Interested Article - Теория жидомасонского заговора

« Жидомасо́нский заговор » (« иудео-масо́нский заговор » ) — антисемитская и антимасонская теория заговора , политический миф , утверждающий существование тайной коалиции еврейства (или иудаизма ) и масонства , целью которой является установление мирового господства . В конспирологии образ « франкмасона » неотделим от образа «еврея». «Разоб­лачаемый» заговор всегда представлен как «иудео-масонский». Масонство может изображаться в качестве «еврейского» творения (интерпретация, которая преобладает в литературе, опирающейся на фальшивый антисемитский документ « Протоколы сионских мудрецов ») или как второстепенная и негативная сила, подчинённая еврейству .

Теория восходит к христианскому тропу лат. peccatum Iudaeorum — «греха иудеев», который под влиянием расового поворота и антиглобалистской конспирологии, постепенно трансформивался в «еврейский (жидомасонский) заговор» .

Теория иудео-масонского заговора имела политический смысл в контрреволюционной среде в качестве «объяснения» Великой французской революции «скрытыми причинами», которое включало осуждение якобинства как «чудовищного плода» идей Просвещения , сведённых к завуалированному выражению мысли об «антихристианском заговоре» . Революция 1905 года приписывалась союзу масонов с евреями . Сторонниками теории заговора как результат «жидомасонского заговора» часто рассматривается Октябрьская революция .

Идеи о существовании такого заговора были распространены в разных странах, в том числе во Франции времён Третьей республики , дореволюционной России и в русской эмиграции , в нацистской Германии и франкистской Испании .

Данная теория существует и в настоящее время, хотя в Европе и Америке после Второй мировой войны подобные взгляды в целом ушли из публичной политики и широкого общественного обсуждения. При этом теории традиционно придерживаются сторонники неонацизма .

Содержание

(фр.) . «Не тяни сильно за верёвку! Если он вдруг посмотрит под ноги, нам придётся нелегко!». Католическая Франция (34 миллиона) на поводу у еврея и масона (200 тысяч). Карикатура из правого журнала «Le pélerin», 1902

Общим местом антиеврейской и антимасонской риторики является обличение «мирового суперправительства» или « мондиализма », включая обвинения Ротшильдов, Международного валютного фонда, Лиги Наций, ООН. Все наднациональные или интернациональные организации понимаются как орудия «мондиалистского» разрушения государств-наций и закабаления народов. К числу важнейших свойств «оккультной иудео-масонской власти» причисляются «мондиализм», «манипуляции» с информацией, денежным обращением и т. д., «владычество» над народами, государствами и т. д. . Во всех вариантах литературы о заговорах, посвящённой разоблачению еврейских или иудео-масонских тайных сил, присутствует тема полного подчинения прессы и издательского дела еврейской или иудео-масонской финансовой верхушке .

Сторонники теории считают, что целью «жидомасонов» является подрыв устоев христианской цивилизации (включая православную Россию ) и создание организации, которая способна править миром, заменив суверенные государства и правительства . Конспирологи могут понимать иудео-масонство как «контр-Церковь», в результате этого отождествлять его с Сатаной , или с Антихристом , включая антисемитизм в фантастическое, где все страшное и опасное видится как возможное, располагая его в демонологическо-политической сфере, где любые антиеврейские формулировки считаются проверенными по определению и неопровержимыми в принципе .

«Иудео-масонская опасность» может переинтерпретироваться как « иудео-капиталистический заговор », « сионистский заговор » или « иудео-большевистский заговор » . Твердое ядро мифа о еврейском, или иудео-масонском, заговоре полностью или ча­стично, само по себе (цитирование «Протоколов») или в отдельных своих элементах, в чи­стом виде или в соединении с другими идеями (например, с « антиимпериализмом ») присутствует в двух типах нарративов коммунистическом и антикоммунистическом .

«Католический» конспирационизм, например, у Исидора Бертрана, включает представление о непримиримом конфликте Церкви и Синагоги, усиленное идеей смертельной битвы христианской цивилизации с миром современности, который «иудаизировался», «объевреился», по своей сущности иудео-масонским. Конспирационистское видение истории представляет манихейскую картину столкновения сил, в которой евреи и их сателлиты (масоны, протестанты и т. д.) сатанизируются , понимаются в качестве инстанций, монополизирующих силу ненависти и разрушения .

С «еврейским» или «иудео-масонским заговором» часто связывается « тайна беззакония » , одна из основных идей православной политической эсхатологии со времени Сергея Нилуса , включая православных государственников и националистов. Понятие восходит фразе апостола Павла и используется для трактовки мировой истории и текущей политической или геополитической ситуации .

История

« Масонский заговор » вскоре после своего появления трансформировался в «иудеомасонский заговор» . Обилие иудейской (включая ветхозаветную) символики , используемой в масонских ритуалах , интерес масонов к каббалистической литературе и прославление ими Сиона стали основанием полагать, что существует связь между масонами и евреями .

