Ухтомский, Константин Андреевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Князь Эспер Эсперович У́хтомский ( 14 [26] августа 1861 , Ораниенбаум — 12 октября 1921 , Детское Село ) — русский дипломат, ориенталист, публицист, поэт, переводчик. Известен «востокофильской» позицией в печати и общественной жизни предреволюционной России. Один из приближённых Николая II .
Родился 14 ( 26 ) августа 1861 года в Ораниенбауме в семье рода князей Ухтомских — отрасль князей Белозерских — ветвь дома Рюриковичей , включающая в число предков по женской линии Юрия Долгорукого и хана Батыя . Отец будущего дипломата, Эспер Алексеевич (1834 или 1832—1885) — морской офицер, участник обороны Севастополя , кругосветного плавания на корвете «Витязь» и похода И. С. Унковского на фрегате «Аскольд» в Нагасаки , капитан 1 ранга (1870), с 1881 помощник морского агента в Австрии и Италии, один из основателей , осуществлявшего рейсы в Индию и Китай . Мать Дженни Алексеевна (урождённая Грейг, 1835—1870) была внучкой адмирала эпохи Екатерины II , героя Чесменского сражения С. К. Грейга , этнического шотландца.
С 1873 по 1880 годы учился в гимназии при Санкт-Петербургском историко-филологическом институте . Затем окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета . Занимался изучением славянской филологии и философии у М. И. Владиславлева и В. С. Соловьёва , с которым сложились дружеские и творческие связи. Однокурсник Д. И. Шаховского , С. Волконского , Забелло . Именно благодаря В. С. Соловьёву, в газете «Русь» И. С. Аксакова появилась первая поэтическая работа Э. Э. Ухтомского, посвящённая 100-летию В. А. Жуковского (1883).
Во время учёбы заинтересовался буддизмом и составил библиографию работ по истории, религии, культуре и искусству народов Центральной , Южной Азии и Дальнего Востока .
После окончания университета поступил на службу в Министерство иностранных дел, в департамент духовных дел иностранных исповеданий. В период с 1886 по 1890 гг. был несколько раз командирован в Монголию , Китай , Забайкалье для изучения инородцев - буддистов . Описания поездок публиковал в « Русском Вестнике » и других изданиях.
В 1890—1891 годах князь Ухтомский сопровождал цесаревича, будущего Николая II , в его путешествии на Восток на крейсере « Память Азова ». После возвращения из путешествия Э. Э. Ухтомский был избран членом Русского географического общества .
Свои путевые впечатления и наблюдения он описал в книге «Путешествие на Восток наследника цесаревича». Первый том под названием «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. 1890—1891» вышел в свет в 1893 году; второй и третий тома — в 1895 и 1897 гг. уже под названием «Путешествие Государя Императора Николая II на Восток (в 1890—1891)». Успеху книги способствовали текст Э. Э. Ухтомского, содержавший сведения по истории, этнографии и религии народов Востока, и иллюстрации Н. Н. Каразина . Сразу же после выхода в свет «Путешествие» было издано на английском, немецком и французском языках.
Ряд его рукописей остался неопубликованным. Коллекция буддийских древностей, собранная Э. Э. Ухтомским, считалась до революции 1917 г. наиболее полным собранием предметов буддизма Восточной Сибири . В 1900 году эта коллекция выставлялась на Всемирной выставке в Париже, где получила золотую медаль, и послужила основным материалом для классического исследования Альберта Грюнведеля по буддийской мифологии. После реквизирования советским правительством она составила важную часть восточной коллекции Эрмитажа и других музеев Санкт-Петербурга.
С 1896 по 1910 год князь Ухтомский был председателем правления Русско-Китайского банка , с конца 1890-х до 1905 года возглавлял правление Маньчжурской железной дороги .
С 1896 по февраль 1917 года был издателем « Санкт-Петербургских ведомостей ». В своей редакторско-публицистической деятельности Э. Э. Ухтомский показал себя приверженцем монархического строя, но вместе с тем дистанцировался от консерватизма « Московских ведомостей » и «Гражданина», горячо защищал начала законности и гуманности, высказывался против административного произвола, отстаивал веротерпимость и местное самоуправление.
Санкт-Петербургские ведомости под его руководством стали важнейшим печатным органом ориентирующейся на линию Витте российской либеральной бюрократии. Здесь в 1890-е годы и начале XX столетия активно печатались друзья Соловьёва Д. Н. Цертелев и С. Н. Трубецкой. В 1903—1904 годы редактором «Санкт-Петербургских ведомостей» являлся А. А. Столыпин . В газете Ухтомского Соловьёв выступил 18 ноября 1896 года с программной статьей «Мир Востока и Запада», наиболее четко отражавшей его «либерально-имперские» воззрения тех лет.
После смерти Соловьёва в 1900 Ухтомский стал одним из лидеров Соловьёвского общества, регулярно обсуждавшего «наболевшие вопросы иноверия и инородчества», в том числе необходимость уравнения прав и прекращения репрессий в адрес духоборов и молокан, евреев и армян.
