Глеб Александрович Рар
(
3 октября
1922
,
Москва
,
РСФСР
—
3 марта
2006
,
Фрайзинг
,
Германия
) — русский зарубежный журналист, церковный историк, церковный и общественный деятель, член
Народно-трудового союза
, долголетний председатель
Свято-Князь-Владимирского братства
.
Брат публициста
Льва Рара
, двоюродный брат священника
Кирилла Фотиева
, племянник хирурга
Сергея Юдина
и участника
Белого движения
полковника
Владимира Рара
, зять участника Белого движения и деятеля русской эмиграции капитана
Василия Орехова
, отец политолога
Александра Рара
.
Биография
Глеб Александрович Рар происходил из
купеческой
семьи, относящейся к сословию
Потомственных почётных граждан
Российской империи
.
Его дед
Александр Фёдорович Рар
(1849—1912) был директором московского филиала страхового общества «Россия», которому принадлежало здание на Лубянке № 2 — будущее
Здание органов госбезопасности на Лубянке
.
Его отец
Александр Александрович Рар
(1885—1952) в
Первую мировую войну
в звании
поручика
в III Гренадерской артиллерийской бригаде воевал на Галицийском фронте.
Октябрьская революция
застала его в лазарете, после чего он, как офицер, был интернирован в первом московском
концлагере
в
Андрониковом монастыре
. После смерти его первой жены
Елизаветы Львовны Готье-Дюфайе
(1890—1920) женился на
Наталье Сергеевне Юдиной
(1897—1980), матери Г. А. Рара. Её брат
Сергей Сергеевич Юдин
(1891—1954) был известным советским
хирургом
, удостоенным многих почётных званий и наград.
Двоюродный брат А. А. Рара,
полковник
Владимир Фёдорович Рар
(1880—1919), в
октябрьских боях
1917 года
за Москву руководил обороной казарм кадетского корпуса в
Лефортово
, затем участвовал в защите Кремля, а позже как заместитель светлейшего князя
А. П. Ливена
сражался с большевиками в Прибалтике.
Поскольку предки Раров происходили с острова
Эзель
(ныне —
Сааремаа
), семья в
1924 году
была выселена в ставшую после революции независимой
Эстонию
как «
классовый враг
», но уже скоро переселилась в
Лиепаю
(ранее —
Либава
) в
Латвии
. Здесь Г. А. Рар закончил немецкую гимназию. После
присоединение Латвии к СССР
в
1940 году
Рарам благодаря немецкой фамилии в
1941 году
на основании германо-советского договора о переселении балтийских немцев на одном из последних немецких кораблей удалось выехать в
Германию
, где они отказались получать германское
гражданство
и быстро влились в жизнь старой русской
эмиграции
.
С
1942 года
Г. А. Рар учился на архитектурном факультете в
Бреслау
(ныне —
Вроцлав
), где участвовал в создании православной общины. В то время он вступил в Национально-трудовой союз (НТС) (ныне —
Народно-трудовой союз российских солидаристов
). Созданная молодым поколением
белоэмигрантов
в
1930 году
в
Белграде
, эта организация во время войны Германии с Советским Союзом поддерживала
Русское Освободительное движение
. Одним из адъютантов генерала А. А. Власова был брат Глеба Александровича,
Л. А. Рар
[
источник не указан 1103 дня
]
. В целях прекращения влияния НТС на
Русское Освободительное движение
германские власти в июне
1944 года
арестовали целый ряд членов НТС, в том числе и Г. А. Рара, который сперва был заключён в тюрьме
Гестапо
в
Бреслау
, где ему вместе с Г. Полошкиным-Позе удалось на обрывках конвертов, которые клеили заключённые, изготовить два номера рукописного журнала «Набат за решёткой»
. Затем Г. А. Рар находился в заключении в
концлагерях
Гросс-Розен
,
Заксенxаузен
,
Шлибен
,
Бухенвальд
,
Лангензальца
и
Дахау
. Здесь он был освобождён американскими войсками
29 апреля
1945 года
.
