Interested Article - Балагушкин, Евгений Геннадьевич
- 2020-08-11
- 1
Евге́ний Генна́дьевич Бала́гушкин (род. 9 ноября 1931 , Москва , СССР ) — советский и российский религиовед , культуролог и философ религии . Исследователь нетрадиционных религий и культов . Доктор философских наук (2006), ведущий научный сотрудник сектора философии религии Института философии РАН (с 2006 года).
Биография
Родился 9 ноября 1931 года в Москве.
В 1958 году окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова .
В 1962 году в Институте философии АН СССР защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Развитие брачно-семейных отношений в условиях социализма и в период строительства коммунизма».
С 1977 года является научным сотрудником сектора философии религии Института философии РАН, занимаясь религиоведческими вопросами. Издававшиеся в СССР его работы были выдержаны в духе «марксистско-ленинской философии», в библиотеках располагались в отделе «Научный атеизм». Ранние книги Балагушкина, такие как «Развитие брачно-семейных отношений в условиях социализма и в период строительства коммунизма» были апологией «научного атеизма» и пропагандой господствовавшей в СССР идеологии. Религиовед Иваненко, говоря об одной из работ Балагушкина, посвящённой движению «Харе Кришна», отмечает, что она очень похожа на брошюру Балагушкина «Критика идеологии и практики современного кришнаизма», изданную тридцать лет назад (то есть в советские «атеистические» времена — в 1983 году.) В качестве заключения Иваненко делает вывод о том, что « новая книга Е. Г. Балагушкина вносит свой вклад в усиление нетерпимости и подозрительности к новым для нашей страны религиям » .
Научные труды
В 2006 году в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Нетрадиционные религии в современной России (системно-аналитический подход)» (специальность 09.00.13 — «Религиоведение, философская антропология, философия культуры»). Официальные оппоненты — доктор философских наук, доктор филологических наук, профессор П. С. Гуревич , доктор философских наук, профессор И. Я. Кантеров , доктор философских наук, профессор Ф. Г. Овсиенко . Ведущая организация — Исследовательский центр «Религия в современном обществе» при Институте социологии РАН .
Получил известность за разработку «нового теоретико-методологического подхода к изучению нетрадиционных религий», морфологической типологии новых религиозных движений, критику «редукционизма в понимании религии и построении морфологической теории религии». Разработал ряд новых религиоведческих концепций: «Метаморфы сакральной веры (типология религиозной метафизики)», «Архетипы сакрального сознания и деятельности», «Тройственная позиционная типология религий».
Семья
- Сын — Игорь Евгеньевич Балагушкин (род. 22 июля 1959 г.);
- Дочь — Наталья Евгеньевна Жураковская (Балагушкина) (род. 10 марта 1962 г.);
- Сын — Юрий Евгеньевич Балагушкин (род. 19 марта 1979 г.), аспирант Сектора истории антропологических учений Института философии РАН. .
Отзывы
Положительные
В 1999 году религиовед А. В. Саввин говоря о том, что «только в последнее время проблема исследования сатанизма в отечественном религиоведении приобрела реальное научное звучание», отмечает, Балагушкина среди тех российских учёных, кто обращался «к изучению сект оккультно - мистической и сатанинской направленности».
Критические
В 2002 году один из идеологов православного антисектантского движения , доктор философии по истории, кандидат богословия , профессор ПСТГУ , председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Александр Дворкин утверждает в своей книге « Сектоведение. Тоталитарные секты », что Е. Г. Балагушкин, С. И. Иваненко и Н. С. Гордиенко принадлежат к «клану », который, по мнению Дворкина, « почти поголовно происходит из профессиональных „антирелигиозников“ — пропагандистов „научного“ атеизма ».
В 2011 году кандидат исторических наук А. С. Фетисов, выделяя два подхода анализа развития религиозной обстановки в России — представителей «самих религиозных организаций (в основном православных), озабоченных судьбой своих конфессий» и вторую группу в которую входят представители «академической науки, исследователи», ставит Балагушкина в один ряд с «типичными авторами первого направления» .
