Interested Article - Отказник (эмиграция)

Демонстрация отказников в 1973 году у здания МИД
Для выезда из СССР недостаточно было получить въездную визу государства, в которое уезжаешь. Требовалось получить также выездную визу , которую выдавали не всем желающим

Отка́зники — неофициальный термин, в 1970 1980-х годах в СССР использовавшийся для обозначения советских граждан , получивших от властей отказ в разрешении на выезд из СССР .

История

С 1918 года советская власть ограничила въезд и выезд только специальными разрешениями (в 1922 году правила стали строже). В 1925 году выезд был практически запрещён, с 1934 года бегство за границу стало считаться изменой родине.

В 1960-е 1980-е годы в советском обществе желание человека законным путём эмигрировать из СССР уже не считалось преступлением, но рассматривалось властями как предательство по отношению к согражданам. Процесс подачи и рассмотрения заявлений на выезд сопровождался целым рядом бюрократических формальностей и проволо́чек, призванных максимально затруднить, а лучше — сделать невозможной массовую эмиграцию. До ратификации в 1973 году Международного пакта о гражданских и политических правах СССР вообще формально не признавал права на свободную эмиграцию, и выдача разрешений на выезд зависела только от позиции властей.

Эмиграционные настроения были особенно сильны среди советских евреев , но также и среди других национальных групп — советских немцев , греков , армян , а также религиозных групп, испытывавших на себе давление властей, — староверов , пятидесятников , баптистов , адвентистов , католиков .

Эмиграционные настроения среди евреев резко усилились после Шестидневной войны 1967 года и войны 1973 года , когда СССР полностью занял сторону арабов в их вооружённой борьбе против Государства Израиль и поддержал радикальные палестинские движения . Шестидневная война вызвала подъём национального сознания советских евреев. 10 июня 1968 года, через год после разрыва отношений с Израилем, в ЦК КПСС поступило совместное письмо руководства МИД СССР и КГБ СССР за подписями Громыко и Андропова с предложением разрешить советским евреям эмигрировать из страны. В конце 1960-х — начале 1970-х годов политика Советского Союза в отношении репатриации в Израиль смягчается, и в 1969—1975 годах в Израиль прибыло около 100 тысяч репатриантов из СССР.

В начале 1970-х годов, после Ленинградского самолётного дела (попытки захвата и угона за границу пассажирского самолёта), советские власти ослабили ограничения на эмиграцию из СССР для прочих групп желающих. При этом, многим, подававшим заявления о разрешении на выезд, власти отказывали. Их стали называть отказниками или, по-английски, рефьюзниками ( refusenik , от англ. to refuse — «отказывать»). До конца 1970-х годов самой распространенной причиной отказа в выезде был секретный характер работы подающего заявление или остающихся родственников (едва ли не каждый, работавший в каком бы то ни было НИИ , становился кандидатом в отказники). В начале 1980-х годов, после начала Афганской войны и ссылки А. Д. Сахарова , власти решили «закрыть» эмиграцию, и отказы стали получать огромное большинство подававших заявления в ОВИР на выезд. Если в 1979 году 51 333 человек получили выездные визы, то в 1982 году было получено 2688 виз, в 1983 году — 1315, а в 1984 году всего 896. Советские власти объявили, что нет больше семей, ожидающих воссоединения, хотя семьи многих отказников находились за границей .

В качестве причины для отказа указывались: служба в Советской Армии , секретный характер работы подающего заявление или остающихся родственников, материальные или иные возражения остающихся родственников, «несоответствие интересам советского государства».

Отказники часто подвергались преследованиям, например увольнениям с работы , а затем уголовному преследованию по статье за тунеядство .

В 1987 году, по мере либерализации советского режима, огромное большинство отказников получили разрешение на выезд, и к концу 1980-х годов это явление практически сошло на нет.