Идея свести к «иудейской секте» все прочие «гнусные секты, расчищающие путь Антихристу », была набросана в «письме капи­тана Жана-Батиста Симонини», которое было якобы по­лучено от него французским аббатом Огюстеном Баррюэлем в 1806 году. Предположительно, это была фальшивка и одна из пер­вых версий мифа иудео-масонского заговора. Эта идея распространялась во второй половине XIX века посредством большого числа памфлетов, которые имели более или менее учёный вид .

Политический миф теории «иудеомасонского заговора» был сконструирован преимущественно католическими авторами (такими как Роже Гужено де Муссо , аббат Шаботи, монсеньор Лео Мёрен ), традиционалистскими контрреволюционными журналами ( Le Contemperain ), ватиканской прессой ( Civilta cattolica , основанная в 1850 году, официозное издание Римской католической церкви ; Osservatore romano , её офици­альный орган), которой следовала другая пресса, нередко принимавшая форму памфлетов (во Франции — газета La Croix ). Ко времени, когда Эдуард Дрюмон опубликовал книгу «Еврейская Франция» (1886) идея «иудео-масонского заговора» стала предметом верования, вначале во Франции, Германии, Австро-Венгерии и Италии, но также в России и в целом в православном культурном пространстве, где растёт число публикаций, направленных на «защиту христианства» от евреев, рассматриваемых как подрывные элементы, и франкмасонов . Широкому распространению идеи об «иудео-масонской опасности» также спо­собствовала иезуитская пропаганда .

Николаю I неоднократно приносили доносы на масонов. В одном из доносов императору Михаил Магницкий впервые употребил термин «жидомасоны». Он, в частности, писал, что Россия «страшна [масонам] силою физическою, духом <…> истинной и несокрушимой религией, преданностью к <…> самодержцам, искреннею, сердечною, святою, потому что она основана на вере, на чувстве, на тысячелетнем предании любви народной» . По мнению историка С. Ю. Дудакова , письма Магницкого стали одним из важнейших документов, повлиявших на фабрикацию на рубеже XIX—XX веков известной фальшивки, обвинявшей евреев в планах мирового господства — « Протоколов сионских мудрецов » . Главная цель фальсификаторов «Протоколов» из охранного отделения заключалась в том, чтобы опорочить любую попытку «либеральной» модернизации Российской империи, представив такую попытку в качестве «еврейской» или «иудео-масонской» .

Существенную роль в складывании в Европе антииудео-масонского мифа сыграла работа Эдуарда Эмиля Эккерта Der Freimaurer-Orden in seiner wahren Bedeuting (Дрезден, 1852), при помо­щи которого уже в середине 1850-х годов были посеяны «первые семена враждебности к евреям и франкмасонам во Франции» .

С теорией «жидомасонского заговора» связана политическая борьба во Франции вокруг дела Дрейфуса (1894—1906). На распространение теории повлияли такие факторы, как рост и интернационализация капиталов ряда еврейских банкирских и промышленных династий ( Ротшильдов и других) в XIX веке и приписываемая значительному числу французских, американских, а затем и российских политиков конца XIX — начала XX веков принадлежность к масонским ложам .

Вплоть до конца XIX века русские богословы обычно рассматривали эсхатологические темы в традиционном ключе, следуя за отцами Церкви , но в начале XX века в эсхатологические концепции были включены идеи о роли России в мире, врагах России и её будущем, которое связано с судьбой православия. С конца XIX века рост революционных настроений, а также участие евреев в русском освободительном движении, стали поводом распространения идеи «жидомасонского заговора». Основным источником этих взглядов являлась французская антимасонская кампания, проходившая во второй половине XIX века. Русские конспирологи заимствовали из неё язык обсуждения и концептуальные инструменты. Эти идеи наложилось на эсхатологические представления, имевшие место в среде русских богословов, о русском царе как «удерживающим» мир от пришествия антихриста. Не умея и не стремясь объяснить революционные движения и мировой кризис христианства реальными политическими, экономическими и социальными причинами, некоторые клирики находили объяснения в конкретных толкованиях предания и «Апокалипсиса», разрабатывая представление, что воинство антихриста состоит из евреев и масонов .

Главной фигурой, связавшей апокалиптику с новыми антиеврейскими фобиями стал мистик Сергей Нилус , соединивший образ антихриста-иудея с идеей всемирного «жидомасонского заговора». Нилус использовал построения Владимира Соловьёва , только переставив акценты, что произошло в рамках корневого сходства юдофилии и юдофобии. Сионские мудрецы в изданных Нилусом « Протоколов » являются как грядущим воинством антихриста, так и мировым правительством . Нилус опирался на западную традицию: когда в конце XIX века во Франции проявляли активность антимасонские центры, публицисты заявляли о «жидомасонской угрозе» .

