Interested Article - Живой огонь

Добывание священного «Живого огня». Реконструкция
Добыча огня трением

Живо́й ого́нь ( живой, новый, молодой, божий, святой ) — огонь, добываемый древнейшим способом, преимущественно трением дерева о дерево ( рус. вытирать огонь , серб. вадити, извиjати ватру «вытаскивать, извлекать огонь»), главным образом — с целью очищения от болезни при эпидемиях и падеже скота .

Обряд был распространён в крестьянской традиции славянских народов. Аналогичные обряды зафиксированы у горных шотландцев в XVIII веке первомайские огни») , крещёных татар в XIX веке . При помощи трения нередко разводились рождественские, пасхальные и купальские костры у многих народов Европы .

Славянские названия

Наиболее распространённые определения — живой, новый, молодой, божий, святой (реже — дикий ): živ- ( о.-слав. ), напр., с.-х. жива (ватра) , болг. жив , болг. диал. ж´иф оган´ , пол. żywy (ogień) и т. д.; *nav- ( рус. волж. новый огонь , болг. нов огън ); *svęt- ( ю.-слав. , гуцул. , пол., бел. - полес. , с.-рус. ), напр., пол.- карпат. świcnly ogień ; *bog - пол., чеш. , болг. неврокоп. ), напр., пол.-карпат. boży ogień ; *mold- (болг. млад огън ); *div- ( словен. , с.-х., болг. родоп. див огън ).

Добывание огня

Способы добывания Живого огня с помощью кусков сухого дерева, веток, палочек, дощечек, бревен ( с.-в.-р. , болг. , морав .- валах. «деревянный огонь») включают как простые приемы трения (ср. рус. диал. «вытирали дерево о дерево»; «тереть бревно о бревно»; «дерево об дерево шырыхыешь, шырыхыешь и загорится» и т. д.), так и более сложные — с помощью различных приспособлений: колоды, лука, деревянного махового колеса, привязанной к столбу веревки и пр. ( бел. агневіца , с.-рус. новгород. вертушок «орудие для добывания огня трением»); при этом нередко используется домашняя утварь (жерди для сушения снопов, полозья саней и т. д.).

Из деревьев чаще всего берутся дуб ( о.-слав. ), ясень (в.-слав., ю.-слав.), береза (в.-слав.), можжевельник (рус.), иногда — осина, сосна, ель и др.

Нередко местом добывания огня служило необитаемое, дикое или «чужое» пространство: лес (в.-слав., ю.-слав.), пустынное место, «где не слышно пения петуха», чужие угодья, межа ( болг. родоп. ), определенное в селе место, куда добираются, не пересекая водной преграды (в.- родоп. ).

Маркировано и время добывания Живого огня: полночь, «глухое время», рассвет до восхода солнца и т. д.

Коллективное возжигание Живого огня предполагает тушение в селе других огней, иначе ритуал считается недейственным или невозможным (огонь не загорается, и тогда выясняют, у кого в доме остался гореть огонь).

С представлениями о силе «чистого», «нового» огня связаны и иные типы Живого огня: от попавшей в дерево молнии ( пол. - карпат. boży, bozy ogień , белор. живой огонь , серб. жива ватра ); полученного высеканием искры с помощью камней (ю.-слав.), ударами молотка по холодному металлу на наковальне ( серб. гвоздени огањ «железный огонь»).

Представлениями о ежегодном обновлении огня обусловлены обряды возжигания Живого огня в определенные дни и календарные праздники . У болгар замена «старого» огня на новый, добываемый трением, осуществляется на , в некоторых регионах — в канун Иванова дня (Еньовден, варнен. ), в день св. Иеремии (1.V) (ю.-з.- родоп. ), в Новый год (хасхов.), в день св. Георгия (ср.- родоп. ), в Сочельник , в (27.VII).

У восточных славян обряд коллективного возжигания Живого огня совершался накануне Семёна Летопроводца первого сентября (т. е. в начале нового года по допетровскому календарю) или на Ивана Купалу : от Живого огня разжигали купальские костры, через которые перепрыгивали и перегоняли скот. Гуцулы следили за добытым в Сочельник и разнесённым по избам святым огнём в течение всего года, не давая ему погаснуть. Поляки с помощью этого огня разжигали большой сельский костёр в Страстную субботу , пламя его освящали, и люди уносили домой тлеющие головни. С идеей обновления жизненной силы, символом которой выступает «новый» огонь, связаны ритуалы возжигания Живого огня в новом доме, при перенесении села с одного места на другое (особенно — в случае эпидемии).

См. также

Примечания

  1. , с. 519.
  2. . Дата обращения: 20 января 2015. 25 июля 2014 года.
  3. Гаврилов Б. Г. от 20 января 2015 на Wayback Machine

Литература

Источник —

Same as Живой огонь