Interested Article - Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб
- 2020-10-14
- 1
Муха́ммад ибн Абд аль-Вахха́б аль-Муша́ррафи ат-Тами́ми ( араб. محمّد بن عبد الوهّاب المشرّفي التميمي ; 1703 , Уяйна — 22 июня 1792 , эд-Диръия ) — арабский теолог и основатель ваххабитского движения, салафитский проповедник , а также вместе с Мухаммадом ибн Саудом сыгравший одну из ключевых ролей в создании Саудовской Аравии и закрепления в новом государстве ваххабитского течения .
Биография
Ранние годы жизни
Его полное имя: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид аль-Мушаррафи ат-Тамими. Точная дата его рождения неизвестна, считается, что он родился в 1703 году в Неджде , в городе Уяйна . Принадлежал к семье потомственных богословов из племени Бану Тамим (отсюда и нисба «ат-Тамими»). Его дед, Сулейман ибн Мухаммад, был муфтием Неджда. Его отец Абд аль-Ваххаб был судьёй ( кади ) в Уяйне во время правления эмира Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Му‘аммара. Он обучал хадисоведению и мусульманскому праву (фикх) в мечетях города и оставил несколько произведений по ханбалитскому праву, которые частично сохранились . С раннего детства Мухаммад начал изучать исламское богословие, по распространённому тогда на Аравийском полуострове ханбалитскому мазхабу . В 12 лет он женился и отправился в паломничество в святые для мусульман города Мекку и Медину . Именно за время своего путешествия ат-Тамими познакомился с трудами таких богословов как Ахмад ибн Ханбаль и Ибн Таймия , взгляды которых во-многом оказали влияние на будущее идеологии Ибн Абд аль-Ваххаба и ваххабитского движения в целом .
В Медине он обучался у Абдуллаха ибн Ибрахима ибн Сайфа, который по словам самого Ибн Абд аль-Ваххаба, готовил какое-то «идеологическое оружие» для борьбы с верованиями жителей оазисов .
После обучения в Медине, Ибн Абд аль-Ваххаб перебрался в Басру , где по словам ряда исследователей, прожил пять лет. Именно там он начал свою проповедь об очищении ислама от новшеств и идолопоклонничества , а также написал свою знаменитую книгу Китаб ат-Таухид . Довольно смелые идеи по «очищению» ислама не встретили поддержки у жителей оазиса, в результате возникших разногласий он был изгнан из города и был вынужден какое-то время проживать в Эль-Хасе , пока не добрался до , куда позднее переехал и его отец, пользовавшийся некоторым авторитетом у местных жителей.
В 1740 году Абд аль-Ваххаб умер и, оказавшись без поддержки отца, Мухаммад ат-Тамими был вынужден снова бежать. Ибн Бишр пишет: «В Хураймиле жили абды, принадлежавшие одному из подразделений. Они были известны своим развратом. Ибн Абд аль-Ваххаб захотел обратить их в истинную религию. И решили тогда абды убить шейха» . В том же году он возвращается обратно в Уяйну .
После возвращения в Уяйну, Мухаммад ат-Тамими нашёл общий язык с местным эмиром Ибн Муаммаром и склонил последнего на свою сторону. С этого момента началось уничтожение местных святилищ и мавзолея местного святого, было введено наказание побиением камнями за прелюбодеяние , которое и стало последней каплей для местного «правителя» Сулеймана аль-Хумайди, в зависимости от которого был оазис . Не решившись расправиться с Ибн Абд аль-Ваххабом, Ибн Муаммар вынудил его бежать в оазис Эд-Диръия .
Согласно биографическому словарю «ас-Сахаб аль-Вабила» , в котором ваххабиты описываются в негативном ключе, отец Ибн Абд аль-Ваххаба раскритиковал сына за нежелание специализироваться в мусульманском праве и не согласился с его доктриной. Примерно так же, согласно Ибн Хумайду, к Мухаммаду ибн Абд аль-Ваххабу относился его родной брат — Сулейман, — который написал один из первых трактатов, опровергающих доктрину ваххабитов .