После войны Рары оказались сперва в лагере
перемещённых лиц
в
под
Касселем
, затем поселились в
Гамбурге
, где Г. А. Рар закончил архитектурный факультет университета, активно участвовал в церковной жизни и работал секретарём
епископа
Нафанаила (Львова)
, епископа
Русской Зарубежной Церкви
в
Британской зоне оккупации Германии
.
Журналистская деятельность
С конца
1947 года
Г. А. Рар работал в эмигрантском издательстве «
Посев
» во
Франкфурте-на-Майне
. В 1949—1950 годах он с семьёй находился во
Французском Марокко
, где работал в архитектурном бюро, участвовал в становлении
прихода
РПЦЗ в
Касабланке
, состоял членом
скаутского движения
, одновременно являясь начальником Африканского Отдела
Организации российских юных разведчиков
(
ОРЮР
).
С 1950 года Г. А. Рар работал на НТС в Германии. Из
Западного Берлина
пытался распространять антикоммунистическую пропаганду в Советской Зоне Германии. Он участвовал в Конференциях Четырёх Держав в 1954 году в
Берлине
и
Женеве
, а также на III Конгрессе «Межамериканской Конфедерации по защите континента» в 1957 году в
Лиме
.
6 октября 1957 года Г. А. Рар в
Брюсселе
женился на
Софье Васильевне Ореховой
(31 мая 1932 — 29 декабря 2019), дочери капитана
Василия Васильевича Орехова
(1896—1990), участника
Первой мировой войны
и
Белого Движения
, деятеля
Русского Обще-воинского Союза
(
РОВС
), одного из основателей Русского Национального Объединения (РНО) и издателя журнала «
Часовой
» (органа связи русских офицеров в Зарубежье).
С 1957 по 1960 годы работал на радиостанции «Свободная Россия» на Формозе (
Тайване
), с 1960 по 1963 годы в
Токио
руководил русскоязычными передачами японского радио и Дальневосточным отделом американского «
Университета Мэриленда
». С 1963 по 1974 годы работал в издательстве «Посев» во Франкфурте, состоял в редакционной коллегии журнала «Посев» и в Совете НТС.
В 1972 году Г. А. Рар вместе с И. И. Агрузовым участвовал в создании Международного Общества Прав Человека (МОПЧ) во Франкфурте, заступавшегося за политических заключенных в Советском Союзе
.
С 1974 по 1995 годы Глеб Александрович работал на
радио «Свобода»
в Мюнхене, где вёл религиозные передачи, а также программы «Балтийский маяк», «Россия вчера, сегодня, завтра» и «Не хлебом единым». Для многих людей в Советском Союзе его религиозные передачи в годы
холодной войны
были единственной возможностью получать достоверную информацию о положении Русской православной церкви
.
Церковная деятельность
Помимо обширной журналистской деятельности
иподиакон
Глеб Рар был и известным церковным деятелем. В 1967—1968 годах он в качестве члена строительного комитета принимал самое активное участие в строительстве православного Свято-Николаевского храма во Франкфурте-на-Майне. В частности, Г. А. Рар тогда взял на себя заказ колоколов и лично в старинном заводе в
Саарбурге
заботился обо всех подробностях. Надписи и кресты на колоколах были отлиты по его чертежам. По ним же было изготовлено и
паникадило
храма.
Рар долгие годы состоял в Епархиальном Совете
Германской епархии
Русской православной церкви Заграницей (
РПЦЗ
), в приходских советах во Франкфурте и
Мюнхене
, был одним из важнейших деятелей «Православного Дела», служащего распространению веры в
СССР
, являлся одним из основателей всемирно известного швейцарского института «Вера во Втором Мире» (Glaube in der 2. Welt).
Иподиакон
Глеб Рар участвовал в
РПЦЗ в 1974 году в
Нью-Йорке
, где выступил с докладом о положении церкви в СССР. С такими докладами он неоднократно выступал по всему миру, кульминацией чего стали его выступления в празднование
Тысячелетия Крещения Руси
в 1988 году (в
Германии
,
Франции
,
Бельгии
,
Италии
,
Испании
,
США
и
Австралии
).
