Interested Article - Славянское неоязычество на Украине

Славянское неоязычество ( родноверие ) ( укр. рідна віра, рідновірство, рідновір’я ) является наиболее распространённым направлением неоязычества на Украине .

Истоки

Украинский писатель Иван Франко в повести « Захар Беркут » (1882) о борьбе карпатских русинов с монголами выказывает положительное отношение к славянскому язычеству, вызванное общественно-политическими идеалами автора, приверженностью идее общинного строя, которому соответствует эта «свободная, чистая общинная религия». Франко рассказывает в повести некоторые мифы о восточнославянских богах неясного происхождения .

История

Украинский журнал «Дажбог» (28 февраля 1935)

Неоязычество на Украине возникло раньше, чем в России. Неоязыческие идеи выражал издававшийся во Львове в 1931—1935 годах украинский литературный журнал «Дажбог» ( Богдан-Игорь Антонич и другие) .

Первым идеологом украинского родноверия в 1930-е годы стал санскритолог Владимир Шаян . По его словам, что в 1934 году он получил духовное откровение на вершине горы Грехит в Украинских Карпатах , что вдохновило его на поиски языческого обновления . Свою религиозную деятельность начал во Львове, где в 1934 году, познакомившись с крестьянским ритуалом освящения зерна, создал первую украинскую родноверческую общину «Родная вера» ( укр. « Рідна віра » ) . Языческие мотивы нашли отражение в его стихотворном сборнике «Орден Бога Солнца», вышедшем в 1936 году . В 1937 году во Львове в докладе на семинаре индологов Шаян представил своё видение « панарийского возрождения» . Во время Второй мировой войны Шаян сотрудничал с УПА . В 1944 году бежал из Львова в Аугсбург (Германия) . Некоторое время он провёл время в лагерях беженцев, где принял участие в основании Украинской свободной академии наук .

Один из будущих идеологов украинского неоязычества Лев Силенко во время Второй мировой войны вначале служил в Красной армии, затем оказался в плену, откуда сумел бежать и весной 1942 года вернулся в Киев. Там он сотрудничал с украинской националистической газетой «Наше слово», деятельность которой вызвала подозрения у гестапо . В результате все работники газеты были арестованы и погибли. Только Силенко неизвестным способом удалось выйти на свободу. Он уехал из Киева вначале на Западную Украину, затем — в Германию. В Аугсбурге (Германия), встретился с Ю. Г. Лисовым, затем они оба познакомились с Шаяном, неоязыческие идеи которого оказали на них сильное влияние .

Лев Силенко (Лев Тигрович Орлигора) , основатель РУН-веры (силенкоизма)

В 1945 году в Аугсбурге Шаян создал религиозно-политический «Орден рыцарей Бога Солнца» , который, как он надеялся, станет подразделением УПА в борьбе с вторгшейся Красной Армией. Среди членов ордена был и Силенко, которого Шаян инициировал с именем Орлигора .

Позднее Шаян перебрался в Англию, где опубликовал большую часть своих поэм. Шаян был деятельным активистом общины украинских эмигрантов. В последние годы жизни он исполнял обязанности президента Украинской независимой академии наук. Имел титул Волхва Твердыни Здравомыслия . Последнюю часть жизни Шаян провел в изгнании в Лондоне .

Лисовой переехал в Англию, Силенко — в Канаду. В Канаде Силенко изучал религии Востока, прежде всего индуизм, и с 1964 года начал проповедовать в украинских эмигрантских общинах США и Канады собственное учение, которое он называл «украинской родной верой» с единым Дажьбогом во главе . В том же 1964 году в Чикаго (США) он основал нативистскую (неоязыческую) общину и церковь « РУН-вера » , зарегистрированную в 1966 году . В 1979 году Силенко дописал книгу «Мага Вира» — священную книгу «РУН-веры» о вере и истории «ориан-украинцев» (« арийцев -украинцев»), создателей самой древней и могущественной цивилизации . Основной целью он считал реформирование «древней политеистической веры русов» в «монотеистическую религию современного образца, во главе с Дажьбогом». Христианство рассматривалось Силенко как религия рабов, повлёкшая для Украины «горькую судьбу колонизированной страны». Символом веры является «Тризуб в лучистом солнечном диске» . Силенко приобрёл большой участок земли в (англ.) (штат Нью-Йорк), назвал его «Орияной» и построил там храм Матери Украины — Арианы . В создании этого религиозного течения принимали активное участие Михаил и София Чумаченко — родители Катерины Ющенко , супруги бывшего Президента Украины . По одной из версий это «родная вера» («Рiдна Вiра») в названии движения Силенко в дальнейшем было переосмыслено русскими неоязычниками как « родноверие » .

