Interested Article - Власий Севастийский
- 2020-01-25
- 1
Вла́сий Севасти́йский ( греч. Άγιος Βλάσιος ; ум. ок. 316 ) — христианский святой , почитаемый в лике священномучеников , епископ города Севастия в римской провинции Каппадокия в Малой Армении (ныне Сивас ).
Жизнеописание
Согласно Деяниям Святых , священномученик Власий жил в городе Севастии , который при императоре Диоклетиане стал административным центром провинции Малая Армения . Согласно житию и акафисту , Власий с юности отличался благочестивой жизнью, был врачом и по просьбе жителей был поставлен севастийским епископом. Во время Великого гонения при императоре Диоклетиане Власий утешал христиан, посещал мучеников в темницах; в частности, житие повествует о посещении им святого .
Гонения, которые продолжил Лициний , принудили Власия и других христиан города укрыться в горах Аргоса , где епископ поддерживал и утешал гонимых. Преследования продолжались, и однажды местный правитель Агрикола приказал ловчим собрать как можно больше диких животных для истязания христиан . Ловчие заметили странное скопление разных зверей около одной пещеры. Зайдя в неё, они увидели Власия, совершавшего молитвенный подвиг, находившегося как бы в каком-то чертоге. Животные ждали, когда святой по обыкновению выйдет, чтобы благословить и исцелить их. Вернувшись назад, слуги Агриколы сообщили правителю об этом, и он приказал привести Власия к нему. Когда ловчие вернулись и приказали Власию выйти, он с радостью вышел, сказав, что этой ночью Господь трижды призвал его. На пути к Севастии Власий стал совершать разные чудеса, призывая Имя Христово. Он исцелял людей и помогал всем, чем мог. У одной женщины был единственный сын, у которого во время еды рыбья кость засела в горле, и он был при смерти. Помолившись Богу, Власий вытащил кость и спас её сына. На пути пришла к нему бедная вдова, у которой волк утащил единственного поросёнка. Святой успокоил её и, сказав, что с её поросёнком всё будет хорошо, велел идти домой. Она вернулась домой, и через некоторое время волк в зубах принёс живого поросёнка обратно к вдове. В Севастии святой подвергся жесточайшим пыткам, которыми местный правитель пытался сломать его веру и обратить в язычество .
Удивляясь вере святого, вдова заколола своего поросёнка, сварила его и, собрав овощи и семена, отнесла их Власию в темницу, где он был взаперти. Власий принял скромный дар, вкусив пищи, и сказал следующие слова:
Женщина, таким образом совершай каждый год мою память, тогда ничто из нужного в доме твоём не оскудеет; если же кто другой уподобится тебе и будет совершать мою память, тот получит в изобилии дары Божии и благословение Господа пребудет на нём во всё время его жизни.
Агрикола велел привязать святого к дереву и строгать его тело железными гребнями для чесания шерсти, однако Власий остался верен Христу. Видя страдания святого, семь благочестивых жён последовали за ним, собрали капли его крови, помазались ими и были взяты воинами Агриколы. Он предложил им принести жертвы языческим богам, но они, взяв идолы , бросили их в глубину Севастийского озера. Правитель велел подвергнуть их жестоким пыткам и затем отсечь головы мечом. Одна из жён поручила двоих своих сыновей попечению Власия, когда те сказали, что хотят наследовать Царствие Божие .
Через некоторое время правитель Севастии снова попытался склонить святого к язычеству, а когда Власий отказался, то пригрозил бросить его в Севастийское озеро, но святой ответил, что Христос избавит его и явит Свою силу. Перекрестив воду, Власий сошёл на озеро и стал ходить по воде. Сев посередине озера, он предложил слугам правителя, призвав своих богов, сделать то же. Язычники сошли в озеро и сразу утонули.
После этого ангел призвал священномученика Власия словами:
Исполненный Божией благодати архиерей, сойди с воды и восприми венец, уготованный тебе от Бога.
