Interested Article - Вуд, Генри

Сэр Генри Джозеф Вуд ( англ. Sir Henry Joseph Wood , 3 марта 1869 , Лондон 19 августа 1944 , Хитчин , Хертфордшир ) — британский дирижёр и общественный деятель, основатель Променадных концертов .

Биография

Генри Вуд родился в Лондоне в семье оптика, державшего магазин железнодорожных моделей . Отец будущего дирижёра пел в церковном хоре, а также играл на виолончели . Генри уже в 10 лет стал помощником органиста , а в 16 лет поступил в Королевскую академию музыки , где в течение двух лет учился пению у , а также игре на фортепиано , скрипке , органе, дирижированию и композиции. По завершении образования Вуд планировал работать аккомпаниатором, но занялся дирижированием, поступив в оперную компанию Карла Розы , в частности, в 1891 осуществив английскую премьеру оперы Чайковского « Евгений Онегин », а также премьеры опер Салливана «Айвенго» и «Лейб-гвардеец».

В 1893 Вуд был приглашён импресарио Куинс-холла руководить Променадными концертами, ежегодным летним фестивалем для широкой публики. 10 августа 1895 года состоялся первый концерт, на котором, помимо популярных оркестровых пьес, была исполнена увертюра Вагнера к опере « Риенци », хотя до того музыка Вагнера не была популярна в Великобритании. Тенденция совмещать популярные классические произведения с серьёзной музыкой и просветительскими премьерами проявлялась в Променадных концертах и в дальнейшем, так, Вуд осуществил английские премьеры многих произведений Римского-Корсакова , Чайковского, Прокофьева , Шостаковича , Сибелиуса , Дебюсси , Равеля , Яначека , Малера , Шёнберга . Генри Вудом были осуществлены мировые премьеры ряда произведений Фредерика Делиуса , Эдварда Элгара , Ральфа Воан-Уильямса , концерта для фортепиано с оркестром Бенджамина Бриттена и концерта для фортепиано с оркестром № 1 Сергея Рахманинова . Вуд стал также инициатором проведения Последней ночи Променадных концертов, в которую исполнялась патриотическая программа. В течение почти пятидесяти лет Вуд практически единолично дирижировал всеми концертами фестиваля, только в 1941 уступив часть выступлений и Адриану Боулту .

Значительной была и общественная деятельность Вуда. Так, в 1911 он стал инициатором введения женщин в оркестр, а также ввёл постоянную заработную плату для оркестрантов. Его борьба с системой заместителей, позволявшей любому оркестранту отказаться от участия в концерте в пользу заместителя и вынуждавшей держать двойной состав оркестра, привела к образованию в 1904 недовольными политикой Вуда Лондонского симфонического оркестра — первого постоянного оркестра Великобритании. С 1927 года Вуд достиг соглашения с Би-Би-Си о постоянной трансляции Променадных концертов по радио, и с 1930 года основным оркестром фестиваля стал Симфонический оркестр Би-би-си .

Бюст сэра Генри Вуда в Королевской академии музыки

Деятельность Вуда не исчерпывалась Променадными концертами. Он руководил целым рядом хоровых фестивалей в провинции и студенческими оркестрами. В 1905 к 100-летию Трафальгарской битвы Вудом была создана оркестровая Фантазия на британские морские песни , завершающаяся знаменитой песней Арна «Правь, Британия, морями!» и традиционно исполняющаяся на последнем концерте Променадного сезона. Другой композиторской работой Вуда стала оркестровка баховской Токкаты и фуги ре минор, исполненная им в 1929 как работа Павла Кленовского, молодого русского композитора. Розыгрыш был открыт только в 1934 году . Кроме того, Вудом был выполнен ещё ряд оркестровок. Также Генри Вуд был автором пособия «Элегантное искусство пения», написанного в молодости, и автобиографии «Моя музыкальная жизнь» ( англ. My Life of Music , 1938 ).

Первым браком Вуд был женат на русской, княжне Ольге Урусове. После её смерти Вуд женился вновь и имел двух дочерей. Заслуги Вуда были высоко оценены — в 1911 он был посвящён в рыцари, в 1921 удостоен золотой медали Королевского филармонического общества, в 1944 награждён орденом Кавалеров Почёта .

Вторая мировая война , в ходе которой немецкой бомбардировкой был в 1941 разрушен и заставившая Би-Би-Си отказаться от финансирования Променадных концертов, подкосила здоровье Вуда, хотя до последних дней он продолжал выступать. Генри Вуд умер в своём сельском доме за неделю до юбилейного пятидесятого финального концерта Променадов, и похоронен в церкви святого Сепулькра в Холборне, где начинал в качестве органиста и где в его память установлен витраж . В Глазго и Лондоне в честь Вуда названы концертные залы. В память Вуда в 1946 Уильямом Уолтоном на слова был сочинён хоровой гимн.

Дирижёрский стиль Вуда отличался элегантностью, вниманием к деталям и замыслу композитора, разнообразием приёмов, хотя и имел некоторую авторитарность. Репертуар его включал практически все основные произведения мировой симфонической музыки, в том числе многих современных ему композиторов. В Королевской академии музыки ему установлен бюст.

Литература

  • Cox, David. (неопр.) . — London: BBC, 1980. — ISBN 0563176970 .
  • Jacobs, Arthur. Henry J. Wood: maker of the Proms (неопр.) . — London: Methuen, 1994. — ISBN 0413693406 .
  • Orga, Ates. The Proms (неопр.) . — Newton Abbot, London: (англ.) , 1974. — ISBN 0715366799 .
  • Sadie, Stanley. Sir Henry (Joseph) Wood // The New Grove Dictionary of Music and Musicians (англ.) . — London: Macmillan, 1980. — P. vol. 20.
  • Wood, Henry J. (неопр.) . — London: Gollancz, 1938.

Примечания

  1. Sir Henry J. Wood // (англ.)
  2. Henry Joseph Wood // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,

Ссылки

Источник —

Same as Вуд, Генри