В 2014 году религиовед С. И. Иваненко рассматривая в статье интернет-издания «Религио-полис» монографию Балагушкина «Живительный эликсир или опиум прокаженного? Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России» (2014), которого он называет « маститый религиовед », отмечает, что книгу нельзя охарактеризовать как научную работу. Иваненко указывает, что в монографии « нет ни одной ссылки на источники, публикации, архивные материалы. Вместо этого — поток воспоминаний и личных впечатлений ». Рассматривая достоверность сведений монографии, Иваненко высказывает мнение, что « новые „факты“, о которых пишет автор, не являются достоверными ». В качестве одного из примеров недостоверности Иваненко приводит в пример отрывок об ученике Прабхупады Пиняеве, в котором « соответствует действительности только то, что вайшнавы не употребляют алкоголь. Все остальное — неверно ». Иваненко также указывает, что Балагушкин в данной монографии пытается сформулировать отличие традиционных религий от нетрадиционных следующим образом: « Несомненно, — утверждает автор, — эти новые религиозно-мистические иллюзии — все тот же духовный наркотик… Если религия, как говорил Маркс , — это опиум народа … есть все основания считать, что старые религии несколько ослабли в своем наркотическом воздействии, зато новые предлагают верующим религиозный опиум особой крепости и силы ». Далее Иваненко отмечает:
Этот вывод мог бы представлять интерес в годы «перестройки», когда и лучшие, и посредственные «бойцы идеологического фронта» стремились приспособить марксизм-ленинизм к меняющимся реалиям. Иначе осмыслить в марксистских категориях сущность религии, обосновать (с позиций коммунистической идеологии), что с традиционными религиями можно и нужно вступить в диалог и развивать сотрудничество. А с новыми религиями — вести непримиримую борьбу. <…>Книга Е. Г. Балагушкина — своего рода « » эпохи перестройки, который появился на полках книжных магазинов на рубеже 2013 и 2014 года.
Рассматривая раздел книги Балагушкина «Мёртвые при жизни: кришнаитская отстранённость от реального мира», Иваненко также отмечает, что он очень похож на брошюру Балагушкина «Критика идеологии и практики современного кришнаизма», изданную тридцать лет назад. В качестве заключения Иваненко делает вывод о том, что « новая книга Е. Г. Балагушкина вносит свой вклад в усиление нетерпимости и подозрительности к новым для нашей страны религиям » .
Научные труды
Диссертации
- Балагушкин Е. Г. Развитие брачно-семейных отношений в условиях социализма и в период строительства коммунизма : Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата филос. наук / Ин-т философии Акад. наук СССР. Сектор ист. материализма. Москва, 1962. 26 с.
- Балагушкин Е. Г. / Диссертация ... доктора философских наук :. — М. : ИФ РАН , 2006. — 350 с.
Монографии
- Балагушкин Е. Г. Социалистическая семья и динамика её развития: (Роль семьи в социалистическом обществе, брачная-семейная структура населения СССР) / Моск. гор. организация о-ва "Знание" РСФСР. — М. : Знание , 1966. — 27 с. — (В помощь лектору).
- Балагушкин Е. Г. Социальная сущность семьи. — М. : Знание , 1969. — 48 с. — ( Новое в жизни, науке, технике . Научный коммунизм; № 7).
- Балагушкин Е. Г., Некоторые проблемы нравственного развития советской семьи / Орлов. обл. организация о-ва "Знание" РСФСР. — Орёл: Знание , 1971. — 19 с.
- Хашимов А. Х., Балагушкин Е. Г. Сущность и нравственная основа семьи. — Душанбе: Изд-во Ирфон, 1974. — 226 с.
- Балагушкин Е. Г., Ковалёва M. М. Воспитательная работа в студенческом общежитии. — М. : Изд-во МГУ , 1979. — 55 с.
- Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодёжь / МГУ им. М. В. Ломоносова, Пробл. н.-и. лаб. ком. воспитания молодёжи. — М. : Изд-во МГУ , 1980. — 103 с.
- Балагушкин Е. Г. Критика идеологии и практики современного кришнаизма. — М. : Знание , 1984. — 64 с.
- Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодёжь Запада). — М. : Изд-во МГУ, 1986. — 286 с. — 12 300 экз.
- Балагушкин Е. Г., Квасникова С. М. Новые религиозные движения и секты. Учебно-методическая разработка лекции. — М. , 1993.
- Балагушкин Е. Г. . — М. : ИФ РАН , 1999. — 245 с. — 500 экз. — ISBN 5-201-02012-7 .
- Балагушкин Е. Г. Дискурсы эзотерики (философский анализ) / Отв. ред. . — М. : Эдиториал УРСС , 2001. — С. 220—227. — 240 с. — ISBN 5-8360-0302-5 .
- Балагушкин Е. Г. . — М. : ИФ РАН , 2002. — 248 с. — 500 экз. — ISBN 5-201-02094-1 .
- Балагушкин Е. Г. . — М. : ИФ РАН , 2003. — 218 с. — 500 экз. — ISBN 5-201-02140-9 .
- Балагушкин Е. Г. . — М. : Либроком , 2013. — 232 с. — (Рационалистический подход к явлению «религия»). — ISBN 978-5-397-03665-8 .
- Балагушкин Е. Г. . — М. : Palmarium Academic Publishing , 2013. — 488 с. — ISBN 978-3-659-98263-7 . от 22 марта 2016 на Wayback Machine
- Балагушкин Е. Г. Живительный эликсир или опиум прокаженного? Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России. — М. : Ленанд , 2014. — 256 с. — (Рационалистический подход к явлению «религия»).
- Балагушкин Е. Г. Религиозные искания и социальный протест (вторая половина XX века): Очерки марксистского религиоведения. Нетрадиционные религии и молодёжное движение протеста. Аспекты изучения новых религиозных движений. — М. : Ленанд , 2016. — 320 с. — (Рационалистический подход к явлению «религия»). — ISBN 978-5-9710-0881-1 .
Энциклопедии и словари
- Религии народов современной России
- Балагушкин Е. Г. Аум синрикё // / М. П. Мчедлов (отв. ред.), , Басилов В. Н. и др. / 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Республика , 2002. — С. 33—36. — 624 с. — 4000 экз. — ISBN 5-250-01818-1 .
- Балагушкин Е. Г. Ивановцы // / М. П. Мчедлов (отв. ред.), , Басилов В. Н. и др. / 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Республика , 2002. — С. 108—109. — 624 с. — 4000 экз. — ISBN 5-250-01818-1 .
- Балагушкин Е. Г. Новые религиозные правые // / М. П. Мчедлов (отв. ред.), , Басилов В. Н. и др. / 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Республика , 2002. — С. 305—306. — 624 с. — 4000 экз. — ISBN 5-250-01818-1 .
- Балагушкин Е. Г. Общество сознания Кришны (кришнаиты, вайшнавы) // / М. П. Мчедлов (отв. ред.), , Басилов В. Н. и др. / 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Республика , 2002. — С. 314—316. — 624 с. — 4000 экз. — ISBN 5-250-01818-1 .
- Религиоведение. Энциклопедический словарь
- Балагушкин Е. Г., // / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красикова , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2006. — С. 147—150. — 1256 с. — ISBN 5-8291-0756-2 .
- Балагушкин Е. Г. Ваджраяна // / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красикова , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2006. — 1256 с. — ISBN 5-8291-0756-2 .
- Балагушкин Е. Г. Гражданская религия // / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красикова , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2006. — 1256 с. — ISBN 5-8291-0756-2 .
- Балагушкин Е. Г., // / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красикова , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2006. — 1256 с. — ISBN 5-8291-0756-2 .
