Смородина красная
- 1 year ago
- 0
- 0
Сморо́дина ( Смородинка, Огненная река, Пучай-река , Несей-река ; от др.-рус. смо́род « , сильный, неприятный, удушливый запах») — река в восточнославянских волшебных сказках , былинах и заговорах . Отделяет мир живых от мира мёртвых , ее аналог — древнегреческий Стикс ; преграда, которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на «тот свет».
Река выступает в качестве рубежа, отделяющего этот мир от « мира иного ». В заговорах от крови она связана с мотивом перевозчика в лодке — «старого, матерого человека», секущего саблей синее мёртвое тело, причем синяя кровь не течет. На реке стоит калиновый мост , на нём «дуб Мильян» . Река является местом обитания Змея Горыныча .
Иногда в былинах (например в былине «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча») река называется огненной, смоляной, Пучай-рекой, — возможно, потому, что кипящая река бурлит и вспучивается :
Тая́ река́ свире́пая,
Свире́пая река́, сама́ серди́тая.
И́з-за пе́рвоя же стру́йки —
как ого́нь сечёт.
И́з-за дру́гой же стру́йки —
И́скра сы́плется.
И́з-за тре́тьей же стру́йки —
Дым столбо́м вали́т,
Дым столбо́м вали́т,
Да сам — со пла́менью .— Былина «Добрыня и Змей»
Смородина широко известна в русском фольклоре. В. Н. Мансикка и Н. И. Коробка описывали её как огненную (черную) реку, отделяющую потусторонний мир (ад) от мира живых, реку серную, следовательно — смрадную. (Впрочем, былинные богатыри хотят иногда напиться из Смородины свежей воды.) Через огненную реку в духовном стихе Михаил Архангел перевозит души умерших. Она — рубеж мира иного, преграда, которую вынужден преодолеть отправляющийся в путешествие фольклорный герой. Отсюда связанный с ней в былинах, сказках и заговорах мотив калинового (каленого) моста , иногда — двух-трёх мостов или перевоза, у которых богатырь сражается со змеем, Соловьём-разбойником , чудом-юдом и т. п. В сказках на берегах Смородины лежат кости человеческие (см. № 137 в собрании Афанасьева ), переправа смертельно опасна. Заваленная «дубьем да колоденькам», Смородина оказывается третьей заставой на пути былинного Ильи Муромца из Чернигова в Киев (первая — темные леса, вторая — чёрные грязи), она встречается на пути и у отправляющейся тем же маршрутом жены Ставра Годиновича Василисы ( Настасьи ) Никулишны. Фольклорная Смородина опасна для живого человека («черная речка грозна Смородинка»). В песнях река смородна губит молодца за похвальбу, «говорит человеческим голосом, душой красной девицей, за слова ласковые и поклоны низкие пропускает молодцев, других же за обиды топит». Для переправы её необходимо укротить, усмирить. В народной балладе князь Роман, убив и растерзав свою жену, бросает её в реку Смородинку; в другом варианте князь Демьян правую руку своей жены с золотым кольцом бросил «во Неву-реку самородную». На Смородине останавливаются на отдых былинные богатыри ( Добрыня Никитич , Алёша Попович ) и сказочные герои ( с братьями); у неё Саул Леванидович убивает царя Кунгура, а Добрыня настигает богатыря Кузьму Семерцянинова, племянника-врага Ильи Муромца. Здесь Алёша Попович находит убитого Добрыню Никитича. На реке Смородине останавливаются во время набега на Русь королевичи Левики, племянники Политовского короля, через неё переправляется в облике волка князь-оборотень Константин (Роман) Дмитриевич, чтобы навредить им и подать сигнал к битве.
— Юдин А. В. , 1997
За переправу через неё река обычно берёт «с кониного брода по коню, а с калинова мосточка по удалому молодцу» .
Известные формы мифотопонима: Смародина, Смородыня, Смородинка, Смородовка, Смородинная, Самородная и др. Также может называться Смугра (Смура), Свита, Сварога, Сафат, Сахатарь, Березина, Волхов, Кама, Непра, Пучай , Салфа-река, Израй-река, Нетеча , а также Оманая (то есть «обманная») .
Смородина . Чаще всего название Смородина выводят от слова др.-рус. смо́род «смрад, сильный, неприятный, удушливый запах» . Название реки, таким образом, истолковывается как «смрадная, зловонная река» . Её современное соответствие — «речка Вонючка» из песенки . Эту точку зрения высказывали В. Н. Мансикка , Н. И. Коробка , , , .
