Слово
бегемот
происходит от слова во
мн. ч.
«бехэма» (
ивр.
בהמה
— «
животные
»). Изначально слово было использовано в
Библии
и описывало существовавшее на тот момент животное, которое Бог описывает перед праведником
Иовом
,
Иов.
(см.
Обыкновенный бегемот
), которое не имело отрицательной окраски и не являлось мифическим духовным существом.
В церковнославянском переводе Библии вместо слова «бегемот» использовано слово «зверь»: «Но ѹбѡ сє,
ѕвѣріє
ѹ тебє, траву аки воловє ꙗдѧтъ» (
Иов.
).
Ранние упоминания
По
Пьеру де Ланкру
(1553—1631), бегемот — демон, который может принимать формы любых крупных животных, а также кота, слона, собаки, и волка.
И. Вейер
, De Praestigiis Daemonum, 1563. Он нападает на людей, используя «обольщение сладострастия, которое ощущается в области чресл и пупа». Он может даже сам принимать женский образ, чтобы ввести человека в соблазн. Бегемот также побуждает людей богохульствовать и сквернословить. При дворе Сатаны он занимает должность Главного Хранителя Кубка (И. Вейер), руководит пирами, а также является ночным сторожем
Ада
. Современные дьяволопоклонники почитают его как Великого Виночерпия. По средневековым свидетельствам, Бегемот — один из самых жестоких палачей Ада и грешники трепещут, ещё издали заслышав его трубу. Бегемот также известен своим пением. Он происходит из чина Престолов (отец Сюрен).
На миниатюре из французского апокалипсиса XV века Бегемот изображён едущим на Левиафане; дополнительное лицо, которое он имеет на груди, объясняется легендой из средневековых бестиариев о том, что Бегемот произошёл от расы существ, обитавших в Индии, которые имели голову на груди, но не имели её на плечах.
Роберт Шекли
«Битва» (1954): Бегемот — один из демонов, участвующих в последней
эсхатологической
битве («Астарот выкрикнул приказ, и Бегемот тяжело двинулся в атаку…»).
Роберт Силверберг
«Базилиус»: Бегемот — один из падших ангелов, воссозданных на компьютере («Они являются вместе: омерзительный Бегемот, дух хаоса и тьмы, и с ним —
Левиафан
, огромное чудовище морских пучин…»).
Ник Перумов
«Война Мага»: (В форме «бехимот»): «Дружина Дона на тяжелых
бехимотах
, одетых в пластинчатую костяную броню, медленно и неторопливо сотрёт с лица земли всё поселение…».
Джеймс Крюс
«Тим Талер, или Проданный смех»: «Он говорил о Вельзевуле, властителе ада, о демонах Форказе, Астароте и Бегемоте, о ведьмах и о чёрной магии, о знаменитом волшебнике докторе Фаусте, у которого одно время был слугой известный чёрт Мефистофель». Имя Бегемот также в романе носит директор Грандицци, один из приближённых барона Треча
(Астарота).
Мишель Турнье
«Лесной царь» (1970): «Однако он хотел знать, кто такой Бегемот и почему Эфраим присвоил ему это странное имя. — Я назвал тебя так из-за твоей силы, Конь Израиля, — ответил Эфраим. — Однажды Господь отвечал Иову из бури и сказал так: Вот Бегемот, которого я создал, как и тебя…».
Ярослав Ивашкевич «Мать Иоанна от ангелов» упоминается как один из восьми демонов, которыми одержима главная героиня.