Пути Шаяна и Силенко разошлись к 1970-м годам, и они стали представителями двух конкурирующих направлений на славянском неоязычестве . Учение Силенко отличается от учения Шаяна более монотеистическим характером. Соперничество привело к противоречивым сообщениям о связях Шаяна и Силенко. Источники, связанные с РУН-верой Силенко, утверждают, что Силенко никогда не был учеником Шаяна .

Как и в других неоязыческих течениях, связанных с Восточным блоком, важную роль в продолжении движения Шаяна сыграла послевоенная эмигрантская среда, в данном случае украинская диаспора на Западе . Первая неоязыческая община «Соборный храм родной веры» (позднее переименована в «Общину святой украинской веры») была создана последователями Шаяна в 1971 году в Гамильтоне (Канада). В настоящее время она возглавляется Мирославом Сытником. В 1972 году в Канаде был создан Институт имени Владимира Шаяна, где изучается его творчество и издают его рукописи. После смерти Шаяна один из его последователей философ Ю. Г. Лисовой унаследовал от него пост Волхва Твердыни Здравомыслия. В 1979 году Лисовой установил контакты с Виктором Безверхим , пытавшимся в то время создать «ведическую» общину в Ленинграде . Небольшие общины последователей Шаяна были особенно активны в Торонто и Гамильтоне (Канада)

Галина Лозко (Зореслава) , основательница и глава «Объединения родноверов Украины» (ОРУ)

В 1990-х годы работы Шаяна многократно публиковались в националистических изданиях на Украине. Его считают своим «великим Волхвом» и учителем современные киевские неоязычники (религиовед Галина Лозко , философ Л. Т. Бабий) . Наиболее известной (по ряду своих книг) современной последовательницей Шаяна на Украине является Галина Лозко (Волхвиня Зореслава) . В отличие от Шаяна и ряда других украинских неоязычников Лозко считает, что украинцев веками угнетают не русские, а «семитская монотеистическая идея, выступающая антиподом арийскому политеизму» . Лозко выпустила молитвенное пособие «Православ», в котором последней из десяти «языческих заповедей» была «Не связывайтесь с евреями» . Лозко была инициирована Мирославом Сытником в Гамильтоне. После распада Советского Союза в 1993 году в Киеве она создала «Православию», первую организацию на Украине, придерживающуюся политеистического неоязычества Шаяна . В 1998 году Лозко стала соучредителем зонтичной организации «Объединение родноверов Украины» (ОРУ) . В своём учредительном заявлении от 1998 года «Объединение родноверов Украины» во главе с Лозко утверждало, что многие мировые проблемы проистекают из «смешения этнических культур», которое привело к «разрушению этносферы», являющейся неотъемлемой частью биосферы Земли .

Многие идеи Силенко о прошлом украинцев оказали влияние на различных украинских авторов националистического и неоязыческого направления. В 1990-х годах в Киеве издавался журнал « Индо-Европа » под редакцией Виталия Довгича , ставивший одной из основный своих задач «покончить с официальной теорией происхождения трёх восточнославянских народов ». Этой теории авторы журнала противопоставляли, в частности, идеи Льва Силенко. Идея «арийской» Украины Силенко получила выражение в романе политэкономиста (укр.) («Путь ариев», 1996) .

Шаян и Силенко высоко оценили появление в 1950-х годах « Велесовой книги » (сочинение, выдаваемое за текст IX века, но признанное учёными фальсификацией XX века). Родноверие стало массовым течением на Украине только после распада СССР и ознакомления «общественности Украины и России» с «Велесовой книгой» (начиная с 1991 года), которую некоторые родноверы (в частности, Лозко) считают «Волховником», то есть «Священным писанием родноверов». Общины родноверов действовали на Украине с начала 1990-х годов; зарегистрированы с начала 2000-х годов.

Роман Николаев (волхв Богумир), возглавлявший общину «Родового огоня родной православной веры» в Хмельницком , в 2016 году заявил об уходе в связи с «отсутствием чётких проукраинских государственных позиций» у верховного волхва Куровского. Затем, заняв пост директора департамента образования Хмельницкого, Николаев добился запрета на преподавание русского языка в местных школах .

