Славянское неоязычество
- 1 year ago
- 0
- 0
Славянское неоязычество ( родноверие ) в Польше ( польск. słowiańskie neopogaństwo, rodzimowierstwo, rodzima wiara ) возникло уже в начале XX века . Превосходит по численности другие неоязыческие движения .
В 1818 году польско-российский этнограф Зориан Доленга-Ходаковский (псевдоним Адама Чарноцкого) в работе «О славянщине до христианства» ( польск. O Sławiańszczyźnie przed chrześcijaństwem ) объявил себя «язычником», выступил за возрождение язычества и ошибочность христианизации славян . Он заявил, что Польша «должна вернуться к родной вере». На основании этого он признан предшественником родноверия в Польше . Польский философ Бронислав Трентовский в книге «Славянская вера, или Этика, управляющая Вселенной» ( Wiara słowiańska, czyli etyka piastująca wszechświat ) (1848) писал, что славянские боги — манифестации единого, в том числе христианского, бога и видел в дохристианской религии славян верный путь к пониманию божественного творца, утверждая, что христианство не смогло этого сделать . Другим предшественником был Ян Сас-Зубжицкий (1860—1935), разработавший доктрину «Богопознания» («Bogoznawstwo») . Это романтическое «повторное открытие» и оценка местной дохристианской религии подготовило почву для возникновения родноверия в дальнейшем .
Как движение родноверие начало оформляться в Польше среди поляков и украинцев в 1920—1930-х годах. В 1921 году создал « », хотя нет никаких доказательств, что они проводили регулярные встречи в ранний период существования . В 1934 году возникла Демиурга . В 1937 году Ян Стахнюк (псевдоним — Стоигнев), автор книги «Славянский миф», организовал вокруг своего варшавского журнала «Община» ( «Zadruga» ) одноимённое движение « » (термин задруга означает южнославянскую племенную единицу ). Развивая идеи Доленги-Ходаковского, Стахнюк в своей работе критиковал католицизм в Польше, утверждая, что он оказал негативное влияние на национальный характер страны . Стахнюк не сформировал из своих идей религию, и те, кто разделял его взгляды, оставались «очень свободной и разнообразной интеллектуальной кликой» . Польская популярная пресса назвала его неоязычником, термином, которым он стал именовать себя позднее сам . В стороне от каких-либо движений находился польский военный лётчик , в то же 1937 году издавший книгу «Поклоняющиеся Дажбогу Сварожичу» («Czciciele Dadźbóg Swarożyca»), в которой он изложил свое видение возрождения дохристианской славянской религии .
Во время Второй мировой войны родновер Стефан Потшуский возглавлял подразделение Крестьянских батальонов , сражавшихся с немецкими оккупантами Польши . Его подразделение имело храм бога Святовита на секретной лесной базе и проводило групповые обряды, в ходе которых сжигалось деревянное изображение божества с медовухой . Ян Стахнюк также боролся против нацистской оккупации во время Варшавского восстания . После окончания войны и установления в Польше просоветского режима Стахнюк и Колодзей были арестованы, что помешало созданию родноверческого сообщества .
В 1954 году в Лодзинском университете была создана студенческая группа Клан Аусран. Официально она была посвящена изучению индоевропейского общества, его члены исполняли гимны и молитвы .
Вроцлавское издательство «Toporzeł» переиздало произведения Стахнюка и его ученика Антония Вацика . Идеологию «Святого круга последователей Святовита» Владислава Колодзея продолжает « » ( «Rodzimy Kościół Polski» ), зарегистрированная в 1995 году, руководитель — .
В 1996 году » учредили организацию «Ассоциация родной веры» («Zrzeszenie Rodzimej Wiary»); в настоящее время — « » («Rodzima Wiara») ( Rodzima Wiara ) . Потшебовский написал докторскую диссертацию о довоенном движении «Задруга» .
и некоторые другие члены бывшей «Рэпер и музыкальный продюсер Донатан назвал себя приверженцем славянской родной веры . Он выпустил свой дебютный альбом Równonoc (английский: Equinox) в 2012 году и является продуктивны музыкальным продюсером в Польше; он спродюсировал песню « Мы славяне (My Słowianie) », которая представляла Польшу на конкурсе « Евровидение-2014 » .
В 2013 году Скотт Симпсон отметил, что родноверие остаётся «очень маленькой религией» в Польше, в которой в остальном доминирует католицизм . Он предположил, что было менее 900 регулярно активных членов четырех основных зарегистрированных организаций польского родноверия и примерно столько же приверженцев, принадлежащих к более мелким незарегистрированным группам .
В 2017 году он писал, что в стране, вероятно, действовало от 2000 до 2500 «активно вовлечённых и постоянных участников» . В 2020 году Конрад Кощник и Эльжбета Хорновска оценивали численность родноверов в Польше от 7000 до 10000 .
Симпсон отметил, что в стране приверженцы родноверия были «ещё относительно молоды» и наблюдается их частичное пересечение с сообществом исторических реконструкторов . Кощник и Хорновска отмечали, что, несмотря на молодость, польские родноверы были духовно зрелыми и присоединились к религии, поскольку она удовлетворяла их глубокие личные потребности . Они также писали, что мужчины составляют большую часть сообщества . В польском родноверском сообществе было отмечено некоторое присутствие анисемитских взглядов .
В Польше славянское неоязычество превосходит по численности другие неоязыческие движения, хотя оба направления представлены в Польском отделении
.