Жоржу Милославскому около тридцати лет. По натуре он
авантюрист
. Согласно Михаилу Булгакову, элегантен, «
похож на артиста
» (пьеса «
Блаженство
»), «
с артистическим бритым лицом
» (пьеса «
Иван Васильевич
») и представляется артистом («
Я артист больших и малых театров. А фамилия моя слишком известная, чтобы я вам её называл
»
), отчего имеет воровское прозвище «
Солист
».
В пьесе «Иван Васильевич» предстаёт «
дурно одетым
» человеком в чёрных перчатках, который, по собственным словам, три года не был в Москве. В ранней редакции он также упоминает о «двух каналах», подразумевая
Беломорско-Балтийский канал
и
канал имени Москвы
, в строительстве которых участвовали заключённые
.
Является профессионалом в области взлома замков и проникновения в жилища, мастерски работает с
отмычками
. Несмотря на преступный образ жизни Милославского,
Леонид Гайдай
в фильме «
Иван Васильевич меняет профессию
» показал его настоящим патриотом, твёрдо стоящим за
территориальную целостность
своей Родины
. В оригинале
Кемскую волость
, напротив, отстаивает управдом Бунша, а отдаёт её
шведам
именно Милославский. Искусствовед Наталья Мутья указывает на то, что
Кемь
в 1930-е годы была городом пересыльного пункта
Соловецких лагерей
, поэтому Милославский и поспешил избавиться от неё
.
Литературовед
Всеволод Сахаров
проводит прямые параллели между Жоржем Милославским и Александром Аметистовым, ещё одним мошенником-авантюристом из пьесы Булгакова «
Зойкина квартира
», написанной девятью годами ранее
.
В пьесе Милославский цитирует строки из стихотворной баллады
Алексея Толстого
«Князь Михайло Репнин» 1840 года, где описано застолье Ивана Грозного
.
Актёр
Владимир Этуш
, исполнивший роль Антона Семёновича Шпака, обворованного Милославским, в реальной жизни однажды встретился на лестничной клетке с вором, который ранее его обокрал
.
Первым исполнителем роли стал актёр
Театра сатиры
Павел Поль
. По словам
Елены Булгаковой
, режиссёр театра
Николай Горчаков
, который ставил пьесу в 1936 году, «почему-то испугался, что роль Милославского слишком обаятельна, и велел Полю сделать грим какого-то поросёнка рыжего, с дефективными ушами…»
.
Роль Милославского в постановке
Театра киноактёра
стала последней крупной ролью
Юрия Белова
, попавшего в разряд «неблагонадёжных». По воспоминаниям современников, актёр блестяще справился с ней. Елена Булгакова, посетив спектакль, в первую очередь выделила именно работу Белова, указав на то, что его трактовка очень близка к тому, что хотел видеть автор
. Роль также исполнил
Михаил Глузский
в той же постановке.
Персонаж в популярной культуре
Фраза «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе» стала общеупотребительной в качестве рекомендации к перечислению денег на
депозит
.
Имя Жоржа Милославского упоминается в контексте обеспечения безопасности жилища и сохранности домашнего имущества
.
В ноябре 2020
Сбербанк России
выпустил рекламу, в которой Жорж Милославский на машине времени попадает в Москву 2020 года. Образ Милославского из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» был воссоздан с помощью технологии
искусственного интеллекта
Deepfake
.
Олег Михайлов
.
Профиль критика. Всеволод Сахаров. ОБНОВЛЯЮЩИЙСЯ МИР. Изд-во «Современник», М., 1980 //
Наш современник
: журнал. — 1982. — Апрель (№ 4). — С. 175 .
↑
Михайлова И. Б.
// Новейшая история России : журнал. — 2014. — № 1 . — С. 248—264 . —
ISSN
.
5 ноября 2018 года.