В 1973 году защитил
кандидатскую диссертацию
«Моделирование и оптимизация процесса промышленного освоения Северо-Востока СССР с выбором индустриально-строительных опорных баз»
. Научным руководителем был профессор
В. Ф. Бурханов
.
После аспирантуры Аджиев работал в отделе прогнозирования при Министерстве цветной металлургии СССР
. Несколько лет занимался изучением социальных процессов строительства в Сибири
. Вместе с коллегами работал над проектом нового районирования Севера
.
Параллельно с
педагогической
работой занимался исследованием проблем освоения северных территорий страны, Сибири и Дальнего Востока
.
В 1976 году участвовал в XXIII Международном географическом конгрессе
.
Некоторые идеи из работ Аджиева 1970-х годов заинтересовали патриарха советского североведения
Г. А. Аграната
.
В своей монографии «Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки» Агранат отмечал, что ему представляется интересной мысль Аджиева, впервые выдвинутая в 1976 году, об использовании в качестве границы Севера синтетического показателя общих энергетических затрат на производство и жизнь человека в этой зоне. К сожалению, как отмечает Агранат, это предложение осталось не доработанным до практического применения
.
М. Сигалов и Е. Плисецкий относят работы Аджиева 1970-х—80-х годов к научной школе, внёсшей вклад в разработку вопросов освоения новых территорий
, в отдельных докторских и кандидатских диссертациях 1982—2011 годов встречаются ссылки на эти работы
.
Аджиева отмечают среди тех экономистов, которые рассматривали строительство
БАМа
«не только как источник облегчения напряженности Забайкальской и Дальневосточной железных дорог, но и как основное условие планомерной разведки и добычи полезных ископаемых Южной Якутии и северного Забайкалья»
.
Начало писательской и журналистской деятельности
В 1970-е — 1980-е годы издавал работы о
БАМе
, освоении
Сибири
и территориально-производственных комплексах Сибири, энергосберегающих технологиях
. Одновременно сотрудничал с ведущими журналами страны: «
Новый мир
», «
Вокруг света
», «
Знание — сила
» и др.
Как специалист по Сибири выступал в роли редактора и составителя сборников
, был членом редколлегии художественно-географического альманаха «
На суше и на море
»
.
В
1982 году
выпустил книгу «Сибирь: XX век», где обратился к теме территориально-производственных комплексов и
демографических сдвигов
, обусловленных освоением новых территорий
. Он показал Сибирь как центр переплетения многих человеческих, производственных, научных, культурных проблем
. Эта публикация, как утверждает Аджиев, вызвала критику со стороны партийных органов
, что, по его словам, помешало ему защитить докторскую диссертацию
. В настоящее время эта книга входит в перечень рекомендованной или дополнительной литературы учебных курсов некоторых вузов страны
.
В
1989 году
Аджиев опубликовал статью «Явление криогенного концентрирования тяжёлой воды»
, в которой высказал гипотезу о концентрации
тяжёлой воды
в природе. Основные положения гипотезы он изложил в ряде популярных публикаций
. Эта небесспорная
гипотеза вызвала интерес
[
уточнить
]
специалистов
.
В том же году Аджиев перешёл на работу в журнал «Вокруг света»
, забросив работу над докторской диссертацией
. Организовывал экспедиции, будучи начальником и рабочим в одном лице, делал фотосъёмки, писал очерки о жизни малоизвестных народов
. Героями его этнографических очерков стали
эвены
,
якуты
,
талыши
,
лезгины
,
табасараны
,
карачаевцы
,
кумыки
и другие «исчезающие» народы Советского Союза в эпоху перестройки
.
В начале 90-х годов участвовал в поездках в «горячие» точки, писал очерки о военных действиях на Кавказе
. Тогда и зародился интерес Аджиева к новой теме, которая определила его последующую деятельность. Он заинтересовался историей своего народа
—
кумыков
.
Литература для юношества
Дебют Аджиева как автора познавательных книг для школьников состоялся в 1976 году, когда вышла его детская книга «О том, как дороге дорогу искали»
. Впоследствии это произведение вошло в книгу «Зарница»
, рекомендованную Министерством просвещения РСФСР для дополнительного чтения в 3-м классе национальных школ РСФСР
.
В 1981 году Аджиев (в соавторстве) в издательстве «
Педагогика
» опубликовал «
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа
» для среднего и старшего школьного возраста. Как сказано в аннотации к изданию, «словарь может быть использован для профориентации учеников средней школы»
.