Ступив на землю, Власий стал укорять нечестивого правителя. Агрикола приговорил священномученика и двоих наставляемых им отроков к смерти усекновением меча. Перед казнью святой помолился Богу о прощении своих и людских грехов, а также о даровании помощи всем, кто будет поминать его. В этот момент, согласно житию, на него сошло светлое облако, из которого послышался голос:
Все прошения твои исполню, возлюбленный мой подвижник.
По преданию, тело святого Власия погребла с почестями благочестивая женщина по имени Елисса на месте казни святого. У гроба святого, по преданию, происходили исцеления христиан. Святой Власий Севастийский принял мученическую смерть около 316 года.
Почитание святого Власия
Святой Власий почитается в православной (память 11 февраля по юлианскому календарю ) и католической (память 3 февраля ) церквях.
Мощи святого находились в Севастии, но во времена иконоборчества в 732 году были перенесены в итальянский город Маратею , святым покровителем которого Власий считается до сих пор. Оттуда частицы мощей Власия были перенесены во многие храмы в разных странах Европы. Особо почитается святой Власий в хорватском Дубровнике , где в его честь освящён храм (там находится голова святого). По преданию, святой в 971 году явился жителями города и предупредил их о нападении врагов. Также святой Власий изображён на флаге Дубровника .
В Киевской Руси первый храм, посвящённый святому Власию, был заложен князем Владимиром сразу после Крещения Руси на Подоле . В нём находилась особо чтимая икона святого с частицей его мощей. Храм просуществовал до XVI века. Сейчас на его месте находится Введенская церковь , один из престолов которой освящён в честь Власия Севастийского. К 1111 году относится первое упоминание храма Власия Севастийского в Новгороде ; здание, которое сейчас находится на этом месте, было построено в 1407 году. В Москве на Арбате в XVII веке был построен каменный Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе . В Ярославле в 1714 году был освящён храм во имя святого Власия Севастийского .
В католической традиции святой Власий Севастийский относится к «четырнадцати святым помощникам». Согласно преданию, он обладает особой благодатью Божией при врачевании болезней горла, предупреждении подавления пищей (впервые эти представления зафиксированы в VI веке в Византии). Власий считается также покровителем домашних и диких животных, так как, согласно житию, он благословлял и исцелял приходивших к нему зверей.
В честь священномученика Власия названы многие города и селения в Европе. Имя святого популярно во Франции, Италии и славянских странах.
В православной традиции святой Власий Севастийский обычно изображается старцем с длинной бородой в омофоре и со Святым Писанием в руках. Католическая иконография изображает Святого Власия в митре , паллии , с епископским посохом и двумя скрещёнными свечами.
В славянской традиции
В славянской народной традиции святой Власий — покровитель скота , «отмыкающий у коров молоко» в конце зимы . Традиционные представления о святом Власии восходят к образу славянского скотьего бога Велеса . Соединению образов языческого божества и христианского святого в народном сознании, вероятно, способствовала звуковая близость их имён. На Руси с принятием христианства на местах языческого поклонения Велесу часто воздвигались церкви святого Власия . По мнению русского и финского филолога Вильо Мансикки , польского академика Генрика Ловмянского и др., наоборот, сам Велес представляет собой мифологизированный образ святого Власия, заимствованный восточными славянами-язычниками из христианской Болгарии .
Согласно житию, во время гонений на христиан при римском императоре Лицинии , святой Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всём подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. Мотив покровительства скоту отражён в иконографии святого Власия. Его иногда изображали на белом коне в окружении лошадей, коров и овец или только рогатого скота. В славянской народной традиции святого Власия звали «коровьим богом», а день его памяти — «коровьим праздником» . В Новгороде во Власьев день к его образу приносили коровье масло. У белорусов в день святого Власия («конское свято») объезжали молодых лошадей и устраивали особую трапезу. По северноукраинским представлениям, Власий «завидуе рогатою скотыною». В Сибири праздновали день святого Власия как покровителя домашнего скота. В восточной Сербии (Буджак) Власьев день считался праздником волов и рогатого скота ( серб. говеђа слава ), в этот день не запрягали волов .