Демография

Молитва в организации «Родовой огонь родной православной веры»

Историк и этнолог В. А. Шнирельман выделяет в мировом неоязычестве два потока — умозрительное неоязычество, распространённое среди городской интеллигенции, потерявшей всякую связь с традицией и подлинно народной культурой, и возрождение народной религии в селе, где нередко можно проследить непрерывную линию преемственности, идущую из прошлого. По его мнению «первое, безусловно, господствует у русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей и армян, где можно смело говорить об „изобретении традиции“» .

В 2005 году Адриан Ивахив писал, что на Украине, вероятно, было от 5 до 10 тысяч родноверов . Он также отметил, что с начала и середины 1990-х годов в стране имел место существенный рост этого показателя . Другие социологи подсчитали, что в те же годы украинских родноверов было более 90 000 человек (0,2% от общей численности населения) .

В 2008 году газета «Дело» оценивала численность адептов РУН-веры до 500 человек, а перехватившего у неё лидерство объединения «Родовой огонь родной православной веры» — до 1,5 тысяч человек, «Объединения родноверов Украины» (ОРУ) на начало 2008 года — 1 тысячи человек .

В 2013 году секретарь отделения религиоведения Института философии Национальной академии наук Украины Дмитрий Базик оценивал численность родноверов на Украине в 5—10 тысяч человек .

По данным Министерства культуры Украины , на 1 января 2018 года из 32 506 действующих зарегистрированных религиозных организаций Украины 136 (0,42 %) принадлежали к новым религиозным организациям языческого направления, в том числе 74 — к РУН-вере, 22 — к «Родовому огню Родной православной веры», 6 — к Церкви украинских язычников, 5 — к ОРУ, 33 — к прочим .

Ивахив отмечал, что средний возраст украинских родоверов был старше среднего возраста неоязычников на Западе , а также писал, что «основной базой» религии являются «национально ориентированные этнические украинцы с уровнем образования выше среднего» . Он заметил, что родноверские общины частично пересекаются с другими группами, такими как группы возрождения народной и традиционной музыки, казачьи объединения, группы традиционных боевых искусств, а также националистические и ультранационалистические организации . Он добавил, что родноверие остаётся «относительно небольшой нишей в украинской религиозной культуре» и сталкивается с неоднозначной реакцией в стране . Устоявшиеся украинские православные и римско-католические группы относятся к родноверию с тревогой и враждебностью , тогда как образованные и интеллектуальные классы страны склонны рассматривать его как маргинальную часть ультраконсервативного движения, в котором присутствует антисемитизм и ксенофобия .

В глобальной украинской диаспоре было отмечено значительное сокращение числа последователей РУН-веры . Это произошло из-за неспособности организаций привлечь достаточное количество молодежи . С другой стороны, украинская организация «Родовой огонь родной православной веры» создала группы как в Молдавии, так и в Германии . На Украине, как и в России, родноверие очень популярно среди казаков, а его разновидность, , связана с «возрождением» скифской идентичности .

Течения и объединения

Символ РУН-веры
Обряд РУН-веры в киевском храме

В настоящее время в украинском родноверии существует несколько объединений и течений :

  • РУН-вера . На Украине первая община РУН-веры была зарегистрирована в сентябре 1991 года. В 1992 зарегистрировано объединение «Церковь Верных Родной Украинской Вере (РУНВера)» в качестве особой конгрегации . На Украине зарегистрировано 49 общин, но часть из них не действует. РУН-вера доминирует в родноверии в украинской диаспоре США и Канады, где имеется храм Матери Украины в (англ.) (Нью-Йорк, США) . Различные конгрегации РУН-веры существуют в рамках украинской диаспоры в Австралии, Канаде, Великобритании и США .
  • «Русское православное коло». Община в Запорожье . В 2000 году отделилась от РУН-веры .
  • «Объединение родноверов Украины» (ОРУ). Лидер Галина Лозко (Зореслава) . Создано в 1998 году как зонтичная организация. В 2001 году ОРУ было официально зарегистрировано как языческая религиозная организация. ОРУ включает в себя ряд местных общин и предприняло попытку установить регулярные календарные праздники. Принимало активное участие в неоязыческой межконфессиональной деятельности Европейского конгресса этнических религий .
  • «Собор родной украинской веры». Лидер Орий (Олег) Безверхий. Регистрация в 2000 году. 12 общин.
  • «Русский православный круг». Верховный волхв Святовит Пашник. Регистрация в 2007 году. 8 общин, 7 групп.
  • Славянское духовное движение «Великий Огонь». Лидер Геннадий Николаевич Боценюк (Князь Огин). Действует с 1990 года в Житомире , имеет ряд общин в других регионах Украины, регистрация в 1992 году. 10 общин.
  • «Родовой огонь родной православной веры» ( укр. Родове вогнище рідної православної віри ). Верховный волхв Владимир Куровский. Возник в 2004 году. Придерживается позиций панславизма , открыты общины также в России и Белоруссии. Учение включает идею развития экстрасенсорных способностей и близко к индийскому ведизму.