В 1996 году Аджиев опубликовал статью «Религия Степи: (Материал публикуется на правах проблемного)» в «
Энциклопедии для детей
», в которой изложил свои альтернативные взгляды на
тенгрианство
как древнюю религию
тюрок-кипчаков
, на их обряды и обычаи
.
В 1999 году у Аджиева вышла книга для школьников «Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи»
. В 2006 году эта книга переиздана в Казахстане
. А в 2001 году он написал её продолжение «Кипчаки. Огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи»
. В книгах изложена авторская гипотеза о становлении тюрков как народа на Алтае и о их расселении по Евразии, о жизни и быте народа, о его духовной культуре, о предполагаемых автором следах Великого переселения в Индии и Персии, на Кавказе и Урале, в Византии и Риме, в Европе.
В 2007 году по приглашению Верхневилюйской гимназии Аджиев участвовал в Международной научно-практической конференции для учащихся и педагогов «Тюркология как фактор интеграции культур в формировании гражданского общества»
.
Публицистическая деятельность и литература о тюрках
Первые результаты своих исследований в области истории тюркских народов Аджиев изложил в 1991 году на Международном симпозиуме «Право и этнос»
.
В его докладе на примере кумыков рассматривались вопросы этногенеза древних тюрков, предполагаемая страна их обитания —
Дешт-и-Кипчак
, географические границы этой страны, государственное устройство и культура. Идеи доклада легли в основу книги «Мы — из рода половецкого!», за которую, по словам Аджиева, автора уволили из редакции журнала «
Вокруг света
»
.
После увольнения продолжил изучение страны
Дешт-и-Кипчак
(Великой Степи, Половецкого поля), которая, по мнению Аджиева, была предшественницей Руси. Высказав гипотезу о Великом переселении народов, зародившемся на Алтае более 2000 лет назад, он проследил предполагаемые этапы переселения во времени и очертил их на географической карте. Автор пытался показать, как в итоге переселения и освоения новых территорий формировалась страна Дешт-и-Кипчак, территория которой в 1-м тысячелетии предположительно простиралась от
Байкала
до Атлантики и включала в себя значительную часть территории современной России
. Результаты своих изысканий Аджиев изложил в 1994 году в книге «Полынь Половецкого поля: Из родословной кумыков, карачаевцев, балкарцев, казаков, казахов, татар, чувашей, якутов, гагаузов, крымских татар, части русских, украинцев и других народов, ведущих своё начало от тюркского (кипчакского) корня и забывших его». По мнению Аджиева, эти народы являются потомками тех, кто начал Великое переселение с Алтая более 2000 лет назад и на протяжении нескольких веков постепенно осваивал и заселял степную зону Евразийского континента. Как сказано в аннотации к 3-му изданию книги, автор считает, что российская история, «вопреки принятому мнению, началась вовсе не в IX веке, а много раньше»
.
В
Бакинском славянском университете
в рамках направления «Тюркология» научно-исследовательская лаборатория «Проблемы перевода» перевела и издала книгу «Полынь Половецкого поля» как лучшее произведение по тюркским языкам, литературам, истории
. Сама книга изучается на педагогическом факультете Бакинского славянского университета
.
После выхода «Полыни Половецкого поля» Аджиев организовал экспедицию, целью которой были поиски могилы святого Георгия в Дагестане. По результатам экспедиции он написал книгу «Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри: Из духовного наследия тюрков». В этой книге рассказывается о становлении христианства на Кавказе и прослеживаются его взаимосвязи с предполагаемой древней религией тюрков — тенгрианством.
По результатам своих изысканий, изложенных в книгах «Полынь Половецкого поля» и «Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри», Аджиев в 1998 году сделал доклад о тенгрианстве на Международном семинаре, посвящённом 100-летию М. О. Ауэзова
. В докладе Аджиев пытался опровергнуть устоявшийся тезис о том, что кипчаки — язычники, не знавшие монотеизма. По его концепции, жители страны
Дешт-и-Кипчак
исповедовали монотеистическое тенгрианство (веру в Бога Небесного — Тенгри), которое позднее дало начало другой монотеистической религии — христианству.
В 1998 году в издательстве «Мысль» вышла книга Аджиева «Европа. Тюрки. Великая Степь», продолжающая тему Великого переселения народов. Автор рассказал свою версию социально-этнической истории Евразии, более детально описал, как предположительно происходило освоение и заселение Степи. Особое внимание уделено вкладу Великой Степи в европейскую культуру.