Получив известную подделку « Протоколы сионских мудрецов », он заявил (1917), что «тайна беззакония» окончательно раскрыта; по его словам, она связана с подрывной деятельностью «масоно-еврейских кругов». По Нилусу речь шла о «плане завоевания евреями мира, выработанном веками в рассеянии»; этот план Теодор Герцль докладывал «совету старейшин» в дни Первого сионистского конгресса в Базеле в 1897 году. Следуя за французскими католическими авторами, Нилус утверждал, что в своём стремлении к «захвату мира» Израиль руководит масонством. Этот план разработал ещё царь Соломон со своими мудрецами. Евреи столетиями следовали его заветам, поддерживая обособленность и одновременно проводя подрывную деятельность против всех государств, начиная от античных Греции и Рима и вплоть до нынешней России. По Нилусу, идеальным политическим устройством для евреев является республика, где нет места для свободы личности, но господствует мнение толпы. Опираясь на деньги и сервильную прессу, в условиях демократического устройства евреи осуществляю захват власти во всех странах. Считая евреев заклятыми врагами христианства, он писал о наступлении «торжества вождей талмудистского Израиля над отступившим от Христа миром». Знаками близости конца света он называл появление раввина-чудотворца под Черновцами, ослабление черты оседлости , подготовку Государственной думой проекта закона о равноправии евреев, готовность союзников передать евреям Палестину, рост популярности эзотерики. Европа, по его мнению, была уже захвачена «масонами и евреями», а последний оплот «светлых сил» был в Святой Руси Православной, что вызывало ярость у «врагов Христовых» и их стремление покончить с Россией. В 1917 году после отречения царя Нилус заявил, что «удерживающий взят от православной среды», а, следовательно, воспрепятствовать антихристу больше некому . Он писал о наступлении «торжества вождей талмудистского Израиля над отступившим от Христа миром» .

После революции 1905 года и особенно в 1909—1910 годах, в период, когда в России после долгого перерыва снова возникли масонские ложи , началась антимасонская кампания, запущенная ультраконсерваторами в прессе . Её участники не имели надёжных данных о российских масонах и ссылались на французских авторов. Как и Нилус они прямо увязывали масонов с евреями или иудеями, в частности утверждая, что масонство организовано евреями с целью достижения мирового господства, уничтожения христианства и ликвидации национальных государств. Такие работы отсылали к Апокалипсису или к основным сюжетам эсхатологического мифа. Так, Георгий Бутми заявлял, что цель масонов состоит в построении «царства Змия/Зверя», препятствовать чему может только «самодержавный царь». Православный богослов Александр Бронзов утверждал, что масоны стремятся к установлению «господства антихриста» как «всемирное владычество еврейства». Однако эти авторы писали, что не имели возможности доказать свои идеи с опорой на документы и опирались на «здравый смысл». Касаясь «тайного еврейского правительства», А. Селянинов говорил: «Мы знаем, что оно не может не существовать». Алексей Шмаков писал, что речь шла о «гипотезе», и добавлял: «мы, думается, были бы вправе, — и помимо новых доказательств, признать неустранимость идеи международного тайного правительства, равно как невозможность допустить пребывание оного где-либо, кроме еврейства». В предвоенные годы большое количество аналогичных обвинений звучало в черносотенной прессе. Однако в дореволюционный период многие известные антисемиты ещё не пользовались «Протоколами» . Антимасонская кампания не смогла привлечь широкие массы. Обеспокоенные её размахом лидеры масонов закрыли большинство лож и усилили конспирацию .

В 1906 году графом Владимиром Ламздорфом , царским министром ино­странных дел, была подана записка, в которой содержался призыв к совместным действиям России, Германии и Ва­тикана против «иудео-масонства», революционных групп и Франции, согласно Ламсдорфу находящейся под властью «Всемирного еврейского альянса» и представляющей собой предпочтительный инструмент «для всеобщего торжества антихристианского и анти­монархического еврейства». На полях документа император Николай II написал: «Переговоры следует начать незамед­лительно. Я полностью разделяю изложенные здесь мнения» . Уже находясь под арестом, в марте 1918 года Николай II обратился к книге Нилуса, назвав её «своевременным чтением», однако «Протоколы» он считал фальшивкой .

Жандармы в России верили в угрозу масонских лож для государственной безопасности России и считали реальным «жидомасонский заговор». Найти «масонский заговор» в России полиция не смогла, поэтому поиск был перенесён во Францию .

Всплеск апокалиптики после Октябрьской революции и в годы Гражданской войны охватил не только монархистов, но и более широкие массы. Особый импульс этой тенденции придал расстрел царской семьи , который сторонники эсхатологии восприняли как сознательное уничтожение «удерживающего». Виновными они объявили евреев и масонов, поскольку это отвечало их представлениям о «последних временах». Одни авторы верили в данные идеи, другие манипулировали ими с целью мобилизации контрреволюции .