С 1983 года Г. А. Рар был председателем
Свято-Князь-Владимирского Братства
— самого старого русского общества в Германии, основанного в 1888 году при российском посольстве в Берлине для оказания помощи нуждающимся православным людям и для сооружения и содержания русских храмов в Германии. Когда Братство в 1995 году было вынуждено закрыть свой домовой храм в
Гамбурге
, Г. А. Рар по просьбе руководства Русской православной церкви передал хранившийся там «Мемельский иконостас», служивший некогда русской армии в
Семилетнюю войну
в Пруссии, в Россию.
Иконостас
был отреставрирован
Российским Фондом Культуры
и установлен в храме «Нерукотворного Спаса» при новосооружённом
соборе Христа Спасителя
в
Калининграде
, посвящённом, по предложению Глеба Рара, всем русским воинам, погибшим в Семилетнюю, Наполеоновскую, Первую мировую и Вторую мировую войны на территории нынешнего
Балтийского края
.
Г. А. Рар старался расширить поле деятельности Братства и восстановить его
благотворительную
и издательскую деятельность. С марта 1996 года по сентябрь 2002 года он выпустил семнадцать номеров «
Братского Вестника
», посвящённого жизни и деятельности Братства, но и положению Православной Церкви и историческим темам. Также он издавал «
Сообщения средств массовой информации о церковной, общественной и политической жизни в России и за рубежом
». В 1996 году Рар поддержал создание Балтийской епархией РПЦ школы-интерната для детей-беспризорников в городе
Немане
Калининградской области.
После падения советской власти Г. А. Рар ратовал за воссоединение РПЦЗ с РПЦ. В 1990 году он энергично выступал против создания приходов РПЦЗ на территории самой России. В августе 1991 года Глеб Александрович участвовал в Конгрессе Соотечественников в Москве, где был принят Святейшим Патриархом
Алексием II
, который через него обратился к иерархии РПЦЗ с предложением о воссоединении. На территории бывшего концлагеря
Дахау
при поддержке бывшего узника в 1994 году была построена православная часовня Воскресения Христова в память православных жертв
национал-социализма
, что послужило началом основания прихода Московской Патриархии в
Мюнхене
.
За его обширную деятельность Г. А. Рар был удостоен ряда почётных и благодарственных грамот Русской Церкви на родине и за рубежом, в частности, в 2004 г. от Святейшего Патриарха Алексия II.
По личному указанию президента Российской Федерации
В. В. Путина
Глеб Александрович Рар с супругой в 2001 году получили российское
гражданство
. Старческие недомогания и болезни, однако, воспрепятствовали их возвращению в Россию.
Глеб Александрович Рар скончался 3 марта 2006 года в возрасте 83 лет во
Фрайзинге
и 11 марта 2006 года на
русском кладбище в Берлине
состоялось его отпевание и захоронение, которое совершили архиепископ Берлинский
Феофан (Галинский)
, епископ Клинский
Лонгин (Талыпин)
и множество связенников
.
Митрополит Минский и Слуцкий
Филарет (Вахромеев)
, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, жизнь и творчество Г. А. Рара оценил следующими словами:
Господь призвал в обители праведных этого героя веры, неустанного деятеля нивы отечественной истории и культуры, защитника национального достоинства и гражданской чести, истинного сына российской интеллигенции. Расставаясь до времени с выдающимися представителями самого многострадального поколения наших соотечественников, среди которых Глеб Александрович занимает особое место, мы вновь и вновь вспоминаем то горнило исторических испытаний, в котором Господь закалял Своих верных служителей, дабы они стали, по слову Откровения, как «золото, огнём очищенное» (Откр.3:18). Таким духовным золотом, таким сокровищем русской и европейской истории был и вовеки пребудет Глеб Александрович Рар, в чьей личной судьбе отразилась многосложная история времени, в котором он совершал свой жизненный подвиг.
(Из послания, зачитанного на отпевании Г. А. Рара).
Семья
Г. А. и С. В. Рар воспитали шестерых детей. Сам Г. А. Рар однажды с удовлетворением отметил, что каждый из его детей увлёкся одной из его сфер интересов:
-
Александр
(род.