В 2004 году в издательстве «АСТ» в серии «Историческая библиотека» вышла книга Аджиева «Тюрки и мир: сокровенная история». В ней автор наиболее полно сформулировал основные положения своей концепции Великого переселения народов, зародившегося на Алтае.
После ряда экспедиций на Кавказ Аджиев в 2006 году выпустил в издательстве «АСТ» книгу «Дыхание Армагеддона». Особое внимание в ней уделено истории Кавказской Албании — государству, практически неизвестному современному читателю. Интерес к этой теме Аджиев проявил ещё в 2001 году, когда как писатель-публицист принял участие в Международной научной конференции «Этнокультурное наследие Кавказской Албании»
. В этой книге Аджиев рассказывает об истории Кавказских войн, которые начались в XVI веке и не окончились поныне
.
В 2010 году в издательстве АСТ в серии «Историческая библиотека» вышла книга Аджиева «Без Вечного Синего Неба: Очерки нашей истории». В книге автор подвёл итог своим многолетним литературным трудам и рассказал «о предшественнице Руси — степной державе Дешт-и-Кипчак (Великой Степи, Половецком поле), раздвинув тем самым диапазон отечественной истории на тысячу лет». Вывод, к которому автор пытался подвести читателя, «обескураживает своею неслыханною простотой: мы были единым народом единой страны»
.
Сочинения Аджиева упоминаются в работах учёных разных специальностей
, а также входят в список рекомендуемой литературы ряда вузов России
.
Аджиев, по его словам, — автор более четырёхсот публицистических материалов
, а также трёх десятков популярных книг, в том числе для юношества.
Социологические опросы на Алтае показали, что, по мнению молодёжи, Аджиев входит в число фигур, повлиявших на историю народов Алтая
. Однако вариант этногенеза тюрков, предложенный Аджиевым, не нашёл широкой поддержки, например, в хакасском обществе
. По оценке некоторых специалистов, его гипотеза о роли тюрков в мировой истории непрофессиональна, имеет не научные, а мифологические корни и является прямым искажением истории
.
Согласно альтернативной гипотезе Аджиева, история России начиналась не с IX века, а по крайней мере 2,5 тысячи лет назад, на Алтае. По его мнению, именно там свершились гигантские прорывы в истории человеческой цивилизации.
Тюрки
(по терминологии Аджиева «степняки») представляли собой не этническую, а религиозную общность, объединённую верой в
Тенгри
.
Цивилизация тюрок-степняков была одной из древнейших и высокоразвитых. Они изобрели новый метод плавки железной руды, что привело к появлению новых орудий труда и технических изобретений, в том числе плуга. Также тюрки изобрели новый вид колесного транспорта — бричку (кибитку), кирпичи, печи и др. Новые технологии и изобретения привели к улучшению жизни, что вызвало мощный демографический взрыв, который, свою очередь, привёл к Великому переселению народов. Часть переселенцев из Алтая освоила территорию нынешней Индии, другая часть основала цивилизации Ближнего и Среднего Востока, вышла в Северную Африку, и только потом была заселена Европа, где до их прихода «был бронзовый век». После завоевания «степняками» вплоть до начала XVI века Центральная Европа говорила и писала по-тюркски
.
На месте нынешней России существовало самое мощное в мире государство степняков Дешт-и-Кипчак. Степняки освободили народы Европы от подчинения Риму, познакомили их с технологиями обработки железа, столовыми приборами, новогодней ёлкой, научили строить храмы и монастыри, построили в Европе сотни городов и дорог.
Гунны
,
саксы
,
бургунды
,
алеманы
и другие народы, по Аджиеву, были тюрками, которые в разных источниках назывались по-разному. Китайская и греко-римская цивилизации попали в зависимость от тюркских ханов, степнякам платили дань Римская империя, Византия, Персия, Китай. Кроме того, степняки дали европейцам
монотеистическую религию
. Согласно Аджиеву, это было тенгрианство, в Европе позднее превратившееся в
христианство
, а в Индии в разновидность буддизма,
махаяну
.