В 1917 году ряд священников сохранял монархические позиции и отвергал новые реалии как «царство иудейское». Некоторыми из них текущие события воспринимались в апокалипсическом ключе. Епископ Гермоген (Долганёв) , который видел в революции «мучительную Голгофу», в 1917 году написал комментарий на «Апокалипсис», в котором описывал время антихриста. Он утверждал, что «еврейские масонские революционеры» «готовят все силы к свержению самодержавия в России, а потом — на весь мир» . После Октябрьской революции наблюдалось усиление эсхатологических настроений. 22 января 1918 года ряд священников заявлял, что власть захватили «еврейско-масонские организации», ставящие себе целью расчистить путь антихристу; эти священники и призывали вернуться к монархии. Рост антисемитизма происходил начиная с лета 1917 года. Если в верхах царской России миф о «жидомасонах» не имел популярности, то в годы революции и Гражданской войны он получил большое развитие; даже ряд бывших либералов сдвинулся к черносотенству. Поводом для роста эсхатологических настроений был миф о высокой доли евреев в высших органах советского власти, воспринимаемой как «еврейско-большевистская» . В мае 1919 года на Ставропольском церковном соборе протоиерей Владимир Востоков агитировал против «жидов и масонов», однако этот призыв поддержки не получил . В 1918 году подполковник А. Родионов опубликовал в Новочеркасске брошюру «Сионские протоколы. План завоевания мира жидомасонами». В Белой армии имели распространение различные варианты «Протоколов сионских мудрецов», обычно сокращённые . Период правления генерала Петра Врангеля в Крыму был преимущественно временем антисемистской пропаганды, которая основывалась на «Протоколах». Профессором Малаховым, священником Владимиром Востоковым, журналистами Ножиным и Руадзе, субсидируемыми правительством, продвигалась идея об опасности «Протоколов» и «всемирном жидомасонском заговоре». Однако эта кампания не принесла значительных результатов .

Григорий Бостунич , противник красных, вёл активную антибольшевистскую агитацию в городах, занятых генералами Деникиным и Врангелем. В результате этой деятельности им была усвоена идея заговора евреев, масонов и большевиков и программы последнего, по мнению Бостунича, записанной в «Протоколах». В 1920 году большевики заочно приговорили Бостунича к смерти, но он смог бежать в Болгарию. Он ездил по Югославии и читал лекции о заговоре евреев и масонов для немецким националистов на территориях бывших австрийских провинциях нового государства. Первая книга Бостунич «Франкмасонство и русская революция» вышла в 1922 году в русском издательстве «Новый Сад», между 1923 и 1926 годами выдержки публиковали немецкие националистические и правые журналы. В 1922 году Бостунич эмигрировал в Германию, где также занимался чтением конспирологических лекций, утверждая, что все нежелательные изменения в послевоенном мире являются результатом злобных происков евреев, масонов и большевиков. Он принимал участие в ариософском движении и был очень активен в нацистских кругах. Впоследствии став штандартенфюрером СС , Бостунич много путешествовал по Германии, а позднее и по оккупированным странам, читая лекции о франкмасонах, еврействе и других «врагах нацизма» .

В начале 1920-х годов монархист Тальберг писал, что масоны виноваты в подрыве Российской империи. Он утверждал, что в годы войны их агенты проникли в различные российские министерства; они влияли на либеральных чиновников и духовенство, разлагая общество посредством «иудейских» средств печати. Он считал масонами всех видных врагов царизма. По его мнению, программа «Протоколов» успешно воплощается в жизнь .

Сторонником идеи был Йорг Ланц фон Либенфельс , один из основателей эзотерического расистского учения ариософии . Поражение в Первой мировой войне и распад империи Габсбургов подтверждало его уверенность в существовании злобного заговора, ответственного за разрушение исторических и политических структур и уничтожение элиты. С этого периода антисемитизм и вера в союз евреев, большевиков и масонов характеризовали его « арио-христианскую » идеологию .

В 1920 году французский монсеньор (англ.) выпустил в Париже первое отдельное издание «Протоколов»: «Иудео-масонская опасность», том первый: «Протоколы сионских мудрецов» .

Плакат из серии «Теория наследственности и расовая гигиена » (Штутгарт, около 1935). Изображены символы масонства, иудаизма и европейских революций

Карл Мария Вилигут , ариософ, и будущий духовный наставник рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера и бригадефюрер СС , ещё в начале 1920-х годов начал убеждаться, что он является жертвой многовекового преследования его рода и «воссозданной» им «ирминистской религии». В его представлениях это преследование совпало с заговором лично против него католической церкви, евреев и франкмасонов, которых он обвинял также в проигранной Первой мировой войне и развале империи. После того, как бывший сослуживец не вернул ему долг, Вилигут утверждал, что этот человек также является агентом всемирного заговора против него. С целью обнародовать свои идеи среди других националистов новой социалистической австрийской республики, Вилигут основал антисемитскую лигу в Зальцбурге и приступил к выпуску газеты «Железная метла», на страницах которой яростно высказывал обвинения в адрес евреев и франкмасонов .