Если Власьев день совпадал с Масленичным днём , тогда про этот день говорили: «На Аўласа бяры каўшом масла» (белорус.) — На Власа бери ковшом масла. «Скотий бог сшибает с зимы рог» , а на Онисима-овчарника 15 (28) февраля , «зима становится безрогой» .
См. также
Примечания
- Позже запечатлённый на картине Николая Рериха
- ↑ , с. 383.
- Кляус В. Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. — М. , 1997. — С. 197. — 464 с.
- Мадлевская Е. Л. // Русская мифология. Энциклопедия. — Эксмо, Мидгард, 2005. — С. 676. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-6 .
- «Главным же новшеством с этой точки зрения в настоящем договоре было обращение к Волосу, „скотьему богу“, интерпретация которого доставляла исследователям немало проблем по причине схожести имени и функции этого бога со святым Власием (греч. Βλάσιος; болг. Влас, рус. Влас, Власий, Волос). Многие исследователи, начиная с Каченовского и Миклосича, видели в культе этого божка кальку св. Власия из Каппадокии, который в 316 году принял мученическую смерть и считался покровителем скота. Другие с этим не соглашались. Так, Нидерле утверждал, что на Руси существовал собственный культ Велеса, как он считал, домашнего бога и покровителя скота, и этот его атрибут был перенесен на святого Власия. Это предположение не согласуется с фактом, что св. Власий почитался именно как покровитель скота также и в странах Западной Европы и в Византии, а потому эта функция покровителя не могла ему достаться от Велеса, о роли которого в отношении скота ничего, впрочем, не говорят источники. <…> Действительно, с точки зрения исключительного монотеизма может показаться непонятным явление заимствования гетерогенных элементов почитания, но с позиции происхождения политеизма, когда при множестве собственных предметов культа проявлялась толерантность к чужим богам, восприятие божеств было скорее закономерным явлением, подтвержденным также и в различных индоевропейских религиях, начиная от хетитов, которые методом заимствований в сфере „плодородного полумесяца“ сформировали для себя огромный пантеон. Иноземные образцы были авторитетны при формировании греческого, римского и, как нам представляется, германского политеизма. Нет основания видеть в славянах исключение в сфере религиозного культа. <…> В этой ситуации сонм христианских святых мог служить неиссякаемым источником образцов для зарождающегося славянского политеизма, и если эту функцию он не осуществил в более широком масштабе, то только по причине быстрой победы христианства как целостной системы. Однако спорадично происходили случаи передачи язычникам отдельных христианских святых, которые превращались в богов. Более поздний, но хорошо задокументированный пример подобного переноса на угро-финскую почву представляет св. Николай, почитаемый юграми как Микола-тор, то есть бог Микола, которому приносят в жертву северных оленей и коней. Мансикка не сомневался, что святой Власий в форме болгарского Власа был воспринят Русью как „Волос — скотий бог“. С этой точкой зрения стоит согласиться». Генрик Ловмянский , «Религия славян и её упадок (VI—XII вв.)». / Перевод с польского М. В. Ковальковой. — СПб.: Академический проект, 2003. — 512 с. — ISBN 5-7331-0045-1 . С. 88-90.
- Васілевіч Ул. А. (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А. С.. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года.
- Грушко Е. А. Энциклопедия русских примет. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 158. — 432 с. — ISBN 5-04-004217-5 .
- Лаврентьева Л. С , Смирнов Ю. И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. — СПб. : Паритет, 2004. — 448 с. — ISBN 5-93437-117-7 .
Литература
- // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. VI: Февраль, День 11.
- Власий / Толстой H. И. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 383–384. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- Бугаевская Л. А., Жаворонков П. И., Турилов А. А., Шевченко Э. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие ». — С. 102-107. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3 .
Ссылки
- 2020-01-25
- 1