Тюркский язык стал европейским языком делового общения и сохранял эту функцию до XV—XVI веков. Народ степняков населял территории от Якутии до Альп, а возможно и до Атлантики. Многие из европейских и азиатских народов, таких как
болгары
,
венгры
,
корейцы
,
сербы
,
русские
,
казаки
,
украинцы
,
англичане
,
французы
и другие, по Аджиеву, являются потомками тюрок-степняков, растворившихся среди других народов и забывших свои корни.
Государство степняков Дешт-и-Кипчак просуществовало до XVIII века и погибло после походов
Петра I
, покорившего свободные казацкие земли
.
Противоречия с известными историческими фактами в рамках гипотезы Аджиева объясняются глобальной фальсификацией исторических документов со стороны греков (которых Аджиев демонизирует), римлян и русских, вступивших в заговор против тюркской цивилизации. Свои идеи Аджиев развил в книгах «Полынь Половецкого поля», «Тайна святого Георгия, или Подаренное Тенгри», «Европа, тюрки, Великая Степь», «Кипчаки», «Тюрки и мир: сокровенная история» и в других произведениях.
Критика
Специалисты считают сочинения Аджи в области истории тюркских народов
псевдонаучными
и относят их к направлению
фолк-хистори
.
По мнению ряда исследователей, для его книг характерны национализм
, непрофессионализм и безапелляционность суждений, произвол в отборе и использовании фактов, противоречие всему комплексу материалов, накопленных в результате труда многих поколений учёных
.
Основные сочинения
Аджиев М. Тайги распахнутые двери : Очерки: [Для среднего возраста] / Мурад Аджиев; худ. Юрий Жигалов. — Москва : Детская литература, 1982. — 142 с.: ил.
Аджиев М. Лена, Яна, Витим и Оленёк : Рассказы о Якутии: [Для дошкольного возраста] / Мурад Аджиев; худ. И. Шипулин. — Москва : Детская литература, 1989. — 62, [2] с.: ил.- 100 000 экземпляров. —
ISBN 5-08-000432-0
Аджи М.
Европа. Тюрки. Великая Степь.— М.: «Мысль», 1998.— 334 с.: ил.
Аджи М.
Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи.— М.: ОАО «Типография „Новости“», 1999.— 175 с.: ил. (п).
Аджи М.
Азиатская Европа.— М., 2006.
Аджи М.
Полынь Половецкого поля.— 3-е изд.— М., 2008.
↑
от 3 февраля 2015 на
Wayback Machine
// официальный сайт М. Аджиева
Карабаев Э.
от 5 марта 2016 на
Wayback Machine
// МСН (Киргизия), 11.12.2009
↑
Международная научная конференция: «Этнокультурное наследие Кавказской Албании».
от 28 июля 2013 на
Wayback Machine
↑
от 11 сентября 2014 на
Wayback Machine
// Пресс-центр Полномочного представительства Республики Татарстан в Российской Федерации, 10.03.2013.
(рус.)
. // Кумыкское республиканское общество науки и культуры, редакция республиканской общественно-политической газеты «Ёлдаш» (8 марта 2018). Дата обращения: 7 марта 2020. Архивировано из
9 марта 2018 года.
от 15 августа 2020 на
Wayback Machine
// ИА Тотал Казахстан, 08.03.2018
↑
Термин «фолк-хистори» по отношению к сочинениям Аджиева применяется в следующих работах:
Олейников Д.
//
Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д.
История России в мелкий горошек. —
М.
: ЗАО «Мануфактура», ООО «Издательство „Единство“», 1998. — 256 с.
Переизд. в сборнике:
Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д.
История на продажу. Тупики псевдоисторической мысли.— М.: Вече, 2005.
Лаушкин А. В.
Ложь «новых хронологий»: как воюют с христианством А. Т. Фоменко и его единомышленники.— М.: Паломник, 2001.— 173 с.—
ISBN 5-87468-011-X
,
ISBN 978-5-87468-011-4
.
// Международный исторический журнал. — 1999. —
№ 6
.
5 апреля 2009 года.
Ажгихина Н.
Терминатор мировой истории //
НГ
-Наука, 19.01.2000.—
(неопр.)
. Дата обращения: 21 февраля 2011. Архивировано из
4 апреля 2011 года.
Бисенбаев А. К.
Глава XI. Центральноазиатский феномен фольк-хистори // Другая Центральная Азия.— Алматы: Аркасс, 2003.— 300 с.—
ISBN 9965-25-049-9
Никитин Н. И.
(неопр.)
. // «
Наш современник
», 2006.— №3. Дата обращения: 2 апреля 2013.