Во время событий на Дальнем Востоке князь Ухтомский, вообще склонный идеализировать азиатский быт и переносить центр русской исторической жизни в Азию, выступил в брошюре: «К событиям в Китае» и других статьях с идеей союза между Россией и Китаем.
«Между Западной Европой и азиатскими народами лежит огромная пропасть, а между русскими и азиатами такой пропасти не существует» .
«для Всероссийской державы нет другого исхода: или стать тем, чем она от века призвана быть (мировой силой, сочетающей Запад с Востоком), или бесславно пойти на пути падения, потому что Европа сама по себе нас, в конце концов, подавит внешним превосходством своим, а не нами пробуждённые азиатские народы будут ещё опаснее, чем западные иноплеменники» .
Еще до революции (1911) Э. Э. Ухтомский выехал из Петербурга в Царское Село, где владел домом на углу Средней и Оранжерейной улиц. Он жил уединённо, зарабатывая на жизнь переводами. После смерти сына написал письмо историку С. Ф. Платонову (10.11.1919) с просьбой «представить мне возможность устроиться по архивной части <…> спасти от уничтожения полузаконченные книги».
Согласно удостоверению, выданному в 1920 году, Э. Э. Ухтомский являлся ассистентом-хранителем Дальневосточного отделения Русского музея , научным сотрудником Академии истории материальной культуры , а также сотрудником Пушкинского дома , Музея антропологии и Русского комитета для изучения Азии. С. М. Волконский писал в мемуарах, что в последние годы Э. Э. Ухтомский «занимался исследованиями по русской истории удельного периода», то есть работал по тематике школы Сергея Фёдоровича Платонова . Скончался в Детском Селе, находясь в доме по адресу Оранжерейная улица , дом 5, 12 октября 1921 года от милиарного туберкулеза ; погребён на Казанском кладбище .
Э. Э. Ухтомского некоторые обвиняли в способствовании агрессивной политике России, приведшей к победе Японии в Русско-японской войне : якобы это он приблизил к царю А. М. Безобразова и поддерживал вдохновлённую им партию войны, интересы которой привели к отказу от раздела сфер влияния Японии и России в Корее и Маньчжурии , что и стало поводом к войне
Э. Э. Ухтомский примыкал к славянофильской группе, видевшей в опоре на Восток не просто альтернативу Западу, но желанное будущее России. Исследователи называют его „первым евразийцем“ . Э. Э. Ухтомский не разделял страх своего учителя В.С. Соловьева перед " желтой опасностью " и " панмонголизмом ". Более того, он выступал против участия России в экспедиции восьми держав в 1900 году по подавлению Боксёрского (Ихэтуаньского) восстания в Китае и считал, что России следует дистанцироваться от политики Запада, которая примитивно материалистична и носит колонизаторский характер . В понятие Востока он включал и Россию, которая, по его мнению, является "обновленным Востоком", с которым не только ближайшие азиатские соседи, но и индусы, и китайцы имеют больше общих интересов и симпатий, нежели с колонизаторами Запада.
"Восток и Россия — одна безбрежная стихия, одно гармоничное в своих духовных основаниях целое".
"Ничего нет легче для русских людей, как ладить с азиатами. Между ними и нами – такое сочетание единомыслия по существеннейшим жизненным вопросам, что некоторого рода родство душ всегда определяется быстро и самым тесным образом. При глубоком, почти коренном различии национального психофизического облика, японец и простого звания русский все как-то братски ближе друг к другу, чем к европейцам".
В „Трех разговорах“ Соловьёв устами одного из персонажей выступил против нео-славянофильства, указывая, что его представители от проповеди „греко-славянской самобытности“ переходят к исповеданию „какого-то китаизма, буддизма, тибетизма и всякой индейско-монгольской азиатчины“, что может быть критикой увлечения Э. Э. Ухтомского восточной культурой и религией.
Прибыл в столичный город Петербург. [Там] установив связь с хитроумным Устомским, получил аудиенцию царя. Спросив совета о том, какие шаги необходимо предприять, чтобы Англия не прибрала к рукам далекую и глухую страну Тибет.
Был женат на Матрене (Марии) Васильевне Васильевой, дочери крестьянина. Его сын (1886—1918) — воспитанник Александровского лицея , этнограф-антрополог, путешественник, с 1908 года — сотрудник Русского музея. Дий Эсперович был женат с 16 октября 1911 года на княжне Наталье Дмитриевне Церетели (1892—1942), дочери философа и поэта князя Дмитрия Николаевича Цертелева . У них было трое детей: (1912—1993), Алексей (11.11.1913—1954, художник) и Мариамна (21.04.1917 — 09.09.1921 ). Дий Ухтомский служил в рядах Красного Креста во время Первой мировой войны, умер от туберкулёза. Дмитрий Диевич Ухтомский: в годы Второй мировой войны — военный разведчик в Иране, крупный фотохудожник и фотожурналист.
Ихэтуаньское (Боксёрское) восстание - это был геноцид христианского населения Китая. Их предавали самым мучительным казням!