1959
) выбрал политику, став политическим обозревателем
;
-
Ксения
(род.
1960
) выбрала церковную музыку, управляет церковным хором в мюнхенском приходе, где служит её муж протоиерей Николай Забелич, и устраивает благотворительные концерты
;
-
Всеволод
(род.
1962
) стал журналистом и живёт в Англии;
-
Протоиерей Михаил
(род.
1963
) служит священником в
Берлине
и
Веймаре
и исполняет должность заведующего канцелярией Берлинской епархии РПЦ
;
-
Димитрий
(род.
1964
) увлёкся историей и географией, работает переводчиком и ныне, после своего отца, возглавляет
Свято-Князь-Владимирское братство
;
-
Ирина
(род.
1966
) занимается общественной деятельностью, в частности, работой с молодёжью.
Сочинения
Книги, брошюры, журналы
-
«Набат за решёткой». № 1-2, подпольный рукописный журнал, изготовленный в заключении в тюрьме Гестапо в Бреславле в 1944 г.
-
Елена и Глеб Рар.
«Живая Азбука». Детский букварь.
Унслебен, июль 1945 г.
-
Издательство «Посев». Франкфурт 1954 г.
-
Die Russische Orthodoxe Kirche im Ausland : ihr III. Gesamtkonzil in Jordanville/New York 1974
(«Русская православная церковь за границей: Её Всезарубежный Собор в Джорданвилле в Нью-Йорке в 1974 году») (нем.). Журнал «Glaube in der 2. Welt». Цюрих 1974 г.
-
«Die Russische Kirche in Bad Kissingen» («Русская церковь в Бад-Киссингене») (нем.). Изд-во «Посев». Франкфурт 1984 г.
-
«Klöster, Starzen und Ikonen: 1000 Jahre russ.-orthodoxe Kirche» («Монастыри, старцы и иконы: 1 000 лет Русской православной церкви») (нем.). Мёрс 1988 г.
-
«Hundert Jahre Russische Kirche Bad Kissingen» («Сто лет русской церкви в Бад-Киссингене») (нем.). Издательство «Финк». Линденберг 1999 г.
-
«Братский Вестник». № 1-17. Бад-Киссинген 1996—2002 гг.
-
«Сообщения средств массовой информации о церковной, общественной и политической жизни в России и за рубежом». Халлбергмоос 1996—2006 гг.
-
«…И будет наше поколенье давать истории отчёт. Воспоминания». Издательство «Русский Путь». Москва 2011 г.
ISBN 978-5-85887-382-2
.
Радиопередачи
Из серии «Не хлебом единым»:
-
К церковным праздникам: Рождество (1982)
-
К церковным праздникам: Рождественский канон (1982)
-
К церковным праздникам: Пасха (1984)
-
К церковным праздникам: Стратная Седьмица (апрель-май 1986)
-
К церковным праздникам: Пасха (1992)
-
К церковным праздникам: Пасха (1993)
-
Церковные понятия: Симфония (1993)
-
Церковные понятия: Схизма и раскол (1993)
-
К церковным праздникам: Слово в неделю о слепорождённом (14.11.1993)
-
Церковные понятия: Анафема (1994)
-
Церковные понятия: Об экуменизме (1994)
Из серии «Россия христианская — тысячелетие второе»:
-
Три проекта закона о свободе вероисповедания. 31.03.1989
-
Стратегия разделений. 19.02.1990
-
Религиозное законодательство СССР и РСФСР. 01.12.1990
-
Государство — враг рода человеческого? 01.12.1990
-
Дай Бог России найти дорогу к свету. 01.12.1990
-
Раскол? Уберём камни преткновения. 10.11.1990
-
Империя. Монархия сегодня? 08.12.1990
-
Церковь и сильные мира сего. 1991 (несколько серий)
-
Воссоединение? Постановление патриарха Тихона. 30.03.1991
-
Собор решит. 30.03.1991
-
Навстречу Собору. 30.03.1991
-
Основательно подготовленный Собор. 06.04.1991