- Балагушкин Е. Г. Ивановцы // / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красикова , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2006. — 1256 с. — ISBN 5-8291-0756-2 .
- Балагушкин Е. Г. Мандала // / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красикова , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2006. — 1256 с. — ISBN 5-8291-0756-2 .
- Балагушкин Е. Г. Мехер Баба // / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красикова , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2006. — 1256 с. — ISBN 5-8291-0756-2 .
- Балагушкин Е. Г. // / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красикова , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2006. — 1256 с. — ISBN 5-8291-0756-2 .
- Балагушкин Е. Г. Фалуньгун // / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красикова , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2006. — 1256 с. — ISBN 5-8291-0756-2 .
- Балагушкин Е. Г., // / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красикова , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2006. — 1256 с. — ISBN 5-8291-0756-2 .
- Культурология. Век ХХ. Энциклопедия
- Балагушкин Е. Г. Антикультовое движение // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит . — М. : « Российская политическая энциклопедия » ( РОССПЭН ), 2007. — Т. 1. — С. 83—84. — 1392 с. — (Summa culturologiae). — ISBN 978-5-8243-0838-9 , ISBN 978-5-8243-0840-2 .
- Балагушкин Е. Г. Белл Д. // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит . — М. : « Российская политическая энциклопедия » ( РОССПЭН ), 2007. — Т. 1. — С. 169—170. — 1392 с. — (Summa culturologiae). — ISBN 978-5-8243-0838-9 , ISBN 978-5-8243-0840-2 .
- Балагушкин Е. Г. Бхактиведанта Ш. П. // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит . — М. : « Российская политическая энциклопедия » ( РОССПЭН ), 2007. — Т. 1. — С. 286—288. — 1392 с. — (Summa culturologiae). — ISBN 978-5-8243-0838-9 , ISBN 978-5-8243-0840-2 .
- Балагушкин Е. Г. Гартман Н. // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит . — М. : « Российская политическая энциклопедия » ( РОССПЭН ), 2007. — Т. 1. — С. 416—417. — 1392 с. — (Summa culturologiae). — ISBN 978-5-8243-0838-9 , ISBN 978-5-8243-0840-2 .
- Балагушкин Е. Г. Леви-Брюль Л. // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит . — М. : « Российская политическая энциклопедия » ( РОССПЭН ), 2007. — Т. 1. — С. 1124—1125. — 1392 с. — (Summa culturologiae). — ISBN 978-5-8243-0838-9 , ISBN 978-5-8243-0840-2 .
- Балагушкин Е. Г. Леви-Строс К. // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит . — М. : « Российская политическая энциклопедия » ( РОССПЭН ), 2007. — Т. 1. — С. 1127—1133. — 1392 с. — (Summa culturologiae). — ISBN 978-5-8243-0838-9 , ISBN 978-5-8243-0840-2 .
- Балагушкин Е. Г. Религия и культура // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит . — М. : « Российская политическая энциклопедия » ( РОССПЭН ), 2007. — Т. 2. — С. 356—357. — 1184 с. — (Summa culturologiae). — ISBN 978-5-8243-0838-9 , ISBN 978-5-8243-0840-6 .
- Балагушкин Е. Г. Тоффлер Э. // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит . — М. : « Российская политическая энциклопедия » ( РОССПЭН ), 2007. — Т. 2. — С. 717—719. — 1184 с. — (Summa culturologiae). — ISBN 978-5-8243-0838-9 , ISBN 978-5-8243-0840-2 .
- Балагушкин Е. Г. Уайтхед А. Н. // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит . — М. : « Российская политическая энциклопедия » ( РОССПЭН ), 2007. — Т. 2. — С. 754—755. — 1184 с. — (Summa culturologiae). — ISBN 978-5-8243-0838-9 , ISBN 978-5-8243-0840-6 .