Нацизм в качестве опоры использовал сильные образы, призванные облегчить беспокойство, ощущение поражения и деморализации в межвоенной немецкой среде. Согласно идеологии нацизма, само существование немецкой нации и Германии поставлено под угрозу заговором евреев и их сообщников, включая социалистов, «ноябрьских преступников» (те, кто подписал «позорный» мир 1918 года), большевиков, франкмасонов и современных художников. Предполагалось, что лишь тотальное уничтожение евреев способно спасти немцев. Идеи заговора и « золотого века » были возрождены после экономического краха и депрессии в 1930—1933 годов .

Мигель Серрано , отставной чилийский дипломат и создатель эзотерического гитлеризма, писал, что высшая раса «арийцев»- гиперборейцев , ведёт изнурительную борьбу с Демиургом (Яхве), «хозяином сего мира», не­сущим лишь разложение. На стороне Демиурга выступила сотворённая им «антираса» (биороботы) — евреями, плетущие заговор против гиперборейцев. Орудиями заговора являются христиан­ство и масонство, которые сознательно исказили исконные «арийские» знания. Серрано утверждал, что именно против христианства и масонства боролись сначала рыцари-тамплиеры, а позднее эсэсовцы, чтобы спасти мир от деволюции .

Востоковед и один из основателей русского неоязычества Валерий Емельянов , являясь в начале 1970-х годов лектором Московского горкома партии, призывал к «разоблачению» «жидомасонского заговора» в духе «Протоколов сионских мудрецов». Только после официального протеста, который был заявлен американским сенатором советскому послу в США Анатолию Добрынину в 1973 году, эти лекции были прекращены . В 1977 году Емельянов направил в ЦК КПСС докладную записку относительно «всемирного заговора», в которой «разоблачал» «международную иудео-масонскую пирамиду» . В 1970-х годах Емельянов написал книгу « Десионизация ». Со момента появления евреев стержнем мировой истории, по Емельянову, стала смертельная схватка «сионистов» (евреев) и «масонов» с остальным человечеством во главе с «арийцами» в борьбе за мировое господство. План этой борьбы якобы был разработан ещё царём еврейским Соломоном . Емельянов утверждал, что иудаизм требует человеческих жертвоприношений. Своей целью Емельянов ставил разоблачение замыслов «сионистско-масонского концерна», якобы замышлявшего создание всемирного государства к 2000 году. Мощным орудием в руках «сионизма» служит христианство, по Емельянову, созданное иудеями специально с целью порабощения остальных народов. Иисус у Емельянова был одновременно «обычным иудейским расистом» и «масоном», а князь Владимир Святославич наделялся еврейской кровью. Лишь «арийский» мир во главе с Россией был способен дать отпор «сионизму» . Семён Резник писал, что в 1975 году Емельянову удалось добиться ликвидации масонской символики с посвящённой декабристам выставки. Участник «русской партии» Сергей Семанов в своем дневнике отмечал, что в 1977 году Емельянов направил в ЦК КПСС письмо с протестом против присутствия на выпущенном в оборот юбилейном рубле масонской символики, которую образовывали три перекрещивающихся орбиты спутников. У Емельянова состоялась беседа с секретарем по идеологии Михаилом Зимяниным , в результате чего решением Политбюро ЦК КПСС выпуск монет изъяли из обращения и отправили в переплавку . Емельянов был членом националистического общества « Память », а в конце 1987 году основал свой «Всемир­ный антисионистский и антимасонский фронт (ВАСАМФ) „Память“», конечной задачей которого было установление во всех странах мира «антисионистской и антимасонской диктатуры» .

С 1980-х годов в кругах русских националистов и православных традиционалистов евреи (более или менее прямо называемые) считаются как основными виновниками убийств, связанных с большевистской революцией, Октябрьская революция рассматривается как результат «жидомасонского заговора». Известный «борец с русофобией» математик Игорь Шафаревич , благодаря которому по­нятие « русофобия », направленное преимущественно против евреев, особенно против еврейских интеллектуалов, получило распространение, стал выразителем русского националистического течения, объясняю­щего все проблемы русской родины заговором, который замышляют главным образом «жидомасоны» . Антиеврейские шаблонов, взятые без изменений из антииудео-масонской литературы, использовались националистическим обществом « Память » .

В походной песне неофашистской организации « Русское национальное единство », руководителем которой являлся бывший член общества «Память» Александр Баркашов , присутствовал призыв: «Смерть псам-космополитам, Смерть жидомасонам!» .