Н. Д. Квашнин-Самарин , предполагая первичной форму Самородина , объяснял Смородину как реку «самородную», саму собой рождающуюся, первообразную, мифический прообраз всех рек .
Также название выводили из смуры — «тёмный» в связи с инфернальной символикой чёрного цвета. А. Е. Крымский предлагал источником названия распространённый тюркский гидроним « » — «соболья река» .
Пучай-река . , указывая, что иногда в былинах река называется «Пучай-рекой», предполагает, что это название связано с описанием её «вспучивания, бурления» .
Израй-река . Израй вероятно отсылает к праславянскому *rojь «течение, поток». Ср. др.-инд. raya- «поток, напор, натиск» .
Нетеча . Слово нетеча в качестве географического термина зафиксировано в украинских, польских и сербохорватских диалектах и имеет значение «стоячая вода, болото». У реки есть свойство останавливать своё течение при определённых обстоятельствах .
Фольклористы тщетно разыскивали реальный прообраз речки Смородины . Её сближали с одноимённой рекой недалеко от г. Карачева Брянской области, были указания на распространенность гидронима на Русском Севере ; из анахронизмов известны старинные русские гидронимы Смердя, Смерделя , Смердица и др. По былинным данным, она впадает в Волгу .
Существует былинный стих о неком князе Романе Васильевиче, убившем свою жену и бросившем её в реку Смородинку ; в другом варианте князь Демьян бросил правую руку своей жены «во Неву-реку самородную» .
На предположение Г. З. Байера , что древнее название Москвы-реки было Смородина, А. В. Юдин замечает, что, вероятно, оно основано на неверном понимании фольклорных сочетаний вроде «Москва-река Смородина» .
В былине «Царь Саул Леванидович» река Смородина локализуется в «татарских, половских землях». По сюжету, Константин Сеулович бьётся с татарами на этой реке, пытаясь взять дань с Кунгур -царя Самородовича .
Рыбаков Б. А. считал, что в былинах содержатся искажённые топонимы южнорусских земель, и ассоциировал реку Смородину с рекой Снепород (совр. Самара , левый приток Днепра ), в то время, как связываемую со Смородиной реку Пучай — с рекой Почайна в Киеве . Пучай-реку ассоциируют с рекой Почайна и некоторые другие исследователи .
Также иногда встречается название «Израй-река», упоминаемое в былине как синоним «Сафат-реки» и «Пучай-реки», на которую ходил купаться мальчиком Добрыня Никитич и повстречал Змея Горыныча . В былине «Три года Добрынюшка стольничел» богатырь жил в Киеве, где его будущая жена-колдунья Марина встречалась со Змеем Горынычем, за что была Добрыней убита . В былине «Алёша Попович» Сафат-река также описывается возле Киева; там богатырь убивает младшего Тугарина Змеевича , и позже — старшего Тугарина Змеевича, который является в Киеве почётным гостем князя Владимира и фаворитом некой княгини Апраксеевны .
В былине «Дюк Степанович» подчёркивается большая широта Пучай-реки возле Киева — «в два поприща », о перепрыгивании которой богатыри спорят на смерть; и в окрестностях упомянуто лежбище Змея Горыныча «с двенадцатью хоботами» .
В былине « Илья Муромец и Соловей-разбойник » река Смородина локализуется на «прямоезжей» дороге между Черниговом и Киевом . Географически, на этом пути расположены только реки Днепр, Десна (приток Днепра), и две малоизвестные речки.
Можно заметить, что в былинах не упоминается великая река Днепр, а вышеназванная река — единственная отмечаемая река в окрестностях Киева. Ряд исследователей считают, что реки Израй и Сафат — это и есть Днепр. В основном, эти исследователи являются сторонниками «хазарской версии» основания Киева , согласно которой Киев основали или имели в нём значительное влияние хазары — степной народ, исповедовавший иудаизм . По этой теории связываются названия «Израй» с Израилем, а «Сафат» с рекой Самбатион из еврейских легенд. Эта река на краю земли, которая в обычные дни бурлит и кипит, а по субботам останавливается. За ней живут десять потерянных израильских колен. Самватас — одно из средневековых названий Киева. Необходимо заметить, что эти названия являются гапаксом , нося единичный характер, и что хазарская теория имеет мало сторонников.