5 апреля 2013 года.
(автор — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН). Более ранняя версия статьи —
(неопр.)
. // «
Литературная Россия
», 2005.— № 15.
12 сентября 2016 года.
Лучанский А.
от 3 марта 2014 на
Wayback Machine
// Наука в Сибири, № 28-29 (2563—2564). 20.07.2006.
Кралюк П.
// День : газ.. — 2003. —
№ 72
.
12 февраля 2010 года.
Колодяжный И.
15 апреля 2012 года.
//
Литературная Россия
, № 11. — 17 марта 2006 года.
Юрченко И. Ю.
Казачество как феномен в жанре «фолк-хистори» постсоветской псевдоисториографии // Сборники конференций НИЦ «Социосфера», 2012.— № 15.
«
Отдельного упоминания заслуживают произведения в жанре фолк-хистори Мурада Аджи (М. Э. Аджиева)…
»
Аджи М.
// adji.ru. — февраль 2005.
6 мая 2011 года.
↑
По отношению к сочинениям Аджиева или к его гипотезе термины «лженаука (лжеистория)», «псевдонаука (псевдоистория)», «квазинаука (квазиистория)», «паранаука» и аналогичные применяются в следующих работах:
Гаджиев М. С., Кузнецов В. А., Чеченов И. М.
Глава III. Мифы о «великих предках»
// История в зеркале паранауки: Критика современной этноцентристской историографии Северного Кавказа. —
М.
: Ин-т этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 2006. — С. 61—100. — 300 с.
Петров В. Б.
от 21 августа 2018 на
Wayback Machine
//
Найдыш В. М., РУДН.
Наука и квазинаучные формы культуры.— М.: МПУ Сигналъ, 1999.— 306 с. (автор — кандидат философских наук, доцент
РУДН
, см.
(неопр.)
. // Учебный портал РУДН. Дата обращения: 21 декабря 2011. Архивировано из
2 февраля 2012 года.
)
Бисенбаев А. К.
Глава XI. Центральноазиатский феномен фольк-хистори // Другая Центральная Азия.— Алматы: Аркасс, 2003.— 300 с.—
ISBN 9965-25-049-9
Никитин Н. И.
(неопр.)
. // «
Наш современник
», 2006.— №3. Дата обращения: 2 апреля 2013.
5 апреля 2013 года.
(автор — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН). Более ранняя версия статьи —
(неопр.)
. // «
Литературная Россия
», 2005.— № 15.
12 сентября 2016 года.
См. например:
Издибаев Т.
от 23 декабря 2010 на
Wayback Machine
// Panorama (Казахстан) № 16, 21.04.2000
↑
О кумыкском происхождении см.
Аджиев М.
от 13 августа 2020 на
Wayback Machine
// Вокруг света. № 2, 1991.
↑
Огрызко В.
Североведы России: Материалы к биографическому словарю.— М., Литературная Россия, 2007.
от 29 июля 2023 на
Wayback Machine
↑
Олейников Д.
19 марта 2012 года.
//
Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д.
История России в мелкий горошек.— М.: ЗАО «Мануфактура», ООО «Издательство „Единство“», 1998.— 256 с. Переизд.:
Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д.
История на продажу. Тупики псевдоисторической мысли. — М.: Вече, 2005.
Аджиев М. Э.
Моделирование и оптимизация процесса промышленного освоения Северо-Востока СССР с выбором индустриально-строительных опорных баз. (08.00.04). // Автореферат диссертации. М., 1973. 27 с. (Моск. Ин-т нар. Хоз-ва им. Г. В. Плеханова)
См. например:
Аджиев М. Э.
О моделировании транспортных связей между базами освоения и осваиваемыми районами // Проблемы Севера. 1979, Вып. 29. См.
от 13 марта 2019 на
Wayback Machine
Аджиев М. Э.
Экономико-географические проблемы БАМ // «
Природа
». 1975, № 8.
Аджиев М. Э.
Размышления о границах Севера // «
Природа
». 1976, № 10.
Adzhiev M. E.
от 8 февраля 2015 на
Wayback Machine
// «New Scientist», 1976, Vol.69, № 988.
Аджиев М. Э., Бурханов В. Ф.
Экспедиции Норденшельда в Арктику // «
Природа
». 1979, № 7.
См. также книги:
Soule M. H., Taaffee R.