В России в среде радикальных националистов слово «масоны» может служить эвфемизмом для обозначения евреев . Многие национал-патриоты, стремясь к сплочению русского народа, готовы отказаться от нападок друг на друга, основанных на религиозных различиях, поскольку борьба с «жидомасонским заговором» представляется им намного важнее .

Возвращение православия в общественный дискурс и включение в него национал-патриотов сопровождались ростом популярности эсхатологии, которая помогала осознать кризисные явления и выработать собственное понимание места России в мире. Применяется традиционалистская концепция инволюции, согласно который происходит неизбежное движение мира от золотого века к упадку и разложению, что в рамках христианской эсхатологии объясняется действием «сатанинских сил», освобождающих путь антихристу. Этим силам способен противостоять только « удерживающий », поэтому главный конфликт в мире происходит между ним и «силами зла». Новозаветный миф отождествляет последних с иудеями, что закрепила длительная богословская традиция, которая служит опорой национал-патриотам. Они стремятся найти знаки приближения антихриста почти в любой деятельности тех, кого они называют иудеями, евреями, сионистами, масонами. В число этих врагов включаются католики и протестанты, которые, согласно православным национал-патриотам, слепо следуют за иудеями в исполнении их планов . Советская борьба с «международным сионизмом» у новых православных сменилась на борьбу с «талмудистами» и «масонами», которые расчищают путь антихристу. С этих позиций Россия изображается последним оплотом «истинного христианства» и «удерживающим» . Однако Россия, таким образом, стала пониматься как главная цель «сатанинских сил», что и создавало основу для параноидальных чувств национал-патриотов, ведущих к крайним формам ксенофобии , включая антизападничество .

Идею «жидомасонского заговора» передаёт антология « Россия перед Вторым пришествием » (несколько изданий с 1993), составленная православным монархистом Сергеем Фоминым , наиболее популярное православное издание, посвящённое эсхатологическим ожиданиям . Фомин был сторонником идей Сергея Нилуса. Как и последний, он разделял подлинность «Протоколов сионских мудрецов» . Так, там содержалось заявление русских священников, сделанное в 1918 году о том, что после революции Россия была подчинена «еврейско-масонским организациям», которые готовили при­ход «антихриста в виде интернационального царя» . Главными врагами Рос­сии и православной церкви названы «жиды и масоны» и Запад в целом. Французская револю­ция и более поздние революционные события в Европе рассматривались как дело «масонов и жидов» .

Экономист Олег Платонов в многотомных работах стремился найти «свидетельства» о «жидомасонском заговоре» , который стремится к мировому го­сподству. Он утверждает, что «только опираясь на Новый Завет… можно победить иудаизм и масонство». Этой теме он посвятил ряд книг, изданных в серии «Терновый венец России», где изложены представления об истории и совре­менном мире, популярные в среде православных монархистов. Платонов считает себя продолжателем дела митрополита Иоанна (Снычева) , по его словам, рассказавшего ему о «богоборчестве иудеев» и «вредоносности Талмуда». Митрополит поддержал его борьбу с « тайной беззакония » и дал благословение на продолжение исследований «тайных сил иудаизма, масонства и сатанизма» . В издании «Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа» Платонов писал о «ритуальных убийствах», осуществлявшихся «тайной иудейской сектой». Негативно характеризуется Запад, поскольку он покорился «талмудической иудейской идеологии» .

Основная идея пятого тома серии «Терновый венец России» под названием «Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации», написанного в 1995—1998 годах, заключается в анализе борьбы антихриста и Христа, следуя указаниям митрополита Иоанна (Снычёва), который усматривал в этом подлинную причину «антагонизма Запада и России». Этот подход сводит историю человечества к борьбе иудаизма и христианства. Запад уже покорился иудаизму, тогда как истинное христианство хранит лишь русское православие, в чём заключена причина несовместимости «русской цивилизации» с «западной» — «иудейско-масонской», которая является «воплощением Сатаны». В наши дни человечество вступило на последнюю ступень земного существования, далее последует предсказанный Писанием приход антихриста. Платонов исходит из идеи инволюции и определяет современность как «мировую духовную катастрофу» человечества, оставившую в прошлом « золотой век ». Люди оказались недостойны спасительной жертвы Христа. Мир вступил в эпоху апостасии и события, которые предсказал Иоанн Богослов , вскоре свершатся. Вокруг наблюдается лишь буйство «сатанинских сил» и «тайна беззакония». Только « удерживающий » в лице России, возглавляемой право­славным монархом до времени мешал проходу «сил зла» .