Встреча с Мухаммадом ибн Саудом. Эд-Диръийский эмират
Переселение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба в Эд-Диръия и знакомство с местным эмиром Мухаммадом ибн Саудом стали ключевым моментом в развитии как салафитского движения, так и истории Аравийского полуострова .
Мухаммад ибн Сауд ибн Мухаммад Аль Микрин ( араб. محمد بن سعود بن محمد آل مقرن , ок. 1710—1765) происходил из племени Аназа и только недавно, к моменту прибытия Ибн Абд аль-Ваххаба, стал эмиром Эд-Диръии. К тому времени это был бедный городок, жители которого и окрестностей довольно быстро поддержали идею «очищения ислама». Видя утопающих в роскоши османских чиновников и шейхов им импонировали речи проповедника, такие как пуританизм (разрешение носить изделия из золота и шёлка только женщинам , скромная отделка мечетей — чтобы не отвлекала верующих от молитвы и др.) и принцип единобожия , как и когда-то при пророке Мухаммаде , ставшего стержнем, вокруг которого начали собираться арабские племена, что позволило совершать набеги на соседние территории .
В 1744 году между Мухаммадом ибн Саудом и Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом был заключён союз. Именно эта дата считается основанием первого саудовского государства — Дирийского эмирата с одноимённой столицей .
Первое время Мухаммад ибн Сауд проводил свои набеги в союзе с Ибн Муаммаром, но взаимная подозрительность между эмирами, а также крайне сложные отношения эмира Уяйны с Ибн Абд аль-Ваххабом, привели в конечном счёте к открытому конфликту, и Усман ибн Муаммар был убит прямо во время пятничной молитвы . Через 10 лет эмират Уяйна полностью лишился независимости .
К 1755 году единственным серьёзным врагом в Центральном Неджде оставался эмир Эр-Рияда Даххам ибн Даввас, но и он вскоре был вынужден сдать город и бежать с большинством жителей.
В 1765 году Ибн Сауд умер и эмиром стал его сын Абд аль-Азиз. Основатель же ваххабизма скончался в 1792 году во время осады Эль-Хасы, когда сторонники нового течения вторглись уже в Восточную Аравию.
Семья
У Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба было шестеро сыновей , четверо из которых учились у отца и сами стали улемами — Хусейн , Абдуллах , Али , Ибрахим , двое сыновей, Абд аль-Азиз и Хасан, умерли в юности .
Союз Дома Саудитов и потомков Мухаммада ат-Тамими не завершился с кончиной проповедника, его потомки составили привилегированную прослойку в аравийском обществе, так называемую «Семью Шейха» — Аль аш-Шейх ( араб. آل الشيخ ) .
Предки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мухаммад
ибн Ахмад |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Али
ибн Мухаммад |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Сулейман
ибн Али |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Абд аль-Ваххаб
ибн Сулейман |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Ахмад
ибн Мухаммад ибн Бассам |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Фатима |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Мухаммад
ибн Абд аль-Ваххаб |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аззаз |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Мухаммад
ибн Аззаз |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
имя неизвестно |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба
Идеи Ибн Абд аль-Ваххаба не были новыми в мусульманском мире. Первыми салафитами (от араб. سلف — «предки, предшественники»), были такие теологи как Ахмад ибн Ханбаль и Ибн Таймия . Именно ханбалитский мазхаб оказал на Ибн Абд аль-Ваххаба наибольшее влияние . Главными принципами в учении были:
- Таухид — единобожие ( араб. توحيد ), поклонение и прошение только у Аллаха, а не у святых ( авлия ), недопустимость прошения около мавзолеев и т. д. Также восприятие атрибутов Аллаха только согласно Корану и сунне .
- Отказ от бид — нововведений, то есть всего того, чего не было в раннем исламе.
- Джихад — «борьба» за очищение религии.
Взгляды Ибн Абд аль-Ваххаба и его интерпретации исламских терминов были подвергнуты критике у современников и продолжают быть предметом осуждения в академических кругах .