от 28 августа 2017 на
Wayback Machine
// National Council for Soviet and East European Research (U.S.). 1981. P. 24, 51.
Аджиев М. Э., Леонтьева Л. В.
Промышленные комплексы Сибири.— М.: «
Знание
», 1975.
Аджиев М. Э.
БАМ и промышленные комплексы востока СССР.— М.: «
Знание
», 1978
Аджиев М. Э.
XXIII Международный географический конгресс // «
Природа
». 1977, № 1.
Агранат Г. А.
Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки. — М., 1992.
Сигалов М. Р., Плисецкий Е. Л.
Хозяйственное освоение новых территорий // Известия Академии наук СССР, 1987.— № 3. (Сер. Географическая).
См., например, следующие докторские диссертации:
Мельников Г. И.
от 3 мая 2012 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации … доктора философских наук. Омск, 1982.
Четверев В. И.
от 3 мая 2012 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации … доктора экономических наук. М., 1997.
Белоусов А. И.
от 3 мая 2012 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации … доктора экономических наук. М., 1998.
Гаврилова Н. Ю.
от 20 июля 2018 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Екатеринбург, 2003.
Алексеева Л. В.
от 10 августа 2018 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Екатеринбург, 2004.
Сысоева Н. М.
от 13 марта 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Иркутск, 2005.
Муромцев Д. Ю.
от 24 марта 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Тамбов, 2005.
Федосенко В. Б.
от 13 августа 2018 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Москва, 2005.
Четошникова Л. М.
от 19 декабря 2018 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Барнаул, 2005.
Лукьяненков С. С.
от 24 марта 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Армавир, 2007.
См. также кандидатские диссертации:
Ивачев И. В.
от 13 февраля 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. СПб., 2001.
Козулин А. В.
от 2 февраля 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Улан-Удэ, 2001.
Орешина М. А.
от 27 февраля 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Москва, 2001.
Пленкин В. Ю.
от 12 марта 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Екатеринбург, 2001.
Елина Т. Н.
от 21 марта 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Иваново, 2002.
Давыдов М. В.
от 5 марта 2016 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Брянск, 2003.
Семенова И. С.
от 30 сентября 2018 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. СПб., 2003.
Тестов В. Н.
от 25 ноября 2018 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Воронеж, 2004.
Байкалов Н. С.
от 27 февраля 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Улан-Удэ, 2005.
Тищенко О. В.
от 11 марта 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Ируктск, 2005.
Авимская М. А.
// Автореферат диссертации. Сургут, 2006.
Орлов Д. С.
от 8 марта 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Бийск, 2006.
Петров А. Н.
от 27 апреля 2012 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. СПб., 2006.
Стафеев О. Н.
от 22 февраля 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Сургут, 2007.
Янюшкин С. А.
(недоступная ссылка)
// Автореферат диссертации. Братск, 2008.
Корнилов Г. Г.
от 2 февраля 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Екатеринбург. 2010.
Канн С. К.
от 29 марта 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Новосибирск, 2011.
Самойлова А. Н.
от 28 июля 2018 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Б/м. Б/г.
Ежеля У. В.
История развития железнодорожного транспорта на Дальнем Востоке: Курс лекций.
(недоступная ссылка)
.— Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2000.— 118 с.
Аджиев М. Э.
Энергосберегающие технологии. — М.: Знание, 1990
См. например:
Джинова З. П.
Преображая родную землю. Развитие экономических районов страны на базе комплексного использования их природных ресурсов. Рек. Библиогр. Указ. / [Составители З. П. Джинова, В. М. Мешков]; Под ред. М. Э. Аджиева.— М.: Книга, 1981.
Кузнецова Л. М., Аджиев М. Э.
Стройки Сибири и Дальнего Востока: Рекомендательный библиографический обзор.— М.: Книга, 1981.
Мешков В. М., Аджиев М. Э.
Государственная библиотека имени В. И. Ленина.
17 ноября 2011 года.
.— М.: Книга, 1986.
На просторах Родины. [Сборник] / Сост. М. Э. Аджиев, А. Е. Брагин.— М.: Мысль, 1989
Малых А. А.
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
// Томский государственный университет.
(недоступная ссылка)
(недоступная ссылка с 11-05-2013 [3941 день])
Специальность: 050501(030500) Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) // Иркутский государственный педагогический университет. Факультет математики, физики и информатики
Лебедева Н. И.
4 марта 2016 года.
