Interested Article - Эклектическое неоязычество
- 2020-06-28
- 2
Эклектическое неоязычество , эклектизм ( англ. eclecticism ), эклектическое язычество , реже универсалистское , внеконфессиональное неоязычество ( англ. Universalist, Non-denominational Paganism ) — синкретическое неоязычество , совокупность неоязыческих движений, которые свободно смешивают язычество с элементами других религий и философий , традиции разных регионов, народов и эпох , рассматривают язычество прошлого в основном лишь как источник вдохновения для собственного духовного поиска и сближаются с культурой нью-эйдж .
В книге «Handbook of New Age» Мелисса Харрингтон пишет, что «эклектические язычники не следуют какому-либо конкретному язычеству, но языческому религиозному пути, который включает в себя всеобъемлющий языческий дух почитания древних богов, включённость в магическое мировоззрение, надзор и заботу о Земле, и „
“» .Отличается от политеистического реконструкционизма ( reconstructionism ), ставящего своей целью реконструкцию политеистических (дохристианских, языческих ) религиозных традиций определённой этнической группы, языкового или географического региона .
Реконструкционистское неоязычество более распространено в Восточной Европе , эклектическое, например, викка , — в Северной Америке и на Британских островах .
Понятие неоязыческий эклектизм отражает классификацию неоязыческих движений, основанную на различном отношении к источниковому материалу по дохристианским системам верований . Майкл Стрмиска ( Висконсинский университет в Мадисоне и Бостонский университет , один из основателей Всемирного конгресса этнических религий ) отмечает, что неоязыческие группы можно «разделить в рамках континуума: на одном конце находятся те, которые стремятся реконструировать древние религиозные традиции определённой этнической группы или языкового или географического региона в максимально возможной степени; на другом конце находятся те, которые свободно смешивают традиции разных регионов, народов и временных периодов» . Стрмиска пишет, что эти два полюса можно назвать реконструкционизмом и эклектизмом ( reconstructionism and eclecticism ) соответственно . Реконструкционисты не совсем отвергают инновации в своей интерпретации и адаптации исходного материала, однако они считают, что исходный материал передаёт большую аутентичность и, следовательно, должен быть подчёркнут . Они часто учитывают содержание научных дискуссий на тему дохристианских религий, а некоторые реконструкционисты сами являются учёными . Эклектисты, наоборот, ищут лишь общего вдохновения в дохристианском прошлом и не стремятся воссоздать обряды и традиции с особым вниманием к деталям .
А. А. Бесков писал, что эклектическое неоязычество, лишённое конкретной географической и этнической подосновы, сближается с культурой нью-эйдж , в отличие от реконструкционистского направления. По его словам, русским неоязычеством именуется реконструкционистское направление, которое декларирует историческую и идейную связь с восточнославянскими («русскими») дохристианскими верованиями. Именно такое неоязычество называется в литературе термином « родноверие » .
К реконструкционистскому направлению принадлежат движения, которые часто выступают за обозначение «родная вера» («Native Faith»), включая ромуву , германское неоязычество и эллинизм . К эклектизму относятся викка , телема , , неодруидизм , движение Богини , дискордианизм и радикальные феи . Стрмиска также считает, что это разделение можно рассматривать как основанное на «дискурсах идентичности», при этом реконструкционисты подчёркивают глубоко укоренённое чувство земли и народа, а эклектисты придерживаются принципов универсальности и открытости по отношению к человечеству и миру .
Стрмиска также отмечает, что это разделение «не так абсолютно и не так прямолинейно, как может показаться» . Он приводит в пример диевтуриба , форму реконструкционистского неоязычества, которое стремится возродить дохристианскую религию латышского народа , но демонстрирует эклектические тенденции, перенимая монотеистическую направленность и церемониальную структуру лютеранства . Исследуя неошаманизм среди саамов Северной Скандинавии, Сив Эллен Крафт подчёркивает, что, несмотря на то, что религия является реконструкционистской по замыслу, она весьма эклектична в аспекте заимствования элементов шаманских традиций других регионов . Мэтью Амстер отмечает, что асатро, форма германского неоязычества в Дании, явно не вписывается в эти рамки, поскольку, стремясь к реконструкционистской исторической точности, асатро, тем не менее, подвергнуто сильному христианскому влиянию. Движение конструирует догмы, практики, религиозные титулы, литературу; признаёт и поклоняется только асам ; решительно избегает акцента на этнической принадлежности, что характерно для других реконструкционистских групп . Хотя викка определяется как эклектическая форма неоязычества , Стрмиска также отмечает, что некоторые виккане имеют более реконструкционистскую направленность, сосредоточившись на определённых этнических и культурных связях. Существуют такие варианты, как скандинавская викка и .