-
«Отец своих сирот». Не уйдёшь ты от суда земного, как не уйдёшь от Божьего суда. 26.04.1991
-
Обращение патриарха к молодёжи. 13.07.1991
-
Открытое письмо патриарха участникам Конгресса соотечественников. 13.07.1991
-
Патриарх и Зарубежье. 13.07.1991
-
Слишком активна или пассивна русская церковь? 06.09.1991
-
Год освобождения. Как сохранилась святыня. 13.09.1991
-
После драки кулаками не машут. 28.09.1991
-
Конфликт, которого не было. 04.10.1991
-
Восстановление единства, задача, поставленная св. Тихоном. 12.10.1991
-
Сергианство — что это такое? О декларации митрополита Сергия. 19.10.1991
-
Что такое патриархаты. Как блюсти соборность. 26.10.1991
-
О монархии, но давайте серьёзно. 06.10.1994
Из серии «Религия в современном мире»:
-
Самый ненужный из всех расколов. 28.10.1991
-
Мормоны. Осень 1995
-
Новоапостольская церковь. Осень 1995
-
Секты в Германии. Осень 1995
-
Скиентология и универсальная жизнь. Осень 1995
-
Церковь и секты. Осень 1995
-
Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Осень 1995
Из серии «Партнёр — Германия»:
-
Союзный договор: надуманно, нежизненно, громоздко. 15.12.1990
-
Мина замедленного действия, положенная под межнациональные отношения конституцией 1918 года и союзным договором 1922 года: Депортация армии. 1991
-
Мина замедленного действия, положенная под межнациональные отношения конституцией 1918 года и союзным договором 1922 года: Объединённые родиной, честью, врагом. 1991
-
Мина замедленного действия, положенная под межнациональные отношения конституцией 1918 года и союзным договором 1922 года: Основы строительства новой армии. 1991
-
Мина замедленного действия, положенная под межнациональные отношения конституцией 1918 года и союзным договором 1922 года: Армия — семья? 1991
-
Дахау. Воспоминания (1945 г.). 1993
-
Бисмарк и Дурново. 1993
-
И прочие передачи на радио «Свобода», Мюнхен 1974—1995 гг.
-
Передачи на радио «Свободная Россия», Тайбэй 1957—1959 гг.
-
Передачи на Японском радио, Токио 1959—1963 гг.
Статьи
-
Первые православные японцы
; «Грани» № 5, Франкфурт 1960
-
Коммунизм наткнулся на вечное: христианство и коммунизм в современной России
. Японская брошюра, Токио 1960
-
Russische Kirchen in Deutschland
(Русские церкви в Германии) (нем.), «Der Europaeische Osten» № 143, Мюнхен 1967
-
Сколько православных в России
. «Посев», Франкфурт 1973
-
Топонимика коммунизма
, «Посев», апрель 1973
-
Сколько в России православных храмов
. «Посев», Франкфурт 1974
-
Наша церковь сегодня. Доклад на Епархиальном съезде. 22 сентября 1981
// «Вестник Германской Епархии Русской Православной Церкви заграницей». Мюнхен. — 1981. — № 3. — С. 14-18
-
Живое наследие великой России: Братство святого Владимира
// Русское Возрождение, № 24, Нью-Йорк 1983
-
Двух Русских Церквей быть не может
// «Посев». — 1991. — № 5. — С. 82-91
-
С чем я возвращаюсь
, 1992
-
Большая Балтия
; «Западная Россия», Калининград 1992
-
На расстоянии голоса
. «Иностранец» № 10, Москва 1993
-
Мои Берлины
. «Европацентр», Мюнхен 1993
-
Свободу совести бессовестным?
«Час Пик», СПб 1994
-
С любовью и болью. Что может дать старая эмиграция новой России?