Монархический публицист Михаил Назаров («„Тайна беззакония“ в действии, или Россия для нерусских») изображал Запад как «апостасийную цивилизацию», а «тайну беззакония» связывал с «западными еврейскими и масонскими кругами». Советский период он воспринимал как «открытый удар сатанинского наступления», «репетицию апокалипсиса». Своей задачей Назаров считал спасение России и сопротивление «силам зла» по всему миру. Сутью современности Назаров называл противостояние «Нового мирового порядка» и « Русской идеи ». Первую он считал «царством антихриста», вторая была для него связана с «удерживающей монархией». Согласно Назарову апокалипсическое время началось казнью Христа, которая положила начало апостасии. Иудаизм и масонство для него были связаны с «сатанизмом». Евреев он считал «жертвой сатаны». Они были соблазнены еретическим « хилиазмом », поскольку они стремятся создать «царство Божие» на Земле и покорить себе мир. Это делает евреев «оплотом тайны беззакония и готовящегося ею царства антихриста». Российскую империю Назаров называл максимальным земным воплощением Божественного Закона, а американскую империю — максимальным воплощением «тайны беззакония» в виде такой материалистической идеологии, какой дьявол безуспешно соблазнял Христа в пустыне. Он требовал, чтобы в Конституции РФ подчёркивалось место православной России как «удерживающего». Назаров писал о необходимости воссоздания Российской империи при православной монархии и православной идеологии. На переходный период для России, по его мнению, необходим вождь, которого изберут «лучшие люди» на базе « корпоративного принципа организации общества». Идеал этого устройства Назаров находил в фашистских режимах 1930-х годов, в первую очередь, итальянском, которым была присуща описанная им организация. Он хотел донести эту идею до будущего «вождя Третьего Рима», от которого требовалось установить автаркию, оградив Россию от «внешнего зла» и «тайны беззакония». Назаров рекомендовал возврат к тоталитарному режиму при жестком государственном контроле и мобилизационной экономике, но на базе православия. Он игнорировал «всемирную миссию» и изображал для России националистическое устройство, основанное национально-пропорциональном представительстве, которое предполагает дискриминацию по этническому признаку .

В начале 2000-х годов в газете «Земщина» регулярно публиковалась хроника крестных ходов и молитвенных стояний, на которых вспоминались русские цари как «удерживающие» и подвергалась проклятию «тайна беззакония», отождествляемая с деятельностью евреев и масонов. Такая память культивируется « Союзом православных хоругвеносцев » и Союзом «Христианское Возрождение». Их самодеятельные молитвы о восстановлении самодержавия включают мотив «ритуального убийства» .

Ультранационалистическая газета « Русский вестник » (2001) в связи с вопросом казни царской семьи стремилась доказать, что русский народ любил царя, не изменял ему и не ответственен за его гибель. «…сам народ оказался на голгофе насилия иудо-масонской власти», а царя свергла «иудо-масонская закулиса». Газетой ежегодно в июле отме­чался юбилей трагической гибели царской семьи, его убийство безоговороч­но называлось «ритуальным» .

В 2002 году вышла антология «Тайна беззакония в исторических судьбах России», составителями которой были ультраправые деятели Юрий Бегунов , А. Д. Степанов и Константин Душенов . Книга включала, в частности, переиздание книги Нилуса «Близ есть, при дверехъ», куда входит полный текст «Протоколов», а также шесть наиболее известных публицистических работ Иоанна (Снычёва), в том числе статьи «Тайна беззакония» и «Творцы катаклизмов». Во вступительной статье к антологии Бегунов утверждал, что «Протоколы» являются подлинным документом, который был составлен в «еврейско-масонской ложе Мемфис-Мизраим». Статья оканчивалась предупреждением, что враг рода человеческого готовит «Новый мировой порядок», возглавляемый антихристом, и поэтому всем рекомендуются к прочтению работы Нилуса .

Тема «жидомасонского заговора», включая обвинения «иудомасонов» в ритуальных убийствах и использовании крови младенцев , популярна в идейных направлениях, связанных с « арийской » идеей, в том числе в славянском неоязычестве .

О «жидомасонском заговоре» писал сторонник «арийской» идеи художник Илья Глазунов . Юрий Никитин , автор славянского фэнтези , писал о «жидомасонском заговоре», который своими корнями уходит к началу времён и ставит целью установить власть избранных Мудрецов над миром. Иудейский бог изображён жаждущим кровавые человеческие жертвы и стремящимся к уничтожению славян, и иудеи приносят ему в жертву славян. Происходит мировая борьба сил света и сил тьмы, представленных славянами и иудеями соответственно. Христианство уничтожило исконную веру предков, её волхвов и древнюю славянскую письменность. Автор повторяет неоязыческую мифологему, что князь Владимир Святославич, выполняя заказ «жидомасонов», оплёл Русь христианской сетью и превратил русичей в рабов . Отсылки к «жидомасонскому заговору» содержатся в творчестве писателя-фантаста Василия Головачёва , согласно которому на службе у еврейских сатанинских сил стоят масонские ложи и христианская церковь; утверждается, что ритуалы этих тёмных сил требовали использования крови . Александр Хиневич , основатель инглиизма , одного из направлений славянского неоязычества, видел в христианстве продукт «жидомасонского заговора», который ставит своей целью привести славян к вырождению . Неоязыческий деятель («пророк» Канди) антисемитизм, исходящий из идеи «жидомасонского заговора», и, чтобы лишний раз подчеркнуть тесное родство своего учения с версией «Протоколов сионских мудрецов», Кандыба делает царя Соломона основоположником масонства. Его соавтор Пётр Золин уверял читателя в наличии «жидомасонского заговора», поскольку, согласно Золину, даже если «Протоколы» и являются фальшивкой, их предвидения реализуются с высокой точностью . Считавший себя православным писатель-фантаст Юрий Петухов объединял концепцию «жидомасонского заговора» с идеей «славян-ариев» .

