Interested Article - Псевдоруны

Оборотная сторона (англ.) , англосаксонской серебряной дисковой броши XI века с семью псевдорунами на серебряной полосе в центре

Псевдору́ны — символы, которые выглядят как германские руны , но не являются настоящими древними рунами. Термин в основном используется для резных символов эпиграфических надписей, предназначенных для имитации рун . Псевдоруны отличаются от (англ.) , которые представляют собой символы, используемые в качестве замены стандартных рун, но имеющие предполагаемое прочтение, в то время как псевдоруны не имеют лингвистического содержания .

Термин «псевдоруны» также использовался для рун, «изобретённых» после окончания периода рунической эпиграфики, которые использовались только в средневековых рукописях, но не в эпиграфике . Также термин применяется в отношении исторических шрифтов, внешне похожих на руны, и для современных вариантов латинского алфавита, стилизованных под рунический шрифт.

Псевдорунами могут называться заявленные в качестве рун современные имитации .

Эпиграфические имитации

Псевдорунами чаще всего называются эпиграфические надписи с использованием букв, которые имитируют внешний вид рун, но которые нельзя прочесть как руны . Они отличаются от зашифрованных или магических рунических надписей, состоящих из кажущейся случайной смеси рунических букв, которые современные учёные не могут расшифровать, но которые в принципе могут быть расшифрованы. Напротив, псевдорунические надписи состоят в основном из ложных букв (некоторые псевдоруны могут случайно показаться похожими или идентичными настоящим рунам), и в принципе не могут быть прочтены .

Было высказано предположение, что псевдорунические надписи были сделаны не специалистами-«мастерами рун», которые, как считается, вырезали традиционные рунические надписи, а ремесленниками, которые почти ничего не знали о рунах . По мнению археолога (англ.) , псевдоруны могли быть «предназначены для того, чтобы произвести впечатление на неграмотных как имеющие какое-то таинственное значение» .

Палеографические имитации

Термин «псевдоруна» также использовался историком (англ.) для обозначения рунических букв, которые встречаются только в рукописях и не засвидетельствованы ни в одной из сохранившихся рунических надписей. К таким рунам относятся cweorð ᛢ, stan ᛥ и ior ᛡ. Основной вариант формы руны gér идентичен ior ᛡ (при этом ᛄ является вторичным вариантом ger) . Возраст этих псевдорун совпадает с периодом рунических надписей, например, cweorth и stan встречаются в (англ.) IX века.

Руноподобные системы письма

Исторические древнетюркские и древневенгерские письмена, не связанные с рунами, но внешне схожие с ними, иногда называются псевдоруническими или «руноподобными» ( runiform ).

«Ариогерманские руны»

Круговое расположение « (англ.) », 18 псевдорун, созданных Гвидо фон Листом

К другому типу относятся псевдоруны, изобретённые в современный период, такие как неисторический «арманический футарк» (или арманические руны), созданные в 1902 году Гвидо фон Листом , последователем немецкого националистического движения фёлькише и основателем арманизма , и более поздними авторами в рамках арманизма (например, псевдоруны гибор , хагал, вендехорн ) .

Гвидо фон Лист утверждал, что германские народы, или « арийцы », имели письменность задолго до христианства. По его мнению, в рунах содержатся зашифрованный тайный смысл, открывавшийся только посвящённым. Нацистский теоретик Герман Вирт , сравнивая доисторические рисунки и орнаменты, видел в них следы первобытной письменности. Это, по его мнению, доказывало существование древнейшей «атланто-нордической культуры», созданной «атланто-нордической расой» и распространявшейся волнами из Арктики. В 1920-х годах оккультные идеи получили широкое распространение в Германии. Рудольф Йохан Горслебен, пропагандировавший «арийский» мистицизм и идею превосходства «арийцев» над другими расами, был приверженцем магии рун и считал их «проводниками тонких энергий». Одним из его помощников был будущий нацистский расовый теоретик Ханс Гюнтер .

