История славян с IV века по IX век
- 1 year ago
- 0
- 0
Жрецы у славян — служители дохристианских языческих культов , название которых буквально означает «тот, кто приносит жертвы». Термин присутствует в основном в восточнославянских и южнославянских языках, тогда как у западных славян он засвидетельствован только в польском языке .
Жрецы и волхвы рассматриваются исследователями как разные категории славянского языческого духовенства ; последние могут связываться только с восточным славянством .
Большинство сведений о славянском жречестве исходит из латинских текстов о язычестве полабских славян . Согласно источникам, они занимались принесением жертв богам, гаданием и определением дат праздников . Они обладали космологическими знаниями и были главным источником сопротивления христианизации .
Самое раннее свидетельство этого слова — старославянское жьрьць «жрец, священник» . В других славянских языках слово представлено как рус. жрец бел. жрэц , и укр. жрець , производные от древнерусского жрецъ , и болг. и макед. жрец и словен. žréc , все со значением «языческий жрец» . Чешское žrec заимствовано из древнерусского (чешские žrec и žertva встречаются в подложных чешских глоссах в Mater Verborum ), как и хорватский žrec . Исключением является пол. żerca , что исторически означает « сват ». Праславянская форма реконструируется как *žьrьcь , буквально «тот, кто приносит жертвы», которое является от глагола *žьrti «освящать, жертвовать». От последнего происходят старослав. жрьти , жрѣти и древнерусское жерети . Этот глагол происходит от праиндоевропейского корня *gʷerH- «хвалить» и родственен литовскому gìrt , латышскому dzir̃t , древнепрусскому girtwei , санскритскому गृणाति gṛṇā́ti «прославлять» , или латинскому grātēs «благодарность» . От этого глагола также происходит праслав. *žьrtva «жертвоприношение», которое дало старослав. жрьтва , ⰶⱃⱐⱅⰲⰰ и другие родственные слова. Макс Фасмер считал рус. же́ртва заимствованием из старославянского из-за появления е вместо ожидаемого ё .
В древнепольском языке жрец появляется в формах żyrzec , żerzec , żyrca , żerca с начала XV века до XVI века в польских переводах Нового Завета (обычно речь идёт о распорядителе пира в евангельском сюжете о браке в Кане Галилейской ) как эквивалент латинского слова architriclinus и означает «сват»; позже он присутствует только в словарях, где выступает как синоним латинских слов pronubus и paranymphus , а также польских swat , dziewosłąb , hochmistrz , marszałek weselny . Только в одном свидетельстве слово żyrcowie ( множественное число от żyrca ) использовалось для обозначения всех гостей свадьбы. Помимо этих слов, в Словаре Самуила Линде также упоминаются żerecki из Будного, żertownik «жертвенный стол» в церквях Пимины и Саковича, żertwa или żertwa и żertować , однако эти слова считаются заимствованными из старославянского. Но по этой причине слово żyrzec не следует считать заимствованием из старославянского, поскольку в старославянских текстах латинское слово architriclinus было славянизировано как architriklinĭ или заменено другим словом. В отличие от слов в восточнославянских языках, польские слова означали не «жрец», а «сват», что объясняется тем, что языческие жрецы, помимо приношения жертв богам, занимались ещё и сватовством. Брак долгое время находился вне контроля христианской церкви, и церковь применяла суровые наказания, прежде чем смогла ввести церковные венчания. Исследования истории польских браков также свидетельствуют о том, что сват обладал функциями священника .
Базовой формой польского слова считается żyrzec , потому что она наиболее ранняя и наиболее частотная, хотя на основе старославянской формы žĭrĭcĭ следует ожидать форму żrzec , żerca . По этой причине Ян Лось включил это слово в группу слов łyżka , dźwirze , chrzybiet , где ь до i . Нарушение ожидаемого развития слова могло быть также вызвано словами żyr , pożyrać «пожирать»: żerca превратилось в żyrca , а затем, когда во всех польских словах -ir- и -yr- перешло в -er- , возникли формы żerzec и żerca .
Основные сведения о славянском жречестве касаются жрецов полабских славян . Генезис сложившегося полабского священства неясен: приписывал правителям племени лютичей одновременно роль верховных жрецов, а Лешек Павел Слупецкий , высказывающий аналогичную точку зрения, добавляет, что первоначально князь-жрец сочетал в себе сферы священного и профанного, которые позже у лютичей были разделены. Многие другие исследователи указывают на связь между вождем и жречеством. Хенрик Ловмянский , напротив, считал, что развитие западнославянской религии в целом было смоделировано по образцу христианства . Однако, в конечном счёте, эти взгляды являются предположениями, поскольку средневековые источники не указывают, как происходил отбор жрецов .
Археолог В. В. Седов считал, что вождь ( князь ) у древних славян совмещал административные, военные и религиозные функции .
По мнению Александра Гейштора , этимология предполагает, что функцией жрецов было знать молитвы и гимны и способы их исполнения, а функцией волхвов — совершать магические действия . говорит о жрецах и волхвах как об отдельных категориях славянского духовенства. Он считает, что волхвы были связаны с шаманскими практиками. Исследователь предполагает, что волхвы пользовались большим уважением в народе, хотя и не имели такого влияния на власть, как жрецы . трактует волхвов как принадлежащих к восточному славянству .
По мнению В. Н. Топорова , жреческая организация у славян определённо существовала и в ряде случаев (у балтийских славян) представляла собой достаточно развитую и специализированную систему, но конкретные детали либо не известны совсем, либо известны минимально .