О. В. Кутарев предлагает систематизацию неоязыческих движений по этническому признаку: германское неоязычество — асатру , кельтское — друидизм , славянское и др., и по синкретическому — например, викка .
См. также
Примечания
- ↑ , pp. 19—20.
- ↑ , pp. 435—436.
- ↑ , p. 22.
- , pp. 5, 194.
- , pp. 113—116.
- ↑ , pp. 18—22, 41, 47.
- ↑ , p. 6.
- ↑ , p. 12.
- ↑ , с. 313.
- ↑ , pp. 18—22.
- , p. 46.
- , p. 18.
- ↑ , p. 19.
- ↑ , p. 7.
- , pp. 21—22.
- ↑ , p. 21.
- , p. 28.
- , pp. 44, 59.
- .
Литература
- на русском языке
- Бесков А. А. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом / Российская академия народного хозяйства и государственной службы . — М. , 2020. — Т. 3 , № 38 . — С. 306—330 . — ISSN . — doi : .
- Кутарев О. В. // Философия и культура. — 2014. — № 12 . — С. 1801—1810 .
- на других языках
- ISBN 978-0-14-303819-1 . . . — Revised (1979). — London : Penguin, 2006. —
- Amster, Matthew H. It's Not Easy Being Apolitical: Reconstructionism and Eclecticism in Danish Asatro // Contemporary Pagan and Native Faith Movements in Europe: Colonialist and Nationalist Impulses / Kathryn Rountree. — New York and Oxford : Berghahn, 2015. — P. 43—63. — ISBN 978-1-78238-646-9 .
- ISBN 0-8065-2710-2 . Bonewits's Essential Guide to Druidism. — New York: Kensington/Citadel, 2006. — С. 131. —
- Davy, Barbara Jane. . — , 2006. — P. 5, 194. — ISBN 978-0-7591-0818-9 .
- Doyle White, Ethan. Wicca: History, Belief, and Community in Modern Pagan Witchcraft. — Brighton, Chicago, and Toronto : Sussex Academic Press, 2016. — ISBN 978-1-84519-754-4 .
- Jennings, Peter. . — Random House UK, 2002. — P. 113—116. — ISBN 9780712611060 .
- Kemp, Daren. / Daren Kemp, James R. Lewis. — Brill Publishers , 2007. — P. 435—436. — ISBN 978-9004153554 .
- Kermani, S. Zohreh. . — NYU Press, 2013. — P. 46. — ISBN 978-1479894604 .
- Kraft, Siv Ellen. Sami Neo-shamanism in Norway: Colonial Grounds, Ethnic Revival and Pagan Pathways // Contemporary Pagan and Native Faith Movements in Europe: Colonialist and Nationalist Impulses / Kathryn Rountree. — New York and Oxford : Berghahn, 2015. — P. 25—42. — ISBN 978-1-78238-646-9 .
- Lesiv, Mariya. . — Mcgill-Queens University Press, 2013. — P. 22. — ISBN 978-0773542624 .
- Rountree, Kathryn. . — , 2015. — P. 12. — ISBN 9781782386476 .
- Simpson, Scott. Selected Words for Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe // Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe / Scott Simpson, Mariusz Filip. — Durham : Acumen, 2013. — P. 27—43. — ISBN 978-1-84465-662-2 .
- Strmiska, M. F. Modern Paganism in World Cultures // / M. F. Strmiska. — Santa Barbara, CA, Dencer, and Oxford : ABC-CLIO , 2005. — P. 18—22. — ISBN 1-85109-608-6 . от 28 февраля 2021 на Wayback Machine
- 2020-06-28
- 2