По состоянию на 2016 год на Украине действовал ряд российских славянских неоязыческих организаций, их отделений или общин, включая славяно-горицкую борьбу , петербургское объединение « Схорон еж словен », ССО СРВ , « Велесов круг » .

«Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов» (инглиизм) , возникшая в Омске, Россия, активно действует на Украине , в частности, в Одессе . Заметным распространителем идей инглиизма на Украине был Владимир Куровский, который способствовал созданию фильмов «Игры Богов» .

Триполье

В среде неоязычников получила популярность трипольская археологическая культура энеолита и раннего бронзового века. Различные неоязыческие авторы утверждают, что украинцы существовали как народ и имели высокую культуру и государственность задолго до Киевской Руси. Для доказательства этого делаются попытки отождествить украинцев со скифами или более древними народами, вплоть до представителей трипольской культуры или, в некоторых случаях, людей палеолита, что изображает украинцев древнейшим народом Европы. Ряд этих авторов отождествляет этих предков с « арийцами » («трипольцам-ориям»). Другие конструируют двухчленную модель возникновения украинского этноса как результат смешения местных «хлеборобов-трипольцев» и пришлых «степняков-арийцев». Идея происхождения украинцев от трипольцев поддерживалась Львом Силенко , основателем украинского неоязыческого движения РУН-вера . Сторонником идеи был советский украинский писатель Сергей Плачинда , один из последователей Силенко, разделявший также идею докириллической «трипольской» письменности. Журналист, кандидат филологических наук В. А. Довгич , развивавший неоязыческие идеи, утверждал, что Поднепровье было родиной «арийских» народов, а украинцы являются автохтонным населением по меньшей мере с трипольской эпохи, когда они изобрели письменность . Бывший археолог Юрий Шилов , также развивающий неоязыческие идеи, рассматривал Украину как «Великую Оратанию». По его мнению, в трипольское время на Украине возникло «арийское государство», «сами трипольцы называли свою страну Араттой » и именно оттуда «вели свой род шумерские цари» . На Украине Шилов считается национальным героем, и на его родине ему поставлен памятник. Политэкономист (укр.) , популяризировавший взгляды Силенко и Шилова, ведёт генеалогию украинцев от «ариев», а «триполизм» объявил «украинским архетипом» .

Примечания

  1. Оценка секретаря отделения религиоведения Института философии Национальной академии наук Украины Дмитрия Базика // Сегодня . 7 июля 2013.
  2. , p.  1189.
  3. , с. 12.
  4. .
  5. , pp. 46–48.
  6. , pp. 112—127.
  7. , pp. 128–145.
  8. , p. 11.
  9. .
  10. , Родная вера, с. 223.
  11. , p. 12.
  12. , РУНВера, с. 231—234.
  13. .
  14. , p. 208.
  15. .
  16. .
  17. , p. 41.
  18. , p. 42.
  19. , p. 22.
  20. , pp. 128—145.
  21. , p. 234.
  22. , pp. 228—229.
  23. , p. 229.
  24. от 22 августа 2022 на Wayback Machine // Life . 22 октября 2017.
  25. , с. 168.
  26. , p. 224.
  27. , p. 209.
  28. от 22 августа 2022 на Wayback Machine .
  29. Министерство культуры Украины , 1 января 2018 года.
  30. , p. 231.
  31. , pp. 233—234.
  32. , p. 136.
  33. , p. 148.
  34. , p. 140.
  35. , pp. 275—276.
  36. , с. 130—143.
  37. .
  38. , pp. 7—38.
  39. , с. 234.
  40. , РУНВера, с. 233.
  41. от 22 августа 2022 на Wayback Machine // Life . 21 июня 2016.
  42. , гл. 4.5. Славянская народная религия (родноверие).
  43. , p. 51.
  44. . Дата обращения: 22 августа 2022. 6 января 2022 года.
  45. .