Согласно описаниям, полабские жрецы в основном занимались гаданием . Они гадали в основном с помощью лошадей : Саксон Грамматик утверждает, что у руян лошадь трижды водили между несколькими копьями, вбитыми в землю под углом и соединёнными друг с другом, и если лошадь начинала идти каждый раз с правой ноги, это считалось хорошим предзнаменованием. Согласно Титмару Мерзебургскому , подобное гадание, только в два этапа, проводилось в Ретре , и Герборд описывает, что у поморян жрец три или четыре раза водил снаряженного коня над девятью копьями, и если конь не касался копий ногами, это было хорошим предзнаменованием. Генрих Латвийский описывает, как славяне хотели принести монаха в жертву богам — следовало ли это сделать, решалось поведением коня. В итоге монаха оставили в живых, что указывает на непредсказуемость оракула. Властителем судьбы здесь считалось божество , конь передавал его волю, а жрец был исполнителем оракула .
Гельмольд из Босау в своей Хронике описал, что в роще бога Прове каждый понедельник собирались народ, князь и жрец, чтобы вершить правосудие. Основная, отдельная часть рощи была доступна только жрецу, людям, желающим принести жертву, или людям, которым угрожала опасность . Гельмольд сообщает даже имя жреца бога Прове — Мике . Саксон также описывает, что рог, который был прикреплен к идолу Световита в Арконе , также использовался жрецами для гадания . Саксон Грамматик также описывает обряд, проводимый после сбора урожая: в кульминационный момент приносили большой жертвенный калач , размером с человека, который жрец ставил между собой и народом, собравшимся перед храмом и спрашивал: «Вы меня видите?», и когда ответ был утвердительным, он говорил: «Вы не сможете увидеть меня в следующем году», что было пожеланием более обильного урожая в следующем году. Александр Гейштор связал этот полабский ритуал с идентичным ему, совершаемым православным священником в Болгарии .
Жрецы также знали космологию (жрецы Щецина объясняли трехчастную природу космоса), определяли даты праздников и были основным источником сопротивления христианству . В отличие от большинства славянских мужчин, жрецы носили длинные волосы и бороды и длинные одежды .
Сведения о славянском жречестве относительно западных славян вне полабской группы , а также восточных славян или южных славян более скудны. В древнерусских текстах роль жрецов-заклинателей часто играют волхвы .
Лютичи (велеты) были конфедерацией плёмен, населявшей обширную территорию вокруг реки Пене . Из описания Титмаром системы этой конфедерации можно сделать вывод, что она не имела централизованной власти, а решения принимались коллегиально на собраниях. Отсутствие монархического правления, предположительно, приводило к усилению влияния жречества. По словам Бернхарда Гутмана, на политический вес жречества влиял принцип единства среди жрецов Ретры , что также придавало этому центру важное политическое значение. Немецкий историк Вольфганг Х. Фритце также отмечает значительную роль жрецов в политике, но указывает, что, согласно правовым нормам, власть не находилась в руках жрецов Ретры. С другой стороны, по словам чешского историка Либуши Грабовой, жрецы Ретры приобрели большее значение в условиях христианского давления, а сам город Ретра получил власть, близкую к княжеской, прежде всего в вопросах внешней политики. Историк Родерих Шмидт также добавляет, что восстание полабских славян в 983 году началось с собрания в Ретре и там же проходили празднования победы в восстании 1066 года. Историк Иоахим Херрманн, который также ссылался на эти два события, высказал мнение, что ни одна война не проводилась без инициативы и согласия жрецов. Исследователь рассматривает союз лютичей как тайный союз, организованный жрецами Ретры, в то время как Манфред Хельманн придерживался противоположной точки зрения и считал, что жречество приобрело значение лишь после победы восстания, в результате которой народ признал превосходство славянских богов над христианским Богом . Согласно , разделявшему общества на латеральные (латерально-аристократические), являющиеся открытыми и динамичными, и вертикальные (вертикально-демократические), подчёркивающие свою этническую связь и отделяющие себя от мира, лютичей следует отнести к вертикальной группе; это объединение было создано путём совместного ведения войн. Вертикальность племени ведёт к отказу от религиозного синкретизма , культурной ассимиляции и экзогамии . Типичным для таких обществ является существование специализированного класса жрецов. Эту точку зрения поддерживает .
Основными источниками сведений о жречестве руянах являются Gesta Danorum Саксона Грамматика и Chronica Slavorum Гельмольда . Для этого племени учёные ещё определённее, чем в случае с велетами, указывают на доминирующую роль жрецов в обществе и политике. Они опираются на информацию Гельмольда о том, что руяне были единственным славянским племенем, у которого был король (верховный правитель), но его власть была слабой по сравнению с властью жреца, или на информацию Саксона о том, что у жрецов Световита было 300 лошадей и столько же всадников. По словам Свена Вихерта, такая категоричная интерпретация не верна, поскольку большинство учёных упускают из виду первые сведения Гельмольда о жречестве, где, по его словам, король и жрец имели равное положение. Кроме того, Саксон не упоминает о роли жрецов во время переговоров после сдачи Арконы датчанам . Более умеренных взглядов придерживался, например, Манфред Хельманн, признававший сосуществование княжеской и жреческой власти. Иоахим Херрманн и Эвамария Энгель, с другой стороны, считали, что жрецы влияли на политические решения с помощью оракулов и их авторитета. Они также указывают на эпизод, когда жрец из руян, увидев, что христианский священник, пришедший с саксонскими купцами на рынок на Рюгене , проводит там христианское богослужение, созвал короля и народ и потребовал выдачи христианского священника, которого он хотел принести жертву богам в качестве компенсации за продвижение христианства. Такая ситуация, по мнению этих исследователей, доказывает, что жрец не обладал исполнительной властью