Interested Article - Велс (мифология)
- 2021-05-05
- 1
|
В этой статье
проблемы с адекватностью изложения
маргинальных теорий
.
|
Велс ( латыш. Vels , лит. Veliona «Виелона») — в балтийской мифологии бог загробного мира и покровитель скота . Рассматривается как отдельное божество В. В. Ивановым и В. Н. Топоровым в статьях энциклопедии « Мифы народов мира » . Все другие известные исследователи, а также сами Иванов и Топоров в их предыдущих работах, считали, что «Велс» — это лишь одна из множества огласовок имени бога Велняса ; также не существует исторических источников, что в литовской мифологии существовало два различных бога с корнем «*uel-(n)-» в имени, которые были настолько схожи и одновременно являлись противниками Перкунаса .
Описание
Согласно сообщениям учёных XVI ( Я. Ласицкий ) и XVII ( Г. Стендер , П. Эйнхорн ) веков, Велс (у Ласицкого — польск. Vielona , Виелона) был богом мёртвых, богом душ и богом, связанным со скотом и другими животными . Ему приносили жертвы, чтобы он «пас» души умерших (ср. лит. vele «душа»). Велсу были посвящены дни мёртвых и месяц октябрь (ср. Дмитриевская суббота у восточных славян). По мнению В. В. Иванова и В. Н. Топорова, «связь Велса со скотом очевидна в ритуале литовского праздника скерстувес , когда совершалось заклание свиньи и произносилось приглашение Виелоне — Езагулису прийти за стол с мёртвыми и принять участие в поминальной трапезе». Авторы сравнивают этот обычай с белорусским обычаем приглашать в осеннее время « дедов » к столу .
Теория Иванова и Топорова
По мнению В. Н. Топорова и Вяч. Вс. Иванова , авторов теории основного мифа , Велс соответствует образам славянского «скотьего бога» Велеса , и древнеиндийским демонам Вала , Вритра — противникам громовержца ( Перуна , Индры ) . В рамках данной концепции, имена всех этих божеств восходят к пра-и.е. *uel- .
Примечания
- ↑ , с. 229.
-
*
Иванов В. В.
,
Топоров В. Н.
. —
М.
:
Наука
, 1974.
1 октября 2020 года.
— «Форма „Vielona“ представляет собой передачу основы с элементом -n- в литовском velnias. Наряду с ней в качестве имени бога встречается и основа без -n-» (стр.67). « … обряд поминовения усопших (лтш. Velu, лит. Velinas), имя бога или демона (лтш. Vielona, Vels, лит. Velnias)» (стр.68). «Роль огня по отношению к балтийскому божеству *Vel-(n)- …» (стр.69).
- Гимбутас М. The Lithuanian god Velnias // / под ред. Gerald J. Larson. — University of California Press, 1974. — С. 87 . — ISBN 0520023781 , 9780520023789 . . — С. 87, Велс или Велас — это краткая форма от Велняс. («The standard Lithuanian Vélnias, the more ancient Vélenas or Vélinas which still exists in some dialects and a short form Velas or Véls, is now a term for ‘devil.’»)
- Jakobson R. // Stephen Rudy, Linda R. Waugh Roman Jakobson: Selected Writings. Volume VII: Contributions to Comparative Mythology, 1972-1982. — Walter de Gruyter, 1985. — Vol. VII. — P. 33—48. — ISBN 3110855461 . (англ.) — с. 39, 46. — про -n- суффикс в синонимах.
- Витцель М. от 15 апреля 2015 на Wayback Machine — с. 149 — «Slav. Veles (Lithuanian Velinas, Velnias; Latvian Vels)»
- , с. 121.
- , с. 228.
- Топоров В. Н. Ещё раз о Велесе-Волосе в контексте «основного мифа» // от 24 сентября 2015 на Wayback Machine М.: Наука , 1983. С. 50.
- , с. 67—69 и др..
Литература
-
Иванов В. В., Топоров В. Н.
Велс //
Мифы народов мира
/ Гл. редактор
С. А. Токарев
. —
М.
:
Советская энциклопедия
, 1987. —
Т. 1 А—К
. —
С. 228—229
.
- Иванов В. В. , Топоров В. Н. // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — С. 121 . — ISBN 5-85270-032-0 .
- 2021-05-05
- 1