Родился в Богучаре
Воронежской губернии
, согласно архивным данным
12
(
24
) июля
1826
года
: «города
Богучара
у титулярного советника Николая Иванова сына Афанасьева от жены Варвары Михайловны родился сын Александр»
. Его отец служил в Богучарском земском суде и в декабре 1828 года получил должность уездного
стряпчего
в
Боброве
, где прошли детство и юность Александра Афанасьева. В семье было семеро детей. Мать умерла рано, и воспитание дети получили от отца, который высоко ценил образование и привил эту любовь детям.
До 1837 года, когда он поступил в
Воронежскую гимназию
, получал домашнее образование под руководством педагогов уездного училища, а также местных священников. В 1844 году одним из лучших окончил гимназию и поступил на
юридический факультет Московского университета
, где в 1847 году под руководством
К. Д. Кавелина
приступил к самостоятельным научным занятиям и начал сотрудничать в литературных журналах
Современник
и
Отечественные записки
, где были напечатаны его первые литературоведческие статьи; 21 сентября 1848 года в присутствии министра народного просвещения
С. С. Уварова
прочитал лекцию «О влиянии государственного (самодержавного) начала на развитие уголовного права в XVI и XVII столетиях на Руси», которая была найдена слишком либеральной и по окончании университета со степенью
кандидата
Афанасьеву было отказано в возможности продолжать в нём дальнейшие научные занятия
.
1849—1862 годы
После неудачных попыток найти место учителя законоведения преподавал в московском
пансионе Эннеса
русскую историю и словесность. В ноябре 1849 года поступил на службу в
Московский главный архив
Министерства иностранных дел
; в 1856 году стал начальником отделения, а вскоре — правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве
. В этой должности он работал до 1862 года. С 1859 года имел чин
надворного советника
.
Любитель старины, Афанасьев часто приобретал старинные
рукописи
и
книги
на
рынке
у
Сухаревской башни
; из находок получилась большая и ценная библиотека, из которой он черпал сведения по истории русской культуры.
В журналах «
Современник
» (1849—1852), «
Отечественные записки
» (1850—1860)
, «Архиве историко-юридических сведений о России», издававшемся
Калачовым
, и некоторых других изданиях Афанасьев опубликовал более 68 статей; среди его работ:
«Дедушка
домовой
», первое его мифологическое исследование («Архив» Калачёва, ч. 1);
«Языческие предания об острове Буяне» («Временник общ. ист. и древ. росс.», 1858 г., № 9 — здесь он впервые развил свою натурмифологическую систему
славянского
мировоззрения);
«Несколько слов о соотношении языка с народными
поверьями
» («Известия акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.);
«Русские сатирические журналы 1769—1774 г.» («Отечественные записки», 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва,
1859
— до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).
В 1858—1859 годах он издавал не нашедший достаточной поддержки журнал «
Библиографические записки
», где опубликовал:
«Сатиры Кантемира»;
«Н. И. Новиков»;
«Литературная полемика прошлого столетия»;
«Русская книжная торговля» и другие.
В
1860 году
Афанасьев издал сборник «Русские народные легенды», который однако был изъят из продажи
цензурой
. Этот сборник включал 33 рассказа о жизни
святых
и
Христа
с точки зрения народа, некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками
Русской православной церкви
, вследствие чего он и был запрещён по настоянию
Святейшего Синода
.
Сказки
с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу. Этот или другой вариант рукописи сейчас хранится в Институте русской литературы РАН
.
С 1862 года
В конце 1850—1860-х годах — один из корреспондентов
А. И. Герцена
. После встречи (1862) с нелегально приехавшим в Россию
В. И. Кельсиевым
в квартире Афанасьева был произведён обыск, а сам он был привлечён по делу «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами» и уволен со службы. В 1864 году был освобождён от суда Сенатом с запрещением служить в государственных учреждениях
.
Работал помощником секретаря
Московской городской думы
(с 1865), секретарём съезда мировых судей 2-го округа Москвы (с 1867), чиновником Коммерческого банка (с 1870)
.
Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. В эти годы он закончил и издал главный труд своей жизни: «
Поэтические воззрения славян на природу
» (3 т., Москва, 1865—1869), в котором соединил и привёл в стройную систему всё написанное им прежде и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов. Это — фундаментальный труд, посвящённый историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов.
В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые. Его последние труды:
«Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2-е изд., Москва, 1886), изданные также за рубежом
«
», русские народные сказки
эротического
содержания; впервые изданы в
Женеве
в конце XIX века. Вместо реального наименования издателя на ней значилось: «Валаам. Типарским художеством монашеской братии. Год мракобесия» и имелась пометка: «Отпечатано единственно для археологов и библиофилов в небольшом количестве экземпляров». В
России
эта книга впервые издана лишь в 1992 году. Эпиграфом к ней вынесена цитата (правда, вырванная из контекста) из сказки «Странные имена»:
Что за стыдно? Украсть — стыдно, а сказать — ничего — всё можно.
Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. Тексты для настоящего издания отобраны В. П. Аникиным; Вступит. статья и словарь малоупотребительных и областных слов В. П. Аникина. — М. Худож. лит., 1982. — 319 с. (Тексты печатаются по изданию 1958 года. Тираж 1 400 000 экз. Цена 1р. 70 к.)
Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трёх томах / Издание подготовили Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. —
М.
: Наука, 1984—1985. — Т. 1—3. — 511+465+495 с. — (
Литературные памятники
). —
50 000 экз.
Древо жизни: Избранные статьи
(рус.)
. —
М.
:
Современник
, 1983. — 464 с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»). —
75,000 экз.
Афанасьев А. Н. Славянская мифология. —
М.
:
Эксмо
;
СПб.
: Мидгард, 2008. — 1520 с. — (Гиганты мысли). —
ISBN 978-5-699-27982-1
; 5-91016-014-3.
Происхождение мифа: Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. —
М.
, 1996.
/ РАН Институт русской литературы (Пушкинский дом); Издание подготовили: О. Б. Алексеева, В. И. Ерёмина, Е. А. Костюхин, Л. В. Бессмертных. —
М.
: Ладомир, 1997. — 736 с.: ил.
(неопр.)
. Дата обращения: 26 февраля 2017.
26 февраля 2017 года.
ЦГИАМ. Ф. 418. Оп. 13. Д. 154. Л. 79.
↑
Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово / Сост. А. И. Баландина. —
М.
: Советская Россия, 1988. — С. 6. — (Художественная и публицистическая библиотека атеиста).
↑
, с. 38.
Сотрудничать в этих журналах он начал ещё будучи студентом, поместив в «Современнике» (1847. — № 6 и 7) большую статью о «Государственном хозяйстве при Петре Великом», а в «Отечественных записках» (1848. — № 6 и 7) монографию «О вотчинах и поместьях».
«Народные сказки не для печати». Архив, N° Р-1, опись1, N°112.
(неопр.)
Дата обращения: 3 марта 2012. Архивировано из
11 ноября 2013 года.
Андреев А. Ю.
АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич //
А. Ю. Андреев
,
Д. А. Цыганков
Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. —
М.
: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. —
С. 38
. —
ISBN 978-5-8243-1429-8
.