- Балагушкин Е. Г. Швейцер А. // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит . — М. : « Российская политическая энциклопедия » ( РОССПЭН ), 2007. — Т. 2. — С. 966—967. — 1184 с. — (Summa culturologiae). — ISBN 978-5-8243-0838-9 , ISBN 978-5-8243-0840-6 .
- Энциклопедия религий
- Балагушкин Е. Г. // . — М. : Академический проект , 2008. — С. 474—476. — 1520 с. — ISBN 978-5-8291-1084-0 .
- Новая философская энциклопедия
- Балагушкин Е. Г. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
Статьи
- Балагушкин Е. Г. Даосско-буддийская традиция в буржуазной контркультуре и её роль в молодёжном движении протеста // Место религии в идейно-политической борьбе развивающихся стран. — М. : Наука , 1978.
- Балагушкин Е. Г. Влияние фрейдизма и теорий сексуальной революции на нравственное сознание молодёжи Запада // Молодёжь, НТР, капитализм / Под ред. В. С. Липецкого. — М. : Изд-во Москов. ун-та , 1979. — 288 с. — 7450 экз.
- Балагушкин Е. Г. Неоориентализм: религиозно-мистические культы и идейные искания Запада // Вопросы научного атеизма . — 1985. — Вып. 32 .
- Балагушкин Е. Г. Ананда Марг: мистика и реальность // Молодёжь, религия, атеизм. Вып.3 / сост. В. А. Алексеев . — М. : Молодая гвардия , 1986. — 216 с.
- Балагушкин Е. Г. Социально-политическая активность современных религиозно-мистических культов и организаций // Вопросы научного атеизма . Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и критики / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М. : Мысль , 1989. — С. 269—295. — 335 с. — 22 765 экз. — ISBN 0321-0847.
- Балагушкин Е. Г. Структуры религиозной деятельности (к определению понятий «церковь», «секта», «культ», «богоискательство») // Вопросы научного атеизма . Вып. 39 / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М. : Мысль , 1989. — С. 64—85. — 335 с. — 18 870 экз.
- Балагушкин Е. Г. Религиозно-мистические влияния в молодёжной контркультуре // Контркультура и социальные трансформации. — М. : ИФ АН СССР , 1990.
- Балагушкин Е. Г. Современные религиозно-мистические культы и молодёжь // Будущее религии: проблемы и перспективы. Ч. 1. — М. : ИФ АН СССР , 1991.
- Балагушкин Е. Г. Типология новой религиозности // Динамика культурных и социальных связей. — М. : ИФ РАН , 1992.
- Балагушкин Е. Г. Религия как социокультурое явление // Введение в культурологию. Курс лекций. — М. : МГИК , 1993.
- Балагушкин Е. Г. К вопросу о „тоталитарных сектах“ в современной России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом . — М. : РАГС , 1994.
- Балагушкин Е. Г. Новые религиозные правые" в современной России // Религия и политика в посткоммунистической России. — М. , 1994.
- Балагушкин Е. Г. Морфологические характеристики сопряжения религии и культуры // Культура и религия: линии сопряжения. — М. : РАГС , 1994.
- Балагушкин Е. Г. Синергетические предпосылки морфологической теории религий // Логика, методология, философия науки. — М. : Обнинск, 1995. — Т. VII .
- Балагушкин Е. Г. Есть ли место нетрадиционным религиям в системе религиозного плюрализма? // Государство, религия, церковь в России и за рубежом . — М. : РАГС , 1995. — № 5 .
- Балагушкин Е. Г. // Общественные науки и современность . — 1996. — № 2 . — С. 90—100 .
- Балагушкин Е. Г. Сущность и морфология религий // Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. — М. : Институт микроэкономики, 1997.
- Балагушкин Е. Г. Новые религиозные движения в современной России // . — 1998. — № 2 .
- Балагушкин Е. Г. Эзотерика в новых религиозных движениях // Дискурсы эзотерики. Философский анализ. — М. : УРСС , 2001.
- Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. // . — 2006. — Т. 15 , № 2 . — С. 62—78 .