Борьба за право свободного выезда

В защиту отказников, и особенно « узников Сиона » (то есть арестованных отказников), развернулось значительное движение в США, Англии, Франции, Израиле и других странах:

  • В 1959 году создал в Израиле общество « », которым с 1968 года руководила Голда Елин .
  • В 1964 году Джейкоб Бирнбаум основал в США организацию « (англ.) » .
  • С 1969 года « Лига защиты евреев », созданная рабби Меиром Кахане , начала открытую борьбу за освобождение советского еврейства .
  • С 1968 года вступил в борьбу за освобождение советских евреев Майкл Шербурн, поддерживавший из своего офиса в Англии телефонный контакт с сотнями отказников .
  • В 1968 году и основали Южно-Калифорнийский совет в защиту советских евреев .
  • В 1970 году в Вашингтоне основано Объединение комитетов в защиту евреев в бывшем СССР , в состав которого вошли несколько местных организаций США.
  • В 1974 году в США была принята поправка Джексона — Вэника , предусматривавшая давление на СССР через запрет экспорта технологий, в том числе двойного назначения (гражданского и военного). Большую личную роль в реализации санкций против СССР сыграли президенты Картер и, особенно, Рейган .
Отказница Ида Нудель в аэропорту им. Бен-Гуриона , 1987 год

Явление исчезло после перестройки , распада СССР и принятия законов о свободе въезда-выезда из России.

19 декабря 2011 года в Израиле была утверждена специальная программа пенсионных компенсаций отказникам, боровшимся за права выезда евреев в Израиль .

В произведениях искусства

В литературе
  • «Герберт и Нелли» — первые две части трилогии Давида Шраера-Петрова
  • В отказе. Сборник / Сост. В. Лазарис (Библиотека-Алия. Вып. 113). Иерусалим, 1986.
В кинематографе

См. также

Примечания

  1. Мартин Гилберт . . — США: Fairleigh Dickinson University Press, 1989. — С. —228. — ISBN 0-8386-3333-1 .
  2. . Дата обращения: 18 марта 2009. Архивировано из 2 мая 2015 года.
  3. Йоси Кляйн Галеви. . Ассоциация «Запомним и сохраним» (2004). Дата обращения: 12 июля 2011. 7 июня 2012 года.
  4. Libby Kahane. Rabbi Meir Kahane. His Life and Thought (англ.) . — Jerusalem: The Institute for the Publication of the Writings of Meir Kahane, 2008. — Т. 1. — ISBN 965-524-008-8 .
  5. Юлий Кошаровский . Очерки по истории сионистского движения в Советском Союзе. — Израиль: Иерусалим, 2007. — Т. 1. — ISBN 965-910-30-18 .
    См. также: Юлий Кошаровский. . Юлий Кошаровский — Семейный сайт. Дата обращения: 12 августа 2011. Архивировано из 29 февраля 2012 года.
  6. Владимир Матлин. Статья «Воинственная доброта Сая Фрумкина» в сборнике «Евреи из России в Америке» / под редакцией Эрнста Зальцберга. — Иерусалим, Торонто, Санкт-Петербург: НИ центр Русское еврейство в Зарубежье, 2007. — Т. 15. — С. 303—313. — ISBN 978-5-7331-0358-7 .
  7. . zman.com. Дата обращения: 19 декабря 2011. 29 февраля 2012 года.

Литература

  • Altshuler Mordechai. // Soviet Jewish Affairs. — 1988. — Март ( т. 18 , № 1 ). — С. 3—15 . — ISSN . — doi : . [ ]

Ссылки

  • Владимир Кремер. . — ©« Заметки по еврейской истории », март 2012 года. — Т. №3(150) .
  • Максим Д. Шраер. Бегство. Документальный роман. Перевод Веры Полищук и автора. М.: «Три квадрата», 2019.
  • . soviet-jews-exodus.com: Ассоциация «Запомним и сохраним» - Центр документации еврейского национального движения в Советском Союзе. Дата обращения: 21 декабря 2012.
Источник —

Same as Отказник (эмиграция)