«Славянские руны»

Сфальсифицированный Александром Сулакадзевым «рунический» « гимн Бояну » (публикация Гавриила Державина , журнал «Чтения в Беседе любителей русского слова», 1812 )

В массовой культуре существуют предположения о существовании письменности (вариант — «рунической») у древних славян до начала их христианизации и до создания глаголицы и кириллицы . Эпиграфического материала и литературных памятников этой письменности не найдено .

Данная тема является почвой для создания различных фальсификатов , написанных квазируническими символами, таких как « Боянов гимн », созданный собирателем древностей Александром Сулакадзевым или « Велесова книга », наиболее вероятным автором которой является эмигрант Юрий Миролюбов .

Тема «древней славянской письменности», в том числе «славянских рун», популярна в псевдоисторических ( фолк-хистори ) и псевдолингвистических сочинениях . Большое число надписей, как традиционно рассматривавшихся в ряду славянской докириллической письменности, так и других культур (тексты этрусков или Фестский диск ) неоднократно любительски «расшифровывались» как русские и славянские без опоры на научные данные .

Арийский миф получил распространение также в славянском неоязычестве (родноверии) , во многих направлениях которого славяне считаются наиболее близкими потомками «арийцев» («ариев») или отождествляются с ними. Эти «славяно-арии», по мнению неоязычников, были создателями древнейшей или одной из самых древних цивилизаций, передавшей свои знания и достижения, включая письменность, остальным народам. Под такой письменностью могут пониматься якобы существовавшие «славянские руны» или «буквица» (исторически слово буквица имеет другое значение — синоним инициала). Распространена идея, что кириллица была создана не на основе греческого алфавита, а происходит от некого исконно славянского алфавита. Фактическое отсутствие дохристианской литературы объясняется уничтожением всего этого достояния евреями или христианами .

Примечания

  1. , p. 305.
  2. , p. 67.
  3. , p. 4.
  4. , p. 41-42.
  5. , p. .
  6. , p. 149.
  7. , p. 66.
  8. (англ.) . Civilisations. — Publisher Institut International des Civilisations Différentes, 1952. — Vol. 2. — P. 47.
  9. .
  10. , p. : «List's Armanen runes thus represent only a pseudo-alphabet and the inclusion of his pseudo-runes is a telltale sign of the influence of List in the works of later runic enthusiasts».
  11. .
  12. , с. 397.
  13. Фролов Н. К. , Белякова С. М., Новикова Л. А. Введение в славянскую филологию. Тюмень, 2002. С. 124.
  14. Медынцева А. А. // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. IX Международный съезд славистов. Киев, сентябрь 1983 г. Доклады советской делегации. — М. : Наука, 1983. — С. [86] — конец страницы . 4 июля 2015 года.
  15. , с. 396—404.
  16. .
  17. .
  18. , с. 225—253.
  19. .

Литература

  • Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию: Ариософы Австрии и Германии, 1890—1935 . — М. : Эксмо , 2004. — 576 с. — (Империя III рейх). — ISBN 5-87849-161-3 .
  • Mees, Bernard Thomas. . — Central European University Press, 2008.
  • (англ.) . A Corpus of Anglo-Saxon Pottery of the Pagan Period. — Cambridge University Press, 1977. — Vol. 1. — ISBN 9780521212854 .
  • (англ.) . An Introduction to English Runes. — 2nd. — Boydell Press, 2006. — ISBN 0-85115-946-X .
  • (англ.) ; Parsons, David. Runes and Runic Inscriptions: Collected Essays on Anglo-Saxon and Viking Runes. — Boydell & Brewer, 1995. — ISBN 9780851155999 .
  • Rumble, Alexander R. Writing And Texts in Anglo-Saxon England. — D. S. Brewer, 2006. — ISBN 9781843840909 .
  • Wilson, David Raoul. Anglo-Saxon Paganism. — Taylor & Francis, 1992. — ISBN 9780415018975 .
славянская дохристианская письменность
Источник —

Same as Псевдоруны