// «Голос», Москва 21.03.1994
-
Теперь Прибалтика показывает как не надо делать
// «Завтра» № 15, Москва 1994
-
Балтийские раздумья. Рубеж Трувора
// «Час Пик», СПб. июль 1994
-
Вина за раскол в церкви не смывается и мученической кровью
// «Час Пик», СПб 01.09.1994
-
Вина за раскол внутри православия лежит на Зарубежной Церкви
// «Час Пик», СПб 14.09.1994
-
Русская Зарубежная Церковь: история и причины возникновения
// «Независимая Газета», Москва 13.10.1994
-
Балтийские раздумья. Двуязычие
// «Час Пик», СПб. 1994
-
Сфера равноправия
// «Голос», Москва 1994
-
О монархии, но давайте серьёзно
// «Час Пик», СПб. 09.11.1994
-
Россия и Германия: Волга и Рейн. Русские церкви в Германии
// «Европацентр», Мюнхен 1996
-
Русские церкви в Германии
// «Независимая Газета», Москва 1997
-
На пути к единой русской церкви
// «Православный Дневник», Нью-Йорк, январь 1997
-
Бодр ум, сердце трезвящися (о прославлении царственных страстотерпцев)
// Независимая Газета, Москва 29.05.1997
-
Что за иллюзия: Зарубежная Церковь
// «Калининградская Правда», ноябрь 1997
-
Где искать «синюю шкатулку»? // Журнал Московской Патриархии, 1998. — № 10. — C. 62-67.
-
К вопросу о зарождении Зарубежной Церкви
// «Независимая Газета», Москва 30.11.2000
-
У Карловацкой церкви будущего нет
// «Независимая Газета», Москва 04.12.2002
-
Церковь белой эмиграции
// «Татьянин день». Студенческая православная газета МГУ. — 2003. — № 1 (50) — С. 20
Интервью
-
О положении русской церкви
. «Единение», Мельбурн 1986
-
О русском европейце
. «Радио Евроскоп», 1995
-
Церковь русская
. «Ступени» № 3, Минск 2002
Доклады
-
Православие и русская культура и государственность
(I—II). Съезд Национальной Организации Витязей (НОВ), Дампьер, Франция, 28.10.1972
-
Ueber die Kirche in Russland
(О Церкви в России) (нем.), Симпозиум «Веры во Втором Мире», Мюнхен 26.04.1979
-
Wann wurde Russland christlich? Zur Lage der Forschung ueber den Zeitpunkt der Taufe
. (Когда Русь стала христианской? К состоянию исследования даты Крещения.) (нем.), Мюнхен 09.10.1987
-
Дело и завет св. Князя Владимира
; Мюнхен (Германия) 1987 и на Зарубежном Съезде молодёжи в Натуа (Бельгия) 1988
-
Tausend Jahre Kirche Russlands: ein umstrittenes Datum
(Тысяче лет церкви на Руси: спорная дата) (нем.), Мюнхен 11.1.1988
-
Вюртемберг и Россия: к 200-летию со дня рождения Великой Княгини Екатерины Павловны, Королевы Вюртембергской
, Штутгарт 10.05.1988
-
Unser Millenium: die Russische Kirche und Bad Kissingen
(Наше Тысячелетие: Русская церковь и Бад-Киссинген) (нем.), Мюнхен 31.5.1988, Бад-Киссинген 10.06.1988
-
Тысячелетие Крещения Руси
, Франкфурт 11.07.1988
-
Russische Kirche und Sowjetstaat
(Русская церковь и советское государство) (нем.), Франкфурт 10.7.1988, Баден-Баден 17.09.1988
-
Прибалтика: развал империи? Перестройка в рамках существующего строя и идеологии, или выход на качественно новые рубежи?
, Зарубежный съезд молодёжи, Натуа, Бельгия, 04.-07.05.1989
-
Каким быть закону о свободе совести?
Зарубежный съезд молодёжи, Натуа, Бельгия, 04.-07.05.1989
-
Русский национализм или русское национальное сознание?
, Зарубежный съезд молодёжи, Натуа, Бельгия, 04.-07.05.1989
-
Russische Kirche im Jahr nach dem Millenium: Perestrojka oder Stagnation?