Украинский политэкономист (укр.) писал о «жидомасонах», стремящихся к мировому господству, и утверждал, что в иудейском Второзаконии присутствует программа будущих большевизма и гитлеризма .

Влияние европейской антииудео-масонской литературы прослеживается в арабском антисемитизме . Так, ливанский шиит Мухаммад Хусейн Фадлалла , основатель движения « Хезболла », в 1980-е годы утверждал, что франк­масоны «тесно связаны с колониализмом и мировым сиониз­мом», а доктрина и символы франкмасонства «связаны с иудаиз­мом» .

Критика

Историк и политолог Вальтер Лакер отмечает многочисленные искажения, логические и фактические нестыковки этой теории . При этом он отмечает, что сторонники таких теорий — «люди веры , рациональные дискуссии с ними бессмысленны: они не воспринимают критический анализ и возражения».

Психиатр Михаил Буянов считал, что существует «масонофобия» — род идеологического сумасшествия, для которого характерны разнообразные страхи и крайняя подозрительность как при паранойе , однако оказание помощи такому больному невозможно .

В произведениях искусства

Теория жидомасонского заговора неоднократно обыгрывалась в художественной литературе, например, в произведениях Умберто Эко , Дмитрия Быкова и др.

Два романа Умберто Эко касаются данной темы: « Маятник Фуко », где идея жидомасонского заговора является одной из конспирологических линий, хоть и не определяющей; и « Пражское кладбище », который напрямую посвящён «Протоколам сионских мудрецов» и жидомасонскому заговору.

Примечания

  1. , с. 112 и сл.
  2. , pp. 41—.
  3. .
  4. , с. 124.
  5. , с. 112.
  6. , с. 350.
  7. , с. 125.
  8. , с. 77—78.
  9. , с. 223.
  10. .
  11. , с. 307—308.
  12. , с. 147.
  13. , с. 287—293.
  14. , с. 199.
  15. , с. 153.
  16. , с. 206.
  17. , с. 249.
  18. , с. 518.
  19. , с. 198.
  20. , с. 369.
  21. , с. 124—125.
  22. , с. 151.
  23. , с. 100.
  24. , с. 56—57.
  25. , с. 12.
  26. , с. 363—364.
  27. , с. 504.
  28. , с. 353.
  29. , с. 492.
  30. , с. 79—80.
  31. , с. 494, 505.
  32. , с. 494—495.
  33. , с. 505.
  34. , с. 487.
  35. , с. 501.
  36. , с. 496.
  37. , с. 498—499.
  38. , с. 499—500.
  39. , с. 500—501.
  40. , с. 489.
  41. , с. 65.
  42. .
  43. , с. 502.
  44. , с. 129.
  45. , с. 491.
  46. , том 1, с. 45.
  47. , том 1, с. 92—93.
  48. , с. 36—37.
  49. , том 1, с. 278.
  50. , с. 503.
  51. , том 1, с. 278—279.
  52. , с. 222.
  53. , том 1, с. 279.
  54. , с. 222—223.
  55. , с. 226.
  56. , том 1, с. 332.
  57. .
  58. , том 2, с. 120.
  59. , с. 264.
  60. , с. 583—584.
  61. , с. 265.
  62. , с. 155.
  63. , с. 152—153.
  64. , с. 156—158.
  65. , с. 155—157.
  66. . ФЕОР (10 сентября 2008). Дата обращения: 5 октября 2019. Архивировано из 4 апреля 2009 года.
  67. , с. 393—394.
  68. , том 2, с. 112.
  69. , с. 394—395.
  70. , с. 442—443, 452, 453.
  71. , с. 540.
  72. , с. 240—241.
  73. , с. 148—150.
  74. , том 1, с. 148.
  75. , том 1, с. 173.
  76. , том 1, с. 262—269.
  77. , том 1, с. 258.
  78. , том 1, с. 300.
  79. , том 2, с. 82.
  80. , том 2, с. 122.
  81. , том 2, с. 185.
  82. , с. 243 и сл..
  83. , с. 273.
  84. , с. 77—84.
  85. , с. 85.

Литература

Источник —

Same as Теория жидомасонского заговора