// Омский государственный университет.
Аджиев М. Э.
Явление криогенного концентрирования тяжелой воды // Материалы гляциологических исследований.— Т. 65. 1989. С. 65.
Аджиев М.
от 21 февраля 2020 на
Wayback Machine
// Вокруг света. 1989, № 7.
Аджиев М.
от 10 августа 2020 на
Wayback Machine
// Вокруг света. 1990, № 4.
Аджиев М.
от 14 августа 2020 на
Wayback Machine
// Вокруг света. 1991, № 1.
Аджиев М.
от 13 августа 2020 на
Wayback Machine
// Вокруг света. 1991, № 2.
Аджиев М.
от 13 августа 2020 на
Wayback Machine
// Вокруг света. 1991, № 5.
Аджиев М.
от 5 января 2020 на
Wayback Machine
// На суше и на море. Москва, 1990. С. 407—430.
См. например:
Аджиев М.
от 11 августа 2020 на
Wayback Machine
// Вокруг света. 1993, № 1.
Аджиев М. Э.
О том, как дороге дорогу искали.— М.: Дет. Лит., 1976.
↑
По М. Аджиеву
О том, как дороге дорогу искали //
Михеева А. А.
«Зарница». Книга для дополнительного чтения в 3-ем классе национальных школ РСФСР.— 4-е изд.— Л.: «
Просвещение
». Ленинградское отделение, 1987.— С. 3, 124—128.
Аджиев М. Э., Алексеев А. И., Антошко Я. Ф.
.— М.: «
Педагогика
», 1981.
Аджиев М.
Религия Степи: (Материал публикуется на правах проблемного) // Энциклопедия для детей.— М.: Аванта+, 1996.— Т.6: Религии мира, ч. 1.— С.211—218. См.
от 15 января 2020 на
Wayback Machine
Аджи М.
от 10 мая 2012 на
Wayback Machine
. Книга для школьников и их родителей.— М.: «Новости», 1999
Аджи М.
(неопр.)
. — Библиотека журнала «Amanat», 2006.— 164 с.—
ISBN 9965-611-62-9
. Дата обращения: 21 февраля 2013.
11 мая 2013 года.
Аджи М.
от 20 июня 2012 на
Wayback Machine
. Книга для школьников и их родителей. — М.: «Новости», 2001
(неопр.)
. Дата обращения: 24 марта 2014.
23 марта 2019 года.
Васильев Н. И.
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
// Верхневилюйская республиканская гимназия им. М. А. Алексеева.
↑
Аджиев М. Э.
Проблема этнической самоидентификации в общегосударственной структуре населения СССР (на примере кумыков)
(недоступная ссылка)
// Международный симпозиум «Право и этнос». Материалы для обсуждения. Москва — Голицыно, октябрь 1991. С. 141—149.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 мая 2011.
8 февраля 2015 года.
5 марта 2014 года.
Аджи М.
(рус.)
. // Культурные контексты Казахстана: История и современность: Материалы Международного семинара, посвященного 100-летию М. О. Ауэзова. — Алматы, 1998. Дата обращения: 7 марта 2020. Архивировано из
8 февраля 2015 года.
Аджи М.
Дыхание Армагеддона.— М.: АСТ, Хранитель, 2006. С. 252
Аджи М.
Без Вечного Синего Неба: Очерки нашей истории.— М.: АСТ, Астрель, 2010. С. 4, 6.
от 22 июля 2019 на
Wayback Machine
Творчество Аджиева упоминается:
В диссертациях на соискание учёных степеней
Талашов М. В.
от 20 февраля 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Ярославль, 2004.
Ковальчук Ю. С.
от 25 февраля 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Новосибирск, 2006.
Гекман Л. П.
от 27 апреля 2012 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Барнаул, 2006.
Нуриева Ф. Ш.
от 1 февраля 2018 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Казань, 2004.
Якупов М. Т.
от 31 января 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Уфа, 2002.
Мухаметова Г. Ф.
от 29 сентября 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Казань, 2007.
Байсонгуров И. Б.
от 27 ноября 2018 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Ярославль, 2005.
Алиева А. Т.
от 14 января 2019 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Махачкала, 2006.
Русанов В. Ю.
от 4 декабря 2018 на
Wayback Machine
// Автореферат диссертации. Москва, 2001.
В трудах учёных
Тагиров И. Р.
История национальной государственности татарского народа и Татарстана. Казань, 2000. Гл. 4.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 мая 2011.