Литература

на русском языке
на других языках
  • Iванченко Р. П. Історія без міфів. Бесіди з історії української державності. — Київ: Український письменник, 1996.
  • Отрощенко В. Міфологізація етногенезу українців // Новітні міфи та фальшивки про походження українців: збірник статей. — К. : Темпора, 2008. — С. 24—65 .
  • Сморжевська Оксана. . — Київ: Видавець Олег Філюк, 2016. — 198 с.
  • Aitamurto, Kaarina (2008). "Egalitarian Utopias and Conservative Politics: Veche as a Societal Ideal within Rodnoverie Movement". Axis Mundi: Slovak Journal for the Study of Religions . 3 : 2—11. {{ cite journal }} : templatestyles stripmarker в |author= на позиции 1 ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) ( ссылка )
  • Aitamurto K. Paganism, Traditionalism, Nationalism: Narratives of Russian Rodnoverie (англ.) . — L.; NY: Routledge , 2016. — 232 p. — (Studies in Contemporary Russia). — ISBN 978-1472460271 .
  • Gajda A. Romanticism and the Rise of Neopaganism in Nineteenth-Century Central and Eastern Europe: The Polish Case // Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe (англ.) / K. Aitamurto & S. Simpson (eds.). — Durham: Acumen, 2013. — P. 44—61. — x+358 p. — (Studies in Contemporary and Historical Paganism). — ISBN 978-1-84465-662-2 .
  • Indigenous religions. «Русь Языческая»: этническая религиозность в России и Украине XX—XXI вв / Сост. и общ. ред. Р. В. Шиженский . — Нижний Новгород: НГПУ , 2010. — 234 с.
  • Ivakhiv, Adrian. // Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions. — 2005a. — № 8 (3) . — С. 7—38 . — doi : .
  • Ivakhiv, Adrian. // Strmiska, Michael F. Modern Paganism in World Cultures. — Santa Barbara, California: ABC-CLIO, 2005b. — № 8 (3) . — С. 7—38 . — ISBN 978-1-85109-608-4 .
  • Ivakhiv, Adrian. Neo-Paganism in Ukraine // The Encyclopedia of Religion and Nature, . Continuum. / Taylor, Bron. — 2006. — ISBN 9780199754670 .
  • Lesiv, Mariya. The Return of Ancestral Gods: Modern Ukrainian Paganism as an Alternative Vision for a Nation // McGill-Queen's Studies in the History of Religion. 2. — McGill-Queen's Press — MQUP, 2013a. — № 8 (3) . — С. 7—38 . — ISBN 978-0773589667 .
  • Lesiv, Mariya. Ukrainian Paganism and Syncretism: "This Is Indeed Ours!" // Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe (англ.) / K. Aitamurto & S. Simpson (eds.). — Durham: Acumen, 2013b. — P. 128—145. — x+358 p. — (Studies in Contemporary and Historical Paganism). — ISBN 978-1-84465-662-2 .
  • Lesiv, Mariya. Blood Brothers or Blood Enemies: Ukrainian Pagans' Beliefs and Responses to the Ukraine-Russia Crisis // Cosmopolitanism, Nationalism, and Modern Paganism / Kathryn Rountree. — New York : Palgrave Macmillan, 2017. — P. 133—156. — ISBN 9781137570406 .
  • Pilkington H.; Popov A. // In George McKay (ed.). Subcultures and New Religious Movements in Russia and East-Central Europe (англ.) . — Peter Lang, 2009. — 282 p. — ISBN 9783039119219 .
  • Simpson S. Polish Rodzimowierstwo: Strategies for (Re)constructing a Movement // Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe (англ.) / K. Aitamurto & S. Simpson (eds.). — Durham: Acumen, 2013. — P. 112—127. — x+358 p. — (Studies in Contemporary and Historical Paganism). — ISBN 978-1-84465-662-2 .
  • Shnirelman V. A. (англ.) // (англ.) . — 2002. — Vol. 17. — P. 197—211. — doi : .
Источник —

Same as Славянское неоязычество на Украине