Библиография
- Китаб ат-Таухид («Книга единобожия») — основной труд Ибн Абд аль-Ваххаба.
- Кашф аш-шубухат («Отведение сомнений») — работа, направленная против поклонения святым .
- Три основы и их доказательства .
Комментарии
- Весьма противоречивы даты путешествий Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба за пределы Аравийского полуострова, которые основаны на работах Д. Марголиуса, который, без должной критики, в своей работе «Ваххабизм» изложил сведения из рукописи неизвестного автора «Блеск метеора», хотя если сопоставить даже даты, то никак ат-Тамими не мог быть в Уяйне в 1740 году.
- Оазисы находились в зависимости от бедуинов, с другой стороны последние обеспечивали безопасность, например, торговых путей, за необходимый им прибавочный продукт. См. подр.: Крадин Н. Н. Империя Хунну
- Согласно сунне пророка Мухаммада мужчинам запрещалось носить золото.
Примечания
- Cheikh Mohammed Ibn Abd Al Wahab // (фр.) — 2007.
- Muhammad Ibn Abd al-Wahhab // (бук.) — 1978. — ISSN
- Muhammad ibn Abd al-Wahhab // (англ.) — 2010.
- ↑ ويكيبيديا العربية (араб.) — 2003.
- ↑ .
- , с. 531.
- .
- Джамал ад-Дин Зарабозо. . — С. 12—13. 23 августа 2014 года.
- Александр Андреев, Максим Андреев. Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши. — Наш современник, 2010.
- Карты местности, где происходят события можно посмотреть здесь: Джамал ад-Дин Зарабозо. . — С. 62—63. 23 августа 2014 года.
- Weismann Zachs. . — I.B.Tauris, 2005. — P. 88—89. — 233 p. — ISBN 9781850437574 .
- . AllMonarchs.net. Дата обращения: 28 апреля 2013. Архивировано из 29 октября 2013 года.
- Дж. Андерсон. Королевство Саудовская Аравия. — 1983. — С. 77.
- ↑ . = المدخل المفصل لمذهب الامام احمد. — С. 555.
- . Дата обращения: 28 апреля 2013. 30 апреля 2013 года.
- Н. Гольдштейн; У. Браун-Фостер. Религия и государство. — С. 118.
- Ермаков Д. В. Вероучение ханбалитов // Хрестоматия по исламу. — М. : Наука . — С. 135.
- Ahmad Moussalli. (англ.) . — 2009. — January. 23 июня 2014 года.
Литература
- / // Монголы — Наноматериалы [Электронный ресурс]. — 2012. — С. 531. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 21). — ISBN 978-5-85270-355-2 .
- // Васильев А. М. История Саудовской Аравии: 1745 г. — конец XX в. — М. , 2001.
- Васильев А. М. Пуритане ислама. М., 1967
- Реформы Мухаммада Ибн Абд Аль-Ваххаба и всемирный джихад = Wahhabi Islam: From Revival and Reform to Global Jihad. — М. : Ладомир , 2010. — 376 с. — ISBN 978-5-86218-482-2 .
- Стецкевич М. Мифы о «тоталитарных сектах» и «ваххабитах» в современной России: попытка анализа // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М. И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск №8. — СПб. : Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. — С. 300 .
- / Laoust, H. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by B. Lewis ; V. L. Ménage ; & Ch. Pellat . Assisted by C. Dumont, E. van Donzel and . — Leiden : E.J. Brill , 1986. — Vol. 3. (платн.)
- Valentine, S. R., «Force & Fanaticism: Wahhabism in Saudi Arabia and Beyond», Hurst & Co, London, 2015, ISBN 978-1-84904-464-6
Ссылки
- . Encyclopædia Britannica Online. Дата обращения: 24 мая 2017.
- . sultan.org. Дата обращения: 28 апреля 2013. 30 апреля 2013 года.
- Ханиф Джеймс Оливер. / Перевод: Алиева Нармина.
- 2020-10-14
- 1