Interested Article - Гнёздовская надпись
- 2020-10-04
- 1
Гнёздовская надпись — древнейшая известная древнерусская кириллическая надпись на глиняном кувшине (вторая четверть — середина X века ), найденном в одном из Гнёздовских курганов под Смоленском в 1949 году археологом Д. А. Авдусиным .
Обнаружение и публикация
Надпись обнаружена на глиняном кувшине ( корчаге , амфоре ) крымского производства, найденном в 1949 году при раскопке кургана № 13 в Лесной группе возле деревни Гнёздово под Смоленском (координаты кургана 54°46′50″ с. ш. 31°52′46″ в. д. ). Опубликована в 1950 году Д. А. Авдусиным и М. Н. Тихомировым .
Прочтения
Надпись выполнена кириллицей и состоит из одного слова спорного чтения. Известные варианты:
- гороушна , то есть « горчица » ( Д. А. Авдусин , П. Я. Черных ).
- гороухща — по мнению Авдусина, могло обозначать дорогие «пряности», например, перец.
- гороуща , то есть « горючее » ( Г. Ф. Корзухина , А. С. Львов ).
- гороуниа , то есть именительный падеж притяжательного прилагательного ( адъективация посессива в древнерусском): от славянского личного имени Горун ( Р. О. Якобсон , В. Кипарский , О. Н. Трубачёв ). (В современном русском языке аналогом данной словоформы может служить, к примеру, следующая: Горыныч — [горшок] Горыныча .)
По мнению О. Н. Трубачёва , кириллица древнего образца на корчаге из кургана № 13 свидетельствует о проникновении на Русь глаголицы из Среднего Подунавья ( Великой Моравии ) .
На основе сакральности обычая разбивать принадлежавший умершему сосуд при насыпке кургана, А. А. Медынцева считает, что на корчаге было написано имя похороненного в кургане № 13 воина-купца, ходившего « из варяг в греки » — Горун или Горунша .
Филолог Алексей Гиппиус считает, что на корчаге написано имя владельца «Горуня», форма имени владельца "Горун" в косвенном падеже, однако оговаривается, что гнёздовская надпись может быть не только славянской, но и греческой, а если корчага была захвачена или привезена из Причерноморья, то эта надпись может оказаться памятником не древнерусской, а болгарской эпиграфики .
См. также
Примечания
- ↑ / Пушкина Т. А. // Гермафродит — Григорьев [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 271. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8 .
- Нефедов В. С. от 16 февраля 2023 на Wayback Machine // Гнёздово. 125 лет исследования памятника. Труды ГИМ. Вып. 124. М., 2001. С. 65.
- Гнёздовская надпись — статья из Большой советской энциклопедии .
- Львов А. С. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
- Трубачёв О. Н. В поисках единства. М., 1992
- Седов В. В . Миграция славян из Дунайского региона. Историко-археологическое исследование // Славяне. М.: Языки славянской культуры, 2002.
- Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси: По памятникам эпиграфики X — 1-й пол. XIII в. М., 2000
- . Дата обращения: 13 сентября 2015. 7 сентября 2015 года.
Литература
- Авдусин Д. А. , Тихомиров М. Н. // Вестник Академии наук СССР . — 1950. — № 4.
- Авдусин Д. А. // Древние славяне и их соседи. Сборник к 60-летию со дня рождения П. Н. Третьякова . — М.: Наука , 1970. — С. 110—113.
- Корзухина Г. Ф. О гнездовской амфоре и ее надписи // Исследования по археологии СССР. Сборник статей в честь проф. М. И. Артамонова . — Л., 1961. — С. 226—230.
- Медынцева А. А. // Культура славян и Русь. — М., 1998.
- Нефёдов В. С. // Гнёздово. 125 лет исследования памятника. Труды ГИМ. Вып. 124. — М., 2001.
- 2020-10-04
- 1