Interested Article - Прилвицкие идолы

Фигурка бога Редегаста из прильвицкого клада, краеведческий музей Нойбранденбурга .

Прилвицкие идолы ( нем. Prillwitzer Idole ) — бронзовые статуэтки, выданные во второй половине XVIII века за вендских ( славянских ) идолов из храма в Ретре .

В современной науке считаются поддельными .

История обнаружения

7 февраля 1768 года газета «Hamburger Correspondent» сообщила, что открыто местоположение древней вендской святыни — города Ретра, в храме которого найдены бронзовые идолы. По рассказу их первооткрывателя, практикующего врача из Нойбранденбурга и одновременно коллекционера антиквариата Иоахима Яспара Йоганна Хемпеля (Joachim Jaspar Johann Hempel, 1707—1788), это открытие произошло следующим образом. В доме своей пациентки г-жи Шпонхольц (Sponholz) он заметил бронзовую фигуру хищного зверя. Её сын Якоб Эрнст (Jacob Ernst Sponholz, 1734—1809), работавший ювелиром, пояснил, что около 1690 года его дед, пастор в деревне Прилвиц (ныне входящей в коммуну Хоэнцириц ), при посадке груши в своем саду выкопал льва, а потом и другие бронзовые фигурки, заключенные в горшки. Хемпель выкупил эти фигурки у семейства Шпонхольцев и показал их своим друзьям, которые разглядели на них рунические надписи, в том числе и слово «Ретра». Так родилась гипотеза о том, что возле деревни Прильвиц ( нем. Prillwitz ) в 1690-х годах были найдены бронзовые фигурки богов и обрядовые предметы из Ретринского храма, покрытые в соответствии с описанием Титмара славянскими руническими письменами .

В 1770 году принц Карл Мекленбург-Стрелицкий , позднее великий герцог, заказал придворному художнику Даниэлю Вогену зарисовать эти находки, а придворному советнику и проповеднику (нем.) (Andreas Gottlieb Masch, 1724—1807) описать их; позднее последнему удалось приобрести для герцога фигурки из коллекции доктора Хемпля. Развернутое описание фигурок было издано Машем в 1771 году под названием «Сокровища Ретры». Новые зарисовки большего числа фигурок издал Ян Потоцкий . Первые публикации о прильвицких идолах были затем собраны Болем , на русский язык переведено сочинение Маша, содержащее многочисленные изображения идолов .

Но уже в 1770-х появились критические отзывы на эту находку, а в 1848 году И. И. Срезневский высказался весьма резко:

«Долго верили, а иные верят и теперь, в неподложность этих древностей; но, присматриваясь к ним, нельзя не отказаться от всякой возможности доказывать их подлинность; в числе изображений встречаются фигуры рыцарей и охотников, маркиз и маркизов, амуров и психей, к которым руны так же не идут, как и смысл рун и значение вещей к религии славян балтийских. Очевидно, что поддельщик воспользовался старыми дрязгами XVI—XVII века, исказил их, сколько считал нужным, кое-что кое-где поприделал и, сообразно с учеными искательствами того времени и своим понятиям, украсил рунами, смело надеясь на слабость знаний своих ценителей. Некоторые из вещей могли быть и действительно найдены; но, конечно, ни одной не найдено с рунами» .

Современное состояние фигурок

Ещё в XIX веке коллекция Хемпля была рассеяна по нескольким лужицким музеям. В 2005 году, в связи с вновь возникшим интересом к идолам, прошло несколько выставок, в том числе в Нойбранденбурга и Лужицком музее в Котбусе .

Список

По Андреасу Готтлибу Машу :

  • Жиеба
  • Жибог, Жиебог
  • Немиза
  • Подба
  • Перкунаст
  • Счвайкстикс
  • Зислбог
  • Зирнитра, Зир
  • Вотан
  • Бальдури
  • Ипабог — изображен с лучами и двумя рогами на голове и с орудиями для ловли зверей на спине. А. Маш, описавший в 1771 года этого идола, не нашёл каких-либо других упоминаний об этом боге .
  • Мисизла
  • Плуссо
  • Зойс

Примечания

  1. D. O. Shepping. . — Moskva: Terra, 1997. — 239 pages с. — ISBN 5-300-01545-8 , 978-5-300-01545-9.
  2. N. A. Mikhaĭlov, Н. А. Михайлов. . — Moskva, 2017. — 342 pages с. — ISBN 978-5-7576-0380-3 , 5-7576-0380-1.
  3. J. Potocki. . Hambourg, 1795
  4. Franz Boll. от 20 октября 2013 на Wayback Machine , от 20 октября 2013 на Wayback Machine // Jahrbücher des Vereins für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde. 1854.
  5. Маш А. Г. от 24 апреля 2008 на Wayback Machine . М., 2006. Пер. с немецкого А. А. Бычкова. — М.: ИЦ «СЛАВА!», 2006. — 352 с.
  6. Срезневский И. И. Древние письмена славянские // Журнал Министерства народного просвещения , СПб, 1848. Ч. LIX, отд. 2. С. 22.
  7. Rolf Voß: Die Schein-Heiligen von Prillwitz: Regionalmuseum Neubrandenburg zeigt spektakuläre Fälschungen aus dem 18. Jahrhundert. Das Museumsmagazin, 2005, 34-35. ( от 9 октября 2007 на Wayback Machine )
  8. от 17 июня 2015 на Wayback Machine , 2005 ( от 21 июля 2015 на Wayback Machine )
  9. .

Литература

  • (нем.) , (нем.) . Die gottesdienstlichen Alterthümer der Obotriten aus dem Tempel zu Rhetra am Tollenzer-See. Nach den Originalien auf das genaueste gemahlet, und in Kupferstichen, nebst Hrn. Andreas Gottlieb Maschens, Herzogl. Mecklenb. Strelitzischen Hofpredigers, Consistorial-Raths und Superintendentens Erläuterung derselben, herausgegeben von Daniel Wogen, Herzogl. Mecklenb. Strel. Hofmahler ( des Exemplars der August Bibliothekde ). — Rellstab, Berlin, 1771.
  • Rolf Voß: Die Schein-Heiligen von Prillwitz: Regionalmuseum Neubrandenburg zeigt spektakuläre Fälschungen aus dem 18. Jahrhundert. Das Museumsmagazin, 2005, 34-35. ( )
  • , 2005 ( )
Источник —

Same as Прилвицкие идолы