(Русская церковь в год после Тысячелетия: перестройка или застой?) (нем.), Баден-Баден 28.09.1989
-
Церковь и пути России
. Всезарубежный съезд молодёжи, Натуа, Бельгия, 28.04.1990
-
Die russischen Baederkirchen in Deutschland
(русские церкви в курортных городах Германии) (нем.), Бад-Гомбург 24.01.1990
-
Россия и мир сего
дня. Выступление на 1-м Конгрессе Соотечественников, Москва, август 1991
-
Возвращение России в Европу
. Выступление перед Российским политическим клубом, Москва, окт. 1991
-
Ещё раз о русской государственности
. Выступление на III Всемирном Народном Соборе, Москва 04.-06.12.1995
-
Москва — Третий Рим
. Зарубежный съезд молодёжи, Куррьер, Бельгия, 1997
-
Цели и задачи Братства св. Владимира
. Бад-Киссинген 21.06.1997
-
Прославление новомучеников: два подхода
. Зарубежный съезд молодёжи, Курьер,Бельгия,01.-03.05.1998
-
Русская православная церковь в Германии в 1933—1945 годы
. Дрезден 05.06.1999
-
О положении Русской Православной Церкви
, Иоганнесбург (ЮАР) 2000
-
Hundert Jahre russische Kirche Bad Kissingen
(Сто лет русской церкви в Бад-Киссингене) (нем.), Бад-Киссинген 14.07.2001
-
Серия докладов об истории Русской Церкви в XX веке
. Минск, 28.10.- 03.11.2001
-
Цели и задачи Братства св. Владимира
. Бад-Киссинген 19.07.2003
Литература
-
А. П. Столыпин: «На службе России. Очерки по истории НТС»
. Изд-во «Посев», Франкфурт 1986.
ISBN 3-7912-2010-1
-
А. П. Столыпин (A. Stolypine): «De l’Empire a l’Exil»
. Изд-во Albin Michel, Париж 1996.
ISBN 978-2-226-07979-4
-
Е. Р. Романов: «В борьбе за Россию. Воспоминания»
, «Голос», Москва 1999.
ISBN 5-7117-0402-8
-
«Братский Вестник»
, № 21, Бад-Киссинген 2006
-
«Посев»
№ 4/2006, Москва 2006
-
«За Россию». Вестник внутренней жизни Народно-Трудового Союза
. № 40 (372), Москва 2006
-
«Menschenrechte»
(Права человека; журнал «МОПЧ») (нем.) № 1/2006, Франкфурт 2006
-
«Судьбы поколения 1920—1930-х годов в эмиграции»
. Русский Путь, Москва 2006.
ISBN 5-85887-253-0
-
Антуан Нивьер
:
«Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе 1920—1995»
. «Русский Путь», Москва 2007.
ISBN 978-5-85887-206-1
-
Р. В. Полчанинов:
«Молодёжь русского зарубежья»
. Посев, Москва 2009.
ISBN 978-5-85824-189-8
-
Т. Лукина:
«Русский Мюнхен»
. Изд-во «Мир», Мюнхен 2010.
ISBN 978-3-9805300-9-5
Документальный фильм
-
Юлиан Панич
: «
Дорога домой
». Документальный фильм о русских эмигрантах в Мюнхене. Мюнхен, 1992
Примечания
-
«
Прибыв в Германию, я отказался от предложения принять германское гражданство, сделался лицом без гражданства и зарегистрировался в бюро русских эмигрантов (Russische Vertrauensstelle)
». Цитата из: Русская Германия онлайн, № 44/2000. Глеб Рар: «Любовь к России — в моих генах».
-
«Посев», № 4/2006. Москва 2006
-
«Menschenrechte» № 1/2006, Франкфурт 2006
-
Г. А. Рар — православный голос «Радио Свобода». Глава из книги «Русский Мюнхен», изд-во Мир. Мюнхен 2010 г. Стр. 226
-
Александр Клюндер.
(неопр.)
. pogost-tegel.info. Дата обращения: 11 сентября 2017.
12 сентября 2017 года.
-
Отчётный доклад Правления Свято-Князь-Владимирского братства за 2006 год, представленный Общему собранию братства 10/23 июня 2007 года //
от 3 марта 2016 на
Wayback Machine
№ 22, 2006—2007
-
-
(неопр.)
. Дата обращения: 17 марта 2010.
1 июля 2016 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 17 марта 2010.
1 июля 2016 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 17 марта 2010.
1 июля 2016 года.
Ссылки