27 апреля 2012 года.
Чибилев А. А.
от 29 марта 2017 на
Wayback Machine
// География и природные ресурсы. 2009, 33. С. 12- 17.
Сабитова З. К.
от 25 января 2011 на
Wayback Machine
// III Международный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность». Сборник тезисов, М., 2007. С. 31
и др.
Переводы на иностранные языки
Гаджиев Т.
Полынь половецкой степи. Баку, 1997. 194 с.; Тюрки и мир: сокровенная история. Пер. на азерб. // Бакинский государственный университет, кафедра тюркологии, 2005.
от 8 июля 2011 на
Wayback Machine
См. например:
Аллабердина Г. И.
от 6 марта 2016 на
Wayback Machine
// Для студентов специальности «История».— Сибай, 2010. 67 с. Сибайский институт (филиал Башкирского государственного университета).
Циунчук Р. А.
(недоступная ссылка)
// Казанский государственный университет.
Заболотный В. М.
(недоступная ссылка)
// Московский государственный университет экономики, статистики, информатики. Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации
17 марта 2012 года.
// Пензенский государственный университет
Кадыров А. М., Коровина С. В., Кропачев А. И., Феклина О. Б., Шаяхметова А. М., Ширяев Л. А.
от 19 января 2011 на
Wayback Machine
// Уфимский государственный авиационный технический университет. Кафедра истории Отечества и культурологии
Ерохина Е. А.
4 марта 2016 года.
// Социология образования. 2010, № 1.
↑
Грошева Г. В.
от 24 апреля 2009 на
Wayback Machine
// Вестник
ТГУ
. 2007. № 303. С. 61-68.
Sheiko Konstantin
.
от 25 февраля 2009 на
Wayback Machine
// A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the award of the degree Doctor of Philosophy. University of Wollongong, 2004
↑
от 21 августа 2018 на
Wayback Machine
//
, РУДН.
Наука и квазинаучные формы культуры.— М.: МПУ Сигналъ, 1999.— 306 с.
Дедков Н. И.
(неопр.)
. //
: Сб. / Под ред. Геннадия Бордюгова.— М.: АИРО-XXI, 2011.— С. 281—300.— 520 с.. Дата обращения: 21 февраля 2013.
9 марта 2013 года.
Никитин Н. И.
(неопр.)
. // «
Наш современник
», 2006.— №3. Дата обращения: 2 апреля 2013.
5 апреля 2013 года.
(автор — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН). Более ранняя версия статьи —
(неопр.)
. // «
Литературная Россия
», 2005.— № 15.
12 сентября 2016 года.
Никитин Н. И.
(неопр.)
. // «
Наш современник
», 2006.— №3. Дата обращения: 2 апреля 2013.
5 апреля 2013 года.
(автор — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН). Более ранняя версия статьи —
(неопр.)
. // «
Литературная Россия
», 2005.— № 15.
12 сентября 2016 года.
// Вестник МГИМО-Университета. — 2009. —
№ 6
. —
С. 80—88
.
Юрченко И. Ю.
Проблема этноидентификации северокавказского казачества в интерпретации новейшего неопантюркизма в произведениях Мурада Аджи (Аджиева М. Э.) // Наше Отечество. Страницы истории. Сборник научных трудов.— Выпуск 5 / под ред. проф. В. С. Порохни.— М., 2009. (автор — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Московского авиационного института, доцент Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах РФ)
Юрченко И. Ю.
(неопр.)
(недоступная ссылка —
)
. // Журнал «Историческая и социально-образовательная мысль», 2011.— №5.— Краснодар: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Кубанская многопрофильная академия подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов». Дата обращения: 14 марта 2013.
(
ISSN
),
(неопр.)
. Дата обращения: 14 марта 2013.
Ссылки
— официальный сайт Мурад Эскендерович Аджиев
Олейников Д.
(неопр.)
. //
Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д.
История России в мелкий горошек.— М.: ЗАО «Мануфактура», ООО «Издательство „Единство“», 1998.— 256 с.. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано из
19 марта 2012 года.
Некоторые возражения на критику Олейникова см.:
Перевалов С. М.
(неопр.)
. // Вестник Владикавказского научного центра, 2002.— Т. 2.— № 4.— С. 11.. Дата обращения: 14 марта 2013.
16 марта 2013 года.
[
неавторитетный источник
]