- Балагушкин Е. Г. // Религиоведение . — 2010. — № 2 . — С. 102—113 . — ISSN . 1 августа 2014 года.
- Балагушкин Е. Г. Исследование религиозных новообразований // Лев Николаевич Митрохин / под ред. А. И. Кырлежева . — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 172–215. — 367 с. — (Философия России второй половины XX в.).
- Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Межрелигиозный диалог и межрелигиозные отношения в российском социокультурном пространстве // / отв. ред. А. А. Гусейнов , А. В. Смирнов , . — М. : Наука , 2010. — С. 405—431. — 432 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-02-037096-8 .
Переводы
- Адлер А. Знание людей // . — 2011. — № 1 . — С. 25–33 .
- Адлер А. Знание людей // . — 2011. — № 2 . — С. 29—37 .
- Адлер А. Знание людей // . — 2011. — № 3 . — С. 8–19 .
- Адлер А. Знание людей // . — 2011. — № 4 . — С. 17–33 .
- Бубер М. Место хасидизма в истории религий // Бубер М. Хасидские предания: Первые наставники. — М. : Республика , 1997.
- Бубер М. Дополнительные замечания к изображению хасидизма // Бубер М. Хасидские предания: Первые наставники. — М. : Республика , 1997.
- Кокс Х. Обителей много». Встреча христианства с другими верованиями // Философия человека: традиции и современность. Реферативный сборник. — М. , 1992. — Вып. 3 .
- Тиллих П. Значение истории религий для теолога-систематика // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. — М. : , 1995. — С. 442–454. (совместно с О. В. Боровой))
- Фромм Э. Догмат о Христе (Глава IV. Трансформация христианства и догмат единосущности // Фромм Э. Вы будете как боги. — М. : АСТ , 2013.
- Альфред Адлер: биографический очерк // . — 2011. — № 2 . — С. 14–28 .
Публицистика
- Балагушкин Е. Г. „Атомарные“ религиозные системы и „радиационные потоки“ богоискателей // Параплюс. — 1996. — № 3 .
Примечания
- , с. 407—408.
- Адриан (Пашин), иеромонах (недоступная ссылка) // Богослов.ru , 16.02.2009 г.
- ↑ Иваненко С. И. Центр религиоведческих исследований «РелигиоПолис» (17 декабря 2013). Дата обращения: 23 января 2014. Архивировано из 2 февраля 2014 года.
- // Официальный сайт Института философии РАН
- , с. 7.
- от 29 октября 2013 на Wayback Machine Глава 21. Движение «Нью эйдж» Раздел седьмой. Культы «Новой эры» (книги « Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования ». (Издание 3-е, переработанное и дополненное) — Нижний Новгород.:Издательство братства во имя св. князя Александра Невского,2002 г.)
- Фетисов А. С. / автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02. — Кемерово: Кемер. гос. ун-т , 2011. — С. 4. — 24 с. 14 июня 2022 года.
Литература
- Басилов В. Н. , Филимонов Э. Г. Религиоведение в России // / М. П. Мчедлов (отв. ред.), , Басилов В. Н. и др. / 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Республика , 2002. — С. 400—409. — 624 с. — 4000 экз. — ISBN 5-250-01818-1 .
- Knorre B. K. Netraditsionnye Religii v Sovremennoy Rossii [Non-Traditional Religions of Contemporary Russia]. Еvgeny Balagushkin, auth. Part I. Moscow: Institute of Philosophy – Russian Academy of Sciences, 1999, 244 pp. Paperback 6 $ ISBN 5-201-02012-7 ; Part II. Moscow: Institute of Philosophy – Russian Academy of Sciences, 2002, 248 pp. Paperback 5 $. ISBN 5-201-02094-1 // . — 2011. — Т. 2 , № 2 . — С. 376—379 .
- Саввин А. В. / диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.06. — М. : РАГС при Президенте РФ , 1999. — 152 с.
Ссылки
- на сайте Института философии РАН .
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
- 2020-08-11
- 1