Interested Article - Индрик

И́ндрик ( Индрик-зверь ) — в русских легендах животное, «всем зверям отец», персонаж « Голубиной книги ». Описывается с двумя рогами . В « физиологах » и « азбуковниках » представлен как рогатое животное гибридной природы (голова и хвост коня, тело рыбы) .

Дал название ископаемому индрикотерию (лат. Indricotherium , 1915).

Происхождение образа

Предположительно, в образе мифического зверя отражены представления о мифологическом мамонте , крупном животном из мифологии народов Сибири и Дальнего Востока, обитающим под землёй, иногда на дне озёр и рек . Мамонт является главным мифологическим существом нижнего мира в сибирских мифологиях . Согласно поверьям русских и эстонских крестьян мамонт является подземным животным, что близко к описанию Индрика в «Голубиной книге». Мамонт, как и Индрик, может быть представлен гибридным животным .

В литературе часто встречается утверждение, что на фольклорный образ Индрика повлияли находки ископаемых остатков мамонтов .

Название

В разных вариантах текста «Голубиной книги» имя зверя читается в разных формах: Индрок, Индра, Кондрык, Белояндрик, Вындрик, Единорог, Единрог и Единор. Варианты имени сводятся к двум: Индрик и Единорог. Замена названия Индрик на Единорог объясняется как звуковым сходством названий (Инрог и Индрик), так и одинаковым символическим значением зверей. Это смешение имеется уже в «физиологах» .

По одной из версий имя «Индрик» является искажённым названием единорога (варианты «Инорог», «Инрок») .

По предположению В. Н. Топорова , слово «Индрик» отразила распространённое у народов Сибири название мамонта типа нен. jeaη (jarη) hora , «земли бык», откуда могли легко возникнуть формы типа jen-r-, *jindr-, *jindor-, близкие русским обозначениям Индрика; ср. также хантыйско - казымское название мамонта мув-хор , хант. мы-хор, мы-кар , манс. ма-хар , букв. «земли олень-самец» .

Также существует версия, что «Индрик» является искажением либо имени енудра , то есть выдры ( др.-греч. ἐνύδριος , ἔνυδρις ), либо еньдропа ( др.-греч. ὓδρωψ ), морского зверя, известного в славянских списках «Физиолога» .

В «азбуковниках» и «Голубиной книге»

Индрик наделялся свойствами других фантастических образов из средневековой книжной традиции — царя вод, противников змея и крокодила — «онудра» (выдры) и ихневмона, сказочной рыбы «еньдроп».

Индрия или Индрик упоминается в «азбуковниках», где он описан как зверёк, похожий на пса, живущий в реке Ниле и убивающий крокодила , что является смешением с ихневмоном .

По описанию «Голубиной книги» Индрик-зверь :

Живёт зверь за Океаном-морем . А рогом проходит зверь по подземелью, аки ясное солнце по поднебесью, он проходит все горы белокаменные, прочищает все ручьи и проточины, пропущает реки, кладязи студёные. Когда зверь рогом поворотится, словно облацы по поднебесью, вся мать-земля под ним всколыбается… все зверья земные к нему прикланятся, никому победы он не делает.

В разных списках «Голубиной книги» имеются различные элементы в описании Индрика, но во всех он именуется «всем зверям отец». Индрик ходит по подземелью, пропущает реки и кладязи, или обитает на Фавор -горе. Когда он поворотится, все звери ему поклоняются. Как вариант он живёт на Святой горе, ест и пьёт из Синего моря, обиды никому не делает. Либо он ходит рогом по подземелью, как солнце по поднебесью .

В фольклоре

В русском фольклоре Индрик выступает как подземный зверь, который «ходит по подземелью, словно солнышко по поднебесью». Он имеет черты хозяина водной стихии, источников и кладязей. Противник змея .

Известна былина уральских казаков «Индрик-зверь», записанная от охотника Ивана Чакрыгина. Персонаж этой былины воспринимался исполнителем не как фантастическое существо, а как обыкновенный зверь, хоть и довольно грозный. И. Н. Чакрыпин комментирует былину об Индрике-звере следующим образом: «Вот он какой, собака лютый Индрик-зверь! Сунься-ка на него — ожтесся, зуб скусишь. Побить такого зверя, касатик, не мутовку облизать» . По мотивам былины у казаков существует песня «Не галичья стая подымалася…» .

В одной из былин Индрик-зверь упомянут в роли зверя Скимена (льва) .

Примечания

  1. , с. 244.
  2. Топоров В. Н. от 26 июля 2019 на Wayback Machine // Мифы народов мира : Энциклопедия . / Гл. ред. С. А. Токарев . М., 2008 ( Советская Энциклопедия , 1980).
  3. Иванов В. В. от 23 января 2021 на Wayback Machine // Мифы народов мира : Энциклопедия. / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980).
  4. Акимушкин И. И. Тропою легенд : Рассказы о единорогах и василисках. М. : Молодая гвардия, 1965. 288 с. Серия «Эврика».
  5. В. Ф. Миллер . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. — Т. XIII (1894). — С. 170.
  6. Власова М. Энциклопедия русских суеверий. М. : Азбука, 2000. 669 с. С. 212.
  7. Щербанов Н. М. от 3 ноября 2018 на Wayback Machine // Фольклор Урала. Свердловск: Урал. гос. ун-т, 1977. Вып. 3: Народно-песенное творчество. С. 62— 69.
  8. Тихонравов Н. С. . М. : Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1894. С. 67.
  9. Русские былины старой и новой записи. Отд. II. № 19.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Индрик