и понятия техническим действиям и магическим практикам синкретического характера, сочетающим восточную традицию с западными оккультными техниками. Адамович имеет ряд последователей, является руководителем нескольких клубов, организатором летних лагерей, проводит «ристалища» . По состоянию на 2016 год Школа «Традиции здоровья славян» Адамовича входила в созданное в России неоязыческое объединение « Круг языческой традиции » .

По состоянию на 2016 год на Украине действовал ряд российских славянских неоязыческих организаций, их отделений или общин, включая славяно-горицкую борьбу , петербургское объединение « Схорон еж словен », ССО СРВ , « Велесов круг » .

«Славянский патриотический блок», белорусское отделение российской неоязыческой организации « Схорон еж словен » участвует в распространении среди скинхедов Белоруссии идей русского национализма и стремится сделать скинхедов своими новыми сторонниками. Для этих целей в 2004 году под Минском «Славянским патриотическим блоком» был организовыван RAC -концерт. Скинхедов регулярно приглашают на проводимые данной общиной неоязыческие праздники, включая Купалу, Коляду, весенний и осенний солнцеворот .

Примечания

  1. , с. 8—9.
  2. , с. 69—71.
  3. , с. 72.
  4. , pp. 326—327.
  5. , p. 202.
  6. , с. 78.
  7. , с. 64.
  8. , с. 65.
  9. , p. 27.
  10. , с. 73—74, 78.
  11. , с. 74—75, 78.
  12. , с. 66—68.
  13. .
  14. , с. 168.
  15. , passim .
  16. , гл. 4.5. Славянская народная религия (родноверие).
  17. , с. 74.
  18. , с. 75.
  19. , с. 73.
  20. , с. 22.

Литература

  • Гагуа Р. Б. // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы : материалы III Международно научно-практической конференции, Пинск, 23—25 апреля 2009 г.: в 2 ч. / Полесский государственный университет ; редкол. : К. К. Шебеко (гл. ред.) [и др.]. — Пинск: ПолесГУ, 2009. — С. 8—9 .
  • Гронский А. Д. // Colloquium heptaplomeres : научный альманах / Научно-исследовательской лаборатория «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы». Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина . — Н. Новгород : НГПУ , 2015. — № 2 . — С. 64—69 . — ISSN .
  • Гурко А. В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция, последователи. — Минск: Издательство (белор.) , 2006. — 274 с. — ISBN 985-490-205-6 .
  • Ластовский А. Л. // Палітычная сфера. — Мн. : Институт политических исследований «Политическая сфера», 2008. — № 10 . — С. 17—25 . — ISSN .
  • Мартинович В. А. / предисл. Л. И. Григорьевой . — Минск: Минская духовная академия , 2015. — Т. 1. — (Монографии Минской духовной акаде-мии). — ISBN 978-985-7028-11-5 .
  • / Сост. сб. В. А. Шнирельман . — М. : Библейско-богословский институт святого апостола Андрея , 2001. — 177 с. — ISBN 5-89647-050-9 .
  • Попов И. Н. // . — 2016а.
  • Шиженский Р. В. , Тютина О. С. // Colloquium heptaplomeres : науч. альманах / сост. А. А. Бесков , Р. В. Шиженский . — Н. Новгород : НГПУ имени Козьмы Минина , 2014. — Вып. 1: Язычество в XX—XXI веках — российский и европейский контекст . — С. 86—95 .
  • Gaidukov A. The Russian-Language Internet and Rodnoverie // Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe (англ.) / K. Aitamurto & S. Simpson (eds.). — Durham: Acumen, 2013. — P. 315—332. — x+358 p. — (Studies in Contemporary and Historical Paganism). — ISBN 978-1-84465-662-2 .
  • Lastoŭski, Aliaksiej (2011). (PDF) . Belarusian Political Scene Review . Institute of Political Studies "Political Sphere", Vytautas Magnus University . 1 . (PDF) из оригинала 15 апреля 2019 . {{ cite journal }} : templatestyles stripmarker в |author= на позиции 1 ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) ( ссылка )
  • Shnirelman V. A. (англ.) // (англ.) . — 2002. — Vol. 17. — P. 197—211. — doi : .
  • Скрыльников Павел. . Intersection. 20.07.2016 (2016). 7 июля 2017 года.
Источник —

Same as Славянское неоязычество в Белоруссии